/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fd9de7c14fcc1ba6769b9adcab832c969.jpg)
Я открыл офис в Кремниевой долине и потерял $100 тыс. за 3 месяца: вот почему так произошло
Основатель аутсорсинговой IT-компании Power.
Code и стартапа Foodex24 Владислав Савченко вложил $100 тысяч в офис в Кремниевой долине.
Американские продажники обещали золотые горы, но не смогли закрыть ни одной сделки.
В колонке для MC.
today Владислав Савченко рассказывает, как он провел 80 встреч в США, побывал в офисе Autodesk и Microsoft, и понял, что его украинский отдел продаж круче американских продавцов.
Все посмотрели фильм Юрия Дудя о Кремниевой Долине и решили, что всё, к чему там прикасаешься, превращается в золото.
В прошлом году я тоже хотел попытать счастья в Калифорнии, но потратил $100 тыс., не заработав в итоге ни цента.
Первую попытку я сделал еще 3 года назад — поехал в США искать новые возможности для бизнеса.
Провел две недели в Нью-Йорке и две недели — в Кремниевой Долине.
У меня было две цели.
Во-первых, я искал заказчиков.
Во-вторых, хотел открыть офис или наладить партнерство, чтобы стабильно получать проекты из Америки.
У нас были такие заказы, но хотелось больше.
Хороший продажник в США стоит $4-5 тысяч в месяц плюс бонусы за закрытые сделки.
Уже на месте мне рассказали, что на американском рынке появились ребята, которые берутся работать за $2 тысячи.
Они нанимаются в 3-5 компаний сразу, в сумме зарабатывают до $10 тысяч, а когда появляется заказчик, отдают его тому, кто платит б.
Ольший процент за сделку.
То есть ты можешь тратить несколько тысяч долларов в месяц и ничего не получать.
Если нанимать продажника удаленно, можно было наткнуться именно на такого.
Поэтому я хотел пообщаться лично и наладить партнерства, будучи в США.
А если повезет — найти заказчиков самому.
Миллионеры ездят на метро и встречаются в Starbucks.
Перед поездкой в Америку моя команда создала Linked.
In-бот, который в автоматическом режиме мог добавлять людей и писать им сообщения.
Отфильтровали топ-менеджеров компаний из Нью-Йорка и Калифорнии, которые занимаются софтом, и буквально за неделю бот добавил в мой профиль около 8 тысяч человек.
Потом мои сотрудники из отдела продаж договаривались о встречах с разными людьми.
Так они организовали мне около 80 встреч — по 5 каждый день.
Часто я даже не знал, с кем буду встречаться — получал график, видел список людей, названия компаний, их адреса и телефоны.
Оставалось только позвонить и договориться о времени.
Первую же встречу я провалил.
Мне казалось, что у меня плохой английский, я боялся общаться с американцами.
Услуги переводчика на эти две недели стоили бы от $10 тысяч.
Поэтому я пытался пользоваться онлайн-переводчиком.
Это выглядело очень смешно и человек на первой встрече даже не понял, что я от него хотел.
На второй встрече я попробовал говорить сам.
Уже через несколько встреч я говорил на английском быстро и легко, и все меня понимали.
Я быстро понял, что ведение бизнеса в США отличается от нашего.
Там все открыты, приветливы, охотно делятся контактами, знакомятся и знакомят.
В Нью-Йорке я встречался с топ-менеджерами многомиллионных компаний, они приезжали ко мне на встречу на метро.
Как мне сказали, «там делают бизнес, а не надувают щеки».
Многие мои встречи в Кремниевой долине прошли в Starbucks.
Люди там не заморачиваются, проводят кучу деловых встреч за чашкой кофе и заключают там же крупные деловые контракты.
Прямо в Starbucks я даже знакомился с интересными людьми.
Например, с человеком, чья компания разрабатывает системы искусственного интеллекта для светофоров и управления трафиком.
Он рассказал, что его команда подключила уже 100 тысяч светофоров по всей Америке.
То есть мне легко дал визитку случайный знакомый, который управляет многомиллионной компанией.
В Microsoft пользуются техникой Apple.
Пробыв в США, я полетел в Кремниевую долину.
Встретился с директором по международному сотрудничеству Microsoft в их офисе в Сан-Франциско.
Менеджер такого уровня принял меня без проблем.
Пока мы ждали, когда освободится переговорная комната, я заметил, что трое из четырех человек, которые проводили встречу, работают на Mac.
Не удержался и спросил — «А почему вы работаете на технике конкурентов?».
На что топ-менеджер Microsoft ответил: «Так хорошие ж ноутбуки, у меня дома тоже Мак».
Когда я ехал на встречу с IT-директором Autodesk, я и близко не понимал масштабов этой компании.
Мой отдел продаж дал мне его контакты, я позвонил и договорился о встрече в их офисе, думая, что это просто очередная американская компания.
Выхожу из лифта на втором этаже и вижу мультимедийный музей квадратов на 500 и гигантские 3D-принтеры.
В этом офисе работали больше 1000 человек.
Я прикинул, что такой офис стоит около $100 млн, и у меня отобрало речь.
Только потом я прочитал, что инструментами Autodesk пользовался Джеймс Кэмерон, когда создавал фильм «Аватар», и что Autodesk создает решения по 3D-моделированию для Nike, Adidas, Lamborghini и Ferrari.
Меня удивило, что такие крупные системные компании нуждаются в украинских разработчиках, и человек такого уровня очень просто согласился со мной встретиться.
Компания производила мобильное приложение для своих внутренних задач, была недовольна темпами, и хотела подключить программистов на аутсорсе, чтобы ускорить процесс.
За этот месяц в США у меня было много интересных встреч, но большого эффекта от этой поездки не было.
Прошло уже три года, а с некоторыми потенциальными партнерами, с которыми мы тогда пообщались, до сих пор ведем переговоры.
Мой отдел продаж в итоге не смог довести до заключения договора тех потенциальных клиентов, с которыми я смог договориться на месте.
Еще один человек, с которым я тогда познакомился, только полгода назад начал работать нашим продажником в Нью-Йорке.
Офис в IT-столице мира.
В прошлом году я сделал еще одну попытку покорить Кремниевую долину.
У меня еще были розовые очки и я был уверен, что если мы откроем там офис, будем зарабатывать миллионы со старта.
Это было ровно год назад, в мае 2019-го.
Логика была такой.
Средняя цена программиста в Калифорнии – от $250 в час.
Программисты, которые занимаются искусственным интеллектом и анализом данных, получают вообще по $400.
В то же время из Украины мы продаем их работу по $25-60 в час, и то если повезет.
Я решил, что если открыть офис в Долине и продавать оттуда, ценник можно поднять раз в пять.
Нашел там партнера, мы договорились, что я полностью финансирую создание дочерней компании и наполнение офиса, а он находит хороших продажников и обеспечивает заказы.
Хотели создавать продукты для отельного бизнеса и уже начали вести переговоры с Marriott и другими отелями.
Казалось, что то интересный, емкий и платежеспособный рынок, а партнер обещал, что он быстро найдет клиентов.
Сначала он порекомендовал мне арендовать офис, чтобы в нем сидели продажники.
Небольшое помещение на 4 рабочих места обошлось мне в $4 тысячи в месяц.
Я накупил в него Макбуков и другой техники и наделал много других дорогих глупостей.
Мы взяли на работу продажников с хорошей зарплатой и я приготовился, что дело пойдет.
В самом начале партнер рассказал, что в США любят платить за то, чтобы продукт был готов быстро.
Поэтому мы решили заранее создать свою кастомную CMS (систему управления контентом, — прим.
ред), которую можно было легко настроить под клиента.
Она закрывала базовые задачи для отеля, а в режиме конструктора можно было добавить дизайн и дополнительные функции.
Готовое решение можно было отдать клиенту за неделю.
Партнер сказал, что такой сайт можно продать за $10-30 тысяч.
Я срочно освободил ото всех остальных задач пятерых своих программистов, и они разработали такую CMS.
Заработал 0 центов.
Прошел месяц, но продажники так и не закрыли ни одной сделки.
У них было по 5 встреч в день, но результата не было.
На все мои вопросы они говорили, что мне что-то надо доработать, чтобы портфолио было более впечатляющим.
Я прислушивался и делал это, но ничего не менялось.
Пока мои американские продажники не могли ничего продать, находясь на месте в Кремниевой долине, мои украинские продажники успешно продавали в США, но удаленно.
Причем, удаленно мы нашли других партнеров из той самой Долины и эти ребята смогли продать наших разработчиков Гуглу.
В этот момент я понял, что с продажниками в Долине что-то не так.
Через два месяца я поставил условие — если еще за месяц они ничего не продадут, хотя бы за $1000, то проект я сворачиваю.
В итоге за 3 месяца они провели около 300 встреч и совершили ноль продаж.
Я свернул финансирование, еще месяц они пытались работать за свой счет, но ничего не получилось.
В конце августа офис был закрыт.
За эти три месяца мы закрыли больше 10 сделок удаленно из офиса в Киеве.
Я понял, что сотрудники американского офиса просто не вникли в работу нашей компании и не вдохновились ей.
Они не могли рассказать о ней потенциальным заказчикам так ярко, как это делал я, когда прилетал в США.
Для них это была «просто какая-то компания из далекой Украины».
Когда я общаюсь с потенциальными клиентами, я исхожу из их интересов и предлагаю решить их проблему.
У продажников же была цель — просто отчитаться о количестве встреч и, если повезет, заработать бонусы сверх зарплаты.
Из этого опыта я понял, что самый лучший продавец в компании — это ее основатель.
В целом попытка открыть офис в Кремниевой долине обошлась мне примерно в $100 тысяч: $75-80 тысяч — зарплаты, аренда и техника и еще $20-25 — на разработку CMS и других продуктов, которые мы создавали с прицелом на будущих клиентов.
Эти все принесло мне ровно 0 центов.
А CMS нам так и не пригодилась.
Чуть позже наши партнеры из Долины прилетали к нам в гости в Киев, и я их спросил — «А за сколько вы арендуете офис?».
«Та зачем нам офис, мы работаем из дома», — ответили они.
Что я понял из этой истории.
Потратив $100 тысяч на попытку открыть офис в Долине, я получил отличный дорогой опыт о том, как надо строить партнерство.
Когда я искал партнеров в Калифорнии, мне казалось, что они автоматически ценны только благодаря тому, что находятся на месте.
Был уверен, что у них есть контакты, знакомства, понимание бизнеса и опыт работы в Долине, которых нет у меня.
Сейчас я понимаю, что это все ничего не значит, пока нет конкретного результата.
Такую же ошибку я совершил, когда мы выходили на рынок Германии.
Теперь я понимаю, что если человек точно сможет обеспечить результат, он будет готов работать за будущие бонусы, а не требовать большую зарплату и «золотой офис» со старта.
Если человек обещает золотые горы, но сразу требует большой зарплаты, значит он не уверен в своем результате.
Сейчас в мои стартапы приходят люди, которые готовы работать за половину зарплаты.
Они видят потенциал в проекте, понимают, что смогут ему дать, и ощущают потенциал в деньгах, которые они смогут заработать в последствии.
Таких людей мы с удовольствием берем в команду.
И главное, что я понял — Кремниевая Долина — это не про успешный успех.
Там тоже много провалов и никто не застрахован от неудачи.
Причем, неудача в Кремниевой Долине стоит намного дороже, чем неудача в Украине.