/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F13d35c906bed1d0bf0f66af395c38ad6.png)
Студент одолжил денег у родителей и основал Bolt, теперь компания стоит $1,9 млрд. Ее история
Bolt — это международная частная компания родом из Таллина.
Она выпустила мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты как такси, так и частных водителей.
Сервис недавно привлек $109 млн инвестиций и теперь его оценивают в $1,9 млрд.
Рассказываем, как стартап студента смог получить такую сумму, с чего все начиналось и как компания заходила в Украину.
Что случилось.
Компания Bolt закрыла раунд инвестиций на сумму $109 млн.
Теперь ее оценивают в $1,9 млрд, а общий объем финансирования составил более $330 млн.
Инвестором последнего раунда стала Naya Capital Management — глобальная инвестиционная компания, которая находится в Лондоне.
В комментарии для techcrunch Bolt подтвердил, что финансирование осуществляется в форме конвертируемых облигаций (то есть долговых обязательств) без дополнительных средств на данный момент.
В Bolt также сообщили, что худшее затишье в бизнесе было два месяца назад, и с тех пор все постепенно восстанавливается.
Сейчас компания работает в более чем 150 городах Европы и Африки, а в течении нескольких последних месяцев запустила три новых сервиса: доставку еды Bolt Foods, доставку из аптек и интернет-магазинов Business Delivery, а также Bolt Isolated — отгородила прозрачными перегородками водителей и пассажиров.
История Bolt началась с Украины.
В 2010 году 16-летний основатель Bolt Маркус Виллиг пришел на мероприятие Garage48 (трехдневный интенсивный хакатон для разработчиков, дизайнеров и стартаперов, — прим.
ред.) в Таллине.
Его организовал его брат Мартин, который тогда работал в Skype, пишет investinestonia.
Маркус оказался в одной команде с основателями Skype, они создавали приложение для подбора имени ребенку Namefy.
Тогда у них ничего не вышло, но будущий основатель Bolt уже загорелся идеей предпринимательства.
В 2012 году его брат вновь организовал хакатон, уже в Киеве.
Когда Маркус попытался вызвать тут такси, это оказалось довольно сложной задачей.
И он подхватил идею создания сервиса для вызова такси, но в родном Таллине.
Тогда в эстонской столице работало около 30 служб такси, и все они работали по старым схемам — с оператором и посредниками.
Маркус провел опрос в школе, где он учился.
Из 600 ответов 90% были о том, то новая платформа такси очень нужна.
Тогда никто еще даже не слышал про Uber.
Эстонская компания по вызову такси от студента.
В 2013 году, в возрасте 19 лет, Маркус Виллиг создал Taxify (первое название компании Bolt, — прим.
Он хотел объединить все такси в Таллине и Риге на одной платформе.
У парня было €200, но этого не хватало для разработки приложения.
Программист, которого он нашел, просил около €7 тыс.
Эти деньги он в конце концов одолжил у родителей – они откладывали их на учебу сына в университете.
Денег на рекламу тоже не было, поэтому Маркус стал рассылать во все СМИ пресс-релиз о том, как 19-летний парень пытается пошатнуть целую индустрию такси.
Это сработало, появились первые клиенты, но приложение работало с ошибками, а водителей было слишком мало.
«Я вкалывал 24 часа в сутки, чтобы заставить приложение работать, изучал мобильные разработки, чтобы починить прототип, а остальное время проводил на улице, пытаясь нанять больше водителей», – рассказал Маркус в интервью изданию Investinestonia.
К началу сентября команда почти достигла критической массы водителей.
Это означало 20 поездок в день (сегодня через сервис Bolt в Таллине осуществляют сотни тысяч поездок, а этот город – всего лишь 10-й по количеству поездок для компании).
Осенью Виллиг сервиса поступил в университет, времени на стартап стало меньше, и он нашел нового разработчика Оливера Лейсалу.
Он оказался тем самым нужным человек и сейчас является одним из сооснователей компании.
После этого дела пошли на лад.
На протяжении следующих нескольких лет сервис вышел на рынки Европы и Африки, а также запустил сервис проката электросамокатов и доставки еды.
Сейчас у компании более 30 млн пользователей в 35 странах мира, а в марте 2020 года Bolt занял третье место в Financial Times 1000: «Самые быстрорастущие компании Европы 2020».
Инвестистория и статус единорога.
В декабре 2014 года Bolt привлек первый раунд в $2 млн от эстонских и финских бизнес-ангелов и начал очень быстро расти.
К марту 2015-го стало ясно, что если компания будет расти в этом же темпе, то к концу июня у нее не будет денег.
Доход у компании все еще был небольшой, потому пришлось сократить расходы и уволить часть команды.
В августе 2017 года Didi Chuxing (крупнейшая в мире платформа для совместного использования автомобилей, — прим.
ред.) вложила деньги в развитие Bolt.
Сумма сделки не разглашается, но говорят о «восьмизначной сумме в долларах США».
В мае 2018 Bolt закрыл новый инвестиционный раунд в размере $175 млн, инвесторами выступили компании Daimler, Didi Chuxing и другие.
После этого компания получила оценку в $1 млрд и статус единорога.
А в январе 2020 года Европейский инвестиционный банк предоставил Bolt венчурный займ на сумму €50 млн, без прав собственности на компанию.
Последнее инвестирование увеличило общий объем финансирования Bolt до $330 млн.
Bolt в Украине звучал смешно.
Компания заходила на украинский рынок два раза.
Первый — в сентябре 2016 года, но она не выдержала конкуренции с Uber и Uklon.
Второй — в июне 2018 года с инвестированием в $175 млн, агрессивной маркетинговой стратегией, 50% скидками, промокодами и акциями для водителей.
В 2019 году сервис провел ребрендинг и сменил название с Taxify на Bolt.
«Мы осознавали, как это слово будет звучать для украинской аудитории, когда делали ребрендинг.
Но было сложно найти другое имя, которое могло бы эффективно работать в 30 странах и на которое не зарегистрирован ни один другой бренд», — говорит PR-менеджер компании Bolt Карин Касе в интервью для vctr.
Перевести слово Bolt как «Блискавка» или «Молния» специально для украинского рынка в компании тоже не могли, так как бренд должен был оставаться узнаваемым.
«Когда мы советовались насчет нейминга с украинским агентством и я произнесла слово Bolt, сотрудники агентства смеялись минут пять», — рассказывает Карин Касе.
Компания даже придумала оригинальную рекламную кампанию на манер «Love is».
Рекламная кампания Bolt.