/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F55012995f354e246a21beed9f3a0d5c5.png)
Есть идея стартапа, но нет денег на разработку? Вот что вам делать – мнение
Илья Смирнов, руководитель IT-компании Web.
Case в колонке для MC.
today предлагает новый для Украины подход к инвестициям в стартап: когда инвестор за долю в проекте помогает его основателям создавать минимально жизнеспособный продукт – MVP.
В условиях экономического кризиса, охватившего Украину, намного сложнее находить деньги на реализацию стартапов.
У предпринимателей повысились риски провала и отсутствия финансирования, а инвесторы стали ещё тщательнее выбирать проекты для вложения.
Однако это не означает, что развитие стартапов в кризис невозможно.
Чтобы уменьшить риски, есть немного необычный для Украины вариант инвестирования — вложение в разработку MVP.
Илья Смирнов.
Почему стартапы проваливаются из-за MVP.
На пути от зарождения идеи до первой прибыли у стартапа есть много препятствий.
Однако первое из них, и одино из самых серьезных, — это разработка MVP.
MVP или минимально жизнеспособный продукт — это версия продукта с базовыми функциями.
К примеру, у Facebook это был сайт, где студенты Гарварда добавляли в «друзья» своих вузовских знакомых.
Стартапам нужен MVP, чтобы как можно быстрее получить отклик от пользователей и не потратить кучу денег на непроверенные идеи.
Но создать базовую версию продукта основателям удается не всегда.
Первая причина — это завышенные или в корне неверные требования к MVP.
Команда не смогла выделить минимум функций, которых бы хватило для тестирования идеи.
Вместо этого они начали делать полноценную версию.
Из-за этого они растянули бюджет на столько, что деньги закончились.
Вторая причина — некомпетентность команды в управлении разработкой.
Из-за недостатка знаний основатель стартапа может нанять неопытного программиста или неправильно распределить бюджет, потратив его на обустройство офиса и слишком большой штат.
Третья причина — перегорание руководителя, отвечающего за создание продукта.
Часто случается, что для экономии денег стартаперы привлекают начинающих разработчиков.
Те долго разрабатывают MVP, параллельно создавая массу микропроблем.
Их решение ложится на плечи руководителя, и с каждым днём они только накапливаются.
В итоге тратится много сил на тушение этих микропожаров, а на развитие проекта их не остаётся.
Команда стоит на месте, теряя деньги и время.
Пример стартапа, провалившегося из-за неправильного подхода к MVP — мобильное приложение Everest.
С его помощью пользователи ставили перед собой цели и отслеживали продвижение к ним.
На разработку и поддержание приложения потратили $2,2 млн, но у него насчитывалось всего 300 тысяч загрузок.
Одна из причин, которые привели к провалу, был неправильный подход к MVP.
Команда долго не могла запустить MVP, потому что постоянно его стремилась улучшить.
Они настолько сконцентрировались на красивом и эксклюзивном дизайне, что не смогли вовремя понять, что пользователям не удобно пользоваться приложением из-за огромного количества данных, которые нужно было вводить вручную.
Это не единственная проблема, погубившая Everest.
Но если бы руководители подошли иначе к MVP, вполне возможно, что приложение стало бы успешным.
MVP как инвестиция.
Проблем на этапе работы с MVP можно избежать, если инвестор предлагает стартапу часть инвестиций в виде разработки.
По такой модели работают венчурные сервисы, стартап-студии и некоторые фонды, например, Fast.
Украинские венчурные компании постепенно перенимают этот опыт.
В 2019 году в Киеве открылся инкубатор (компания, которая помогает вырастить успешный проект — прим.
ред.), который кроме стандартных услуг — пространства для работы и консультации специалистов — помогает предпринимателям с разработкой программного обеспечения.
Суть инвестиции в MVP заключается в следующем.
Инвестор даёт предпринимателю часть инвестиций деньгами, а часть в качестве MVP.
Бизнесмен работает над созданием MVP вместе с программистами инвестора, и при этом не платит за это деньги со своего кармана.
В среднем, по рынку сделать MVP для стартапа стоит от $20 тыс.
и выше.
Но это стоимость навскидку, ведь для каждого базового продукта она будет своя из-за специфики задач.
Инвестиция в MVP сводит к минимуму проблемы с плохой финансовой моделью и неверными требованиями к продукту.
Маленький риск того, что MVP начнёт разрабатываться, отталкиваясь от неправильных ожиданий.
Инвестор не будет вкладывать деньги в стартап с плохой финансовой моделью.
Вдобавок к этому к разработке MVP привлекают опытную IT-компанию, задача которой как можно быстрее сделать базовый продукт и помочь протестировать жизнеспособность идеи.
Преимущества подхода.
В предложенной схеме инвестирования появляется гарантия, что MVP будет сделан.
Предприниматель может неправильно расставить приоритеты.
Аренда большого офиса, привлечение в штат узкопрофильных экспертов, закупка мониторов последней модели — подобные расходы в сумме способны высушить бюджет до того, как построена даже минимальная версия продукта.
Однако если MVP делает технический партнёр, то этого можно избежать.
Если есть компания-разработчик, то технические проблемы сводятся к минимуму.
IT-компания, которая возьмётся за создание MVP, готова регулярно выпускать код без критических ошибок.
Она знает о методах, которые снижают вероятность сбоев.
Не факт, что так же хорошо со своей работой сможет справиться программист, которого стартапер найдёт сам.
Технический партнер поможет быстрее выпустить продукт.
Время — это конкурентное преимущество на рынке инноваций.
В неё было вложено $585 млн.
Но это не смогло переманить людей в сервис из социальных сетей по типу Facebook.
Причина простая — соцсети проявились гораздо раньше.
Если есть техпартнёр, инвестор постоянно в курсе дел стартапа.
Основатели стартапа могут видеть, что что-то идет не по плану: динамика не соответствует прогнозу или обнаружились неустранимые ошибки в самом продукте.
Они могут честно рассказать об этом инвесторам и вовремя закрыть или переформатировать проект, а могут и промолчать.
А разработчик рассказывает о реальном положении дел.
Доверенный разработчик становится для стартапа техническим консультантом.
Он будет активно участвовать в предложении улучшений по проекту.
Техническая консультация особенно актуальна для предпринимателей, которые ничего не знают о веб-технологиях.
Спорные моменты и недостатки.
По поводу такого варианта инвестирования есть моменты, которые покажутся спорными.
Первый из них — если отдавать создание MVP посторонним разработчикам, то в его коде трудно разобраться своей команде.
Инвестор берет к себе в технические партнёры профессионалов, которые пишут код по общепринятым стандартам.
Поэтому в коде MVP всё равно будет относительно просто разобраться.
К тому же, нет гарантии, что не уйдёт программист, который работает в команде стартапа и разрабатывает MVP.
А если это произойдёт, то аналогично как и с исполнителем вне стартапа, в этом коде другому программисту будет сложно разобраться.
Еще один спорный момент — нужно ли вообще отдавать разработку такого ключевого продукта как MVP на сторонней IT-компании? Основатель стартапа принимает непосредственное участие в разработке MVP.
Технический партнёр это «рабочие руки», а «голова», т.
стартапер, руководит всем процессом.
Он постоянно встречается с разработчиками и они вместе обсуждают рабочие моменты.
Они могут даже работать в одном офисе.
Поэтому нельзя сказать, что предприниматель перестаёт нести ответственность и контролировать разработку MVP.
Природа стартапа такова, что его концепция изменяется.
Такое же происходит и на этапе создания MVP.
Может показаться, что в таком случае лучше рассчитывать на программистов в своей команде, чтобы они успевали подстраивать MVP под новые цели.
Но у такого, на первый взгляд правильного решения, есть обратная сторона.
Когда предприниматель начинает разрабатывать минимальную версию продукта в своей команде, есть большой риск, что он будет затягивать сроки, чтобы продукт получился идеальным.
Но это приводит к истощению бюджета и потере драгоценного времени.
Когда разработка MVP отдаётся внешним компаниям, продукт делается и запускается намного быстрее.
Важнее как можно скорее протестировать MVP, пускай даже он и будет сыроват.
Недостатки у модели инвестирования в MVP тоже есть.
При инвестировании денег в MVP нет возможности кардинально изменить его функции.
Инвестор выделяет заранее оговорённую сумму за заранее оговорённую долю в компании.
Поэтому такой подход может быть оправдан только при разработке по фиксированной стоимости — fixed price.
Другие риски и недостатки:.
разработчики в штате более мотивированы в успехе стартапа, особенно, если они получают опционы — право на покупку доли в компании по фиксированной цене;.
если это не первый подобный проект основателей, и у них есть проверенный коллектив, отдавать разработку кому-то постороннему не имеет смысла.
MVP и разработка в целом — это только лишь вершина айсберга под названием «стартап».
Если первый MVP получил плохую оценку, это не значит, что проект обречен на провал.
И наоборот, первые положительные отзывы не гарантируют успех проекта.
Ему предстоит пройти не одну проверку и доработку, прежде чем он будет приносить стабильную прибыль.
Главные плюсы для инвестора в сотрудничестве с разработчиком — это гарантия целевого использования денег и уменьшение рисков, связанных с вложением в стартапы без сильных разработчиков.
Модель инвестирования в виде помощи с разработкой только начала внедряться в Украине.
Статистики результатов ее применения пока нет.
Но анализ причин провала стартапов в США позволяет предположить, что инвестиция в виде разработки MVP надежнее прямого предоставления денег.
Исключение составляют стартап-команды с подтвержденной репутацией.
Чем заняться на карантине: рекомендация онлайн-курсов от редакции MC.
Курс «Директор по продажам».
Вы сможете прямо во время курса отладить систему продаж и превратить бизнес в машину для зарабатывания денег.
Курс по SMM.
Гуру онлайн-маркетинга Эльдар Нагорный поможет понять, как больше зарабатывать и получать высокие результаты с помощью социальных сетей.
Курс по frontend-разработке.
Хорошему программисту работа с интересными задачами и высокой зарплатой найдется всегда.
Таким стать поможет этот курс.
Курс «Директор по маркетингу» от генерального директора Redbull.
Вы научитесь строить сильную команду и достигать бизнес-целей с помощью маркетинга.
Курс по Excel.
Здесь вы овладеете этой мощнейшей программой на полную и прокачаете свои навыки профессионала.