И для формирования новой конфигурации власти они сыграют едва ли не более существенную роль, чем выборы президента, пишет Валерий Литонинский в №7 Журнала Корреспондент.
Корреспондент моделирует, что дальше-то будет.
Внятный сигнал уже подан: не попавшие во второй тур лидеры политических сил активно продвигают законопроекты об импичменте президенту.
И, конечно, не исключены другие шаги, в результате которых полномочия и возможности президента сузятся.
Но на это старательно не обращают внимания те, кто ожидает кардинальных изменений в Украине сразу после инаугурации нового президента.
Точно так же зря уж слишком расстраиваются и те, кто опасается моментального падения в пропасть в случае прихода нового человека на Банковую.
И те, и другие забывают, по каким законам живет государство.
Украина — все же парламентско-президентская республика.
И согласно Конституции страны, в руках президента сконцентрировано не так уж и много властных полномочий по части внутренней политики, особенно если у него нет поддержки большинства в Верховной Раде.
А если вообще нет собственной фракции в парламенте — тем более.
Да, в 2019 году «под президента» фракция соберется аж бегом.
Но не правящая коалиция.
Так что, кого бы украинцы ни выбрали 21 апреля, впадать в эйфорию или посыпать голову пеплом — слишком рано.
Впереди еще парламентские выборы, и они существенно скорректируют любой итог нынешнего голосования.
И роль парламента в этом всем только усилится.
БЕЗ РАДЫ — НИКУДА.
Именно через парламент в виде законопроектов должны пройти все реформы и изменения, обещанные кандидатами в президенты.
Привлекательная идея, популярная в обществе, — это одно дело, обеспечить ее утверждение — совсем другое.
За инициируемое главой государства предложение не будут голосовать его политические оппоненты в Раде.
Без поддержки в парламенте все самые красочные сценарии реформ в стране так и останутся на бумаге.
Смести Верховную Раду, как это случилось в 2007 году? Этот вариант малореален.
В ближайший год — точно.
Кадровая политика президента также серьезно ограничена.
Например, президент не может единолично назначить или уволить премьер-министра.
Это исключительное право Верховной Рады.
Правительство автоматически идет в отставку не после президентских, а как раз после парламентских выборов.
Согласно украинской Конституции, коалиция депутатских фракций определяет кандидатуру премьер-министра и направляет предложение президенту.
Руководитель государства, в свою очередь, уже просто вносит в Верховную Раду представление на утверждение.
Да, президент руководит внешнеполитической деятельностью государства, является Верховным главнокомандующим, но министров иностранных дел и обороны без согласия парламента он назначить не может.
Кандидатуры всех остальных министров на утверждение Верховной Рады подает сам премьер и к ним президент формально не имеет никакого отношения.
Через свою фракцию, если она в Раде весома, сможет влиять, но единолично — вряд ли.
Также без одобрения Рады не проходят назначения генерального прокурора, глав Службы безопасности и Национального банка.
Президент только вносит кандидатуры в парламент, но последнее слово за депутатами.
На новые антикоррупционные органы прямого влияния президент вообще не имеет.
ЧТО ОСТАЛОСЬ.
Получается, что ни с кем не согласовывать свои кадровые решения президент может только в собственной администрации, Совете национальной безопасности и обороны, а также в высшем руководстве Вооруженных сил.
Еще президент самостоятельно может назначить половину состава Совета Нацбанка и Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.
Но даже самостоятельную региональную политику глава государства строить не может.
Для увольнения или назначения глав областных госадминистраций президенту нужно представление Кабинета Министров.
Конечно, президент, который остался без поддержки большинства в парламенте, может ввязаться в войну полномочий с Радой и Кабмином.
К примеру, глава государства может ветировать законы, принимаемые парламентом, но депутаты могут попробовать преодолеть вето — нужно две трети голосов, а не простое большинство.
Может президент перейти и к прямому народовластию — назначать референдумы.
Но есть небольшой нюанс: на данный момент в Украине отсутствует закон, который бы регулировал проведение референдумов.
Принять его может только Верховная Рада.
Также у президента есть возможность остановить любой акт правительства, мотивируя это его несоответствием Конституции и запрашивая экспертизу Конституционного суда.
Премьер-министр, в свою очередь, может блокировать даже назначение президентом руководителей дипломатических миссий Украины в зарубежных странах, для этого тоже нужна подпись главы правительства.
Одним словом, если президенту не удается выстроить собственную вертикаль, и он конфликтует с парламентом и правительством, нервировать друг друга и вставлять палки в колеса они могут долго.
История Украины знает подобные примеры.
И заканчивалось это печально для обеих сторон конфликта.
КАК УЖЕ БЫЛО.
Когда речь заходит о президенте без серьезного влияния на процессы в стране, то, в первую очередь, вспоминается Виктор Ющенко.
Особенно последние годы его правления.
Ющенко выиграл президентские выборы в 2004 году.
Но склоки внутри «оранжевой команды» не позволили ему развить успех на парламентской кампании 2006 года.
Победила в ней Партия регионов.
Хотя, так называемая оранжевая коалиция в составе Нашей Украины, Блока Юлии Тимошенко и Социалистической партии могла сформировать большинство, но так и не договорилась между собой.
В итоге премьером стал соперник Ющенко на президентских выборах 2004 года — Виктор Янукович.
Правда, продержался в кресле премьера Янукович недолго, в результате политического кризиса были назначены досрочные парламентские выборы.
На выборах 2007 года партия Ющенко снова стала третьей, после Партии регионов и БЮТ, а премьером назначили Тимошенко.
Глава государства конфликтовал с Тимошенко, вновь пытался распустить парламент и назначить перевыборы, но ничего не добился.
В последние годы своего президентства Ющенко, без поддержки Рады и Кабмина, лишился какого-либо серьезного влияния и мог только делать мелкие пакости, вроде отказа в предоставлении Тимошенко самолета для полета в Москву в 2008 году.
Следующим украинским президентам удавалось избежать проблем Ющенко.
Янукович после победы на президентских выборах 2010 года сразу переформатировал под себя большинство в парламенте.
Сделал он это за счет «тушек» — перебежчиков из других фракций, которые ранее были у власти, в основном из БЮТ.
Конечно, этот процесс смачно сдабривался серьезными финансовыми вливаниями, на перекупку депутатов регионалы денег не жалели.
В итоге Янукович быстро получил лояльное большинство в парламенте, сформировал собственное правительство, а потом и вовсе изменил Конституцию, расширив полномочия президента и уменьшив влияние парламента.
Для победы на следующих парламентских выборах Партия регионов изменила избирательное законодательство — вернула мажоритарку.
Схема сработала, ведь в мажоритарных округах провластный кандидат за счет финансового и административного ресурса всегда имеет преимущество.
Выборы Верховной Рады в 2012 году партия Януковича уверенно выиграла.
Это еще больше укрепило власть регионалов, однако просуществовала она в такой конфигурации недолго, в конце 2013 года началась Революция достоинства.
На президентских выборах 2014 года Порошенко добыл уверенную победу уже в первом туре.
Повторить такой результат на парламентских выборах через примерно полгода его политсила не сумела, хоть и старалась максимально использовать образ президента.
Тем не менее Порошенко удалось завести в парламент самую многочисленную фракцию, правда, снова за счет мажоритарки.
Выборы по партийным спискам с небольшим перевесом выиграла партия Народный фронт.
Что, правда, не помешало сформировать в парламенте лояльное Банковой большинство, которое с горем пополам существует и до сих пор.
И СНОВА ЗДРАСТЕ.
В случае победы Владимира Зеленского на президентских выборах он столкнется с «проблемой Ющенко» — минимальной поддержкой в парламенте.
Конечно, уже сейчас появляются первые попытки сформировать в Раде какую-то межфракционную группу или депутатское объединение За Зеленского, но все это личные инициативы отдельных деятелей, а не комплексная, целенаправленная работа.
Пристроиться к Зеленскому сейчас много желающих, особенно среди политиков, которые пытаются держать нос по ветру и готовят плацдарм на будущие кампании.
Однако эксперты не прогнозируют, что перебежки в условную «группу Зеленского» в текущем созыве парламента будут массовыми.
Среди тех, кто может «слиться» под Зеленского, чаще всего называют часть Народного фронта.
Рейтинги этой политсилы удручающие и заставляют ее членов искать более успешные бренды для развития своих политических карьер.
Но какого-то переформатирования парламентского большинства под Зеленского ожидать не стоит.
Следовательно, и Кабинет Министров до октября 2019 года, кого бы ни избрали президентом, не претерпит изменений.
Объявить досрочные парламентские выборы нельзя по закону — в последние полгода каденции Рады ее нельзя распустить.
В такой ситуации Зеленский ближе всех окажется к статусу «хромой утки» времен Ющенко.
И это, скорее всего, скажется на перспективах его партии на парламентских выборах.
Разочарование избирателей в вымечтанном кандидате неизбежно.
Просто потому, что нынешние ожидания его избирателя завышены фантастически.
Собственно, на этом градусе сверхожиданий он и выиграл первый тур, а теперь пытается победить окончательно во втором.
А все дело в том, что он физически не может обеспечить реализацию своих популистских обещаний в первые месяцы президентства.
Но даже если партия Зеленского Слуга народа на парламентских выборах сможет получить хотя бы половину от его персонального рейтинга по итогам первого тура выборов (а это 15% голосов избирателей), то уже появятся шансы кристаллизовать вокруг себя коалицию — большинство в Раде.
Вот только есть проблема — партии, как таковой, у Зеленского все еще нет.
Но в Украине умеют быстро строить политпроекты под выборы.
Удивить парламентские выборы могут не только лидеров президентских, уменьшение рейтингов осенью угрожает всем участникам весенней президентской кампании.
Так уже было в 2014 году, когда Тимошенко на президентских выборах стала второй с рейтингом 12,8% голосов избирателей, а ее политическая сила на парламентских выборах еле-еле преодолела рубеж для прохождения в Раду.
Или президентский рейтинг Анатолия Гриценко и Сергея Тигипко превышал 5%, а их партии в парламент вообще не попали.
Как ни странно, выиграть от избрания Зеленского может действующий премьер-министр Владимир Гройсман.
Уволить его до октября не смогут, а на фоне неопытного президента именно Гройсман сможет превратиться в самого влиятельного политика и реального главу государства.
За полгода до парламентских выборов премьер в таком статусе сможет «оформить развод» с Порошенко и подготовить почву для похода в Раду во главе собственной политической силой.
В самостоятельное политическое плавание, в случае поражения Порошенко, вернется и мэр Киева Виталий Кличко, реанимируя свою партию УДАР.
НОВЫЕ СТАРЫЕ ФИГУРЫ.
Еще один политический игрок, влияние которого после победы Зеленского может не просто не уменьшится, а даже возрасти, — министр внутренних дел Арсен Аваков.
Во-первых, он в любом случае выиграет от поражения Порошенко — его главного политического оппонента последних лет.
Во-вторых, Аваков не скрывает своих хороших отношений с покровителем Зеленского — бизнесменом Игорем Коломойским.
В-третьих, сам Зеленский уже публично отвешивает реверансы Авакову и нахваливает министра внутренних дел.
Ну и, в-четвертых, именно Аваков может стать главным связующим звеном между Зеленским и Кабинетом Министров, его проводником в большую политику.
В таком случае именно часть Народного фронта, ориентирующаяся на Авакова, сольется с командой Зеленского.
Порошенко в случае поражения на президентских выборах лично поведет свою политическую силу на парламентские выборы.
БПП ожидает переформатирование, отказ от использования фамилии Порошенко в названии политической силы и объединение с частью Народного фронта, ориентирующейся, прежде всего, на Александра Турчинова и Андрея Парубия.
Кто действительно первым убежит от Порошенко, так это мажоритарщики.
Но убегут, скорее всего, в никуда, они постараются самостоятельно избраться в парламент как самовыдвиженцы, а там уже решить, к кому выгоднее примкнуть.
Нет, в отмену мажоритарки перед парламентскими выборами всерьез никто не верит, несмотря на то что разговоры о новом избирательном кодексе и переходе на полную пропорциональную систему вновь активизировались.
И в самом деле, ну как нынешний состав парламента, наполовину собранный из мажоритарщиков, за полгода до выборов откажется от схемы, которая привела их в парламент.
Неплохие перспективы в случае избрания Зеленского президентом открываются и перед Тимошенко.
Она уже заявила, что готовится к парламентской кампании.
Свое ядро в 10% избирателей она сохранит непременно.
А как работать со слабым президентом, Тимошенко знает лучше кого-либо в этой стране.
Плюс тарифы на газ могут подниматься, тем самым подпитывая агитационную почву Юлии Владимировны, воюющей с «тарифным геноцидом».
Так что новый взлет Тимошенко в роли премьер-министра исключать нельзя.
И если такой сценарий будет реализован, сбудется ее мечта о канцлерстве, то есть о перетекании власти от президента к премьеру.
ЕСЛИ ВЫИГРАЕТ ПОРОШЕНКО.
Победа Порошенко, конечно, не изменит конфигурацию парламентской коалиции и правительства до октября.
Хотя соратники Порошенко могут попробовать уговорить шефа расправиться с самыми назойливыми соперниками, вроде того же Авакова, по горячим следам.
Но вряд ли это реально — все же Народный фронт остается ключевым игроком в нынешней правящей коалиции.
В случае победы Порошенко на парламентские выборы его партию, по прогнозам экспертов, поведет Гройсман.
Скорее всего, останется внутри единого провластного проекта и Кличко, ну и Турчинов с Парубием примкнут тоже.
Эта политическая сила будет главным игроком в мажоритарных округах и во многом именно благодаря им добудет победу на выборах.
Зеленский, если проиграет выборы президента, лично в парламент может уже и не пойти.
Но его партия Слуга народа попробует попасть в Раду и сможет рассчитывать на неплохой результат.
Арсений Яценюк и Аваков попробуют собрать то, что останется от Народного фронта и, возможно, под новым брендом, или подкорректировав старый, вновь попытаются пробиться в парламент.
Тимошенко укрепится в оппозиционной роли.
Кто бы ни выиграл выборы президента, Порошенко или Зеленский, по прогнозам экспертов, в лагере условной прозападной демократической оппозиции в любом случае появятся новые проекты и точно начнутся разъединительные процессы.
От союза с Гриценко откажется часть политических сил, поддержавших его на президентских выборах.
Собственно, Андрей Садовый уже заявил, что Самопоміч будет самостоятельно участвовать в парламентских выборах и часть списка готова отдать представителям гражданского общества.
А главной интригой этого фланга украинской политики остается новый политический проект певца Святослава Вакарчука.
Если он все-таки материализуется, то будет претендовать на попадание в Раду и активно перетягивать на себя голоса проевропейского избирателя.
На противоположном фланге украинской политики — оппозиции пророссийской, независимо от исхода президентских выборов, наоборот, продолжатся объединительные процессы.
Бывшие регионалы сейчас раскололись на два лагеря.
С одной стороны, перед парламентскими выборами окончательно должен оформиться союз Юрия Бойко, Виктора Медведчука и Вадима Рабиновича в Оппозиционной платформе За жизнь.
С другой — объединиться должны и Александр Вилкул с Евгением Мураевым.
Плюс есть еще бывшие регионалы из партии Відродження с такими влиятельными игроками, как Геннадий Кернес, например.
Или Сергей Тигипко, который последние годы отошел от публичной политики.
Вместе с тем эта часть украинской политики всегда умела объединяться, даже несмотря на взаимные обвинения.
Поэтому воссоздание условной Партии Юго-Востока исключать нельзя.
Такой проект автоматически превратится в одного из главных фаворитов парламентской гонки, кто бы ни стал президентом.
Битва за 2%? За много большее!.
На парламентских выборах 2019 года важным для партий будет не только попадание в Раду, но и преодоление хотя бы 2%-ного барьера.
В таком случае они получат государственное финансирование своей деятельности на следующие пять лет.
А это серьезное подспорье.
Борьба будет жаркой.
Через некоторое время после парламентских, уже в 2020 году, ожидаются местные выборы.
И это очень серьезное поле для соперничества: децентрализация делает местные громады и влиятельными, и богатыми бюджетными ресурсами.
На такой пирог охотников будет много.
А начнется все, напомним, с парламентских выборов.