Споры относительно необходимости, перспектив и последствий возможного принятия законопроекта о консолидации функций государственного регулирования рынка финансовых услуг и разделения функций Нацкомфинуслуг (№2413а, или более известного как СПЛИТ) не стихают в законотворческой и профессиональной среде уже больше года.
В середине ноября дискуссия получила новый толчок в связи с публикацией на сайте Верховной Рады замечаний к законопроекту Главного юридического управления ВР.
Документ содержит жесткие оценки законопроекта 2413а.
В частности, было указано, что законопроект содержит нормы, которые противоречат положениям Конституции и создают коррупционные риски.
Об этом неоднократно говорили многие эксперты небанковского рынка, но их доводы упорно игнорировались.
Это превращает ситуацию вокруг принятия 2413 из отраслевой и профессиональной в политическую – такой, которая может повлиять на общую политическую и экономическую ситуацию в стране.
Так почему же, несмотря на явные противоречия законодательству, обоснованные предостережения экспертов небанковского финансового рынка, считающих, что последствия принятия 2413а будут катастрофическими для отрасли, документ активнейшим образом лоббировался и все-таки включен в проект пленарного заседания Верховной Рады на 22 ноября?.
Проще говоря, кто в этом заинтересован, кому выгодно и почему? Официальная озвучиваемая позиция сторонников СПЛИТа: принятие законопроекта поможет "вычистить" небанковский рынок от неплатежеспособных и "схемных" компаний.
Причем к "схемному" без предъявления каких бы то ни было фактов смело причисляется чуть ли не весь небанковский финансовый рынок: страховые компании, ломбарды, кредитные союзы, лизинговые и финансовые компании и пр.
Казалось бы, законодатели, отстаивающие подобную позицию, должны быть людьми с безупречной деловой репутацией, чья биография позволяет играть роль пламенного борца за надежную и прозрачную работу небанковского сектора.
Один из самых активных сторонников и лоббистов законопроекта – народный депутат Руслан Демчак, человек не посторонний для финансового рынка.
В свое время он являлся владельцем банка своего имени – "RD банка" ("Эрде Банка") и страховой компании "Добробут".
Как сообщает на своих страницах одно из украинских антикоррупционных изданий, банк народного депутата от БПП Руслана Демчака, выдал заведомо невозвратные кредиты собственным компаниям, после чего через нехитрые схемы обналичил эти деньги.
Эти умышленные действия владельца и руководителей "Эрде Банка" привели к банкротству финансового учреждения.
"Демчак злоупотреблял своими полномочиями не только как должностное лицо ПАО "Эрде Банк", но и как главный акционер банка.
Демчак осознавал противоправность своего поведения, используя свои служебные полномочия, умышленно совершил неправомерные действия, предусмотренные статьями 222 и 364 УК Украины, чем вызвал тяжёлые последствия для ПАО "Эрде Банк", — сказано в заявлении ликвидатора банка, уполномоченного Фондом гарантирования вкладов физлиц, О.
Куренного в правоохранительные органы, датированном 8 августа 2013 года".
На веб-сайте Фонда гарантирования вкладов физических лиц есть сообщение об официальном прекращении деятельности "Эрде Банк".
11 декабря 2017 решением исполнительной дирекции Фонда был утвержден ликвидационный баланс и отчет о завершении ликвидации "Эрде Банк".
Также на сайте Фонда размещены результаты ликвидации "Эрде Банк", проще говоря, названа сумма – сколько денег налогоплательщиков выплачено из средств Фонда гарантирования вкладов по обязательствам ликвидированного банка: 457,8 млн.
Почти полмиллиарда гривен, которые де-факто выплатили вкладчикам "Эрде Банка" все граждане Украины.
В ходе ликвидации было подано 41 заявление в правоохранительные органы о выявленных во время работы в банке фактов нарушения законодательства на общую сумму 785 млн.
Еще до признания неплатежеспособным, банком предоставлялись кредиты ограниченному кругу контрагентов.
На начало августа 2012 года общая задолженность этих заемщиков составила 484,8 млн.
грн., или 70,3% от всего кредитного портфеля юрлиц.
При этом почти 44% этих кредитов – бланковые (без обеспечения), по части других – стоимость залога не покрывала фактический объем задолженности.
в отношении 23 связанных с банком лиц, действия или бездействие которых привели к причинению вреда кредиторам.
Открыто судебное производство.
И это еще не конец истории вокруг финансовых бизнесов народного депутата.
Буквально пару недель назад завершилась процедура ликвидации СК "Добробут", признанной банкротом.
Компания входила в корпорацию UBG ("Украинская бизнес группа"), основателем которой является непосредственно сам Руслан Демчак.
Остаток непогашенной кредиторской задолженности "Добробута" составляет более 213 млн.
Десятки тысяч людей, застрахованных в "Добробуте", не получили от страховщика положенных им выплат.
По самым скромным оценкам, почти 2 тысячам пострадавшим в ДТП, где виновниками были автовладельцы с полисами ОСАГО от СК "Добробут", компания должна была выплатить от 2,5 до 3,5 млн.
Теперь пострадавшим выплаты по ОСАГО за СК "Добробут" будет осуществлять Моторное Транспортное (страховое) Бюро Украины.
Это означает, что долги "Добробута" оплатят все автовладельцы, т.
в МТСБУ предусмотрено отчисление с каждого полиса ОСАГО для компенсации по обязательствам компаний-банкротов.
Компания Руслана Демчака буквально "залезла в карман" каждому, кто связан с рынком ОСАГО.
Для пострадавших в ДТП ситуация тоже более чем нерадостная: учитывая рост курса с момента происходивших страховых случаев (2012-2013 г.
г.) до начала выплат из фондов МТСБУ (2018 г., после завершения процедуры ликвидации), они получат компенсацию в размере менее третьей части от реального ущерба.
Кроме ОСАГО, у "Добробута" был довольно большой портфель по медицинскому страхованию и КАСКО.
Выплаты по ним клиенты компании не получат никогда.
А это тысячи людей, доверивших страховщику защиту своего здоровья и имущества.
В процессе ликвидации компании часть имущества страховщика-банкрота была продана, а деньги перечислены в "РВС Банк".
Последний непосредственно связывают с Русланом Демчаком.
То есть, деньги от продажи оставшегося имущества "Добробута", были выведены на другую структуру, принадлежащую все тому же народному депутату.
В июле 2018 года стало известно, что НАБУ открыло уголовное производство в отношении Руслана Демчака, который задекларировал 133 млн грн.
наличных средств за 2015 год, но, по данным следствия, по состоянию на 31 декабря 2015 года политик мог владеть не более 80,8 млн грн.
и разница между документально подтвержденными средствами и задекларированными составляет 52,2 млн грн.
Ситуация, в которой человек, который согласно законодательству Украины, не мог бы занимать руководящую должность в банках по причине "небезупречной деловой репутации", пытается диктовать всему финансовому рынку законодательные условия и правила игры – выходит за рамки этичности и здравого смысла.
Активное "протаскивание" законопроекта 2413а людьми с такой репутацией, как у Руслана Демчака, дискредитирует как заявленные цели законопроекта, так и сами его нормы.
Отчетливые неконституционные нормы и коррупционные риски законопроекта, на которые указано в выводах Главного юридического управления ВР, не останавливают некоторых законодателей от того, чтобы настаивать на его принятии.
Складывается ощущение, что законопроект, который с момента своей подачи в 2015 году безнадежно устарел, очень выгоден кому-то.
И эти "кто-то" - отнюдь не пламенные борцы с коррупцией и отмыванием средств, а активнейшие участники различного рода непрозрачных процессов в финансовом мире.