MY.UAСтатьи
Этот поезд в огне
Этот поезд в огне

Этот поезд в огне

Наблюдая за ситуацией в УЗ за последние 4 года, задаюсь вопросом – Это кто-то решил уничтожить одну из крупнейших компаний Украины или это совпадение трагических случайностей, которые уже привели к потере управляемости и еще могут привести к исчезновению целого вида транспорта в Украине? Причем некогда самого важного (по доле перевозок) перевозчика как грузов, так и пассажиров в стране. Да еще и самого экологичного и безопасного.

Фактаж по бизнесу УЗ

За период с 2015 — по середину 2020 года
- падение объема перевозки грузов железнодорожным транспортом
2015 год — 350 млн. тонн
2016 год — 345 млн тонн
2017 год — 340 млн. тонн
2018 год — 322 млн. тонн
2019 год — 311,4 млн. тонн
первая половина 2020 года — падение объема по отношению к 2018 году 19,6 % . Ожидаемый объем 2020 — 282 млн. тонн

При этом железнодорожный̆ транспорт просел в процентном отношении по результатам 2019 года до 52%от общего объема перевозок грузов и отдал только за 2019 год более 80 млн. тонн грузов.
За указанный̆ период железная дорога потеряла порядка 200 млн тонн грузов, что эквивалентно более 40 млрд грн выручки.
Резкое ухудшение производственных показателей̆ началось в середине 2016 года с момента прихода польского менеджмента во главе с Войцехом Бальчуном, который̆ был назначен по результатам конкурса, отбор по которому производила компания ODGERS BERNDTSON UKRAINE. Интересно, как ответила и чем эта компания за столь «удачный» выбор? Какова ответственность компании, подбирающей руководителя на такую позицию, кроме получения солидного гонорара (деньги налогоплательщиков)? Как пострадала репутация этой компании в Украине и ее руководства? Да никак!

Одним словом, про УЗ за последние (или возможно, крайние) 4 года – УПАДОК.

Причины Проблем

Причинами такого результата многие эксперты считают следующее:
- отсутствие знаний украинского законодательства у импортного руководства УЗ (а это большинство в правлении и в набсовете)
- отсутствие опыта практического управления предприятиями такого масштаба
- отсутствие понимания технологии работы транспорта
- отсутствие контроля со стороны набсовета
- отсутствие желания Кабинета министров вмешаться в происходящую ситуацию

Управляемость предприятием падала еще и в результате передач УЗ из ведомства в ведомство (МИУ – КМУ – МИУ), руководство отсутствовало, дело до этого не было никому, как и ответственности никакой. Только добавлялись сосущие «группы влияния».

А дальше пошли манипуляции с управлением УЗ – с правлением и набсоветом. В обоих органах стали преобладать иностранцы – высокооплачиваемые, часто не понимающие даже специфики УЗ, часто с конфликтами интересов, с началом карантина вообще нет в стране и почти всегда – не работающие на государство Украина. Об этом все больше и больше пишут разные эксперты как изнутри УЗ (а там, внутри центрального аппарата УЗ, все меньше экспертов), так и снаружи.

Основные проблемы УЗ – в человеческом факторе и в том, что сама УЗ  есть кормушка для растущей группы потенциальных клиентов НАБУ/НАЗК/ДБР/ СБУ/ГПУ.

Наблюдательно-Созерцательный Совет

Кто отвечает за происходящее в УЗ? Министр? Президент? Глава УЗ, которого нет? Ответственность на плечах набсовета. Опять коллективный орган = нет ответственных. Тогда предлагаю считать ответственным главу этого набсовета (такая у меня логика) – господина Шевки Аджунера. Так сказать, назвался груздем – полезай.

Что же с ним не так, с этим набсоветом?

Давайте почитаем, что в 2018 году говорил о целях сформированного набсовета в то время руководитель все того же Odgers (отборщики на конкурсах) Роман Бондарь: «У набсовета несколько главных задач. Во-первых, согласовать стратегию, утвердить цели и показатели эффективности, по которым можно будет оценивать работу правления. Во-вторых, сформировать команду и утвердить программу мотивации менеджмента компании. В-третьих, следить за управлением рисками, реализацией антикоррупционной программы, процедуры комплаенса и внутреннего аудита»

Господа Набсоветчики, ничего из этого не сделано (стратегии нет, целей нет, команды нет и близко – «целая лента типов тянется», управление рисками? Комплаенс? Борьба с коррупцией?).

Боюсь, высокие зарплаты сыграли с вами злую шутку «теплой ванны». Более того (часть этих пунктов имеют отношение к правлению, но кто отвечает за назначение правления, как не вы?):

- за время реформы УЗ это стратегическое предприятие практически выведено из непосредственного контроля государства
- сформированная структура набсовета не соответствует системе формирования и управления большими европейскими железными дорогами (типа DB, SNCF, PKP), а также является прямой угрозой безопасности Украины, так как к управлению стратегическим предприятием приведены лица, которые не имеют отношения ни к государству Украина, ни к государственной безопасности. Во всех вышеперечисленных жд компаниях и глава правления, и глава набсовета относятся к категории граждан, имеющих значительный уровень влияния на экономическую безопасность государства, в связи с чем назначаются исключительно из представителей и граждан государства. Это произошло из-за мифа, что «западные эксперты изначально некоррупционны, трудолюбивы, профессиональны и многое еще чего». В наб советы приехали часто сговорчивые, безработные и потерявшие шансы найти работу у себя дома ребята. И точно не патриоты страны Украина.
- независимые члены набсовета были отобраны снова той же компанией ODGERS BERNDTSON UKRAINE (это уже даже не смешно после выбора польского музыканта). При отборе независимых членов набсовета были допущены существенные ошибки и в состав набсовета были включены Ш.Аджунер и К.Кун, которые имели прямой значительный конфликт интересов.
- набсовет в 2019 году провел смену двух неугодных членов правления и без соблюдения Положения о порядке отбора назначил через решение КМУ двух новых членов Ф.Буреша и М.Целеевского, уровень подготовки которых явно не соответствует уровню назначения.
- набсовет и правление за 2018-2019 года практически уничтожили железную дорогу, направив свою работу исключительно на формирование «фиктивной прибыли» (тут особая роль у аудиторов, которая тоже будет проверена в ближайшем будущем – уверен)

За время этих действий катастрофически ухудшилось состояние жд инфраструктуры, увеличилось количество километров пути с ограничением скорости, что привело к существенному ухудшению показателей оборота вагонов и как следствие увеличению сроков доставки грузов.

Если взять период за последние полтора года кадровая чехарда в руководстве УЗ, отсутствие желания правительства Гройсмана В.Б. делать какие-либо изменения в железной дороге, отсутствие практического опыта управления новоназначенным министром В.Криклием, а также влияние различных олигархических структур (как старых, так и новых), по мнению экспертов отрасли наносят непоправимый̆ ущерб реальному сектору экономики Украины.

Вся железнодорожная отрасль имела надежду, что с приходом к власти Президента В.Зеленского произойдут радикальные изменения и отрасль получит возможность вдохнуть и начать этап стабилизации и развития.

К большому сожалению, с момента назначения нового правительства 29 августа 2019 года прошло уже 8 месяцев и за этот период времени общее состояние Украинской железной дороги резко устремилось к очередному дефолту.
Кстати, фактически к третьему с начала 2016 года.

При том, что сумма финансовых обязательств растет и расчетный̆ дефицит средств в 2020 году составит более 20 млрд грн, что составляет 1/5 часть дохода компании за прошлый год.
Не смотря на отставку главы правления Кравцова 29.01.2020, все члены правления кроме Ж.Марчека, уволенного в апреле 2020 года, продолжают уничтожение железной дороги. Ситуацию на предприятии существенно ухудшила общая проблема всего мира — пандемия, которая просто ускорила многие негативные процессы.

Отсутствие опыта практического управления предприятием в критической ситуации и непонимание, что же все-таки сделать в этой ситуации, а также параллельная ловля «рыбы» в мутной воде в интересах разных кланов, толкают правительство на действия, результат которых не только непредсказуем, но и потенциально опасен для экономической безопасности государства.

О каких действиях мы говорим:
- попытка сократить 100 000 персонала для оптимизации затрат на заработную плату
- проведение реформы подразделений, которая не соответствует ни утвержденной стратегии предприятия, ни программе увеличения объемов перевозки грузов
- увольнение из компании ключевых специалистов-железнодорожников с колоссальным опытом
- сокращение жд сети посредством закрытия «малодействующих» станций
- попытки ликвидации отраслевой медицины как непрофильного актива
- продолжение постыдного контракта по закупке американских тепловозов General Electric по сомнительным схемам вместо модернизации на самой же УЗ своих локомотивов
- введение в заблуждение руководства страны мнимыми победами

Без полной замены набсовета, без ответственности каждого члена наб совета за свои действия – этот поезд дальше не пойдет.

Итог 4 лет работы людей снаружи над УЗ

Люди, которые привели к управлению предприятием набсовет, бывшего главу правления Е.Кравцова и практически всех действующих членов правления, разными способами управляют предприятием.

В  этих действиях самое активное участие принимают следующие действующие лица и группы:
Министр Инфраструктуры В.Криклий и его помощники от разных кланов (цели неясны)
Транспортный комитет ВР во главе с Ю.Киселем
Набсовет во главе с Ш.Аджунер
и.о. главы правления И.Юрик и действующие члены правления
Р.Веприцкий и его группа поддержки
Олигархические группы (в лице холдингов, транспортных компаний, ассоциаций, в том числе «международно»-«американских», представителей влиятельных лиц)

В феврале 2020 года объявлен отбор на главу правления АО Украинская железная дорога с привлечением рекрутинговой компании Boyden. Как прописаны требования к кандидату и как проводится сам отбор - это отдельная тема для разговора. Уже «ходили» по сети списки из 5, потом из 7, потом из 30 кандидатов. Такое впечатление, что угодливые повара (Boyden) пытаются угодить строптивому клиенту (набсовет, ОП, еще кому-то?), меняя меню на ходу. При этом забывают, что для спасения компании в управление нужно срочно вернуть патриотов, которые знают специфику жд, кто имеет опыт работы на УЗ и кто не запятнал себя схематозом (люди с таким набором компетенций есть, только не в коротком списке Boyden). В итоге – конкурс затянулся, у руля юный ио, которого не слышно (в компании же все «в порядке»), риск непоявления в ближайшее время солидного руководителя с опытом, пониманием жд бизнеса и, внимание, планом действий – чрезвычайно высок.

И еще очень беспокоят такие моменты:
- Разными методами разрушена вертикаль операционного управления и вертикаль технической политики, что делает практически невозможным реализацию программы стабилизации работы предприятия. Треть сети УЗ не обслуживается согласно утвержденным регламентам.
- Продолжается геноцид украинцев на ключевых позициях в гос компаниях, квалифицированные кадры покидают госкомпании. Это не только УЗ. Поэтому и вопрос шире и глубже.
- Вновь прибывшая команда Зе (обе, и исполнительная, и законодательная ветки) вместо немедленного вмешательства в ситуацию и взятие под контроль стратегического предприятия – продолжает бесславное дело предшественников.

Происходящее на УЗ - это разграбление, уничижение основной транспортной компании страны. Анализируя происходящее на УЗ - это целенаправленное уничтожение целой транспортной отрасли Украины. Это уже дело СБУ и Совета Национальной Безопасности.

Я взываю к своим бывшим слушателям моих лекций по транспорту, а теперь депутатам ВР, которые не замазались в указанных схемах – срочно остановить неуправляемость УЗ посредством полного смещения набсовета, как корня проблемы неуправляемости УЗ. Введение жесткого управления в компании командой железнодорожников с полной ответственностью этой команды за спасение отрасли.

Напоминаю – Украина выбрала путь в Европу. Болезненный, но неотвратимый. Так давайте брать пример с нее, с Европы, где в прошлом месяце министр экономики Эстонии Таави Аас отозвал (читай – уволил) набсовет Eesti Raudtee (Эстонской железной дороги) в полном составе за выплаты правлению разовых бонусов (20-25 тыс евро) при том, что компания теряет грузооборот. Думаю, наш набсовет при подобных подходах к оценкам деятельности, как в Эстонии, следовало бы наказать куда более сурово, чем просто отпустить, как это сделали с польским рокером.

Доктор технических наук Владимир Шульмейстер

Основатель ГО «Инфраструктурный Совет»

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Помер співак Кріс Рі — автор хітів The Road to Hell та Driving Home for Christmas
Ukraine Art News
2025-12-23T06:00:20Z
Пішов із життя легендарний співак Кріс Рі
Ukraine Art News
2025-12-22T20:03:24Z
Солідарність народжується з емпатії до інших
Ukraine Art News
2025-12-22T19:59:58Z
Помер автор хіта «Driving Home for Christmas», співак Кріс Рі
Ukraine Art News
2025-12-22T19:59:12Z
Крах ідилії Бекхемів: що відомо про гострий конфлікт між Девідом, Вікторією та їхнім старшим сином Брукліном
Elle
2025-12-22T19:58:48Z
Талісман щастя на підошві: історія бренду Aquazzura та його засновника Едгардо Осоріо
Elle
2025-12-22T19:58:47Z
Націоналіст, сепаратист, прагматик. Все про прем'єра Бельгії, який блокував гроші для України
Европейская правда
2025-12-22T19:57:17Z
У Львові сотні людей прощаються зі Степаном Гігою
Ukraine Art News
2025-12-14T18:45:29Z
Українська твердиня віри і незламності
Ukraine Art News
2025-12-14T09:00:41Z
Різдво по-львівськи. Львів’ян запрошують на улюблений щорічний великий різдвяний концерт
Photo Lviv
2025-12-23T06:06:11Z
Мистецтво під час війни: фестиваль «За Україну, за її Волю, за Перемогу» зібрав кращих вокалістів області
Photo Lviv
2025-12-23T05:57:12Z
Вірш Богдана-Ігоря Антонича передали до Музею сухопутних військ в Іспанії
Ukraine Art News
2025-12-22T20:00:01Z
У Львові продають віллу початку XX сторіччя, в якій колись було консульство СРСР
Хмарочос
2025-12-22T19:59:55Z
Поезія, проза та щоденники війни: конкурс “4.5.0.” оголосив переможців 2025 року
Ukraine Art News
2025-12-22T19:59:53Z
У Берліні пройшов великий концерт української різдвяної пісні
Ukraine Art News
2025-12-22T19:59:48Z
Різдвяний тур Національного хору Верьовки об’єднає міста України святковою програмою
Ukraine Art News
2025-12-22T19:59:39Z
У Ніцці вперше провели український вертеп на підтримку ЗСУ
Ukraine Art News
2025-12-22T19:58:53Z
Куртка, що стане ідеальною альтернативою класичному верхньому одягу цієї зими, — модниці від неї у захваті!
Elle
2025-12-22T19:58:49Z
Довженко-Центр цьогоріч отримає додаткове фінансування - Мінкульт
Ukraine Art News
2025-12-22T21:42:18Z
Два українські фільми потрапили в шорт-лист премії "Оскар-2026"
Gloss
2025-12-22T19:59:29Z
IGN назвав найкращі ігри 2025 року для ПК та консолей
Gloss
2025-12-22T19:59:14Z
Вийшов перший трейлер фільму Крістофера Нолана "Одіссея"
Ukraine Art News
2025-12-22T19:58:51Z
Скільки коштує життя головної героїні серіалу «Емілі в Парижі»
Elle
2025-12-22T19:58:46Z
Перший погляд на Г'ю Джекмана, Джоді Комер і Білла Скашгорда у фільмі про Робіна Гуда
KinoFilms
2025-12-22T19:57:39Z
Деніел Редкліфф і Том Фелтон возз'єдналися на показі нового фільму Редкліффа
KinoFilms
2025-12-22T19:57:38Z
Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» потрапив в шортлист премії «Оскар»
KinoFilms
2025-12-22T19:57:38Z
Новий фільм Стівена Спілберга про НЛО отримав офіційний постер
KinoFilms
2025-12-22T19:57:38Z
Чому трамваї в Торонто є одними з найповільніших у світі та чи можна це виправити?
Хмарочос
2025-12-22T19:59:58Z
У В’єтнамі збудували спа-центр із дахом-мушлею, вкритим папороттю
Хмарочос
2025-12-22T19:59:57Z
Реальний досвід подорожі Львів – Катовіце автобусом
Gloss
2025-12-22T19:59:38Z
Замок Острожських в Старім Селі. Стаття Миколи Голубця 1933 року
Photo Lviv
2025-12-22T19:56:23Z
Вепр на фасаді: Таємниця єдиного «кабанячого» будинку у Львові
Photo Lviv
2025-12-22T19:56:12Z
Ізраїльські археологи виявили унікальний свинцевий кулон VI–VII століть з менорою у Єрусалимі
Ukraine Art News
2025-12-15T15:36:30Z
Нідерландський стартап запускає поїзди за ціною від 10 євро
Хмарочос
2025-12-12T06:39:44Z
У Львові повністю оновили рухомий склад автобусного маршруту
Хмарочос
2025-12-11T10:12:48Z
ЮНЕСКО вперше внесла до списку культурної спадщини людства всю кухню однієї країни
Ukraine Art News
2025-12-11T08:54:27Z
Львівський Святвечір, або між віденським блиском та українською автентикою
Photo Lviv
2025-12-23T06:12:10Z
23 грудня Львівщина згадує Василя Біласа та Дмитра Данилишина
Photo Lviv
2025-12-23T06:00:12Z
Тренди у світі доставки суші та ролів: що змінюється і чого хочуть клієнти
Photo Lviv
2025-12-23T05:51:12Z
На перетримці під Києвом знашли 50 мертвих котів. Волонтери описують побачене як пекло і концтабір
Хмарочос
2025-12-22T20:00:00Z
Кінотеатр «Загреб» не зноситимуть — перетворять на культурний центр
Хмарочос
2025-12-22T19:59:59Z
«Оренда за 100 квадратних метрів, як за 4 повноцінні ресторани» – на Центральному вокзалі Києва відкриють iL Molino
Хмарочос
2025-12-22T19:59:56Z
80-річний кіоск на Хрещатику зайняли Свідки Єгови. Раніше там був стрітфуд Євгена Клопотенка
Хмарочос
2025-12-22T19:59:54Z
У Києві завершують відновлення стадіону «Спартак»
Хмарочос
2025-12-22T19:59:53Z
У школах Нью-Йорка заборонили телефони. Тепер діти на перервах грають в настільні ігри
Хмарочос
2025-12-22T19:59:52Z
Коли фарбування стає ритуалом догляду: Schwarzkopf презентували Crème Supreme
Elle
2025-12-22T19:58:47Z
Американський словник Merriam-Webster обрав слово 2025 року
Ukraine Art News
2025-12-15T19:45:24Z
Як замінити філамент на 3Д принтері – LBL
Хмарочос
2025-12-12T12:22:41Z
Рекламу МакДональдса про «жахливе Різдво» розкритикували
Хмарочос
2025-12-11T16:03:57Z
Winter edition: лімітована зубна паста зі смаком глінтвейну від бренду Splash
Elle
2025-12-11T09:39:38Z
Теракота, бетон, склоблоки: 10 трендів у дизайні інтер’єру 2025 року
Хмарочос
2025-12-10T07:42:45Z
Вишукана зимова база: GASANOVA представляє кашеміровий дроп
Elle
2025-12-09T15:12:21Z
В США замість фіксованих цін масово впроваджують динамічне ціноутворення. Як від цього програє покупець?
Хмарочос
2025-12-08T09:51:34Z
ТОП-10 пісень, які слухали на Spotify у 2025 році: найкраще в Україні та світі
Ukraine Art News
2025-12-04T09:00:25Z
Імбирне печиво як в Нью-Йорку: елементарний рецепт з продуктів, які є на кожній кухні
Elle
2025-12-09T16:15:46Z
Кава з сіллю: наважтеся спробувати! Навіщо додають сіль у каву, як це впливає на смак та у яких країнах це традиція
Photo Lviv
2025-11-30T06:12:14Z
Мигдальний тарт зі сливами: покроковий рецепт найніжнішого осіннього десерту
Elle
2025-11-18T18:30:23Z
Готуємо швидку смачну та ефектну страву на Гелловін
Elle
2025-10-31T11:15:32Z
Простий рецепт найсмачнішого гарбузового чизкейка
Elle
2025-10-23T14:36:33Z
Гарбузовий крем-суп: покроковий рецепт топ-страви осені
Elle
2025-10-21T21:33:27Z
Гарячі страви із м’яса для обіду восени
Photo Lviv
2025-10-21T04:57:26Z
Найкорисніший сніданок для краси волосся і шкіри
Elle
2025-09-15T14:39:26Z
Сицилійські роли з баклажанів з рикотою і томатним соусом
Elle
2025-08-19T14:03:36Z