MY.UAСтатьи
Догонялка ГАЗ-23: самая быстрая Волга КГБ
Догонялка ГАЗ-23: самая быстрая Волга КГБ

Догонялка ГАЗ-23: самая быстрая Волга КГБ

В 1959 году Комитет госбезопасности заказал ГАЗу разработку очередной спецверсии «легкового автомобиля с повышенными динамическими характеристиками».

Продолжаем начатую в прошлом номере историю «Волги» первого поколения с автоматическими коробками передач.

И так, попытка оснастить новый советский автомобиль автоматической коробкой передач в массовом серийном исполнении потерпела фиаско.

Но на этом история «волг» с автоматами не только не закончилась – в некотором роде она лишь началась.

Как мы уже знаем, коллектив Бориса Сидоровича Поспелова весьма оперативно взялся за усовершенствование изначальной конструкции автомата по технологиям Chrysler.

Собственно, причиной доводки стали не детские болезни коробки, а её назначение для представительского автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», шагнувшего в серию в январе 1959 года.

Что же получилось с трансмиссией в итоге?.

Изменили передаточные числа и схему работы – коробка стала полноценно трёхступенчатой, первая передача больше не использовалась исключительно в тяжёлых дорожных условиях.

Оно и очевидно: «Чайку» на бездорожье сложно представить, в отличие от скоростного шоссе, – такой машине однозначно были нужны три ступени для быстрой езды.

Соответственно, другим стал и коэффициент трансформации в гидротрансформаторе – узел перерассчитали под гораздо более мощную V-образную «восьмёрку».

А вместо режима П (пониженная передача) появился режим Т – торможение двигателем.

На скорости ниже 36 км/ч автомат держал первую передачу, выше – вторую.

В наши дни самая быстрая «Волга» ГАЗ-23 – огромная редкость: почти все машины бесславно сгинули, когда в спецслужбах им пришла замена в виде «догонялок» нового поколения.

Секретный заказ.

В 1959 году Комитет госбезопасности заказал ГАЗу разработку очередной спецверсии «легкового автомобиля с повышенными динамическими характеристиками» – проще говоря, новую «догонялку», уже, разумеется, на базе «Волги».

Напомним, в 1956 году завод выпустил около сотни «Побед» ГАЗ-М-20Г с двигателем от ЗИМа (ЗР, 2019, № 9).

Проект возглавил конструктор Борис Акимович Дехтяр.

Как и в случае с «Победой», силовой агрегат для «догонялки» был практически безальтернативен – других вариантов, помимо «восьмёрки» от «Чайки» с автоматом, у заводчан не было.

С установкой громадного мотора на «Волгу» пришлось основательно повозиться.

Вроде бы и не тесно под капотом со статным оленем, а «восьмёрка» несильно хотела здесь поселиться.

В итоге мотор впихнули, повернув его на 2º по оси коленвала и немного изменив правый лонжерон, но буквально с миллиметровыми зазорами от кузовных элементов – ювелирная работа!.

Машина украшена полным хром-пакетом со «стрелами» и «килями» на крыльях, а также светотехникой с оранжевыми рассеивателями – такую ставили на экспортные версии.

Да и цвет не из стандартной палитры, хотя в него «Волга» была окрашена на заводе.

Специальный блокирующий замок позволяет открыть багажник только при распахнутой задней правой двери: это исключает проникновение в него посторонних лиц.

Огромный радиатор «Чайки» потребовал изменить передний щит – именно по этой детали можно отличить настоящую ГАЗ-23 от подделки.

Это автомобиль 1962 года, ещё в переходном кузове от второй серии к третьей – именно поэтому здесь короткие «второсерийные» водостоки.

В довольно просторном подкапотном пространстве «Волги» V-образная «восьмёрка» уместилась едва-едва, с сантиметровым запасом.

Первым делом на «Волгу» поставили дефорсированный до 160 л.

В широкой серии ГАЗ-23 оснащали мотором мощностью 195 л.

с.: он отличался от «чайковского» поддоном, вентилятором, генератором, правым выпускным коллектором и картером гидротрансформатора.

Главная пара тоже была оригинальной, ни от ГАЗ-13, ни от ГАЗ-21 – с передаточным числом 3,38.

«Догонялка» набирала 100 км/ч за 16 с, будучи даже на 2 с быстрее «Чайки».

Заново сделали передний щит (по этой детали безошибочно можно отличить настоящие машины от подделок), усилили передние лонжероны.

Подвеску тоже доработали: спереди стояли более мощные пружины, навитые из стального прутка увеличенного диаметра, сзади – оригинальные рессоры с листами толщиной 6,5 мм (на обычной «Волге» – 6 мм) и амортизаторами, скомбинированными из деталей таковых для «Волги» и ЗИМа.

Закономерно усилили тормоза, но весьма номинально: вакуумный усилитель на машине даже не планировался, разве только поставили более выносливые колодки и оригинальные тормозные барабаны из кованого чугуна с особой термической обработкой, а также залили специальную жидкость с температурой кипения 130º С.

Плита в багажнике, чугунная или бетонная – не более чем байка.

Да, у машины были проблемы с развесовкой из-за перегруженного передка, но в реальной эксплуатации заднюю часть уравновешивали либо аппаратурой спецсвязи (её пристраивали как раз в багажнике, дабы не было заметно), либо запасами конспиративного обмундирования, либо банально запасными колёсами, которые всегда были насущной необходимостью.

Талант маскировки.

Специальная машина получила полностью самостоятельный индекс – ГАЗ-23.

Не столько из-за объёма переделок, а потому, что изначально было запланировано целое семейство особых моделей.

И здесь мы развеиваем очередной миф, будто бы «догонялку» выпускали только с АКПП.

У переднего пассажира места в ногах меньше, чем в простой «Волге»: под этим участком пола – правый выпускной коллектор большого мотора.

С автоматом – «чистая» ГАЗ-23 полностью в неброском образе массовых гражданских машин, а также ГАЗ-23Б: автомобиль в полном хром-пакете (который принято звать экспортным), с улучшенной отделкой салона и, как правило, в чёрном цвете.

Нарядные ГАЗ-23Б использовались для сопровождения кортежей, а также как служебные автомобили высоких чинов МВД, КГБ и прочих причастных госорганов.

А вот ГАЗ-23А – машина с «восьмёркой», но обычной «волговской» механикой, понятно, доработанной, с усиленными шестернями, дабы мотор её не порвал в клочья – по крайней мере, быстрее нужного.

Такие автомобили отлично маскировались под такси, почтовые и прочие машины городских служб – и использовались для ведения слежки.

ГАЗ-23А1 – тоже вариант с механикой, но с оборудованием спецсвязи в багажнике.

Хорошо, что педаль тормоза не обычная, а широкая: на неё порой нужно нажимать обеими ногами.

На заднем сиденье тоже с виду всё как в обычной «21-й».

Пока не отворить правую заднюю дверь….

Маскировка «догонялок» потребовала от конструкторов мозгового штурма.

Начнём с того, что у «чайковского» мотора было два выпускных коллектора и две выхлопные трубы – оно и понятно, «восьмёрка» же.

Машину наблюдения две выхлопные трубы выдали бы с потрохами.

Поэтому на ГАЗ-23 выхлоп вывели в одну трубу, но уже почти у самого заднего бампера – а по днищу машины шли две трубы.

На парадной версии с чистой совестью ставили над рулевой колонкой индикатор режимов автомата – окошко со стрелочкой, как на ГАЗ-21 с АКПП.

На конспиративных машинах обходились без него: при взгляде с улицы интерьер абсолютно не отличался от самой обыкновенной гражданской «Волги».

Если только не заметить, что педалей – две….

Из космоса на землю.

И вот перед нами – живая, настоящая ГАЗ-23.

Это машина с необычной судьбой – и даже цвет её, тёмно-синий с фиолетовым оттенком, необычный: в заводской палитре он присутствовал, но, тем не менее, был весьма и весьма редким.

«Волга» выпущена в 1962 году, у неё ещё переходный к третьей серии кузов.

Машина не работала в спецслужбах – свои первые двадцать лет жизни она обитала в одном из подмосковных звёздных городков, где, очевидно, была «персоналкой» у руководителя аэрокосмического предприятия.

В 1985 году в комиссионном магазине Москвы её почти случайным образом приобрёл житель города Хмельник из Винницкой области – так и оказалась редкая «Волга» в Украине.

Каким же образом она попала в комиссионку? Интрига та ещё! Есть мнение, что директор ведомства умудрился провернуть хитрую комбинацию и переписать машину на себя.

Гипотезу подтверждают сохранившиеся номерные знаки 54-87 ЮБЯ: это поздняя серия, выдававшаяся на рубеже 80-х годов, то есть автомобиль был перерегистрирован.

В управлении 23-я крайне непроста и норовиста: даже в те времена с ней не каждый мог сладить без спецподготовки, а уж с нынешними водительскими привычками за её рулём и вовсе тяжело – в самом прямом смысле.

Передняя часть «Волги» крепко нагружена здоровенной «восьмёркой» с автоматом: руль и на ходу нелёгок, а на месте его едва провернёшь.

Особый разговор – педаль тормоза: на неё нужно давить чуть ли не обеими ногами! Двигатель брыкучий, и гидроавтомат не особенно сглаживает его горячий норов: едва коснёшься правой педали, как автомобиль тут же делает хищный рывок вперёд.

Зато динамика – на уровне современных машин.

Прибавьте к картине тонёхонькие «волговские» колёса на узкой резине.

В поворотах машину с лихим потенциалом двигателя запросто уносит! Так что не зря шофёры КГБ качали мускулы и рук, и ног в спортзалах, а навыки управления оттачивали на спецполигонах.

Кстати, на ГАЗ-23 не садили водителей рангом ниже капитана.

И не напрасно в багажниках возили комплекты запасных колёс: в «боевых режимах» автомобили нещадно сжирали резину, не рассчитанную на столь зверские нагрузки.

В наши дни ГАЗ-23 – огромная редкость: практически все машины бесславно сгинули, когда им пришла замена.

И среди экземпляров, всплывающих в продаже, хватает подделок.

Автомобилей с механической коробкой вовсе не сохранилось: даже доработанную трансмиссию мощный мотор быстро добивал, так что срок их службы был недолог.

Кстати, а чем же заменили ГАЗ-23? О следующих поколениях горьковских «догонялок» мы ещё непременно расскажем – ведь такие машины тоже есть в Украине.

Благодарим за помощь в подготовке материала мастерскую «Автоклассика» Валерия Буслаева, а также историка Владимира Винника.

ЗА РУЛЕМ №2 2020.

Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
20-летняя модель завоевала титул «Мисс Украина 2024»: она представит страну на конкурсе «Мисс Мира»
Gloss
2024-12-06T16:30:50Z
В сети рассекретили имя мужчины, который должен был стать героем шоу «Холостяк-13» вместо Терена
Gloss
2024-11-29T17:16:39Z
Украинский Щедрик стал частью новогодней рекламы Chanel
Gloss
2024-11-22T16:13:24Z
Украинка стала режиссером нового клипа Леди Гаги
Gloss
2024-10-30T15:28:08Z
Рэпер Эминем впервые станет дедушкой: видео его реакции на новость
Gloss
2024-10-04T16:48:49Z
Linkin Park возвращается с новой вокалисткой спустя 7 лет после смерти фронтмена
Gloss
2024-09-06T15:22:47Z
Мадонна отметила свой 66-й день рождения в шляпе от украинского бренда
Gloss
2024-08-28T12:00:55Z
Анонимная певица Klavdia Petrivna впервые показала свое лицо в новом клипе с группой Tvorchi
Gloss
2024-08-23T15:52:15Z
Первая среди украинских звезд: Светлана Лобода спела для Грэмми
Gloss
2024-08-20T13:43:04Z
Balenciaga представила очень минималистичную обувь The Zero
Gloss
2024-12-04T18:36:54Z
Аукционный дом MacDougall;s проведет перед аукционную выставку 22-23 ноября в Лондоне
Ukraine Art News
2024-11-12T20:18:58Z
Самые смешные фотографии дикой природы: финалисты конкурса Nikon Comedy Wildlife Awards 2024
Gloss
2024-09-30T13:13:29Z
Надя Дорофеева презентовала клип на новую песню «Нитроглицерин»
Gloss
2024-08-07T15:40:50Z
Balenciaga выпустили самую дорогую в мире авоську за 7 тысяч долларов
Gloss
2024-07-17T16:30:55Z
В Steam стартовал фестиваль файтингов
Overclockers
2024-07-16T06:52:19Z
ЗНАКОМСТВО С ЛОНДОНСКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ЛАРОЙ ДЖУЛИАН
Ukraine Art News
2024-06-08T15:42:56Z
Right 2 Fitness Unveils New Metabolic Ignition System for Women Over 30
Elle
2024-05-27T13:28:03Z
MONATIK выпустил новый клип на песню «А что?», режиссером которого стала Таню Муиньо
Gloss
2024-05-24T13:49:13Z
Netflix показал тизер мультсериала про Астерикса и Обеликса – видео
Gloss
2024-12-16T16:33:46Z
Вышел первый полноценный трейлер фильма Minecraft
Gloss
2024-11-20T14:43:04Z
Украинский трейлер фильма «Аматор» с Рамі Малеком
KinoFilms
2024-11-18T09:46:00Z
Украинский трейлер мультфильма «Нико: за Северным сиянием»
KinoFilms
2024-11-18T09:24:35Z
Украинский трейлер эротического триллера «Хорошая плохая девочка» с Николь Кидман
KinoFilms
2024-10-29T16:12:34Z
Первый трейлер сериала «Дюна: Пророчество» и дата премьеры
Gloss
2024-10-28T13:10:35Z
Украинский трейлер хоррора «Ночные ужасы»
KinoFilms
2024-10-28T11:04:00Z
Больше информации об игре Atomfall в новом трейлере
Overclockers
2024-10-21T06:31:55Z
«Хроники Силы»: Алан Бадоев и Ольга Навроцкая создали первую украинскую фэнтези-вселенную
Gloss
2024-10-15T14:42:50Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
В Китае открыли 24-километровый морской мост, который побил сразу 10 мировых рекордов
Gloss
2024-07-03T12:40:09Z
Самый большой в мире круизный лайнер Icon of the Seas отправился в свой первый рейс
Gloss
2024-01-29T17:51:45Z
Самые комфортные места для жизни уже в недалеком будущем
Men's Life
2024-01-24T08:33:40Z
Культурное значение шампанского в разных странах
Gloss
2023-11-29T10:12:53Z
Лас-Вегас: удивительная история города азарта, мафии и головной боли для архитектора
MC Today
2023-11-24T17:21:39Z
У ребенка популярной блогерши Саши Бо случилась остановка дыхания: как это произошло
Gloss
2024-12-20T15:36:47Z
Жим в Смите лежа
Men's Life
2024-12-20T09:01:12Z
МастерШеф 14 сезон. Випуск 15 від 07.12.2024
InfoHome
2024-12-19T10:36:53Z
Упражнения при простуде
Men's Life
2024-12-19T10:22:09Z
51-летняя певица Руслана впервые призналась, почему у нее нет детей
Gloss
2024-12-16T17:28:04Z
Ученые: тыква очень полезна для здоровья
Men's Life
2024-12-16T08:48:42Z
Чем чаще мужчина целует женщину, тем больше он зарабатывает
Men's Life
2024-12-12T10:32:09Z
МастерШеф 14 сезон. Выпуск 14 от 30.11.2024
InfoHome
2024-12-11T11:36:49Z
Что нужно, чтобы стать хорошим руководителем
Men's Life
2024-12-11T09:09:39Z
Всемирно известный блогер MrBeast построил город за $14 млн для своего шоу
Gloss
2024-12-17T14:11:03Z
OpenAI запустила нейросеть Sora, которая может создавать видео из текста
Gloss
2024-12-10T15:19:34Z
Купил – поюзал – утилизировал: новая экоинициатива оʼgо
Gloss
2024-12-06T14:19:05Z
The Septimius Awards: Jan-Willem Breure is breaking traditional rules of cinema
Elle
2024-11-22T06:42:45Z
Резиденцию Дональда Трампа охраняют роботы-собаки: что о них известно
Gloss
2024-11-18T14:40:27Z
Coca-Cola обновила свою культовую рождественскую рекламу с помощью ИИ
Gloss
2024-11-18T13:37:48Z
OpenAI добавляет в ChatGPT функцию веб-поиска
Overclockers
2024-11-01T07:52:06Z
AMD подготовила драйвер специально для Dragon Age: The Veilguard
Overclockers
2024-11-01T07:19:09Z
Louis Vuitton выпустили будку для собак за 66 тысяч долларов
Gloss
2024-10-31T17:13:49Z
Оливье по-особенному. Добавляем копеечный ингредиент!
InfoHome
2024-12-19T10:36:53Z
4 начинки для лаваша! Идеальная закуска на праздничный стол
InfoHome
2024-12-17T07:33:48Z
Салат Курочка под кайфом. Готовлю на любой праздник. Нравится всем!
InfoHome
2024-12-17T07:28:31Z
Две оригинальные закуски из самых простых продуктов
InfoHome
2024-12-14T07:39:34Z
Самый новогодний салат. Мимоза лимонная
InfoHome
2024-12-12T07:37:07Z
Без этой закуски не обходится ни один праздничный стол. Закуска на Новый год
InfoHome
2024-12-12T07:37:07Z
Мама научила! Теперь кто пробует просит рецепт! Съедается в один миг
InfoHome
2024-12-12T07:33:32Z
Торт Наполеон с необычным кремом
InfoHome
2024-12-07T08:06:46Z
2 яйца, стакан кефира и 3 стакана муки! В магазине таких не купить! Выпечка с сыром
InfoHome
2024-12-07T08:06:45Z