MY.UAСтатьи
Дайджест программ украинского авиастроения
Дайджест программ украинского авиастроения

Дайджест программ украинского авиастроения

Михаил Просянник
14:00 12.12.2017

Дайджест программ украинского авиастроения

А тема с авиастроением зашла! Поэтому автор подготовил для вас краткий обзор всех существующих программ в этой отрасли. Кстати, всё плохо.

После выхода предыдущей статьи было много вопросов: мол, а что же дальше? Как будет развиваться украинское авиастроение? Что впереди — зрада или перемога? Перед тем как начать всматриваться в нечёткие силуэты будущего сквозь хрустальный шар, стоит оглянуться вокруг и посмотреть, что есть сейчас.

Прямо сейчас всё плохо. Это если кратко.

Украинские самолёты состояли из российских комплектующих на 50-70%. Часть комплектующих уникальна, то есть замены на мировом рынке нет. Создание на своих предприятиях аналогов российских деталей требует технического перевооружения, а на это нет денег.

Плюс есть проблемы с интеллектуальными правами. Финансированием постройки новых гражданских самолётов занималась российская лизинговая компания. Часть работников сманили обещанием высокой зарплаты в Воронеж. Толковые молодые конструкторы уезжают в Европу и Америку работать на Airbus и Boeing. Это если говорить о киевском заводе Антонова. В Харькове всё ещё хуже. Долг по зарплате 150 миллионов гривен, больше девяти месяцев на заводе не было централизованной подачи света и воды. Завод занимается обслуживанием ранее выпущенных самолетов, то есть работают только два цеха из всего завода. Ну и заказ на гусеницы для БМП получил ещё.

Теперь перейдём к обзору текущих проектов.

Ан-225 «Мрия». Источник заслуженной гордости за наше авиастроение. Самолёт с самым большим взлётным весом из когда-либо созданных. С советских времён на заводе остался фюзеляж от второго самолёта.

Двигатели к нему производит запорожский Мотор Сич. Поскольку авионика на его борту все равно устарела, её и так нужно было бы обновлять. Технологически самолёт можно достроить за 3-5 лет и приблизительно 400 миллионов долларов (стоимость примерно 200 танков «Оплот» или 1000 БТР-4Е). Главная проблема этого самолёта… правильно, он никому не нужен. Он создавался для космической программы СССР, и схожих по масштабу задач для него просто нет. Сейчас Ан-225 летает в год 3-4 раза. Нет необходимой загрузки, а из-за 6 двигателей расход топлива выходит очень большой. Тут нужно напомнить, что лётную годность этому самолёту восстанавливали из соображений престижа, когда Airbus начал заявлять, что А-380 самый большой самолет из ныне летающих.

Единственной страной, у которой теоретически может возникнуть потребность в таком самолёте, является Китай. По слухам, там реализуется амбициозная программа постройки своего многоразового космического челнока. Для его транспортировки может понадобиться Ан-225 — это та задача, для которой он создавался. В прошлом году была новость о заключении договора на достройку этого самолёта с компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC). В этом году приезжала делегация во главе с вице-премьером, также в китайских новостях выходил сюжет о начале реализации этого проекта с 2019 года. Но если говорить о текущем моменте, то ничего не делается, так как никаких денег перечислено не было.

Ан-124 «Руслан». Без преувеличения, кормилец украинского авиапрома. Это основной самолёт авиакомпании «Авиалинии Антонова». Благодаря ему всё ещё существует конструкторское бюро, завод и надежда на будущее. Это самолёт, который зарабатывает деньги грузовыми перевозками. Несмотря на всё это, новых самолётов производиться не будет. Самолёт строился в тесной кооперации с Ульяновским авиастроительным заводом «Авиастар». Там выпускался один из ключевых элементов — центроплан, к которому стыковались консоли крыла. Для его доставки в Киев существовал специальный самолет на базе Ан-22 «Антей». Сейчас этот самолёт находится в музее в Германии.

До 2014 года был проект возобновления строительства этих самолётов, но сейчас такая тесная кооперация невозможна. Проект даже вошёл в список 10 проектов, которые могут быть реализованы с Россией, предложенных кабинетом Азарова как альтернатива евроассоциации в 2013 году. Также основным заказчиком нового самолёта должны были стать министерство обороны РФ и российская авиакомпания «Волга-Днепр». Поставка оборудования военного и двойного назначения в Россию запрещена, кроме того, «Волга-Днепр» потеряла контракт на перевозку грузов для НАТО, а это основной заказчик. Потребности в новых самолётах теперь у неё нет. Так что самолеты летать ещё будут, но новых мы не увидим.

Ан-70. Самолет с выдающимися взлётно-посадочными характеристиками. Создавался по заказу ВДВ СССР, благодаря чему может принимать на борт всю номенклатуру советской техники. До появления А400М Атлас от Airbus не имел аналогов. Очень бы пригодился ВВС Украины, так как Ил-76 практически исчерпали свой ресурс, и их лётную годность продлевают каждый год. Плюс он менее требователен к длине ВВП.

Сейчас летает один экземпляр. Официально он принят на вооружение, но заказов на строительство новых самолётов нет. Как и Ан-124, входил в 10 проектов, предложенных к реализации совместно с Россией. Министерство обороны РФ должно было стать основным заказчиком самолётов. Сейчас оно имеет наглость судиться за возврат денег, потраченных на реализацию проекта и претендует на 50% интеллектуальных прав. У этого самолёта есть ключевой элемент, во многом обеспечивающий его выдающиеся характеристики — это винтовентилятор СВ-27 производства российского завода «Аэросила». Всего в стоимостном выражении самолёт состоит из российских деталей на 70%. Официально проект закрыт. Но на недавней авиавыставке в ОАЭ было объявлено о существовании проекта самолёта Ан-77, который является модернизированной версией Ан-70, только без российских деталей.

Ан-188. Проект скрещивания жабы с гадюкой. Фюзеляж от Ан-70 и четыре двигателя от Ан-178. В рамках реализации проекта Ан-70 успели заготовить несколько фюзеляжей. Разрезать на металл их жалко, реализовать в виде готового самолёта не получается из-за недоступности комплектующих из России. Решили вывернуться. Проект презентовали в 2015 году на выставке Ле-Бурже.

Представители России заявили, что так как они вкладывали деньги в Ан-70, они претендуют на 50% интеллектуальных прав, и без их разрешения такой самолёт строить нельзя. Дальнейшей информации о проекте нет. Но вероятность его реализации сомнительна. В таком виде самолёт теряет свои основные преимущества и становится очень заурядным транспортником, ориентированным, скорее, на гражданский рынок.

Ан-178. Красивый и очень спорный самолёт. По задумке конструкторов, он должен прийти на смену старичкам Ан-12. Но при этом самолёт имеет меньшую на 4 тонны грузоподъемность и главное — более узкую грузовую кабину, что мешает погрузке на самолёт военной техники. Такие параметры конструкторы оправдывают проведенными исследованиями рынка и ориентацией нового самолёта на перевозку коммерческих грузов в контейнерах и поддонах, а не на военное применение. На самом деле параметры самолета вынужденные. Как это не раз случалось в истории КБ Антонова, пассажирский самолёт превратился в рамповый грузовик. Так было с пассажирским Ан-10 «Украина», который преобразился в Ан-12, так было с Ан-24, на основе которого создали Ан-26. Такая же метаморфоза произошла с Ан-158, превратившимся в Ан-178. Перефразируя старый анекдот, что бы КБ Антонова ни делало, выходит рамповый грузовик.

Сейчас самолёт проходит испытания. Интерес к нему проявили грузовая авиакомпания Silk Way из Азербайджана и китайские компании A-star и Hong Kong Leyuan Communication Technology Investments Group Limited. Также с проектом ознакамливались представители Индии, которые ищут замену российскому проекту МТА. Самолет предлагался Ираку как компенсация за сорванный контракт на поставку БТР-4Е, и представители Кувейта выражали заинтересованность. Все, кто выражал интерес к новому самолёту, хотели организовывать их сборку на своих заводах. Покупать готовые самолёты практически никто не хочет. Прежде чем первые самолёты могут быть поставлены заказчикам, на них нужно избавиться от деталей из России, а именно вспомогательной силовой установки, стоек шасси, гидравлики, авионики и системы управления. Проще говоря, сейчас украинскими являются фюзеляж, крылья и двигатели. Война оставила самолёт не только без запчастей, но и без имени. КБ Антонова решило провести открытый конкурс на название нового самолёта. Среди поклонников авиации очень популярным было имя «Дельфин», на которого походит новый самолет. Но поскольку голосование проходило в интернете, победило имя Степан Бандера. Отдел маркетинга решил, что рисковать будущим проекта только для того, чтобы потроллить россиян с поляками, не стоит, и Ан-178 остался без личного имени. Одним из вариантов реализации проекта без замены всех деталей стала схема с организацией совместного с немецким юрлицом предприятия в Германии, которое позволяет обойти санкции на поставку оборудования между Россией и Украиной. Для создания этого предприятия даже принимался отдельный закон.

Ан-148/Ан-158. Пассажирский региональный самолёт, сборка которого была организована в Киеве и Воронеже. После отказа от реализации проекта Ту-334 должен был занять его нишу, но решение России сделать ставку на SSJ поставило крест на планах замены старых региональных самолётов на новый Ан. Зато он пришёлся ко двору у министерства обороны РФ, которое заказало 15 машин, так как оказался более «русским», чем содержащий множество иностранных комплектующих SSJ.

Несмотря на запрет на поставки комплектующих военного назначения из Украины в Россию, сборка этих самолётов в Воронеже продолжается. Министерство обороны Украины также решило заказать три самолета этого типа. После чего сразу же разразился скандал. Они должны были прийти на смену Ту-134, которые использует для деловых полётов министр обороны и начальник генштаба. Это не понравилось общественности, которая потребовала собирать самолеты в санитарной модификации. Заказ изменили на один самолёт в штабной версии, один в санитарной и один в морской патрульной. Но денег выделено не было, так как они должны были поступить от спецконфискации, а средств от неё оказалось недостаточно. Так что пока самолёты в Украине не производятся.

По номенклатуре запчастей из России у этих самолётов ситуация примерно как у Ан-178. Была попытка организовать производство стоек шасси на Южмаше в Днепре, но, несмотря на выделение денег, контракт был сорван.

Ан-132. Тактический военно-транспортный самолёт, созданный по заказу Саудовской Аравии. Сейчас в Саудовской Аравии реализуется амбициозная программа отказа от углеводородов как основного источника наполнения бюджета. Называется «Видение 2030». В рамках этой программы было решено создать производство самолётов. Единственной компанией, которая согласилась создать самолёт и передать все права на него арабам, оказалось КБ Антонова. Для реализации проекта взяли старый фюзеляж от Ан-32 и модернизировали его для установки современного западного оборудования и двигателей. Список запчастей и партнёров для реализации проекта определял заказчик.

Проект очень важный и чуть ли не единственная возможность заново построить производственные цепочки и выйти на международный рынок. Планы огромны: строительство до 200 самолётов. Но эти самолеты будут собираться в Саудовской Аравии, а завод Антонова будет лишь поставщиком запчастей и базой для обучения персонала. На момент начала реализации проекта на заводе находилось 4 недостроенных фюзеляжа от Ан-32. Было бы успехом, если бы все их преобразовали в Ан-132. Существует и конспирологическая теория, почему Саудовская Аравия выбрала именно Антонова как партнера. До этого совместно с Ираном реализовывался проект сборки самолетов Ан-140. Проект пришлось остановить из-за наложенных на Иран санкций. Сейчас, когда санкции сняты, можно было возродить проект, но этого не произошло. Возможно, Ан-132 стал платой за отказ от сотрудничества с Ираном.

Ан-140. Региональный турбовинтовой пассажирский самолёт, который был призван заменить стремительно стареющий парк Ан-24 и в будущем родить аналог Ан-26. Этот самолёт производился в Харькове, Самаре и Исфахане (Иран). Передовой для своего времени самолёт. Первый Ан с электродистанционной системой управления, которая его и сгубила. Ряд авиакатастроф отпугнули гражданских заказчиков.

Это, наверное, единственный самолёт украинской сборки, поставлявшийся в Россию. Правда, заказ от министерства обороны РФ удалось получить только после передачи прав на выпуск самолёта в Самару, где он и производился до 2016 года. После чего было объявлено о том, что из-за санкций на поставку запчастей продолжить проект нет возможности. Как на этом фоне удаётся продолжать производство Ан-148 в Воронеже, непонятно. Сейчас на заводе стоит несколько готовых самолётов. Единственным гражданским эксплуатантом является авиакомпания «Мотор Сич», которая осторожно заявляет, что имеет интерес к закупке новых самолётов, но не имеет денег и просит правительство и завод придумать схему, при которой можно получить самолёт и платить частями.

Ан-74. Этот реактивный военно-транспортный самолет укороченного взлёта и посадки также производится в Харькове. Самый «украинский» самолёт. В нём доля комплектующих, произведённых в Украине, больше 50%. Имеет гражданские модификации, приспособленные для перевозки людей. Обладает выдающимися взлётно-посадочными характеристиками, платой за которые становится повышенный расход топлива, который мешает его гражданской эксплуатации. В попытке уменьшить эти расходы был создан Ан-74ТК-300, но его удалось продавать только в виде VIP-самолёта, и большого успеха он не имел. Сейчас есть заказ на один самолёт для пограничной службы Казахстана, но нет российских деталей. Шли переговоры о том, чтобы казахская сторона купила детали и передала их в Украину в обход запретов. Если это удастся, то самолёт обещают поднять в воздух в 2018 году. Дальнейшие перспективы туманны. Эксперты говорят, что самолёт требует модернизации по типу Ан-132 для успеха на рынке.

Как уже упоминалось в статье, большинство заказчиков интересует организация сборки самолётов у себя в стране и передача документации на самолёты. Кроме приведённых в статье проектов был ещё проект Y-20 — тяжёлый военно-транспортный самолёт, созданный по заказу Китая. Правда, его сборка сразу осуществлялась там, и самолет к украинским можно отнести условно.

Как видно из этих примеров, КБ Антонова способно создавать конкурентоспособные самолёты, особенно если это будут рамповые грузовики или военно-транспортные образцы. Намного сложнее организовать производство этих самолётов в Украине. Заводам нужно техническое перевооружение, а на это нужны деньги, которые завод не может заработать из-за малого выпуска продукции. Пока наше авиастроение находится в этом порочном кругу, технологии в мировом авиастроении меняются. Всё больше внедряются композитные материалы, для производства которых нужны новые технологии. Недалеко то время, когда самолёты, собранные по технологиям 80-х годов, будут архаикой. Если с этим ещё могут мириться военные, то гражданские эксплуатанты однозначно откажутся от такого предложения. Таким образом, сейчас украинское авиастроение может создавать конкурентоспособные проекты самолётов и собирать единичные экземпляры для их презентации на выставках, а вот способность к серийному массовому производству стоит под большим вопросом. Для изменения ситуации требуются реформы, как и в любой другой отрасли современной Украины. Как описывалось в предыдущей статье, готовых рецептов в мире не существует. Их нам ещё предстоит разработать.

поддержать проект

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Мером Нью-Йорка став Зохран Мамдані — один із найбільш обговорюваних політиків року
Хмарочос
2025-11-05T08:34:40Z
Відтепер «сер»: Девід Бекхем отримав титул лицаря від короля Чарльза у Віндзорі
Elle
2025-11-04T21:20:54Z
Демі Мур повертає до трендів культову джинсову сукню з 90-х
Elle
2025-11-04T12:15:28Z
У рейтинг Billboard США вперше потрапила ШІ-артистка
Ukraine Art News
2025-11-04T08:24:28Z
Кендалл Дженнер — королева «голих» образів: згадуємо найвідвертіші сукні моделі, які обговорювали всі
Elle
2025-11-03T22:15:25Z
«Важливо бути готовим до викликів». Інтерв’ю з оперною зіркою Ольгою Кульчинською про творчий шлях і не тільки
Elle
2025-11-03T13:18:27Z
Королева Гелловіну: Гайді Клум приголомшила публіку моторошним образом Медузи з рухливими зміями
Elle
2025-11-01T21:03:26Z
За лаштунками визнання: 8 маловідомих фактів про авторку "Сестер Річинських" Ірину Вільде
Ukraine Art News
2025-10-30T18:00:29Z
Іспанська співачка Rosalía записала новий альбом 13 мовами — серед них українська
Ukraine Art News
2025-10-30T15:51:37Z
Après-ski по-українськи: як JUL і ЦУМ Київ локалізували популярну естетику
Elle
2025-11-06T18:00:31Z
У Львів повертається грандіозне шоу — «Арена епатажу»!
Photo Lviv
2025-11-06T06:45:18Z
Відтворення старовинних листівок: Олег Огородник проведе майстер-клас Van Dyke Brown у Львові
Photo Lviv
2025-11-06T06:09:21Z
“Жінки, мир, безпека”: у Києві відкрилася перша в Україні артінтерпретація резолюції ООН
Ukraine Art News
2025-11-06T00:27:31Z
PhotoVogue представляє фіналісток глобального проєкту Women by Women
Ukraine Art News
2025-11-05T17:21:28Z
У київському костелі святого Миколая представили картину «Молитва», яку передадуть Папі Римському
Ukraine Art News
2025-11-05T13:36:29Z
Лауреатом Гонкурівської премії у 2025 році став Лоран Мовіньє: що варто знати про нього і його роман
Elle
2025-11-05T13:12:56Z
Гурт «Полтава» з Бразилії представить українське мистецтво на фестивалі в Перу
Ukraine Art News
2025-11-05T11:33:38Z
«Моє місто – в Україні 2.0»: у Пекіні відбулася зворушлива подорож українською культурою
Ukraine Art News
2025-11-05T11:07:03Z
Режисерка Анна Бурячкова розпочала роботу над ігровим повнометражним фільмом «Gimme Shelter» — екранізацією однойменного роману Ольги Сідоріної-Вілкінс
Cineast
2025-11-06T17:18:35Z
Хто він — найсексуальніший чоловік 2025 року за версією People
Elle
2025-11-06T15:24:26Z
Анджеліна Джолі поділилась враженнями від візиту до України
Ukraine Art News
2025-11-06T15:12:30Z
Прем’єра фільму «Довженко. Легенда українського кіно» відбудеться на кінофестивалі в Таллінні
Ukraine Art News
2025-11-06T14:59:28Z
Еммі Стоун — 37! Згадуємо найкрасивіші виходи акторки на червоних доріжках
Elle
2025-11-06T07:36:33Z
Анджеліна Джолі відвідала Херсон — ЗМІ
Elle
2025-11-05T17:18:29Z
Фільм “Мумія” отримає продовження: Брендан Фрейзер і Рейчел Вайс знову в головній ролі
Ukraine Art News
2025-11-05T16:06:53Z
5 найкращих серіалів для перегляду восени
KinoFilms
2025-11-05T15:03:29Z
Роберт Паттінсон розповів про зйомки третьої «Дюни» в пустелі
KinoFilms
2025-11-05T14:15:26Z
«Україна Інкогніта» готує фотовиставку про закинуті штольні
Хмарочос
2025-11-05T16:09:52Z
Склади та логістичні хаби переїжджають у центр Парижа у колишні, вже непотрібні паркінги
Хмарочос
2025-11-05T13:33:47Z
Що таке slow travel та у чому його переваги
Elle
2025-11-04T15:21:34Z
У Єгипті відкрили найбільший археологічний музей світу, який будувався 20 років
Gloss
2025-11-04T14:58:03Z
Найкращою готельною мережею Іспанії управляє держава. Так зберегли сотню унікальних пам’яток архітектури
Хмарочос
2025-11-04T10:36:40Z
Хачко, або впливовий караван-баша зі Львова
Photo Lviv
2025-11-04T06:12:38Z
Польський альпініст здійснив перший у світі лижний спуск з Евересту без кисню
Gloss
2025-11-03T16:36:33Z
Безкоштовні 3000 км подорожей поїздами: українці сперечаються щодо нової програми
Хмарочос
2025-11-03T15:06:47Z
Цьогорічна «Зимова країна» на ВДНГ відкриється вже в кінці листопада
Хмарочос
2025-11-03T12:12:39Z
7 вправ для красивих і підтягнутих рук
Elle
2025-11-06T18:33:42Z
Новим гендиректором ЮНЕСКО став єгиптолог Халед Аль-Анані
Ukraine Art News
2025-11-06T16:54:55Z
Для водіїв-порушників в Україні хочуть ввести систему штрафних балів
Хмарочос
2025-11-06T07:49:12Z
Геть сірі будні: як розбавити осінні образи кольоровими акцентами — поради від модниць
Elle
2025-11-06T06:54:24Z
«Пане мер, прийміть вольове рішення» – Тимур Ткаченко звернувся до Кличка щодо виділення грошей на захист енергооб’єктів
Хмарочос
2025-11-06T06:48:36Z
Український “народній університет” у львівських Бриґідках
Photo Lviv
2025-11-06T06:12:24Z
Як укладати брови гелем, щоб вони тримали форму: поради від зіркових візажистів
Elle
2025-11-05T16:18:37Z
В Києві почнуть встановлювати новорічну ялинку
Хмарочос
2025-11-05T14:43:17Z
Киянин перевозив «шахед» на даху лексуса
Хмарочос
2025-11-05T14:33:48Z
Словник Collins назвав слово 2025 року
Ukraine Art News
2025-11-06T16:12:34Z
Тустань: Код Карпатської Скелі, або Як 4000 Пазів Відтворили Неіснуючу Фортецю
Photo Lviv
2025-11-05T06:18:53Z
Тютюн 420: універсальність для широкої аудиторії
Cineast
2025-11-03T18:12:47Z
Monobank запустив спільний доступ до вашої картки
Хмарочос
2025-11-03T15:51:37Z
Еволюція кофеїну: Аналіз Найгарячіших Трендових Коктейлів 2025 — Тільки Факти та Інновації
Photo Lviv
2025-11-02T06:12:23Z
Оновлення Windows 11 спричинило збій у "Диспетчері завдань": програма дублюється та перевантажує систему
Ukraine Art News
2025-10-31T19:45:27Z
Хартійські дрони-"вампіри" доставили військовим гарбузокоїни з речами першої необхідності
Ukraine Art News
2025-10-31T17:45:28Z
Зашкварні історії та ексклюзиви: В Україні запустився новий YouTube-канал про шоу-бізнес "Зіркотека"
Ukraine Art News
2025-10-31T15:30:48Z
Вміє мити посуд та прибирати: у США стартували продажі домашнього робота NEO
Gloss
2025-10-31T13:00:47Z
Готуємо швидку смачну та ефектну страву на Гелловін
Elle
2025-10-31T11:15:32Z
Простий рецепт найсмачнішого гарбузового чизкейка
Elle
2025-10-23T14:36:33Z
Гарбузовий крем-суп: покроковий рецепт топ-страви осені
Elle
2025-10-21T21:33:27Z
Гарячі страви із м’яса для обіду восени
Photo Lviv
2025-10-21T04:57:26Z
Найкорисніший сніданок для краси волосся і шкіри
Elle
2025-09-15T14:39:26Z
Сицилійські роли з баклажанів з рикотою і томатним соусом
Elle
2025-08-19T14:03:36Z
Раціон для довголіття, краси шкіри, здоров'я серця: що таке гарвардський альтернативний індекс здорового харчування
Elle
2025-08-18T13:42:35Z
Смачне детокс-меню для спекотних днів від відомої української нутриціологині
Elle
2025-07-23T11:45:38Z
Простий рецепт найсмачнішої окрошки
Elle
2025-07-16T09:46:20Z