Есть такая известная байка, как некий руководитель или архитектор, прежде, чем проложить стационарные пешеходные дорожки внутри микрорайона, какое-то время отводил на то, чтобы жители сами стихийно протоптали удобные им направления для прохода.
А потом эти направления были заасфальтированы.
Правдивая история или нет, мне неизвестно.
Да и с применением такого метода как системного я не сталкивался.
А ведь иногда это, действительно, хорошее решение вопроса.
Но чаще всего у нас в таких случаях здравый смысл игнорируется.
В итоге все наши города испещрены проложенными под прямым углом тротуарами и протоптанными по диагонали тропинками.
Выйдите во двор или выгляните сейчас в окно – и вы увидите подобный пример.
Конечно, квалифицированный архитектор может сразу предусмотреть удобные нестандартные дорожки.
Но не предложит, потому что не захочет входить в противоречие в крючкотворными ДБН (строительные нормы) и учить работать криворуких строителей, которые не в состоянии сделать ничего нестандартного.
Это я веду к тому, что люди, как правило, действуют рационально.
И во многих случаях власти должны присматриваться к тому, как поступают граждане, и помогать им в решении их вопросов.
Вот некоторые примеры из нашей жизни и городской практики.
Машины такси стоят в местах, откуда им удобней всего подъехать по вызову к клиенту.
При этом часто они стоят в запрещенных местах и мешают другому транспорту и пешеходам.
Что делают городские власти и полиция сейчас? Или прогоняют таксистов, или просто не замечают.
Что стоит сделать? Обустроить поблизости с удобным местом специальную стоянку для такси.
Это и для людей удобней, и способствовало бы легализации этого сервиса.
То же с автостанциями и стоянками автобусов.
Городские власти эти не занимаются, в результате на выездах из Киева стихийно организовались транспортно-пересадочные узлы: Академгородок, Теремки, Лесная, Харьковская, – метро плюс автостоянка.
Пассажирам удобно.
Что делают городские власти сейчас? Пытаются ликвидировать эти автостоянки, запрещают автобусам стоять, передают участки с автостоянками под коммерческое строительство: офисы, торговлю.
А автобусы должны забирать пассажиров с отдаленных от метро площадок.
Что стоит сделать? Конечно, легализовать эти автостанции, обустроить их, создав нужные сервисы для пассажиров и водителей.
Привести в соответствие с разумными правилами дорожного движения.
Киев заполонен стихийной торговлей.
В идеале, ее быть не должно.
Для торговли есть магазины и организованные базары.
Но фактически торговцы с лотков и земли как магнитом притягиваются к станциям метро, остановкам наземного транспорта.
В результате там в буквальном смысле слова ни пройти, ни проехать.
Что делают городские власти? Или ничего, или раз в три месяца проводят показательный рейд по разгону торговцев.
Что стоит делать? На какое-то время признать, что не победили мы пока уличную дикую торговлю.
Сегодня надо пресечь особо вопиющие случаи – торговлю скоропортящимися продуктами с земли, торговлю в парках, скверах, на тротуарах, где она мешает проходу, на остановках общественного транспорта… Но многие места надо просто явочным порядком "узаконить", иногда сдвиг торгового лотка на два-три метра полностью решает проблему безопасного и удобного прохода.
Лето, жара.
Люди тянутся к пляжам, воде.
Благо в Киеве есть прекрасный Днепр, острова, озера.
Но на большинстве из них официально запрещено купаться.
С точки зрения городских властей – они не являются пляжами и зонами отдыха.
Просто лень заниматься должным уходом и обслуживанием, контролем санитарного состояния, оборудованием спасательных служб.
Что делают городские власти сейчас? Вешают таблички "Купаться запрещено" или делают вид, что водоема нет.
Что стоит сделать? Хотя бы минимально привести в порядок берега рек и озер.
Не прятаться за лицемерными нормами, что пляж только тогда пляж, когда там есть спасатель и буйки.
Это только несколько типичных примеров того, когда люди сами решают, как им удобно использовать городскую территорию для жизни, работы и досуга.
Я призываю городские власти не впадать в крайности: от полного игнорирования проблемы и саботирования любых решений до полной ликвидации всякой несанкционированной активности.
Надо в каждом конкретном случае проработать вариант, который наиболее удобен для большинства людей и не противоречит интересах всех в плане безопасности, комфорта, удобства и эстетичности.