MY.UAСтатьи
Глава Госагентства развития туризма Украины Марьяна Олеськив: Наша туристическая отрасль может дать стране до 10% ВВП
Глава Госагентства развития туризма Украины Марьяна Олеськив: Наша туристическая отрасль может дать стране до 10% ВВП

Глава Госагентства развития туризма Украины Марьяна Олеськив: Наша туристическая отрасль может дать стране до 10% ВВП

Из всех отраслей, на которые повлиял коронавирусный кризис, туристическая оказалась одной из наиболее пострадавших.

Подавляющее большинство стран мира вынуждены были "повесить замок" на вход для туристов и это стало огромной проблемой для многих.

К примеру, Италии туризм ежегодно приносит, по скромным оценкам, около 10 млрд евро в год, а это – 12% ВВП страны.

Украина, конечно, вниманием иностранного туриста не избалована, но и наше государство как раз в канун пандемии сделало серьезный шаг с целью улучшить ситуацию.

1 апреля было официально запущено Государственное агентство развития туризма Украины, которое должно заняться повышением туристической привлекательности нашей страны.

Журналистам "Комментариев" удалось пообщаться с председателем новосозданного агентства Марьяной Олеськив, которая рассказала о самых острых проблемах туристической отрасли в Украине и, главное, объяснила, каким образом ее команда будет эти проблемы решать."Сейчас открывается большое окно возможностей для внутреннего туризма"– Три месяца назад стало известно, что вы возглавили Госагентство развития туризма.

Вскоре Украину накрыла пандемия коронавируса, карантин и кризис туристической отрасли.

Это как-то повлияло на ваши планы на этой должности?– В целом планы не изменились.

Было 10 целей, которые я ставила перед Государственным агентством развития туризма (ГАРТ), они же и остаются.

В частности, улучшение имиджа Украины в мире, развитие внутреннего туризма, увеличение количества туристов целевых рынков, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туризма, повышение эффективности управления туристической отраслью, анализ рынка и статистика, развитие туристической инфраструктуры, инновации в туризме, качественный сервис и образование, а также развитие делового туризма.

Единственное, что COVID-19 повлиял на распределение приоритетности этих целей.

Сейчас открывается большое окно возможностей для внутреннего туризма, поэтому сегодня все мои усилия и усилия нашей команды, всех партнеров из туристического сообщества направлены именно на это.

Очень важно, что мы имеем полную поддержку президента Украины и правительства.

Действительно, одной из причин торможения развития туризма в Украине стала несовершенная система управления отраслью, отсутствие туристической статистики, поэтому сейчас мы активно работаем над совершенствованием нормативной базы.

В частности, разрабатываем новый закон "О туризме", который поможет упорядочить отрасль и позволит показать ее вес.

– Когда ожидать закон "О туризме"? Какова судьба законопроекта №3377, который должен защитить туристические компании от массовых банкротств?– Над законом "О туризме" мы активно работаем.

Здесь важно продумать до деталей нормативную базу, чтобы закон действительно заработал – необходимо разработать действенные подзаконные акты.

Мы планируем, что до конца года он будет принят, но еще есть много вопросов, которые требуют обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

Относительно пакета законов о поддержке туристической отрасли, они будут рассматриваться в Верховной Раде в июне.

Мы подали свои предложения и постоянно находимся на связи с парламентским комитетом.– Как вообще возникло Агентство?– Агентство было создано правительственным постановлением в декабре 2019 года, тогда же объявили конкурс на главу ГАРТ, участие в котором я решила принять.

Собственно, я имею достаточный опыт работы в туристической отрасли.

Это были разные бизнес-проекты: я создавала портал об отдыхе в Украине, позже работала в фитнес-индустрии с проведением крупных мероприятий, с деловым туризмом.

Также имею опыт работы в органах местного самоуправления, в частности, развивала туризм в Одессе и Львове.

Это был довольно позитивный опыт, который можно и нужно реализовывать на государственном уровне.

3 марта меня назначили на эту должность и практически сразу началась пандемия коронавирус.

Поэтому становление ГАРТа приходится на такие бурные времена.– Кто входит в вашу команду и почему? Какие есть кадровые проблемы? – Длительное время в Агентстве я была единственным работником, но мы уже начали формирование своей команды, и с этим получается интересная история.

С одной стороны, это государственная служба, где есть много требований к образованию и знанию законодательства, а также нерыночные зарплаты.

С другой – у нас очень высокие требования к работникам.

Учитывая, что мы довольно маленькое агентство, это должны быть очень профессиональные и активные люди, которые смогут быстро реализовывать все задуманное и вести все проекты от А до Я.

Соответственно должен быть и опыт, и понимание, и воля, и сила, чтобы не согнуться под давлением каких-либо обстоятельств и бюрократии.

Мы сможем довести до конца все задуманное.

Сейчас нас еще немного, на сегодня в штате есть три человека, которые отвечают за кадры и коммуникацию, набор продолжается.

Сложность в том, что зарплата ниже, чем наши требования.

Ищем безумных людей, которые сегодня готовы некоторое время много работать, мало зарабатывать, но сделать такой кейс, которым мы все сможем гордиться.

Нам просто необходимо вывести Украину в топ-10 европейских туристических стран, развить внутренний туризм, изменить устаревшую систему управления отраслью, децентрализовать ее, внедрить государственно-частное партнерство в этой сфере.

Это серьезные вызовы, поэтому я требовательна к тем, кто будет с нами в этой лодке грести иногда против течения, но достигать целей."Хоть мы и стараемся глобализироваться, но иностранцам интересен наш колорит"– Если сравнить ситуацию с туризмом в Украине и мире, в чем отличия? Какие сильные и слабые стороны проявились особенно отчетливо в это кризисное время?– Слабые – отсутствие статистики и неурегулированность туристического рынка.

Сильные – мы не очень зависим от въездных туристических потоков.

В этой кризисной ситуации плюсом для нас является то, что в Украине было всего около 13% въездных туристов.

Как не парадоксально, кризис все-таки дает много возможностей развивать наш внутренний туризм.

Это тот толчок, который позволит построить прочный фундамент, навести порядок в управлении отраслью, и с такой базой наращивать потенциал.

В дальнейшем сильной стороной Украины остается то, что мы для мира такая себе неизведанная туристическая дестинация.

Что бы там не говорили, у нас есть хорошая гостиничная и ресторанная инфраструктура, качественная гастрономия, сохранены традиции.

В нашем карпатском регионе, как считают иностранцы, можно увидеть жизнь типичных европейцев 100 лет назад.

Мы это сумели сохранить.

Хоть мы и стараемся глобализироваться, но иностранцам интересен наш колорит – еда, архитектура, традиции, вышивка.

– В отличие от тех же Греции, Испании, Италии, Египта и Турции, где туризм занимает серьезный процент в экономике, в Украине он невысокий.

Видимо, поэтому власти и не уделяли этому особого внимания.

Как вы настроены исправлять ситуацию, учитывая, что даже сейчас "обрезаны" средства на развитие туризма?– Согласно официальным данным, украинский туризм составляет 1,4-2% ВВП страны.

По разным оценкам экспертов, эта доля достигает почти 9%.

Чтобы понять, каким в действительности является этот показатель, нужно наладить правильную комплексную систему сбора данных.

Кем является украинский турист, куда именно он хочет ездить отдыхать, чего ему не хватает, каковы его приоритеты, кто приезжает к нам и с какой целью – целостных и четких ответов на эти вопросы до сих пор нет.

Как я уже говорила, сегодня в Украине поступления в бюджет от туризма являются невысокими по сравнению с другими отраслями.

На это есть много причин, одна из них в том, что большая часть активности до сих пор находится в тени.

Однако все участники рынка должны понимать, что детенизация важна для демонстрации веса самой отрасли.

И здесь надо показать конкретные цифры.

Мы будем делать удобную систему подачи статистики, а также сотрудничать с партнерами и международными организациями для проведения информационной кампании о необходимости подачи данных и важности выхода из тени.

Сейчас мы активно работаем с профильным парламентским комитетом над возвращением в бюджет финансирование туристической отрасли этого года.

Скоро начнется бюджетный процесс на следующий год, мы приложим все усилия, чтобы в 2021-м туристическая отрасль была достаточно профинансирована, ведь это инвестиция в будущее.

Эти средства принесут большие дивиденды от создания новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений.

Мы также будем работать с международными партнерами, привлекать их к финансированию части мероприятий в сфере туризма.– Как же решить проблему выхода турбизнеса из тени?– Наша цель – сделать Единый реестр субъектов туристической деятельности для того, чтобы все, кто работает в отрасли, могли удобно и легко зарегистрироваться.

Сегодня есть много неопределенности.

Например, нет определений хостелу, апартаментам, гостинному дому и прочим субъектам.

При том, что у нас все гостиницы должны пройти категоризацию.

Вместе с народными депутатами мы работаем над тем, чтобы сделать регистрацию для всех субъектов туристической деятельности обязательным, а категоризацию – добровольной.

Если отель хочет, чтобы у него на фасаде висели три звезды, он должен пройти этот процесс.

Если для него это неважно, то достаточно лишь регистрации.

Таким образом все выйдут в легальную плоскость.

Дальше – вопрос к самому рынку, когда его участники сами себя контролируют: кто зарегистрирован, платит налоги, а кто – нет.

Здесь запустятся процессы саморегуляции."Более 70% украинцев никогда не выезжали за пределы своей области.

Мы не умеем отдыхать, путешествовать и получать впечатления"– Потенциал туризма в Украине.

Что нужно сделать для его развития?– Наш туризм можно сравнить с айсбергом – сверху видим только часть проблем (мало туристов, мало поступлений, вопросы к инфраструктуре).

Но на глубине есть неупорядоченность самой отрасли и совершенно устаревшие методы управления.

Это надо изменить в первую очередь, иначе никакие красивые маркетинговые мероприятия не дадут желаемого результата, потому что мы даже не сможем измерить экономический эффект от таких инвестиций.

Если все правильно сделать, то наша туристическая отрасль может дать стране до 10% ВВП.– Какие области входят сейчас в туристический ТОП Украины? Кто мог бы присоединиться к ним и каким образом?– Если говорить об иностранных туристах, то в топе не области, а города – Киев, Львов, Одесса.

Далее – Чернобыльская зона и Карпаты.

Для внутреннего туриста – это Львов, Одесса, а также традиционно популярные Черноморский и Азовский регионы, Карпаты и Закарпатье.

Имеет потенциал восток Украины, где можно полноценно развивать индустриальный туризм.

Здесь интересны Мариуполь, Кривой Рог, который сейчас активно работает над туристическими продуктами.

Конечно же Харьков, Днепр и Запорожье.

Подолье – нераскрытый регион с прекрасной природой и множеством исторических памятников.

Сейчас очень важно побуждать жителей областных центров открывать свои и соседние области, потому что в каждом регионе есть озера, реки, комплексы отдыха, исторические достопримечательности.

Часто наши люди традиционно едут на море или в горы, совсем не путешествуя по своей малой родине, где, несомненно, есть чем гордиться.

– Как сделать внутренний туризм трендом? Среди своих задач Вы называете "сформировать культуру путешествий в Украине".

Что это означает?– Это часть нашего культурного развития.

Когда мы сидим дома, смотрим телевизор или проводим время в торговых центрах, мы не расширяем наше мировоззрение.

Более 70% украинцев никогда не выезжали за пределы своей области.

К сожалению, мы не умеем отдыхать, путешествовать и получать впечатления.

Мы не знаем свою страну, а страна не готова выдать туристический продукт высокого качества, к которому привыкли те, кто активно путешествует.

Нам просто необходимо воспитывать культуру путешествий, и это игра в долгую, это нелегкий процесс, его нельзя сделать в один клик.

Мы должны ввести долгосрочную информационную кампанию, работать с каждой отдельной аудиторией, привлекать лидеров мнений, чтобы это стало трендом.

К старшему поколению пытаться достучаться через телевидение, к молодежи – через You.

Tube и соцсети.

Надо работать с этими аудиториями и понимать, что результат не может быть быстрым.

Для начала моя цель, чтобы люди, которые являются сторонниками пассивного отдыха, все-таки хотя бы раз в год хоть на выходные выезжали с туристической целью в соседнюю область.

Конечно, с молодежью, со школьниками легче работать.

Кто путешествует с детства, тот воспринимает это как необходимость и в дальнейшей жизни.– Учитывая проблемы туристической отрасли, некоторые страны дают скидки, снижают цены, идут на компенсацию части стоимости перелета для туристов.

Что в этом направлении делается в Украине?– Да.

Например, Италия хочет компенсировать часть путешествия для семей с низким доходом.

Механизм – частично за счет уменьшения налогов, частично – путем компенсации отелям за размещение.

В Украине это трудно осуществить по многим причинам, в частности потому, что люди не показывают свои реальные доходы.

Органы социальной защиты могли бы делать перераспределение, но насколько это все будет сделано справедливо, трудно гарантировать.

Такой механизм у нас не сработает.

Много представителей украинского туристического бизнеса тоже предоставляют определенные акционные предложения.

В то же время морские регионы не уступают, и часто повышают цену.

Но, кроме моря, в Украине есть другие хорошие места.

Я бы советовала обратить внимание на них также еще и потому, что там меньшая плотность отдыхающих.

Это актуально сейчас.

Есть другой замысел, над которым мы сейчас активно работаем с нашим министерством и профильным парламентским подкомитетом.

Речь идет о выделении средств из стабилизационного фонда на гранты для предприятий туристической отрасли ради создания новых туристических продуктов.

Это будет стимулировать их делать что-то интересное, а стоимость этих продуктов будет ниже для граждан, потому что государство частично компенсирует затраты.

Это поддержит бизнес."Все проблемы украинского туризма являются абсолютно реальными для решения" – Сейчас многие говорят, что после пандемии коронавирус "мир не будет прежним".

Туризм – так точно.

Какие новации ожидают нас после завершения карантинных мероприятий (транспорт, отели-хостелы, пляжи-бассейны, экскурсии, питание, развлечения и тому подобное)? Насколько это может ослабить интерес туристов к посещению тех или иных мест? Как удержать баланс между мерами безопасности и заинтересованностью?– Температурные скрининги, дезинфекторы, постоянное мытье рук надолго войдут в нашу привычку и образ жизни.

В частности, международные эксперты говорят, что теперь туалеты в публичных помещениях будут планировать на входе, а не где-то в конце.

Расстояние между столиками и количество людей на квадратный метр в заведениях общепита, невозможность доступа к еде самих туристов, определенное расстояние на рецепции между людьми, дезинфекторы, которые должны быть установлены в определенных местах..

Если раньше мы получали в отелях тапочки и шампуни, то сейчас туда добавят еще маленький антисептик и маску.

На некоторое время останется обязательство ходить в масках в общественных местах.

Предвижу, что будут тоже определенные ограничения по бассейнам и СПА, потому что это места быстрого распространения инфекции.– Ваш прогноз относительно восстановления международного туризма для украинцев: на когда можно его планировать и стоит ли вообще?– Надеюсь, что наши граждане этого летнего сезона отпусков все-таки поддержат украинский туристический бизнес и постараются посетить интересные места, чтобы открыть для себя что-то новое в своей стране.

Аналогичные рекомендации – отдыхать на родине – озвучили правительства многих европейских стран.

Международные путешествия будут иметь определенный риск, потому что мы не знаем, как будет развиваться ситуация с пандемией в разных странах.

Существует высокий риск второй волны после ослабления карантина во многих странах.

Будем отслеживать и оперативно реагировать, наше Министерство здравоохранения будет предоставлять рекомендации.

– В завершение, назовите топ-5 проблем украинской туристической отрасли, которые уже накопились и только-только появились.

Как их решить?– Основные проблемы: устаревшая законодательная база; отсутствие туристической статистики; отсутствие государственно-частного партнерства; отсутствие международного маркетинга и финансирования в течение многих лет; устаревшая инфраструктура.

Но все эти проблемы являются абсолютно реальными для решения.

Хорошо, что сейчас на высшем уровне – и у президента, и у правительства есть понимание, что туризм – это важно.

А также то, что международные институты поддерживают и финансируют проекты в туризме.

В частности, ЕБРР разработал дорожную карту для развития туризма Украины.

Именно сейчас в нее вносятся некоторые поправки на ситуацию с вирусом, и уже в ближайшее время ее передадут правительству для дальнейшего использования наработок.

Ранее "Комментарии" выясняли, как себя чувствуют в условиях пандемии всемирно известные курорты и излюбленные места путешественников, и есть ли у нас шанс провести в этом году нормальный отпуск.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Марія Єфросиніна назвала прізвище телережисера, якого звинуватила у домаганнях у 18-річному віці
Ukraine Art News
2025-01-28T18:45:47Z
Амбітні мрії
Elle
2025-01-28T16:18:47Z
Емма Антонюк заявила, що Христина Соловій на інтерв'ю про сексуалізацію жінок і "німфетство" була нетверезою
Ukraine Art News
2025-01-28T09:24:49Z
Екссценарист "Студії Квартал 95" Макс Вишинський розповів, чи мають "кварталівці" бронь від мобілізації
Ukraine Art News
2025-01-28T07:31:05Z
Відео дня: Крістен Стюарт презентувала свій дебютний музичний реліз
Elle
2025-01-27T21:52:04Z
Галицький птах з американською ознакою: Яків Гніздовський – український графік, який підкорив світ
Ukraine Art News
2025-01-27T16:51:57Z
На фронті загинув кінопродюсер Станіслав Притула
Ukraine Art News
2025-01-26T21:16:02Z
На війні загинув кінопродюсер та режисер Станіслав Притула
Ukraine Art News
2025-01-26T11:18:58Z
Софія Яблонська, або “Незвичайна подорожничка”
Photo Lviv
2025-01-24T06:12:33Z
В ЮНЕСКО оголосили про дві нові ініціативи для збереження української спадщини
Ukraine Art News
2025-01-28T21:12:42Z
У Львові відкрили Культурний хаб ЮНЕСКО
Ukraine Art News
2025-01-28T20:42:44Z
Чому варто відвідати виставку високої моди в Луврі
Ukraine Art News
2025-01-28T16:57:49Z
Чому варто відвідати виставку високої моди в Луврі
Elle
2025-01-28T16:57:48Z
Євробачення-2025: Україна виступить у першій частині першого півфіналу
Ukraine Art News
2025-01-28T15:15:51Z
У Франкфурті заснували український хор «Оранта»
Ukraine Art News
2025-01-28T13:06:52Z
В Україні з початку повномасштабної війни загинули 148 митців та 96 медійників
Ukraine Art News
2025-01-28T12:54:52Z
Трендсетер мінімалізму: історія одного з найвідоміших шведських брендів Acne Studios
Elle
2025-01-28T12:45:50Z
Між мріями та реальністю: колекція Dior Haute Coture SS25
Elle
2025-01-28T10:15:44Z
Квентін Тарантіно пояснив, чому не поспішає знімати свій останній фільм
Ukraine Art News
2025-01-28T17:30:56Z
Дженніфер Лопес знялася у фільмі «Поцілунок жінки-павука»
KinoFilms
2025-01-28T17:06:37Z
«Зоряні війни»: Раян Ґослінг може зіграти в новому фільмі від режисера «Дедпула 3»
KinoFilms
2025-01-28T16:06:36Z
"Щеплення від руского міра": "Квартал 95" анонсував фільм "Раша гудбай" і показав тизер
Ukraine Art News
2025-01-28T15:15:50Z
Такий знайомий «Цілковитий незнайомець»: чому варто подивитись байопік про Боба Ділана з Тімоті Шаламе у головній ролі
Elle
2025-01-28T13:36:47Z
«Мишоловка»: продюсери представили трейлер та оголосили дату прем’єри фільму в українських кінотеатрах
Cineast
2025-01-28T06:33:59Z
Дженніфер Лопес на ексклюзивних кадрах нового мюзиклу «Поцілунок жінки-павука»
Elle
2025-01-27T19:36:57Z
Новий тизер «Супермена» показує гігантського монстра, схожого на Ґодзіллу
KinoFilms
2025-01-27T17:42:43Z
Вийшов трейлер воєнного трилера Сергія Касторних "Мишоловка"
Ukraine Art News
2025-01-27T17:34:02Z
Гендиректорка ЮНЕСКО Одрі Азулай на відкритті культурного хабу у Львові процитувала Івана Франка
Ukraine Art News
2025-01-28T17:12:42Z
Сотні тисяч студентів на велосипедах: чому влада в Китаї заборонила велорух, який сама ж рекламувала
Хмарочос
2025-01-28T14:28:02Z
На Херсонщині внаслідок війни пошкоджені понад 270 пам’яток історії та культури
Ukraine Art News
2025-01-27T12:49:10Z
Золочівський замок на унікальних столітніх зображеннях
Photo Lviv
2025-01-27T06:12:34Z
Протікання, переповнення туристами та невідповідні умови: директорка Лувру Лоранс де Кар занепокоєна станом музею
Ukraine Art News
2025-01-24T11:45:39Z
Київ — одне з найдешевших міст Європи, але не для киян: цифри та інфографіка
Хмарочос
2025-01-23T14:09:58Z
Розкішні закинуті залізничні вокзали в США перетворюють на ресторани й офіси
Хмарочос
2025-01-23T11:40:01Z
Львів німецький, або маловідомі сторінки історії нашого міста
Photo Lviv
2025-01-23T06:12:28Z
Як у Європі з’явився «блакитний банан» і до чого тут розвиток міст
Хмарочос
2025-01-22T08:39:53Z
Роман Куркова "Закон равлика" вийшов іспанською мовою
Ukraine Art News
2025-01-28T21:00:46Z
Українка заснувала швейцарський бренд косметики. Зараз він запустив гарячу лінію з порадами
Хмарочос
2025-01-28T16:42:57Z
Компанія взялася за відновлення однієї з теплиць ВДНГ. Там буде ботанічна бібліотека
Хмарочос
2025-01-28T16:42:56Z
Квитки на поїзди до Польщі та Угорщини суттєво здорожчають
Хмарочос
2025-01-28T16:39:58Z
Бути Найкращими
Elle
2025-01-28T15:42:40Z
Як вибрати сумку на всі випадки життя
Elle
2025-01-28T15:12:49Z
Вона повернулася: Білий дім представив офіційний портрет Меланії Трамп
Elle
2025-01-28T15:06:56Z
Мера Ірпеня відправили під варту. Він припускає, що «замовна справа» пов’язана з будівництвом ЖК
Хмарочос
2025-01-28T13:45:56Z
Біля Арсенальної відкрили єдиний в Україні ресторан морозива
Хмарочос
2025-01-28T13:07:04Z
Дві третини опитаних Viber українців натрапляли на шахраїв
Хмарочос
2025-01-28T16:46:01Z
Революція у догляді за шкірою: L'Oréal презентує персоналізований аналізатор Cell BioPrint
Elle
2025-01-28T12:15:53Z
У Київській кільцевій електричці тепер можна заряджати гаджети
Хмарочос
2025-01-28T12:00:59Z
Час для себе. ELLE Decoration презентує новий випуск
Elle
2025-01-27T11:06:57Z
«Чорноморка» запускає нову мережу з 35 рибних магазинів
Хмарочос
2025-01-26T10:19:13Z
iPhone 16 – майбутнє у ваших руках
Хмарочос
2025-01-25T08:46:34Z
В Україні розширили список заборонених сайтів з піратськими фільмами
Ukraine Art News
2025-01-23T19:51:52Z
Канадець зібрав удома ядерний реактор, витративши всього 3 000 доларів
Gloss
2025-01-23T17:51:55Z
Мережа Pizza Day – лідер за кількістю нових закладів у 2024 році
Хмарочос
2025-01-23T14:54:50Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z