MY.UAСтатьи
Самый несчастный советский автомобиль
Самый несчастный советский автомобиль

Самый несчастный советский автомобиль

Вспоминаем длинную, но печальную историю первого и последнего в истории ижевского завода серийного автомобиля оригинальной конструкции.

Автор Сергей Канунников.

В СССР почти каждый новый автомобиль шел к конвейеру долго и мучительно.

Отчасти это компенсировалось в дальнейшем продолжительностью производства и гигантскими тиражами.

Но ИЖ‑2126, известный под именами Орбита, Ода, Фабула и Ника, – пожалуй, один из самых (если не самый!) несчастливых советских автомобилей.

Суммарный тираж всех модификаций – под 300 тысяч экземпляров, однако для полутора десятков лет производства это не так уж много.

А продолжалась вся эта история и вовсе более четырех десятилетий!.

От сложного к простому.

Как известно, формально конкуренции между производителями, а заодно и проблем со сбытом в СССР не было.

Но зависть к более успешным коллегам, обласканным властью (и финансированием), имела место.

Вот и работники Ижевского автомобильного всегда в той или иной степени завидовали коллегам, трудившимся на ВАЗе и АЗЛК, – и, в общем-то, небеспричинно.

Ижевский завод в советском автопроме был бедным родственником.

Созданный под производство упрощенного варианта Москвича и подчиненный Министерству оборонной промышленности, для которого автомобили были отнюдь не главным делом, а в каком-то смысле даже обузой, Ижмаш с трудом пробивал даже нехитрые модификации Москвича‑412 – знаменитые впоследствии ИЖ‑2125 Комби, фургон ИЖ‑2715 и его варианты.

А ведь инженерам хотелось создать свой, оригинальный и желательно еще и передовой автомобиль.

И потенциал-то вроде был.

Первый опытный образец ИЖ‑2126Э 1977 года дизайном не блистал.

Второй опытный образец ИЖ‑2126Т, весна 1978 года.

ИЖ‑2126О1 1980 года – уже с заметно доработанной ходовой частью.

Вариант ИЖ‑2126О2 1981 года был довольно близок к автомобилю, который через девять лет стал серийным под именем Орбита (литера О в обозначении прототипов означала слово «Орбита»).

В 1972 году в Ижевске собрали прототип ИЖ‑13 – пятидверный хэтчбек с передним приводом, но максимально унифицированный по узлам и агрегатам с серийным 412‑м Москвичом.

Ижевцы надеялись, что такая унификация поможет получить добро верхов.

Строго говоря, ИЖ‑13 первым переднеприводным автомобилем в СССР не был (над подобными конструкциями активно работали и в НАМИ), но неким важным шагом вперед – стал.

Несмотря на все попытки заинтересовать машиной верхи, в 1974‑м постановление правительства окончательно закрыло тему переднего привода на ижевских машинах, как бесперспективную, и направило усилия завода на модернизированный автомобиль, который по-прежнему должен был базироваться на узлах Москвича‑412.

И в 1975 году появился ИЖ‑19 – хэтчбек классической компоновки с довольно смелым по тем временам дизайном, но максимально унифицированный с серийной моделью.

Эту машину можно в определенной мере считать первым робким шагом к ИЖ‑2126.

Но до его рождения было еще полтора десятилетия.

Один из ИЖ‑2126, представленных в 1984 году на госиспытания.

Не успела просохнуть краска на прототипе ИЖ‑19, как сверху санкционировали создание на АЗЛК переднеприводного автомобиля, а ижевцам разрешили-таки проектировать новую модель – заднеприводную.

Естественная разунификация с московским заводом немного развязала ижевцам руки.

Опыта у них было маловато, но этот недостаток компенсировали энергией и энтузиазмом.

Первый прототип ИЖ‑2126Э появился в марте 1977 года.

Машина получилась довольно страшненькой, но на этом этапе дизайн как таковой не был в приоритете.

Предстояло отработать общую схему просторного пятидверного хэтчбека с совершенно новой для завода передней подвеской Mc.

Pherson и 14‑дюймовыми колесами.

Силовой агрегат остался тот же: вполне приличный по тем временам (и с хорошими перспективами модернизации!) уфимский 412‑й двигатель мощностью 75 л.

да конструктивно не самая удачная и не самая надежная четырехступенчатая омская коробка передач с капризными тягами.

Базовый силовой агрегат для ИЖ‑2126 – модернизированный уфимский двигатель и доработанная пятиступенчатая омская коробка передач.

ИЖ‑2126 получил совершенно новую переднюю подвеску Mc.

А еще – реечный рулевой механизм, пружины в задней подвеске, модернизированные передние дисковые тормоза.

Практически ежегодно в Ижевске создавали следующий вариант автомобиля.

Более гармоничным становился дизайн, доводили до ума ходовую.

Переднюю подвеску Mc.

Pherson сочетали с задней зависимой, но пружинной.

Пружины сначала установили перед балкой, однако такая схема оказалась неудачной – и их разместили над ней.

Отказались от 14‑дюймовых колес в пользу 13‑дюймовых, зато пришли к вполне современному реечному рулевому механизму.

Скобы передних дисковых тормозов унифицировали с перспективными – вазовскими для «восьмерки», бампер – с бампером Москвича‑2141.

Создавая новый автомобиль, ижевцы, конечно, максимально использовали наработки других советских заводов, более счастливых в смысле самостоятельности.

А совсем новую коробку передач заполучить так и не удалось.

В Омске лишь модернизировали древнюю конструкцию, сделав коробку пятиступенчатой и отказавшись от тяг.

В перспективе на ИЖ‑2126 планировали ставить уфимский двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом и даже опытные на тот момент вазовские дизели семейства ВАЗ‑341 (1,5 л) и ВАЗ‑343 (1,8 л).

Доработанный на фирме Renault салон выглядел вполне современно для середины 1980‑х.

Правда, в серии от всего этого осталось немного.

Доработанный на фирме Renault салон выглядел вполне современно для середины 1980‑х.

Правда, в серии от всего этого осталось немного.

В 1984 году опытный ИЖ‑2126 вывели на госиспытания.

Сравнивали машину ни больше ни меньше как с заднеприводным хэтчбеком Ford Sierra, занявшим в 1983 году второе место в конкурсе «Автомобиль года», и с новой переднеприводной Короллой.

В выводах комиссии, рекомендовавшей отечественную новинку в серийное производство, отмечалось, что «по технико-эксплуатационным показателям ИЖ‑2126 находится на уровне зарубежных аналогов».

Конструктивно ИЖ действительно был довольно современен, но все-таки в сравнении с Жигулями, а не с Фордом с его независимой задней подвеской.

Ни в пир, ни в мир.

Первые сто товарных машин ИЖ‑2126 Орбита собрали лишь в 1990 году.

До этого несколько образцов успело побывать на фирме Renault.

Ее вклад в доводку Орбиты довольно туманен.

Обычно поминали дизайн салона, который, к слову, на серийных автомобилях упростили.

Новая советская машина, о которой взахлеб писала пресса, стала одним из символов перемен конца 1980‑х – времени надежд и смелых планов.

Впрочем, интерес потребителей к Орбите был уже не тот, что вызывала некогда любая советская новинка.

В страну пошел поток сильно поезженных, но всё же иномарок, которые неплохо конкурировали с советскими новинками.

Полным приводом пытались оснащать и пикапы с неофициальным названием Охотник, в том числе вариант с четырехместной кабиной.

Но сделали таких машин совсем немного.

Прототипы фургона, грузопассажирского автомобиля на его базе и пикапа с задней рессорной подвеской появились уже в 1986 году, а вскоре – и вполне гармоничный универсал.

Но времена наступали всё более нелегкие.

Лихорадило уфимский завод, поставлявший в Ижевск моторы объемом 1,7 и 1,8 литра.

Основным стал двигатель ВАЗ‑2106 меньшей мощности.

Орбиты, качество изготовления которых было далеко не эталонным, продавались не слишком хорошо.

Заняться бы в первую очередь доводкой автомобиля, но завод упорно пытался работать на далекую и очень далекую перспективу.

В 1991 году на узлах Орбиты построили семиместный минивэн ИЖ‑042 с каркасным кузовом и навесными кузовными панелями.

В 1992‑м сделали Орбиту с гибридной силовой установкой! В паре с двухцилиндровым двигателем Оки работал электродвигатель сарапульского производства.

В том же 1992‑м на Орбиту пытались пристроить дизель Perkins.

Всё это, конечно, было очень интересно, но на качестве серийных машин и спросе на них никак не отражалось.

Объем производства сократился с почти 190 тысяч выпущенных в 1988 году автомобилей до 8020 машин в 1997‑м.

Лишь в 1998 году начали серийный выпуск пикапов ИЖ‑27171, годом позже на конвейер встали фургоны ИЖ‑2717.

Да и то с временным, а не специально спроектированным колпаком над кузовом.

Эти модели немного оживили спрос.

И тут у завода появилась еще одна надежда – полный привод.

Последний шанс.

В девяностые увлечение тюнингом российских автомобилей, которые всегда были благодатными объектами для совершенствования, приобрело массовый характер.

Ижевская фирма Норма-Авто взялась за ИЖ‑2126 и сделала из него полноприводный автомобиль.

К слову, из российских моделей в этом классе в ту пору существовал лишь мелкосерийный вазовский Тарзан.

Первый ИЖ с полным приводом и мотором ВАЗ создали в Ижевске еще в 1995 году.

В концепции было заложено два варианта, условно – дорожный и внедорожный.

Первый представлял собой автомобиль с передним подрамником и двигателем Hyundai, установленным поперечно (!).

Мотор рабочим объемом 1,8 литра развивал вполне внушительные 130 л.

и работал в паре с коробкой передач от кроссовера Toyota RAV4.

Дисковые тормоза всех колес сделали на основе деталей ВАЗ‑2108.

Предусмотрели блокировку межосевого дифференциала с места водителя.

Максимальная скорость составляла 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 10 секунд.

В общем, эдакий аналог Subaru или Audi.

Цена такого автомобиля, понятно, была тоже иномарочной.

В 1975 году, на дальних подступах к новому автомобилю, появился ИЖ‑19 с оригинальным кузовом, агрегатами и узлами Москвича‑412.

Вторая версия ИЖ‑2126 4×4 оказалась дешевле, но много проще.

На машине продольно стоял силовой агрегат от Нивы: двигатель 1.7 и пятиступенчатая коробка передач.

Через короткий промежуточный вал момент шел на оригинальную раздаточную коробку без демультипликатора.

Для разгона до 100 км/ч требовалось почти 20 секунд, а максималка едва превышала 130 км/ч.

Тем не менее полноприводный ИЖ‑2126-060, как и базовый автомобиль под именем Ода (изменение имени должно было символизировать новый и, конечно, более счастливый этап в жизни модели), был заявлен в 2000 году как серийный автомобиль.

И базовый хэтчбек, и полноприводный рекламировали с карбюраторными вазовскими моторами объемом 1,6 и 1,7 литра.

Разумеется, полный привод подходил и пикапу с неофициальным названием Охотник, и универсалу по имени Фабула.

Но погоды на рынке такие модификации сделать, конечно же, не могли.

Тем более что полноприводный ИЖ с промежуточным валом между коробкой передач и раздаткой унаследовал давно знакомые болячки Нивы – шум и вибрации.

Планировали, конечно, усовершенствовать конструкцию, но….

Первые товарные автомобили оснащали полуторалитровым 72‑сильным двигателем УЗАМ – таким же, как у Москвича‑21412.

Много чего в те годы планировали: и автоматическую коробку передач, и дизели ВАЗ, которые понемногу выпускал уже завод Барнаултрансмаш.

Спрос на Орбиты и Фабулы в начале 2000‑х немного вырос, но требуемого для окупа­емости порога так и не достиг.

Через редакцию журнала «За рулем» в свое время прошло не менее пяти разных машин марки ИЖ, в том числе и полноприводная.

Впечатления от них были двойственные.

Вроде бы нормальный, хоть и дешевый, автомобиль, всё на месте – подвеска Mc.

Pherson, реечное рулевое, просторный салон, довольно удобная посадка.

Но чувствовалась некая недоделанность, дисгармония.

Даже по сравнению с вазовской «классикой», не говоря уже о переднеприводных тольяттинских автомобилях.

Официально история Оды (в «девичестве» – Орбита) закончилась 1 июля 2005 года, когда все модификации окончательно сняли с производства.

Горьким финалом этой истории несколько лет еще оставался ИЖ‑27175 с задком фургона ИЖ‑2717 и «лицом» ВАЗ‑2104.

Грузоподъемность такой версии составляла 575 кг – на 165 кг меньше, чем у родного ижевского фургона.

Такой вот прогресс.

Мелкосерийные полноприводные автомобили оснащали в основном силовыми агрегатами Нивы и оригинальными раздаточными коробками.

ИЖ‑2717 так и выпускали все годы с упрощенным колпаком над кузовом, который на заводе считали временным.

Универсал ИЖ‑21261 пошел в серию лишь в конце 1990‑х и вскоре получил имя Фабула.

Все машины предлагали тогда с уфимскими моторами объемом 1,7 и 1,8 литра, а также с вазовским 1,6‑литровым.

Одна из последних попыток оживить спрос – люксовый вариант Оды ИЖ‑2126.

Прототип ИЖ‑042 задумывали как первую модель семейства вагонной компоновки.

При длине 4180 мм он был семиместным.

В прототипе 1991 года использовали узлы серийных моделей.

Задняя подвеска, как и на фургоне, – рессорная.

Тюнинговый ИЖ‑2126  4×4 с 130‑сильным корейским мотором.

Последний отпрыск ижевского рода – фургон ИЖ‑27175 с «лицом» ВАЗ‑2104.

Такая модернизация привела к уменьшению грузоподъемности на 165 кг по сравнению со стандартным ИЖ‑2717.

Бессмысленно обсуждать, что было бы, если бы… Конечно, в СССР незамысловатая Орбита имела бы спрос – хотя бы потому, что невостребованных автомобилей вовсе не было.

Но и в той ситуации покупатели охотнее, думаю, приобретали бы вазовские машины.

Слишком много в этом бедном, в муках рожденном пасынке советского автопрома было конструктивных и технологических компромиссов.

А уж когда потребитель получил настоящую возможность выбирать, от автомобилей марки ИЖ он практически отвернулся.

Не исключено, что лет через пятнадцать-двадцать Орбиты, Оды и Фабулы, особенно самые редкие модификации, заинтересуют коллекционеров.

Но это всё, на что может рассчитывать похороненный автомобильный бренд эпохи Леонида Брежнева и министра обороны Дмитрия Устинова.

ЗА РУЛЕМ №07 2019.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Які вишиванки обирають українські знаменитості
Elle
2024-05-16T18:48:57Z
Позитив розповів, що найбільший гонорар отримував на корпоративі у Коломойського, та назвав суму
Ukraine Art News
2024-05-15T14:46:16Z
Очільник МЗС Ізраїлю запропонує учасниці Євробачення-2024 Еден Ґолан дипломатичну посаду
Ukraine Art News
2024-05-15T10:46:07Z
Лідер System of a Down Серж Танкян випустив мемуари і розкрив, чому хотів залишити гурт
Ukraine Art News
2024-05-14T14:46:02Z
Лідер гурту "Океан Ельзи" відзначає 49 років: цікаві факти про життя Святослава Вакарчука
Ukraine Art News
2024-05-14T10:46:04Z
Ексгітарист Bon Jovi Річі Самбора шкодує, що не пішов з гурту раніше
Ukraine Art News
2024-05-14T10:01:18Z
Американський тур Дженніфер Лопес може стати провальним, вартість квитків знизили до $10
Ukraine Art News
2024-05-13T11:46:11Z
Картини коштують сотні тисяч доларів: 88 років уродженцю Тернопільщини Іванові Марчуку
Ukraine Art News
2024-05-12T18:31:19Z
Легендарний «Чикаго» – вперше на українській сцені
Ukraine Art News
2024-05-12T08:46:04Z
Обʼєкт бажання: стільці від Крістіана Лубутена
Elle
2024-05-16T18:31:07Z
На Рівненщині відбулась виставка вишиванок полеглих воїнів
Ukraine Art News
2024-05-16T18:01:04Z
Зеленська відвідала нідерландсько-українську виставку в Музеї Ханенків
Ukraine Art News
2024-05-16T17:01:10Z
Організатори Євробачення пояснили рішення про дискваліфікацію Йоста Кляйна та назвали заяви нідерландського мовника некоректними
Ukraine Art News
2024-05-16T15:31:11Z
Розписані студентами гільзи стали експонатами благодійної виставки у Києві
Ukraine Art News
2024-05-16T14:46:03Z
Вишиванки на полотнах українських митців
Ukraine Art News
2024-05-16T13:16:12Z
«Цінності»: у Києві проходить виставка художника Антона Логова
Ukraine Art News
2024-05-16T12:46:00Z
Укрпошта презентувала марки зі зразками харківської та кримськотатарської вишивки
Ukraine Art News
2024-05-16T11:01:17Z
Понад 1000 обʼєктів культурної спадщини зруйновані або пошкоджені внаслідок агресії РФ
Ukraine Art News
2024-05-16T10:46:05Z
Шерон Стоун і Ліам Нісон вимагають дозволити Кевіну Спейсі відновити голлівудську кар'єру після кенселінгу
Ukraine Art News
2024-05-16T16:16:00Z
Netflix працює над сиквелом фільму 1996 року "Щасливчик Гілмор" з Адамом Сендлером
Ukraine Art News
2024-05-16T16:01:17Z
Сильвестр Сталлоне виставив на аукціон 11 рідкісних годинників з власної колекції
Ukraine Art News
2024-05-16T14:16:16Z
Український трейлер бойовика «Ефект парадокса» з Ольгою Куриленко
KinoFilms
2024-05-16T13:15:42Z
Дивимось український трейлер фільму жахів «Екзорцизм» з Расселом Кроу
KinoFilms
2024-05-16T12:57:37Z
Український трейлер фантастичного анімаційного фільму «Марс Експрес»
KinoFilms
2024-05-16T12:42:45Z
В Україні видадуть перший роман зірки фільму "Леон" Жана Рено
Ukraine Art News
2024-05-16T12:16:10Z
Що відомо про фестиваль документального кіно 21 Docudays UA
Elle
2024-05-16T11:52:05Z
HBO Max показав перший тизер серіалу "Дюна: Пророцтво"
Ukraine Art News
2024-05-16T11:31:13Z
Бердвотчинг: що це таке і де його шукати
Elle
2024-05-15T12:21:57Z
У японському місті Нагоя відкрився український ресторан
Ukraine Art News
2024-05-15T10:16:08Z
Першу на Закарпатті печерну стоянку людей кам'яної доби взяли під особливу охорону: деталі
Ukraine Art News
2024-05-15T08:46:46Z
Святий Ян Непомуцький – втрачені та збережені скульптури у Львові
Photo Lviv
2024-05-15T05:06:28Z
10 ретро фото втраченого замку в Руді Магерівській
Photo Lviv
2024-05-13T05:12:38Z
У Моршині відкрили ветеранський простір «Коло Побратимів»
Photo Lviv
2024-05-12T05:00:41Z
Флоренція платитиме автомобілістам за поїздки велосипедом
Хмарочос
2024-05-10T09:31:19Z
У Познані з’явиться житлова будівля, вкрита 140 000 рослин
Хмарочос
2024-05-10T05:46:11Z
Відновлюються річки, нові місця заростають лісом. Що відбувається зараз на дні колишнього Каховського водосховища
Тексти
2024-05-09T14:25:18Z
Не хоче "падати в ніжки Мінкульту": Мухарський прокоментував чутки, що виїхав за кордон як багатодітний батько
Ukraine Art News
2024-05-16T19:01:26Z
Сакральний тиждень в Росії: інавгурація Путіна та День перемоги. Моніторинг росЗМІ за 6–12 травня 2024 року
Тексти
2024-05-16T18:31:26Z
У Відні українські дипломати та громада відзначили День вишиванки
Ukraine Art News
2024-05-16T17:31:16Z
5 книжок про жінок — від легких ромкомів до практичних посібників
Elle
2024-05-16T15:31:09Z
11 зіркових пар з великою різницею у віці
Elle
2024-05-16T14:52:07Z
Що таке колорування волосся та чим воно відрізняється від фарбування
Elle
2024-05-16T14:21:59Z
5 навичок, потрібних дитині для успішного старту майбутньої кар’єри
Elle
2024-05-16T13:55:01Z
П'ять пострілів у прем'єра: які наслідки матиме найгучніший напад в історії Словаччини
Европейская правда
2024-05-16T13:48:25Z
Як канадський Монреаль витісняє гігантські автівки з вулиць?
Хмарочос
2024-05-16T12:25:19Z
В Epic Games Store дарують Dragon Age: Inquisition
Overclockers
2024-05-16T18:52:12Z
Персоналізовані гравіювання на прикрасах: нова послуга від бренду Pandora
Elle
2024-05-16T13:52:14Z
Засновник видавництва "Лабораторія" Антон Мартинов мобілізувався до ЗСУ
Ukraine Art News
2024-05-16T13:45:59Z
Sapphire запропонує відеокарту Radeon RX 7700 XT у версії Frostpunk 2 Edition
Overclockers
2024-05-16T13:28:27Z
Процесор Intel Core Ultra 5 238V отримав 32 гігабайти пам'яті LPDDR5X
Overclockers
2024-05-16T12:46:08Z
Рідкий азот допоміг Apple iPad Pro подолати позначку 4000 балів в одноядерному тесті Geekbench 6
Overclockers
2024-05-16T11:52:13Z
Опубліковано системні вимоги Assassin's Creed Shadows
Overclockers
2024-05-16T10:40:10Z
Мобільні процесори AMD Strix Point можуть втратити підтримку Windows 10
Overclockers
2024-05-16T10:04:06Z
G.Skill випускає лінійку пам'яті Ripjaws M5 RGB DDR5: від 5200 до 6400 МТ/с
Overclockers
2024-05-16T09:28:06Z
Корисний салат із кіноа, тахіні, горіхами й апельсинами від шеф-кухаря Філіпа Журдена
Elle
2024-05-16T16:01:15Z
Що приготувати з крашанок після Великодня: 8 смачних рецептів
Elle
2024-05-06T15:25:29Z
Корисна пшоняна каша з журавлиновим джемом: detox-сніданок для всієї родини
Elle
2024-05-06T12:27:53Z
Ромово-фруктова паска: покроковий рецепт
Elle
2024-05-03T13:39:52Z
Готуємо запечені томати з тофу та печерицями
Elle
2024-04-30T09:31:09Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Катерина Ефімчук ділиться фірмовим рецептом веганської пасти з яблучним чатні
Elle
2024-04-19T12:01:02Z
Банановий хліб за класичним американським рецептом
Elle
2024-04-16T11:12:52Z
Пісний баклажанно-томатний крем-суп із чилі та карі
Elle
2024-04-12T09:58:02Z
Дуже смачна пісна паста з авокадо, базиліком і волоськими горіхами
Elle
2024-04-10T09:06:59Z