Арт-эксперты утверждают, что несколько важных деталей указывают на то, что статуя Мадонны со смеющимся младенцем, которая принадлежит Музею Виктории и Альберта, авторства великого художника.
Как сообщает издание The Guardian, кураторы выставки во Флоренции, посвященной творчеству Леонардо да Винчи, показали скульптуру, которую они называют единственной уцелевшей статуей Леонардо да Винчи.
Сотни лет ходили легенды о том, что Леонардо не только рисовал, но и создавал скульптуры.
Среди них называлась скульптура гигантской лошади, но до сих пор ни одной трехмерной работы великого мастера обнаружено не было.
По словам кураторов выставки Верроккьо: Учитель Леонардо, которая открылась в Палаццо Строцци, чудесным исключением является Мадонна со смеющимся младенцем.
На ней есть однозначная метка, что ее автор Леонардо да Винчи.
Она указывает, что да Винчи создал статую около 1472 года, когда ему было 19 или 20 лет, и на тот момент он был учеником флорентийского художника Андреа дель Верроккьо.
Статуя принадлежит Музею V&A Gallery с 1858 года.
Долгое время авторство этой статуи приписывали скульптору Антонио Росселлино (1427 – 1479).
По словам Франческо Калиоти, итальянского ученого, инициировавшего новое исследование авторства статуи, ученые долгое время пребывали в плену у авторитета покойного искусствоведа и директора Британского музея Джона Поупа-Хеннесси.
Интересно, что сам Калиоти, который преподает в университете Неаполя, известный эксперт по скульптурам эпохи Ренессанса.
В 8-летнем возрасте он удивил художественный мир, составив собственный каталог коллекции Лувра.
Поуп-Хеннесси же был чрезвычайно влиятельным экспертом ХХ века.
Он объявил, что скульптура принадлежит руке Росселлино, и арт-мир принял этот факт.
Калиоти утверждает, что у Поупа-Хеннесси не было каких-либо доказательств для такого вывода, к тому же он активно продвигал творчество Росселлино и потому, не стесняясь, «приписывал ему работы».
Калиоти обращает внимания на две важные детали, которые указывают на то, что скульптура принадлежит Леонардо да Винчи.
Во-первых, это объемные драпировки, которые спускаются к ногам Мадонны.
Они очень похожи на зарисовки драпировок, которые в то время делал да Винчи.
Эти эскизы выставлены на выставке в Палаццо Строцци.
Во-вторых, это лицо младенца и его реалистичная хорошо подмеченная поза.
Он выглядит живым.
Такое внимание к фактическому поведению маленьких детей также характерно для рисунков Леонардо.
К тому же изображение Христа, да еще и смеющегося, в XV веке было не только революционным, но и практически кощунственным.
В одном из своих дневников Леонардо да Винчи вспоминает, как в молодости попал в беду из-за того, что изобразил маленького Христа.
Может ли скульптура Мадонны со смеющимся младенцем быть той самой работой, которая навлекла на великого художника неприятности?.
Музей Victoria&Albert Gallery пока осторожен в своих заявлениях: «Впервые предположение, что скульптура Мадонны со смеющимся младенцем принадлежит Леонардо да Винчи, было выдвинуто в 1899 году.
Исследование профессора Калиоти вновь открыло вопрос для обсуждения ее авторства».