/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F201%2Ff109aed52810f66240336b3c2fd53f88.jpg)
Топ-10: лучшие фильмы Вуди Аллена
Сегодня, 1 декабря, исполняется 84 года Вуди Аллену — самому плодовитому из голливудских классиков, снимающему великие фильмы на протяжении пятой декады подряд.
Поздравляя Вуди с юбилеем, ELLE не без мук, но выбрал самые впечатляющие из его режиссерских работ.
№10 «СЛАДКИЙ И ГАДКИЙ».
Один из лучших фильмов позднего — зачастую необязательного, но почти всегда неотразимого — Вуди искусно балансирует на грани комедии и драмы, врезаясь в память двумя выдающимися, номинированными на «Оскар» перформансами: Шона Пенна в роли самовлюбленного (и болтливого) джазового гитариста и охотника на помоечных крыс и Саманты Мортон в роли стеснительной (и немой) прачки.
№9 «ЗЕЛИГ».
Лаконичное черно-белое мокьюментари о Леонарде Зелиге — человеке-хамелеоне, из отчаянного желания понравиться окружающим в мгновение меняющем хоть род занятий, хоть вероисповедание, а хоть и цвет кожи.
Сколь уморительный, столь и проницательный фильм — один из самых оригинальных и стилистически безупречных в алленовском каноне.
№8 «МУЖЬЯ И ЖЕНЫ».
Бодрый, остроумный и непривычно напряженный (преимущественно стараниями взрывоопасной Джуди Дэвис) взгляд на супружеские отношения — как отдельно взятые, так и в целом.
По иронии судьбы, гражданский брак самого Вуди и сыгравшей у него в 13-й раз Мии Фэрроу «второй закон термодинамики» («рано или поздно все превращается в дерьмо») настиг незадолго до выхода фильма.
№7 «ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ».
Лучший из фильмов раннего Вуди — не стеснявшегося вдохновляться братьями Маркс, Чаплином, Бергманом, Достоевским и Толстым (порой — в одной и той же сцене), вызывающе абсурдного и гомерически смешного.
Блестящий финал первого, юмористического этапа карьеры режиссера, вскоре вступавшего в диалоги с авторами «Седьмой печати» и «Преступления и наказания» уже без тени улыбки.
№6 «ПУРПУРНАЯ РОЗА КАИРА».
Замечательная эскапистская сказка, в которой сердце героини Фэрроу, официантки из Нью-Джерси времен Великой депрессии, оспаривают сразу два Джеффа Дэниелса — шагнувший в ее жизнь с широкого экрана романтический герой и не в пример более циничный актер, его играющий.
Да, Вуди сценарии с приставкой «мета» сочинял задолго до того, как они стали общим местом.
№5 «МАНХЭТТЕН».
Чем-то не угодившая ее автору голливудская классика — красивейшее любовное послание Нью-Йорку, олицетворяемому не только музыкой Гершвина или поставленной в стратегически важное место скамейкой, но и, например, внучкой Хемингуэя Мэриел в выдающейся роли не по годам умной школьницы.
Вечная слава студии, не похоронившей «Манхэттен» в архивах, как того желал Вуди.
№4 «ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕ».
Четвертую премию «Оскар» номинировавшемуся Академией 24 (!) раза Аллену принес сценарий этой романтической комедии о прогулках по городу и путешествиях во времени, которые мыслимы только в одном месте на Земле.
Объединив дюжину популярных артистов, всерьез запомнилась «Полночь» искрометным выходом Кори Столла в роли все того же Хемингуэя.
№3 «ЭННИ ХОЛЛ».
№2 «ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА».
Безуспешно прикидывается комедией (причем курортной) и «Вики Кристина Барселона» — фильм, чье место в истории не принято преувеличивать исключительно ввиду его молодости.
Ну а пока историки дремлют, фотогеничной трагедией о любовном четырехугольнике с участием Хавьера Бардема, Ребекки Холл, Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус можно банально любоваться.
№1 «МАТЧ ПОИНТ».
И, наконец, самый неожиданный фильм Вуди — его первая коллаборация с Йоханссон (в которую тут окончательно влюбились все), закидавшая зрителей такими теннисными мячиками небес, что обзавидовался бы не то что Стивен Фрай, но сам (неоднократно цитируемый здесь) Достоевский.
Безукоризненная драма о преступлениях и безнаказанности.