/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F161%2F625ea58940d2c2ff1742a8b961bf798c.jpg)
Великий и Ужасный Полански: 10 культовых картин легендарного режиссера
27 февраля в украинский прокат вышла историко-детективная драма Романа Полански «Офицер и шпион», повествующая о знаменитом «деле Дрейфуса».
Картина занимает особое место в творчестве мэтра: история травли близка режиссеру – киноклассик замешан в секс-скандале и вынужден вести затворнический образ жизни.
Благодаря новому фильму стало понятно, что, несмотря на все житейские трудности, 86-летний режиссер по-прежнему в отличной творческой форме.
Подтверждение тому – Премия Большого жюри на Венецианском кинофестивале.
Наверняка, всевозможных наград у фильма было бы на порядок больше, если бы не та самая пресловутая скандальная история об изнасиловании.
Предлагаем забыть о скандалах и вспомнить культовые картины живой легенды, ведь вклад режиссера в развитие мирового кинематографа действительно бесценен.
«Нож в воде» (1962).
Дебютный полнометражный фильм режиссера сразу же дал понять, что Роман Полански – не случайная фигура в кинематографе.
Режиссер обращается к хичкоковским приемам (изолированное пространство, раскаленная до предела атмосфера), затрагивает тему расслоения в обществе и показывает свое умение использовать злую иронию.
Талант молодого польского режиссера заметила Американская киноакадемия: дебютная картина Полански была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке (фильм снят на польском).
«Нож в воде» – это психологическая драма, разыгранная на троих.
Состоятельные супруги отправляются на прогулку на собственной яхте.
По дороге к озеру пара встречает парня.
Муж и жена предлагают новому знакомому присоединиться к ним на прогулке.
Веселое и беззаботное приключение вдруг превращается в соперничество мужчин за внимание дамы.
С каждой минутой обстановка накаляется, в кадре все чаще мелькает нож….
«Отвращение» (1965).
Спустя три года после дебютной работы Полански создал свой первый англоязычный фильм – «Отвращение».
Психологический триллер стал первой частью так называемой «квартирной трилогии»: сюда позже войдет «Ребенок Розмари», а потом и «Жилец».
Картина рассказывает историю 20-летней маникюрщицы Кэрол.
Девушка – настоящий интроверт и ненавидит мужчин.
Героиня живет со своей сестрой, но однажды остается в квартире одна на целых две недели.
У девушки начинаются страшные галлюцинации: кошмары, которые жили у Кэрол в голове, будто оживают.
В этом фильме режиссер продемонстрировал, насколько интересен ему внутренний мир человека.
Он досконально исследует «Я» своей героини, которую сыграла неподражаемая Катрин Денев.
А еще будущая легенда в этом фильме продемонстрировал свое мастерство пугать: таинственные тени, зеркала, по-настоящему неожиданные моменты – поистине Великий и Ужасный Полански.
«Тупик» (1966).
Полански во многих своих интервью говорил, что считает своей лучшей работой фильм «Тупик».
Этот криминальный триллер по достоинству оценили и жюри Берлинского кинофестиваля: в 1966 году лента получила главный приз Берлинале.
Полански обращается к своему излюбленному приему: чтобы раскрыть худшие качества героев, он помещает их в замкнутое пространство.
Скрываясь от полиции, два гангстера прячутся в уединенном замке.
Здесь живут муж и жена: он слегка неуравновешен, а его молодая избранница не умеет хранить верность.
Гангстеры берут семью в заложники.
Но события приобретают такой оборот, что грань «плохой»-«хороший» с каждой секундой становится все размытей.
«Ребенок Розмари» (1968).
Вторую часть «квартирной трилогии» Полански уже снял в Голливуде.
Психологический триллер стал первой попыткой режиссера экранизировать литературное произведение: картина снята по одноименному роману американского прозаика Айры Левина.
Лента принесла Полански всемирную известность.
Режиссера стали называть мастером ужасов.
Ему удалось создать такую атмосферу в фильме, когда зритель ждет чего-то ужасного, но при этом понять, правдивы ли события, – невозможно.
В дальнейшем этот прием стал классикой: его часто использовали при создании хоррор-хитов.
Действие в картине разворачивается вокруг молодой пары, которая переезжает на новую квартиру.
Супруги давно мечтают о ребенке, но у Розмари не получается забеременеть.
На новом месте пара знакомится с приятными соседями – немолодыми супругами.
Вскоре Розмари узнает, что ждет ребенка.
Соседи окружают беременную особым вниманием, и вдруг Розмари вспоминает свой сон, будто соседская пожилая пара – служители темного культа, а ребенок зачат на оргии от существа из иного мира.
Но, может, это был вовсе и не сон?.
Сектантская тема, которую затрагивает Полански в «Ребенке Розмари», стала кошмаром и его жизни.
Спустя год после выхода ленты беременную жену режиссера – Шэрон Тейт – убили члены секты «Семья».
«Китайский квартал» (1974).
Эту картину многие критики называют лучшей в фильмографии режиссера.
Ленту номинировали на «Оскар», но статуэтку она не получила.
Полански обращается к новому для себя жанру – неонуар – и виртуозно справляется с работой.
Действие в фильме происходит в довоенном Лос-Анджелесе.
В центре сюжета – частный детектив Джейк, которого блестяще сыграл Джек Николсон.
Однажды герой получает задание от богатой клиентки – проследить за ее мужем и узнать, есть ли у него роман.
След приводит детектива в китайский квартал – место, где царит порок, а преступления совершаются по щелчку пальца.
Полански не был бы собой, если бы не закрутил концовку так, чтобы у зрителя почва уходит из-под ног.
«Жилец» (1976).
Этот психологический триллер стал заключительной частью «квартирной трилогии» Полански.
В фильме ощущается все та же гнетущая и удушающая атмосфера, что и в предыдущих историях трилогии – «Отвращение», «Ребенок Розмари».
Кстати, в этот раз Полански не просто занял кресло режиссера, но и сам сыграл главную роль в ленте.
Он упоминал о том, что решился на такой шаг потому, что переживания героя ему близки: мэтр так же всегда чувствовал себя чужаком среди окружающих.
Скромный неприметный работник конторы вынужден сменить место проживания.
Но мало того, что квартира находится в ужасном старом доме, так еще и соседи попадаются недоброжелательные.
Однажды консьержка рассказывает новому жильцу, что предыдущая хозяйка его квартиры покончила жизнь самоубийством.
Мужчина ежедневно думает об этом, а затем начинает подозревать, что в гибели женщины виноваты соседи.
«Тэсс» (1979).
Драма является экранизацией романа Томаса Харди.
Незадолго до смерти книгу дала режиссеру его жена Шэрон Тейт.
В последствии Полански посвятил фильм убитой супруге.
Главную роль в картине сыграла новая муза творца – Настасья Кински.
Картина получила множество номинаций на «Оскар», в том числе в главных категориях – лучший фильм, лучшая режиссура.
Но статуэтки с церемонии увезли только оператор и художник-постановщик.
В фильме Полански продолжает исследовать человеческую натуру.
И у него получается это куда мрачнее, чем у писателя, чей роман стал основой фильма.
События разворачиваются в викторианской Англии.
Крестьянин однажды узнает, что принадлежит к аристократическому роду.
Он отправляет свою дочь Тэсс к состоятельным родственникам, которых только что обрел.
В поместье родственников девушка узнает, что такое предательство, любовь, зависимость.
Жизнь Тэсс меняется: у нее только два пути – сломаться или стать сильнее.
«Горькая луна» (1992).
В эротической мелодраме с элементами триллера «Горькая луна» Полански в очередной раз продемонстрировал свое умение исследовать человеческую душу.
В этот раз режиссер касается темы страсти, переплетенной с жестокостью по отношению к близкому человеку.
Полански так тонко исследует садо-мазо отношения, что равных ему в этом нет.
Картина в свое время получила разные оценки от критиков, но среди лент, снятых в жанре БДСМ, мелодрама точно стала культовой.
Найджел и Фиона отправляются в морской круиз.
В браке пара уже 7 лет, и путешествие должно привнести немного свежести в их супружеские отношения.
На круизном лайнере супруги знакомятся с интересной, но немного странной парой – писателем Оскаром, который передвигается на инвалидной коляске, и его молодой красавицей-женой Мими.
Оскар рассказывает новому знакомому Найджелу историю любовных отношений с женой.
Правда оказывается шокирующей, но еще больше шокирует последующая реальность.
«Девятые врата» (1999).
Мистический триллер «Девятые врата» стал последним фильмом, который снял режиссер в ХХ веке.
После «Ребенка Розмари» Полански впервые вернулся к теме сатанизма.
Мэтр снова исследует природу зла, изучает мотивацию, которая толкает человека на смертные грехи.
Главную роль в картине исполнил Джонни Депп.
Книготорговца Дина Корсо нанимает богатый и влиятельный коллекционер книг по демонологии.
Дин должен выступить в роли эксперта: сравнить экземпляры книг и найти подлинник.
Пока мужчина выполняет задание, он понимает, что книги не так просты: их прежние владельцы таинственным образом погибали.
Книготорговец осознает, что столкнулся с настоящей мистикой.
«Пианист» (2002).
Полански стал культовым режиссером ХХ века, а вот в XXI, казалось, в кинематографе уже будут править бал другие фигуры.
Но режиссер умеет удивлять.
В 2002 году на экраны вышла историческая драма «Пианист», которая получила три «Оскара», в том числе, и за режиссуру.
Главная роль в этом фильме стала лучшей работой в карьере Эдриана Броуди.
Лента стала самой известной в фильмографии Полански: если ранние фильмы режиссера смотрели ценители творчества или любители определенного жанра, то «Пианиста» посмотрели все.
В основе сюжета – автобиография лучшего польского пианиста 30-х годов 20 века.
Владислав Шпильман занимается музыкой до тех пор, пока в Польшу не приходят нацисты.
Вместе с другими евреями талантливого музыканта переселяют в Варшавское гетто.
Вскоре их должны отправить в концлагерь….
История, показанная в фильме, является автобиографичной и для самого режиссера.
В раннем возрасте он пережил ужасы фашистской оккупации.
Наверное поэтому драма и получилась особенно душераздирающей.
А вы будете смотреть новую картину Полански «Офицер и шпион»?.