/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F226%2F3fbcb96768b601c79c9a4f82b58bc565.jpg)
В МОН придумали три модели
В МОН придумали три модели
Министерство образования и науки Украины разработало три модели использования языков нацменьшинств в образовательном процессе – с учётом рекомендаций Венецианской комиссии. Как сообщает пресс-служба ведомства, все три модели будут прописаны в Законе «О общем среднем образовании».
Первая модель предусматривает преподавание на языке нацменьшинства всех предметов с 1 по 11/12 классы наряду с украинским языком. Она предназначена для уязвимых языков – то есть, языков нацменьшинств, которые не имеют собственного государства для развития терминологии, или же не живут в среде собственного языка (в пример приводится крымскотатарский язык).
Вторая модель рассчитана на преподавание для национальных общин, язык которых относится к языкам Евросоюза. Она, в свою очередь, включает два варианта – в зависимости от языковой группы и языковой среды. Нацменьшинства, язык которых относится к славянской языковой группе, при этом проживающие в украиноязычной среде, смогут полностью учиться на родном языке в детском саду и начальной школе, одновременно изучая украинский. С 5-го класса будут постепенно добавляться предметы с украинским языком преподавания. Этот вариант относится к полякам, словакам, болгарам. А представители неславянской языковой группы, проживающие в основном в среде родного языка (румыны, венгры), получат больше времени для перехода на изучение предметов на украинском языке, причём процент таких дисциплин будет меньше. Им же сложнее изучать государственный язык – поясняют в МОН – поэтому чиновники решили пойти им навстречу (надеемся, Сийярто оценит).
Третья модель касается нацменьшинств, язык которых относится к той же языковой семье, что и украинский, а также проживающих преимущественно в среде родного языка (это, понятное дело, русский). Такие ученики будут переходить на обучение предметов на украинском после 5-го класса, но русский язык им всё равно будут преподавать как предмет.
Напомним, накануне Венецианская комиссия опубликовала решение о языковых положениях нашего образовательного закона. Там есть ряд рекомендаций и пожеланий, но при этом в комиссии посчитали, что права нацменьшинств можно соблюсти и без переделки статьи 7 (устанавливающей язык обучения).
поддержать проект