MY.UAСтатьи
Редчайший Москвич‑411. Чем он знаменит?
Редчайший Москвич‑411. Чем он знаменит?

Редчайший Москвич‑411. Чем он знаменит?

Москвич‑411 – один из самых редких серийных советских автомобилей.

Нам повезло познакомиться с ним вживую.

Полноприводный универсал, да к тому и с понижающей передачей в трансмиссии, – мечта многих современных автомобилистов.

Причем даже в тех странах, где о бездорожье имеют самое смутное представление.

А уж у нас – тем более.

Всё великое давно уже изобрели.

И зовется это изобретение Москвич‑411.

Сельский час.

За десятилетие после смерти Сталина в СССР произошло множество событий, оставивших след не только в советской, но и в мировой истории.

От полета Никиты Хрущева в Лондон на передовом, сенсационном и на тот момент еще не серийном реактивном лайнере Ту‑104 до первого в мире спутника 1957 года и легендарного полета Юрия Гагарина в 1961‑м.

За это же десятилетие отечественный автопром отметился небывалым прежде множеством новинок.

Серийные Москвич, Волга, Чайка, Запорожец, новые грузовики и автобусы.

А уж сколько интересных опытных образцов!.

В те же годы власть (а за ней и все остальные) пристальнее посмотрела на небогатую и даже не очень сытую жизнь советского села.

Этот интерес отрази­лся в ряде немного наивных, но по-своему честных кинофильмов тех лет.

Скажем, в картине Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», дебютировавшей в 1958 году – как раз в год рождения Москвича‑411.

Но сначала была фраза «Дайте автомобиль для колхозника», прозвучавшая, по воспоминаниям современников, на каком-то совещании из уст руководителя страны Никиты Хрущева и вполне соответствовавшая духу эпохи.

Установка переднего ведущего моста потребовала заметных изменений кузова, рулевого управления и иных узлов.

Сзади – многолистовые усиленные рессоры.

Дорожный просвет – сказка!.

Единственным легковым полноприводным автомобилем, способным удовлетворить нужды колхозников, был ГАЗ‑69.

Высокая проходимость в нем типично для того времени сочеталась с аскетичным салоном и продуваемым всеми ветрами тентом.

Но львиная доля этих машин шла в армию, а частникам их в принципе не продавали.

Дверь багажника открывается влево, чтобы человеку не пришлось стоять на проезжей части.

Задний фонарь с оранжевой секцией указателя поворота – передовой для конца 1950‑х годов.

На призыв первым откликнулся Горьковский автозавод, запустив в 1955 году в производство ГАЗ-М72 – полноприводный вариант Победы.

Автомобиль с несущим комфортабельным кузовом базировался на узлах и агрегатах ГАЗ‑69.

Параллельно группа под руководством Григория Вассермана – главного в те годы горьковского специалиста по полноприводным машинам – создала и более дешевый и экономичный ГАЗ-М73 с 35‑сильным нижнеклапанным двигателем еще несерийного Москвича‑402 и трансмиссией, аналогичной установленной на ГАЗ-М72.

Сделали два двухместных прототипа – купе и пикап.

Предполагалось, что на таких машинах будут ездить председатели колхозов, иное сельское руководство и механики полевых бригад.

Но вторую полноприводную модель, да еще с оригинальным кузовом, ГАЗ запустить в производство, разуме­ется, не мог.

Зато наработки по ней, переданные на МЗМА, легли в основу полноприводного Москвича‑410, сделанного из седана Москвич‑402 образца 1956 года.

Штатный 1,4‑литровый двигатель развивал 45 л.

–по тем временам не так уж и мало.

В подполье – ниша для запасного колеса.

Выпуск московского внедорожника начали в 1957‑м, а годом позже появился модернизированный Москвич‑410Н на базе Москвича‑407 – уже с верхнеклапанным 45‑сильным мотором рабочим объемом 1,4 литра.

В том же 1958‑м на основе кузова универсала Москвич‑423 запустили и полноприводный универсал Москвич‑411 – логичное развитие новой конструкции для нового советского села.

Трудовая вахта.

«При любых полевых работах – осенью, весной, летом – автомобиль будет обслуживать директоров МТС, бригадиров и механиков по ремонту, работников почты», – гласило предисловие заводской инструкции к полноприводному Москвичу‑411, появившемуся на свет в 1958 году.

А попавший в мои руки экземпляр чуть моложе – 1959 года выпуска.

На полноприводные машины ставили руль от предыдущего Москвича‑400.

Радиоприемник входил в базовую комплектацию Москвичей.

Не по рангу высокий, словно не по летам вымахавший подросток.

Готовый к самому тяжелому труду, но скромный, честный и слегка грубоватый труженик из советских производственно-сельскохозяйственных фильмов пятидесятых годов.

Справа от водителя должен сидеть тучноватый и чуть суровый председатель колхоза.

А в идеале машину должна заполнить простая трудовая советская семья, любящая поездки по грибы-ягоды и автомобильный туризм.

А он в СССР, кстати, тоже начал развиваться именно в те годы.

Фирменная эмблема МЗМА дополнена накапотным флажком со звездочкой.

Приборы полноприводного Москвича такие же, как у стандартной машины.

Слева от руля – доходчивая схема управления трансмиссией.

Рычаг коробки полноприводной версии ушел с рулевой колонки на пол.

Слева от педалей – переключатель света фар.

При внешнем сходстве полноприводного универсала с обычным есть у 411‑го много отличий.

Двигатель пришлось поднять над ведущим мостом, усилили кузов.

Появился оригинальный радиатор системы охлаждения, а дополнительно еще и масляный.

Амортизаторы – рычажные вместо телескопических.

Даже угол наклона рулевой колонки пришлось изменить.

Кожух колонки Москвича‑407 в полноприводную машину не встра­ивался, поэтому здесь иной руль – со старого 400‑го Москвича.

Но в целом по комфорту, отделке и качеству материалов салон оказался вполне на уровне тогдашних европейских стандартов для автомобилей подобного класса.

Есть даже приличная печка и радиоприемник.

В полноприводном автомобиле отделка была упрощенная, без матерчатых вставок.

Конечно, по ходовым качествам и управляемости Москвич‑411 космически далек от современных кроссоверов.

Особо на таком не разгонишься – максималка всего-то 90 км/ч.

А потери надсадно воющей даже на скорости 50 км/ч трансмиссии столь велики, что при отпущенной педали газа машина интенсивно замедляется.

С таким воем и с такой динамикой дальняя поездка потребовала бы пролетарской выдержки.

Зато машина на прочных рессорах и с дорожным просветом 220 мм отважно преодолевает неровности и даже не очень при этом «козлит».

Сзади не очень просторно, но терпимо.

На первой передаче легко, не напрягаясь, можно ехать практически шагом.

А уж понижающий ряд (2,68) и вовсе позволяет ползти в самых тяжелых бездорожных условиях, не срывая колёса в пробуксовку.

Трансмиссия умело помогает работе слабенького двигателя, который выдает всего 88 Н·м при 2600 об/мин.

В общем, несмотря на тихоходность и тесноту (опять же по нынешним меркам, а тогда такой салон был обычным для этого класса), этот Москвич на «злых» внедорожных шинах вызывает некое ощущение прочности, честности и уверенности в его силах.

Чужая родня.

Конечно, на рынке (при всей условности этого понятия при социализме) полноприводный универсал был бы востребован.

И не только крестьянами и рабочими, но и прослойкой – интеллигенцией.

По крайней мере, теми ее представителями, кто не чужд путешествий на природу.

Но и седанов Москич‑410Н, и – тем более! – универсалов Москвич‑411 делали совсем немного.

Их конвейерный век оказался очень коротким.

Основной причиной стал успешный (примерно 50 % общего объема выпуска) экспорт Москвичей‑407.

Ради поставок за границу на заводе, как могли, наращивали производство, при том что спрос на полноприводные машины подобного класса в Европе тогда практически отсутствовал.

Хотя дороги были куда хуже, чем сейчас.

Москвич‑411 выпускали всего три года, примерно по пятьсот машин ежегодно – крохи для огромной страны! Зато, в отличие от обычных универсалов, поступавших в основном в государственные учреждения, полноприводные 411‑е оказывались, как правило, в частных руках.

Некоторые владельцы потом сетовали на не самую надежную трансмиссию, но отказываться от машин не торопились.

Аналогов‑то не было.

Вот бы сравнить этот Москвич с современным кроссовером! Конечно, заранее известно, кто победит на шоссе, а кто проявит себя на бездорожье, особенно в густой и глубокой грязи.

Туда, где проползет Москвич, на современном, обвешанном пластиком автомобиле с нежной трансмиссией даже соваться страшно.

Не по рангу высокий, словно не по летам вымахавший подросток.

Но – жалко его! Не современный кроссовер, а этот кропотливо – несмотря на острейший дефицит оригинальных запчастей – отреставрированный Москвич.

Ведь такие машины сегодня наперечет.

А эта к тому же поедет в музей.

Так что наша короткая встреча – большое везение.

Для меня, конечно.

Москвич и без того уже много чего повидал.

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Илью Львовича Кашина.

ЗА РУЛЕМ №12 2019.

Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
В Париже картину синего цвета продали за 18,4 миллионов евро
Gloss
2025-10-27T15:39:33Z
Самые смешные фото животных в этом году: объявлены финалисты Comedy Wildlife Photography Awards 2025
Gloss
2025-10-27T15:06:35Z
Бренд SKIMS Ким Кардашьян выпустили нижнее белье с имитацией волос разных оттенков
Gloss
2025-10-15T10:30:37Z
Adidas представил коллекцию брендовой одежды для домашних животных
Gloss
2025-10-13T14:39:37Z
Названы лучшие астрономические фото 2025 года по версии Королевской обсерватории Гринвича
Gloss
2025-07-16T12:28:30Z
Ким Кардашьян и ее 69-летняя мама снялись в рекламе купальников SKIMS x Roberto Cavalli
Gloss
2025-06-30T14:45:43Z
Украинский трейлер фильма «День койота»
KinoFilms
2025-11-04T09:18:23Z
Украинский трейлер фильма «Последний викинг» с Мадсом Миккельсеном
KinoFilms
2025-10-31T09:54:24Z
Вышел анимационный трейлер к сценарию будущей полнометражной игровой ленты «Хорт. Первый характерник» по мотивам книги Ольги Навроцкой
KinoFilms
2025-10-27T16:24:21Z
Украинский трейлер фильма ужасов «Старая с..ка»
KinoFilms
2025-10-27T15:45:26Z
Украинский трейлер триллера «Помогите» с Рэйчел МакАдамс
KinoFilms
2025-10-17T18:51:28Z
Украинский трейлер фильма «Гренландия 2: Миграция» с Джерардом Батлером
KinoFilms
2025-10-17T18:27:21Z
Финальный тизер-трейлер фильма «Океан Ельзи: Спостереження шторму»
KinoFilms
2025-10-17T18:03:23Z
Украинский трейлер мультфильма «Космическая принцесса-лесбиянка»
KinoFilms
2025-10-17T17:00:24Z
Лучшие сериалы года: триумфаторы премии Эмми-2025
Gloss
2025-09-15T17:27:39Z
В Египте открыли самый крупный археологический музей мира, который строился 20 лет
Gloss
2025-11-04T15:00:35Z
Польский альпинист совершил первый в мире лыжный спуск с Эвереста без кислорода
Gloss
2025-11-03T16:36:33Z
Празднование на природе: идеи для любого времени года
Gloss
2025-05-13T06:40:26Z
Вкусная и дешевая намазка к бутербродам на пасху. Не успевала подавать на стол
InfoHome
2025-04-09T16:54:38Z
5 альтернативных видов спорта
Men's Life
2025-03-31T07:33:45Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Тренировки со скакалкой
Men's Life
2025-11-05T09:21:46Z
Как бросать кости в кости: Лучшие техники бросания
Cineast
2025-11-03T16:03:39Z
Умеет мыть посуду и убирать: в США стартовали продажи домашнего робота NEO
Gloss
2025-10-31T13:00:46Z
Nike представила кроссовки Mind, которые стимулируют работу мозга
Gloss
2025-10-28T17:18:38Z
Meet the artist using immersive technologies to transform the boundaries of performance and art
Elle
2025-10-23T14:06:30Z
10 лучших iGaming B2B-компаний в 2025 году
Cineast
2025-10-06T11:24:33Z
Медиабаинг в iGaming: Тенденции и прогнозы на 2025 год
Cineast
2025-10-06T11:12:36Z
Зерносушилки KMZ Industries: особенности и преимущества
Cineast
2025-09-26T16:06:42Z
HBO Max выходит на рынок Украины: сколько будет стоить подписка на стриминговый сервис
Gloss
2025-09-23T12:30:35Z
Как выбрать фрезер для маникюра и педикюра?
Gloss
2025-09-23T07:18:29Z
Не отличить от мясных: Если рыбные котлеты то только так
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Очень вкусный завтрак! Так яйца вы ещё не готовили. Простой и быстрый рецепт на завтрак. Рекомендую!
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Мы съели сердечки быстрее, чем шашлык! Вот это да
InfoHome
2025-05-06T10:45:45Z
Самые вкусные сырники из творога без муки, манки, крахмала
InfoHome
2025-05-03T06:57:59Z
Эти фрикадельки тают во рту! Лучший рецепт Фрикаделек с овсяной кашей в мультиварке
InfoHome
2025-05-03T06:55:06Z
Невероятно вкусный ужин для всей семьи. Так готовлю макароны 3 раза в неделю! Очень вкусно и быстро!
InfoHome
2025-05-03T06:55:05Z
Куриные крылышки на сковороде без фритюра за 30 минут
InfoHome
2025-05-02T06:42:59Z
Пирог Яблочный взрыв вкуснее торта, еще один быстрый рецепт вам в копилочку
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z
Капуста с яйцами вкуснее мяса! Я готовлю так капусту каждую неделю! Простой и вкусный рецепт капусты
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z