С Херсоном связаны имена двух украинских художников, которых можно назвать выдающимися аномалиями, — Полины Райко и Станислава Волязловского.
Полина Райко.
Полина Райко (15.05.1928 — 15.01.2004) — украинская художница-самоучка.
В 69 лет начала рисовать на стенах опустевшего дома.
Женщина расписала дом, калитки, заборы и ворота, советской, языческой и христианской символикой, рассказав историю своей жизни.
начала рисовать почти в 70 лет и стала известна благодаря росписям с библейскими сюжетами, которыми она покрыла стены семи комнат своего частного дома в райцентре Олешки (Цурюпинск).
Волязловский создал стиль, который он сам назвал «шансон-артом», и прославился оглушающей концентрацией бытового китча в своих работах.
Наследие Райко и Волязловского пытается сохранить еще один херсонский художник — Слава Машницкий.
С Волязловским он много лет дружил, а частный дом Полины Райко просто хочет спасти от разрушения и для этого создал благотворительный фонд.
В квартире своего отца Слава Машницкий открыл Музей современного искусства — это обычная комната, заполненная эскизами работ Волязловского.
Корреспондент the.
Бабеля Евгений Спирин выпил с Машницким на кухне музея и поговорил с ним о «новой волне» украинского искусства 90-х годов, судьбах украинских художников, специфическом обаянии Херсона и смерти зека по имени Бог.
Снаружи дом номер 51 по проспекту Ушакова в Херсоне выглядит как обычная хрущевка.
Несколько подъездов, пять этажей, небольшой двор.
Строили в 1960-е по заказу Союза художников СССР.
На первом этаже устроили мастерские для скульпторов, на втором и третьем поселили художников, а еще выше — обустроили галереи для живописи и мастерские художников.
Именно тут, в первом подъезде в квартире № 8 находится херсонский «Музей современного искусства».
У подъезда в джинсах, футболке и тапочках стоит высокий мужчина со щетиной — это местный художник Слава Машницкий.
Он основал музей в 2004 году.
С тех пор через этот музей прошли многие художники.
Некоторые из них, например Стас Волязловский, стали всемирно известными.
— Коньячка взяли? Это хорошо, у меня там есть, очень он вкусный, но пусть еще будет.
На всякий случай.
Мы поднимаемся на третий этаж.
За железной дверью крошечный коридор.
На матово-черной стене написано: «Музей современного искусства», а ниже название выставки — «Стас Волязловский.
Под надписью столик, на нем лежат билеты в музей, коробка для пожертвований и книга со стихами Волязловского.
Это обычная квартира из двух комнат и кухни.
В одной из комнат — красный ковролин на полу, а на белых стенах развешаны черновые наброски картин.
Комната — это и есть музей, ему уже почти 16 лет.
Слава проходит на кухню и ставит чайник.
Вячеслав Машницкий родился в Херсоне, его отец тоже был художником, поэтому Союз художников и выдал ему эту квартиру, где Слава провел детство.
Поначалу он хотел стать боксером, но мама отговорила его от этого занятия, и он начал рисовать.
Отслужив в армии, в 1986 году он поехал поступать в Киев.
По времени это совпало с Чернобыльской катастрофой, и пустой город произвел на него очень сильное впечатление.
— Только я, менты и проститутки в камерах городских отделений милиции.
Михаил Мельниченко / The.
К лету 1990-го расселили знаменитый киевский сквот художников на улице Ленина, и они все переехали в здание на улице Михайловской, которая раньше носила название Парижской коммуны.
Так появился сквот «Паркоммуна», где зародилась школа новой волны.
В сквоте работали художники Юрий Соломко.
Юрий Соломко — участник сквота «Парижская коммуна».
Фоном для его картин часто становятся географические атласы, которые художник совмещает с обнаженной натурой и политическими зарисовками.
, Олег Голосий.
Олег Голосий — одна из центральных фигур украинского искусства конца 1980-х — начала 1990-х годов, один из основателей сквота «Парижской коммуны» в Киеве.
Создал около 300 живописных полотен.
, Александр Клименко.
Александр Клименко — художник, участник (не основатель) и автор концепции сквота «Парижская коммуна».
Его работы продаются в аукционных домах Sothebyʼs и Phillips de Pury.
В своей художественной философской концепции ноосферного авангарда полемизирует с супрематизмом Малевича и противопоставляет ему новый визуальный символ — радугему.
и многие другие.
Рядом, на Софиевской был еще один сквот-резиденция художников Арсена Савадова.
Арсен Савадов — украинский художник, трансавангардист.
Автор картины «Печаль Клеопатры», которую продали на французской арт-ярмарке FIAC.
Она дала толчок развитию современного искусства в Украине.
Самые известные его работы: «Книга мертвых», «Мода на кладбище», «Донбасс-Шоколад», «Коллективное красное».
и Георгия Сенченко.
Георгий Сенченко — один из самых известных украинских художников конца 1980-х — начала 1990-х.
С 1982 до 1996 года работал в паре с Арсеном Савадовым.
В 1996 году Сенченко прервал художественную карьеру.
, над ними жил художник Илья Чичкан.
Илья Чичкан — один из самых ярких представителей «новой волны».
Участвовал в 23-й Венецианской биеннале, Пражской биеннале (2003), биеннале в Сан-Паоло (1996), биеннале Manifesta (2004).
Автор концепции «Психодарвинизма»: рисует большие полотна, на которых изображает политических и культурных деятелей в образе обезьян.
Между этими домами курсировал художник Александр Ройтбурд.
Александ Ройтбурд — украинский художник, куратор, директор Одесского художественного музея (ОХМ).
Один из лидеров «Волны украинского трансавангарда».
Долгое время оставался одним из самых коммерчески успешных авторов.
В 2009 году его картину «Прощай, Караваджо!» купили на торгах Phillips de Pury & Co в Лондоне за 97 тысяч долларов.
Известен тем, что изображал в хасидском амплуа известных деятелей культуры, в том числе Пушкина, Шевченко, The Beatles, Кличко, Ганди, Уорхола.
Слава Машницкий застал это киевское Сохо и прекрасно помнит его атмосферу.
Говорит, что не последнюю роль сыграли региональные художники:.
— Чуваки из Днепра, такие как Голосий, везли иностранные художественные журналы.
Их перепечатывали на советской полиграфии, все в одном цвете смотрели.
Если бы не приезжие, не эта свежая кровь, п*зда была бы.
Но потом художники поняли ключевые элементы нового рынка.
И если я был наблюдателем, то Чичкан, Савадов и Сенченко его создавали.
Машницкий делал один из первых перформансов — «развенчивал миф о князе Олеге».
— Это была акция «далекое-близкое».
Мы вкопали диорамы в землю, пригласили всех.
Это была одна из первых акций, до этого только [художник Валентин] Раевский жег своих слонов.
Акцию «Три слона» делал Валентин Раевский.
Напротив Замковой горы Раевский сжег три горки в виде слонов.
Художник это назвал прощанием с детством.
, с детством прощался.
Мы, приезжие, хотели оцифровать Киев на культурной карте мира, понять, кто он вообще такой.
Михаил Мельниченко / The.
Позже Слава начал продавать свои картины.
Среди художников его называют концептуалистом, но сам он относит себя к школе реализма.
Его сюжеты максимально просты и обыденны: очередь в магазин, свадьба на грязной улице, беседующие у окна студенты.
Слава наливает коньяк и ведет показать маленькую комнату.
В ней висят несколько его картин, стоит кровать, на которой свалены вещи, у изголовья кровати — шкаф.
— Я сейчас редко рисую.
Мне свои картины ставить некуда, потому что для музея все несут.
А я так не могу, мне жить где-то надо, я люблю, когда вокруг чисто.
Пришел, вздрочнул, посмотрел на искусство.
А тут постоянно коробки, холсты, картины, фотографии.
Я думал, музей будет настолько легкий: каждый свое хранит по домам, а если что — свистим и делаем экспозицию.
Получилось все немного не так.
Идея сделать музей современного искусства пришла Славе в голову в начале нулевых, когда он вернулся из Киева.
Говорит, что «сидел в столицах и думал о Херсоне»:.
— Я вернулся сюда и решил, что нужно что-то делать, продолжить линию деда и отца, которые тоже были художниками.
А тут как раз эта квартира.
Я в ней рос вместе с сестрой.
Помещение небольшое, конечно, но для локальных проектов подойдет.
Вообще, в каждом крупном городе должна быть такая галерея.
Михаил Мельниченко / The.
Слава возвращается на кухню, наливает новую порцию коньяка и берет сигарету из пачки.
Молча стоит несколько секунд, а затем лезет куда-то под стол и достает большой альбом:.
— Вот, посмотри.
Мы в начале 2000-х тусовались с местными творческими жителями.
Они меня как-то взяли и привезли в дом Полины Райко, там мы с ней познакомились.
Я поразился тому, как она рисует.
Потом, в 2004 году мы решили привезти ей холсты, чтобы она для нас разрисовала их, приехали в Цюрупинск [с 2016 года город переименован в Олешки], а Полина умерла.
Я тогда сразу побежал и основал Фонд Полины Райко.
Полина Райко — культурная аномалия Херсонской области, она родилась в Цюрупинске в 1928 году и до 1997 года ничем не отличалась от других жителей села.
Работала сначала в колхозе, а потом в совхозе, вышла замуж, родила детей.
А потом случилась трагедия и она начала рисовать.
— У нее умер муж, сын попал в тюрьму, а дочь погибла в аварии, — рассказывает Машницкий.
— Сын сильно пил, вернулся из тюрьмы и бил ее, а потом умер от цирроза.
Она в 69 лет схватила кисточку и побежала рисовать.
Причем краской ПФ, самой дешевой.
У Райко была смешная пенсия до 100 гривен, но всю ее она тратила на краски и кисти, вместо холстов решила использовать собственный дом.
Сначала разрисовала весь забор, затем стены, потом стала рисовать внутри дома: разрисовала печь, шкафы, комод и даже лампы с проводами и потолок.
— Это шло у нее изнутри, настоящее наивное искусство, она как Микеланджело из Цурюпинска.
Проблема в том, что все эти шедевры не свернешь рулоном, как холсты, и не вывезешь просто так в музей.
Это целый дом.
Рисунок на стене в доме Райко.
Херсонский областной благотворительный фонд имени Полины Райко.
Слава начал искать покупателей, чтобы выкупить дом из частной собственности и сделать из него дом-музей Полины Райко.
— Год искал, нашлись какие-то канадцы.
Купили дом.
Он в Канаде искусством занимается, уважаемый человек, а она в Киеве иногда живет.
Года три они имитировали деятельность, а потом пропали, дом рушится, валится, с ними связаться невозможно.
Жуть с этим домом: надо делать дренажную систему, стены валятся, все осыпается — ужасное состояние.
Сейчас дом по-прежнему в частной собственности.
У Фонда Полины Райко появился сайт.
На нем Машницкий выкладывает фото прошедших выставок, делает отчеты о событиях в музее и собирает деньги на реставрацию дома.
— У нас впереди очень много работы.
Мы по закону должны пройти все процедуры — от обычного дома до дома-музея, который охраняется законом.
Но нет плана дома, нет документов.
Надеюсь, приедет архитектор, померяет все, и мы наконец-то начнем двигаться в сторону признания дома памятником архитектуры.
Хотя в жизни музей и фонд — это и есть сам Машницкий.
Чтобы пройти все бюрократические процедуры, Слава и его друзья-художники решили довести регистрацию фонда до абсурда и придумали ему флаг и гимн.
Машницкий берет коньяк, выпивает, подходит к компьютеру и включает гимн фонда на You.
Несколько голосов поют о том, что стоит перечислить деньги в Фонд Полины Райко.
— Вот наш гимн, простите.
Придется вам разок послушать.
Херсонский областной благотворительный фонд имени Полины Райко.
Машницкий рад, что помещение, в котором сейчас размещается музей, уцелело в эпоху приватизации 90-х.
Говорит, что так повезло не всем.
— Во времена приватизации все союзы по Украине решили приватизировать свое имущество, ведь такие типовые дома художников, музыкантов и поэтов есть везде.
Во времена Кучмы оказалось, что поэты пробухали все имущество, музыкантам пох*й, а выжили одни художники, потому что художник без мастерской — это вода без воды.
Чтобы рисовать, нужно пространство интерьера.
Основной конфликт художника — это место.
Он, если негде, на коленках начинает рисовать, на скалах, на телах.
Это главное условие.
А потом прошла приватизация, родственники все что можно поотжимали, но мастерские остались за художниками, потому первый и пятый этажи наши.
А вот в Николаеве все приватизировали, мастерские стали частной собственностью.
Мне знакомый оттуда говорит, что мне повезло: у меня внучка рисует, так я могу мастерской пользоваться, а у остальных п*здец — везде картошка.
Машницкий показывает на пергамент с рисунками на стенах, берет стакан с коньяком и поднимает в воздух:.
— За Стасевича! Он всегда с нами.
За Стаса Волязловского, чьи работы сегодня висят на стенах этого музея.
Михаил Мельниченко / The.
Все стены музея увешаны эскизами художника Стаса Волязловского.
Эта выставка называется «Оригиналы».
На рисунках огромные члены, кобзари, Ющенко с бандурой, тюремные масти и ироничные надписи: «Сегодня ешь ты плод незрелый», а рядом рисунок девочки лет девяти, которой твердый мужской палец лезет под купальник.
Волязловский — это гений из Херсона.
Он выставлялся в Нью-Йорке, Цюрихе, Москве, Берлине, но начал свой путь в галерее Машницкого — именно в этой квартире.
Сам Волязловский называл свое направление «шансон-артом» и говорил, что рисует на тряпках.
«Сейчас я делаю «тряпки», — рассказывал Волязловский в одном из интервью.
— Я так называю текстиль, с которым меня на сегодняшний день знают.
Это старые простыни, шариковая ручка, чай.
[...] Толчок к вышеупомянутым «тряпкам» — даже не к тряпкам, а скорее к форме или языку, который я называю CHANSONART, — мне дал Юра Соломко, за что я ему всегда буду очень благодарен».
Слава говорит, что Волязловский брал свои образы буквально из воздуха:.
— Как-то Стас пошел к стоматологу и увидел стенгазету, или, как это называлось, санбюллетень.
Тогда же у него родилась идея сделать абсурдные бюллетени в духе таких агиток.
Например, «боевой листок детского патологоанатома».
Михаил Мельниченко / The.
В 2008 году Стас нарисовал мужчину в форме, который оправляется на другого мужчину, а на спине у него написано «Крым наш».
Про Волязловского ходило много легенд: что он рисует свои произведения на простынях, на которых спали бомжи и на которых он сам спал с проститутками; что одну из таких простыней купила Алла Пугачева; что подушки, выставлявшиеся в Pinchuk.
Centre, он нашел на мусорнике, и другие.
Славик все время смотрит на эскизы на стенах.
— Стас особенный был.
Открылся он как художник тут, в нашем музее.
Приехал сюда один тип, посмотрел на это все и повез Стаса за границу.
Так и началось.
Стас никогда не отдавал оригиналы, делился копиями, а фундамент оставлял себе.
Так вышло, что теперь мы и показываем в музее его оригиналы.
Спрашиваю у Славы, откуда у него весь этот пергамент.
Слава выпивает еще коньяк и чешет голову:.
— Стас мне принес как-то, а у меня и так уже жопа была, все завалено.
Так у меня эти оригиналы и остались.
Михаил Мельниченко / The.
На стене в музее висит оригинал одной из самых известных работ Стаса — «Мамай 2008».
На ней Ющенко с бандурой, а рядом конь.
Под картиной из стены торчат наушники.
В наушниках — декламация, друг Волязловского читает его стихи.
Машницкий вместе с художником Семеном Храмцовым и другими друзьями издали сборник стихов Волязловского.
Книга тонкая, стоит 160 гривен.
В ней Стас в своей манере издевается над современностью на украинском и русском языках:.
«Люди погані портять лиман.
Дохнуть бички со скороcтю звуку.
Треба срочно щось предпринять.
Бл*ть — протянуть природі дружню руку.
Обмєлєл нах*й лиман.
Бичок від цього страждає,А ти туди, підрила, ссиш —Бичка урина добиває».
Несмотря на маргинальность, жестокость работ, обилие тюремной лексики, Волязловского признали.
Он был многолетним участником украинских и международных резиденций: Art Basel Miami Beach.
Art Basel — Международная ярмарка современного искусства, основанная в 1970 году.
Ежегодно проводится в Базеле, Майами-Бич и Гонконге.
в США; Frieze Art Fair в Великобритании; Art Basel в Швейцарии; Armory Show в Нью-Йорке.
Стал лауреатом премии имени Казимира Малевича, был резидентом симпозиума современного искусства BIRUCHIY.
Тюремную романтику Машницкий объясняет кругом общения Стаса:.
— Он ведь очень сложный человек был.
Когда трезвый — очень светлый, все раскладывал по полкам.
А как только начинал пить, из него страшная, темная сила лилась.
Это прямо демоны выходили.
Он общался с дном этого города.
Буквально зарывался в ил.
Собирал вокруг себя бывших заключенных, бездомных — это было такое менторство, ну или ретрит.
Он с ними проводил несколько недель, а потом возвращался.
Снова трезвый.
После смерти Стаса Волязловского в 2018 году его мама Алла Волязловская передала все работы сына в фонд Татьяны и Бориса Гриневых, поставив условие: фонд должен популяризовать его творчество.
У Храмцова и Машницкого в херсонском музее осталась только эскизы работ Стаса.
Мама художника решила, что в Херсоне «работы будут гнить в диване».
Слава с этим не согласен.
Михаил Мельниченко / The.
— Стас не хотел уезжать из Херсона.
Он жил им, он не мог представить себе текстуры вне этого города.
Этот порт, черные трубы, зеленые заборы, вонючие районы, побеленные подъезды, спички в лифте, надписи на стенах, бычки на полу, пыль между окнами, плесень на кастрюлях, х*и в автобусах — это все было его, Стаса.
Как-то его привезли в Нью-Йорк, ему понравилось, а потом он сказал, что ему было там страшно.
В Херсоне ему было спокойно.
Храмцов и Машницкий пытаются бороться за наследие Волязловского, им не нравится, что Стаса увезли из его родного города.
К тому же именно Слава и Семен заботились о Стасе.
— Ему многие предлагали уехать отсюда.
И клинику в Цюрихе, и в США.
Он не хотел.
И не собирался.
А пойдемте еще за коньяком?.
Мы выходим на холодную улицу, за домом сразу ларек.
Сигареты, пиво, водка на разлив.
В очереди стоит бездомный.
Он спрашивает у продавщицы в окошке, что можно купить за десять гривен, и получает ответ: «Ничего».
— Ребятки, а где аптека? Мне бы боярышника.— Купи лучше маленькую, — Слава протягивает ему 20 гривен.
— Не трави себя.
Мы покупаем коньяк и идем выпивать на лавочку.
Слава рассказывает о музее, о выставках, которые были в этом году.
— Леша Сай приезжал, Гена Козуб.
А вообще, у нас из-за Стаса с Гриневыми соперничество.
Мы тут как альбатросы — выхватываем жертву из клюва чаек.
На самом деле, них*я мы не альбатросы.
Х*йня какая-то мы.
Но это очень важно, важные эти процессы.
Мы как свинка, которой все переболеть должны.
Так и тут — переболеть холодцом современности.
Работа Волязловского «Мамай 2008».
Михаил Мельниченко / The.
Славик наливает коньяк в пластиковый стаканчик.
По дороге едут такси, на заправке хлопает дверь, в аптеке мигает зеленый крест.
Машницкий закуривает еще одну сигарету:.
— Он уходил к своим слушателям.
Это были местные бывшие зеки и бомжи.
Запирался в хате и пил.
Иногда они распродавали его технику, а потом мы бегали и выкупали.
Иногда он менял свои инструменты на самогон.
Опять приходилось спасать.
А когда теперь говорят, что мы камерное говно… Стас невозможен вне Херсона, Херсон невозможен без Стаса.
Сейчас средняя стоимость работы Волязловского — 14 тысяч долларов.
Я спрашиваю, как умер Стас.
Славик выкидывает бычок и молчит.
А потом рассказывает последнюю историю:.
— Был у него кент среди этой все зекотни, звали его Бог.
Бухали они много вместе.
Бог ходил к нему домой, воровал что-то.
Покупал Стасу самогон.
Когда Стас выгонял всех, Бог все равно оставался.
И вот один раз они выпили водки и поспорили.
Бог толкнул Стаса, а тот упал, ударился о плинтус затылком и умер.
Потом следствие началось.
Бог стал подозреваемым.
Думали, что он толкнул и убил Стаса, а могло быть и так, что Стас сам упал.
В общем, Стаса мы похоронили.— А Бог что?— А Бог тоже умер.
Михаил Мельниченко / The.
Автор: Евгений Спирин.