/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F18c845d13bb5bbb2987b3ea21b1b2cb5.jpg)
Учусь на магистерской программе EPAM, мечтаю о Google: как я освоил разработку с нуля
Прошлой осенью IT-компания EPAM вместе с Киево-Могилянской академией запустила двухлетний магистерский курс по программной инженерии на английском языке.
Из сотни желающих, подавших заявки, организаторы отобрали 24 человека, которые стали студентами первого набора.
Среди них – 27-летний белорус Кирилл Береснев из Витебска.
Он работает программистом больше 8 лет, сейчас – удаленно на IT-компанию Unstoppable Domains с офисом в Киеве.
В партнерском проекте с EPAM Кирилл рассказал MC.
today, почему он заинтересовался этой программой, как проходит обучение и что дают занятия с практикующими IT-специалистами.
Почему захотел учиться на программе EPAM.
Кирилл Береснев.
Я программист-самоучка.
Начал работать в IT еще на последних курсах колледжа.
В вуз не поступал – всё осваивал на практике.
Если что-то не получалось, искал книги, статьи и постепенно разбирался.
Но чувствовал, что для карьерного роста мне не хватает фундаментальных знаний.
Мне хотелось развиваться как Solution-архитектор – специалист, который проектирует общую архитектуру программного проекта.
Объясню на примере дома.
Если вы строите коттедж, можно взять типовый проект и не заморачиваться.
С торговым центром так уже не получится: нужно нарисовать проект помещений и коммуникаций, рассчитать нагрузку на несущие стены.
Так же и с интернет-проектом, который сложнее сайта-визитки.
Я стал искать профильные курсы.
Рассмотрел около пяти разных вариантов: онлайн-курсы на разных платформах и две очно-заочные программы – от EPAM и университета Карнеги в США.
От онлайн-курсов отказался, потому что они охватывают только узкие темы.
Программа EPAM мне показалась даже полнее американской.
Стоимость обучения была $4 тыс.
В университете Карнеги – примерно столько же, но летать на другой континент явно обошлось бы дороже.
Мне подошло, что основная часть курса проходит онлайн.
В киевский офис компании нужно приезжать только раз в месяц на пару дней.
Для меня это не проблема – я уже несколько лет удаленно работаю в украинских компаниях и езжу в командировки в Киев примерно 10–12 раз в год.
Как проходил отбор.
Тестовые задания во время отбора были более сложными, чем собеседования в некоторых компаниях.
Мне это понравилось.
Подумал, что раз будущих студентов так жестко фильтруют, значит и преподавать будут на уровне.
Отбор начался в апреле 2019 года.
Сначала был онлайн-тест на знание английского, потом – на общие технические знания.
После этого нас собрали на вебинар, рассказали о программе детальнее и неожиданно дали еще одно тестовое.
Нужно было нарисовать архитектуру маленького проекта, то есть показать, как ты уже понимаешь работу Solution-архитектора.
Времени в обрез: с вечера пятницы до утра понедельника.
Ноутбук с собой не брал, только планшет.
Пришлось провести выходные в номере, на все потратил около 10 часов.
Думаю, можно было управиться и за 5, но я волновался и хотел все сделать идеально.
Последний этап отбора – онлайн-созвон с руководителями и будущими менторами программы, на котором нужно было защитить тестовое.
Solution-архитектор из EPAM сказал: «Представим, что я – заказчик.
Продай мне свое решение, объясни, почему оно хорошее».
По сути, это то, чем Solution-архитекторы и занимаются в реальной жизни.
Через несколько недель мне сообщили, что я прошел.
Как устроена учеба.
Курс стартовал в сентябре.
Нас собрали в Киеве для знакомства с одногруппниками.
Тренер-психолог из EPAM устроил нам мини-игры вроде поиска выхода из лабиринта.
Это помогло настроиться на командную работу.
Потом нам дали доступ к онлайн-платформе для обучения, и мы начали заниматься.
Эту платформу разработали в EPAM, она похожа на Coursera.
Вся теория разбита на тематические модули и изложена в интерактивном формате: текст «приправлен» картинками, анимациями, видеороликами.
На каждый урок дается примерно неделя.
За это время нужно пройти теорию, сделать домашнее задание и загрузить его на платформу.
У меня это занимает примерно 20 часов в неделю.
Все задания проверяют менторы из EPAM.
А дважды в месяц они проводят трехчасовые вебинары: делятся своими кейсами, объясняют тонкости и отвечают на наши вопросы.
Всю теорию мы отрабатываем на практике.
В начале обучения нас разбили на команды по 6–7 человек и каждой дали тему курсового проекта.
Нам досталась разработка виртуальной комнаты для дью-дилидженс (процедура оценки объекта инвестирования.
– Прим.
Мы постепенно готовим проектную документацию этого продукта и добавляем туда новые «фишки».
Прошли тему по разработке бизнес-модели – и расписываем варианты, как монетизировать продукт.
Каждую команду ведет ментор.
Это Delivery-менеджер EPAM (менеджер, который отвечает за поставку продукта клиенту.
– Прим.
ред.), который уже руководил разработкой подобного проекта.
Моя любимая часть курса – трехдневные 8-часовые практические занятия раз в месяц.
До начала карантина они проходили в офисе EPAM, затем перешли в формат видеоконференций.
На них мы тоже отрабатываем практику, уже под присмотром менторов.
Нам дают задачу – например, проработать архитектуру продукта, подготовить план работ на проекте или решить конфликт с заказчиком.
Мы проектируем решение и сразу же по ходу работы уточняем непонятные моменты.
Такие ударные занятия помогают структурировать и закрепить знания.
Примерно половину поездок на семинары я совмещал с рабочими командировками.
В таких случаях и перелет, и жилье мне компенсировал работодатель.
Кто нас обучает.
Все наши менторы – практикующие IT-специалисты EPAM.
Они меняются в зависимости от темы модуля.
Модуль по разработке координировал Senior Software Engineer, по управлению продуктом – Product-менеджер, по программной архитектуре – Solution-архитектор.
Мне нравится, что менторы дают не просто теорию в вакууме, а примеры из реальных кейсов.
Но есть и обратная сторона медали: все ребята очень заняты на своих проектах и не всегда успевают быстро дать обратную связь.
Также не очень удобно, что у нас нет прямой связи с преподавателями в мессенджерах, все вопросы нужно копить для общей онлайн-сессии.
Но я понимаю, что если бы они все время занимались только студентами, то перестали бы работать по специальности и не смогли давать главную ценность курса – актуальные знания.
Часть моих одногруппников посещают дополнительные занятия по общеобразовательным предметам в Киево-Могилянской академии.
Еще при поступлении нам предлагали выбрать: пройти только профильные предметы в EPAM и в конце получить сертификат от компании или добрать 20 % учебных часов в КМА и получить диплом магистра гособразца.
Второй вариант стоил дороже – $6 тыс.
Я, к сожалению, в тот момент не мог претендовать на диплом магистра.
Как EPAM совершенствует онлайн-платформу.
Мы тоже можем выражать свои пожелания, и организаторы курса к нам прислушиваются.
Например, я спрашивал, можно ли создать на сайте EPAM отдельную страницу, где будут доступны сертификаты студентов об окончании курса.
Так я смогу привязать сертификат к профилю на Linked.
In – и к нему будет больше доверия, чем к PDF-файлу.
В компании сказали, что уже работают над этим.
Еще я предложил координаторам курса добавить функцию, которая даст студентам возможность выгрузить уроки из платформы на компьютер.
Это позволит сохранить теорию и освежать знания после окончания учебы.
Пока что жду ответ, смогут ли это реализовать.
В первый набор магистерского курса попали 24 человека.
Также замечаю, что компания совершенствует техническую часть онлайн-платформы.
Раньше было не очень удобно просматривать уроки с телефона или планшета.
Сейчас этой проблемы практически нет.
Как использую полученные знания.
Я шел на курс за технической экспертизой, но неожиданно мне понравился модуль по продуктовому менеджменту.
Мы учили, как начать свой проект, планировать процесс разработки, построить бизнес-модель продукта.
У меня иногда появляются идеи своих проектов.
И теперь я понимаю, что первым делом нужно не бросаться писать код, а оценить идею с точки зрения бизнеса: кому это может быть нужно, кто это купит, как найти инвестиции.
Кирилл хочет переехать за границу.
Мне кажется, было бы интересно создать какие-то совместные стартапы с одногруппниками.
У нас собрались ребята с разным опытом: есть менеджеры проектов, тестировщики, программисты разных направлений.
Средний возраст – 25–40 лет.
Все очень толковые, а после такого сильного курса из них получатся надежные технические бизнес-партнеры.
Один парень пришел на курс Dev.
Ops-инженером (специалист, который автоматизирует жизненный цикл приложения.
– Прим.
ред.), но недавно его повысили до Solution-архитектора.
Он первый из нас, кто получил работу по новой профессии.
А я недавно нашел новую работу как разработчик.
И снова – удаленно в киевской компании.
Благодаря программе смог на собеседовании лучше отвечать на технические вопросы.
И не растерялся, когда меня попросили в режиме видеоконференции написать фрагмент игры «Сапер».
Даже тот факт, что я учусь и у меня есть четкие планы – стать Solution-архитектором – тоже сыграл мне на руку.
Представители компании подчеркнули это, когда делали предложение о работе.
Что планирую на будущее.
С сентября начнется второй учебный год, на котором студентов разделят на два потока – по Big Data (большие данные.
– Прим.
ред.) и Dev.
Я спрашивал у менторов, можно ли взять оба направления.
Мне ответили: «Пожалуйста, если справишься».
Сначала я обрадовался, а потом оценил нагрузку и понял, что не потяну.
Скорее всего, выберу Big Data.
Там научат проектировать архитектуру сервиса, который будет обрабатывать большие массивы данных.
Это можно представить на примере Uber: платформа каждую секунду передает тысячи мегабайт данных о местоположении водителей, пассажиров и так далее.
В будущем я хочу переехать за границу.