MY.UAСтатьи
Этот поезд в огне
Этот поезд в огне

Этот поезд в огне

Наблюдая за ситуацией в УЗ за последние 4 года, задаюсь вопросом – Это кто-то решил уничтожить одну из крупнейших компаний Украины или это совпадение трагических случайностей, которые уже привели к потере управляемости и еще могут привести к исчезновению целого вида транспорта в Украине? Причем некогда самого важного (по доле перевозок) перевозчика как грузов, так и пассажиров в стране. Да еще и самого экологичного и безопасного.

Фактаж по бизнесу УЗ

За период с 2015 — по середину 2020 года
- падение объема перевозки грузов железнодорожным транспортом
2015 год — 350 млн. тонн
2016 год — 345 млн тонн
2017 год — 340 млн. тонн
2018 год — 322 млн. тонн
2019 год — 311,4 млн. тонн
первая половина 2020 года — падение объема по отношению к 2018 году 19,6 % . Ожидаемый объем 2020 — 282 млн. тонн

При этом железнодорожный̆ транспорт просел в процентном отношении по результатам 2019 года до 52%от общего объема перевозок грузов и отдал только за 2019 год более 80 млн. тонн грузов.
За указанный̆ период железная дорога потеряла порядка 200 млн тонн грузов, что эквивалентно более 40 млрд грн выручки.
Резкое ухудшение производственных показателей̆ началось в середине 2016 года с момента прихода польского менеджмента во главе с Войцехом Бальчуном, который̆ был назначен по результатам конкурса, отбор по которому производила компания ODGERS BERNDTSON UKRAINE. Интересно, как ответила и чем эта компания за столь «удачный» выбор? Какова ответственность компании, подбирающей руководителя на такую позицию, кроме получения солидного гонорара (деньги налогоплательщиков)? Как пострадала репутация этой компании в Украине и ее руководства? Да никак!

Одним словом, про УЗ за последние (или возможно, крайние) 4 года – УПАДОК.

Причины Проблем

Причинами такого результата многие эксперты считают следующее:
- отсутствие знаний украинского законодательства у импортного руководства УЗ (а это большинство в правлении и в набсовете)
- отсутствие опыта практического управления предприятиями такого масштаба
- отсутствие понимания технологии работы транспорта
- отсутствие контроля со стороны набсовета
- отсутствие желания Кабинета министров вмешаться в происходящую ситуацию

Управляемость предприятием падала еще и в результате передач УЗ из ведомства в ведомство (МИУ – КМУ – МИУ), руководство отсутствовало, дело до этого не было никому, как и ответственности никакой. Только добавлялись сосущие «группы влияния».

А дальше пошли манипуляции с управлением УЗ – с правлением и набсоветом. В обоих органах стали преобладать иностранцы – высокооплачиваемые, часто не понимающие даже специфики УЗ, часто с конфликтами интересов, с началом карантина вообще нет в стране и почти всегда – не работающие на государство Украина. Об этом все больше и больше пишут разные эксперты как изнутри УЗ (а там, внутри центрального аппарата УЗ, все меньше экспертов), так и снаружи.

Основные проблемы УЗ – в человеческом факторе и в том, что сама УЗ  есть кормушка для растущей группы потенциальных клиентов НАБУ/НАЗК/ДБР/ СБУ/ГПУ.

Наблюдательно-Созерцательный Совет

Кто отвечает за происходящее в УЗ? Министр? Президент? Глава УЗ, которого нет? Ответственность на плечах набсовета. Опять коллективный орган = нет ответственных. Тогда предлагаю считать ответственным главу этого набсовета (такая у меня логика) – господина Шевки Аджунера. Так сказать, назвался груздем – полезай.

Что же с ним не так, с этим набсоветом?

Давайте почитаем, что в 2018 году говорил о целях сформированного набсовета в то время руководитель все того же Odgers (отборщики на конкурсах) Роман Бондарь: «У набсовета несколько главных задач. Во-первых, согласовать стратегию, утвердить цели и показатели эффективности, по которым можно будет оценивать работу правления. Во-вторых, сформировать команду и утвердить программу мотивации менеджмента компании. В-третьих, следить за управлением рисками, реализацией антикоррупционной программы, процедуры комплаенса и внутреннего аудита»

Господа Набсоветчики, ничего из этого не сделано (стратегии нет, целей нет, команды нет и близко – «целая лента типов тянется», управление рисками? Комплаенс? Борьба с коррупцией?).

Боюсь, высокие зарплаты сыграли с вами злую шутку «теплой ванны». Более того (часть этих пунктов имеют отношение к правлению, но кто отвечает за назначение правления, как не вы?):

- за время реформы УЗ это стратегическое предприятие практически выведено из непосредственного контроля государства
- сформированная структура набсовета не соответствует системе формирования и управления большими европейскими железными дорогами (типа DB, SNCF, PKP), а также является прямой угрозой безопасности Украины, так как к управлению стратегическим предприятием приведены лица, которые не имеют отношения ни к государству Украина, ни к государственной безопасности. Во всех вышеперечисленных жд компаниях и глава правления, и глава набсовета относятся к категории граждан, имеющих значительный уровень влияния на экономическую безопасность государства, в связи с чем назначаются исключительно из представителей и граждан государства. Это произошло из-за мифа, что «западные эксперты изначально некоррупционны, трудолюбивы, профессиональны и многое еще чего». В наб советы приехали часто сговорчивые, безработные и потерявшие шансы найти работу у себя дома ребята. И точно не патриоты страны Украина.
- независимые члены набсовета были отобраны снова той же компанией ODGERS BERNDTSON UKRAINE (это уже даже не смешно после выбора польского музыканта). При отборе независимых членов набсовета были допущены существенные ошибки и в состав набсовета были включены Ш.Аджунер и К.Кун, которые имели прямой значительный конфликт интересов.
- набсовет в 2019 году провел смену двух неугодных членов правления и без соблюдения Положения о порядке отбора назначил через решение КМУ двух новых членов Ф.Буреша и М.Целеевского, уровень подготовки которых явно не соответствует уровню назначения.
- набсовет и правление за 2018-2019 года практически уничтожили железную дорогу, направив свою работу исключительно на формирование «фиктивной прибыли» (тут особая роль у аудиторов, которая тоже будет проверена в ближайшем будущем – уверен)

За время этих действий катастрофически ухудшилось состояние жд инфраструктуры, увеличилось количество километров пути с ограничением скорости, что привело к существенному ухудшению показателей оборота вагонов и как следствие увеличению сроков доставки грузов.

Если взять период за последние полтора года кадровая чехарда в руководстве УЗ, отсутствие желания правительства Гройсмана В.Б. делать какие-либо изменения в железной дороге, отсутствие практического опыта управления новоназначенным министром В.Криклием, а также влияние различных олигархических структур (как старых, так и новых), по мнению экспертов отрасли наносят непоправимый̆ ущерб реальному сектору экономики Украины.

Вся железнодорожная отрасль имела надежду, что с приходом к власти Президента В.Зеленского произойдут радикальные изменения и отрасль получит возможность вдохнуть и начать этап стабилизации и развития.

К большому сожалению, с момента назначения нового правительства 29 августа 2019 года прошло уже 8 месяцев и за этот период времени общее состояние Украинской железной дороги резко устремилось к очередному дефолту.
Кстати, фактически к третьему с начала 2016 года.

При том, что сумма финансовых обязательств растет и расчетный̆ дефицит средств в 2020 году составит более 20 млрд грн, что составляет 1/5 часть дохода компании за прошлый год.
Не смотря на отставку главы правления Кравцова 29.01.2020, все члены правления кроме Ж.Марчека, уволенного в апреле 2020 года, продолжают уничтожение железной дороги. Ситуацию на предприятии существенно ухудшила общая проблема всего мира — пандемия, которая просто ускорила многие негативные процессы.

Отсутствие опыта практического управления предприятием в критической ситуации и непонимание, что же все-таки сделать в этой ситуации, а также параллельная ловля «рыбы» в мутной воде в интересах разных кланов, толкают правительство на действия, результат которых не только непредсказуем, но и потенциально опасен для экономической безопасности государства.

О каких действиях мы говорим:
- попытка сократить 100 000 персонала для оптимизации затрат на заработную плату
- проведение реформы подразделений, которая не соответствует ни утвержденной стратегии предприятия, ни программе увеличения объемов перевозки грузов
- увольнение из компании ключевых специалистов-железнодорожников с колоссальным опытом
- сокращение жд сети посредством закрытия «малодействующих» станций
- попытки ликвидации отраслевой медицины как непрофильного актива
- продолжение постыдного контракта по закупке американских тепловозов General Electric по сомнительным схемам вместо модернизации на самой же УЗ своих локомотивов
- введение в заблуждение руководства страны мнимыми победами

Без полной замены набсовета, без ответственности каждого члена наб совета за свои действия – этот поезд дальше не пойдет.

Итог 4 лет работы людей снаружи над УЗ

Люди, которые привели к управлению предприятием набсовет, бывшего главу правления Е.Кравцова и практически всех действующих членов правления, разными способами управляют предприятием.

В  этих действиях самое активное участие принимают следующие действующие лица и группы:
Министр Инфраструктуры В.Криклий и его помощники от разных кланов (цели неясны)
Транспортный комитет ВР во главе с Ю.Киселем
Набсовет во главе с Ш.Аджунер
и.о. главы правления И.Юрик и действующие члены правления
Р.Веприцкий и его группа поддержки
Олигархические группы (в лице холдингов, транспортных компаний, ассоциаций, в том числе «международно»-«американских», представителей влиятельных лиц)

В феврале 2020 года объявлен отбор на главу правления АО Украинская железная дорога с привлечением рекрутинговой компании Boyden. Как прописаны требования к кандидату и как проводится сам отбор - это отдельная тема для разговора. Уже «ходили» по сети списки из 5, потом из 7, потом из 30 кандидатов. Такое впечатление, что угодливые повара (Boyden) пытаются угодить строптивому клиенту (набсовет, ОП, еще кому-то?), меняя меню на ходу. При этом забывают, что для спасения компании в управление нужно срочно вернуть патриотов, которые знают специфику жд, кто имеет опыт работы на УЗ и кто не запятнал себя схематозом (люди с таким набором компетенций есть, только не в коротком списке Boyden). В итоге – конкурс затянулся, у руля юный ио, которого не слышно (в компании же все «в порядке»), риск непоявления в ближайшее время солидного руководителя с опытом, пониманием жд бизнеса и, внимание, планом действий – чрезвычайно высок.

И еще очень беспокоят такие моменты:
- Разными методами разрушена вертикаль операционного управления и вертикаль технической политики, что делает практически невозможным реализацию программы стабилизации работы предприятия. Треть сети УЗ не обслуживается согласно утвержденным регламентам.
- Продолжается геноцид украинцев на ключевых позициях в гос компаниях, квалифицированные кадры покидают госкомпании. Это не только УЗ. Поэтому и вопрос шире и глубже.
- Вновь прибывшая команда Зе (обе, и исполнительная, и законодательная ветки) вместо немедленного вмешательства в ситуацию и взятие под контроль стратегического предприятия – продолжает бесславное дело предшественников.

Происходящее на УЗ - это разграбление, уничижение основной транспортной компании страны. Анализируя происходящее на УЗ - это целенаправленное уничтожение целой транспортной отрасли Украины. Это уже дело СБУ и Совета Национальной Безопасности.

Я взываю к своим бывшим слушателям моих лекций по транспорту, а теперь депутатам ВР, которые не замазались в указанных схемах – срочно остановить неуправляемость УЗ посредством полного смещения набсовета, как корня проблемы неуправляемости УЗ. Введение жесткого управления в компании командой железнодорожников с полной ответственностью этой команды за спасение отрасли.

Напоминаю – Украина выбрала путь в Европу. Болезненный, но неотвратимый. Так давайте брать пример с нее, с Европы, где в прошлом месяце министр экономики Эстонии Таави Аас отозвал (читай – уволил) набсовет Eesti Raudtee (Эстонской железной дороги) в полном составе за выплаты правлению разовых бонусов (20-25 тыс евро) при том, что компания теряет грузооборот. Думаю, наш набсовет при подобных подходах к оценкам деятельности, как в Эстонии, следовало бы наказать куда более сурово, чем просто отпустить, как это сделали с польским рокером.

Доктор технических наук Владимир Шульмейстер

Основатель ГО «Инфраструктурный Совет»

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Взуття, що стало мрією кожної: історія бренду Jimmy Choo
Elle
2025-03-04T07:00:55Z
Помер Зорян Базилевич – родич Івана Франка
Ukraine Art News
2025-03-04T00:36:48Z
Представник Естонії на Євробаченні-2025 перепросив в італійців за конкурсну пісню Espresso Macchiato
Ukraine Art News
2025-03-03T20:45:46Z
«Київська перепічка» – терапевтичний театралізований стендап від Ірми Вітовської
Ukraine Art News
2025-03-03T09:39:48Z
17 найвишуканіших образів червоної доріжки «Оскара-2025»
Elle
2025-03-03T05:57:51Z
"Нема в мене ностальгії, смутку за тією зас*аною епохою", - Винничук прокоментував колонку про "розпусну епоху"
Ukraine Art News
2025-02-28T17:15:45Z
Злата Огнєвіч після консультації з юристами боротиметься з росіянами, які вкрали її пісню "За лісами, горами"
Ukraine Art News
2025-02-28T16:15:53Z
Що digital-редакція ELLE вдягнула б на червону доріжку «Оскара-2025»
Elle
2025-02-28T09:09:53Z
Росіяни вкрали пісню Злати Огнєвіч і використовують її на пропагандистських заходах
Gloss
2025-02-27T15:21:53Z
Одеська національна опера вперше гастролює в Японії
Ukraine Art News
2025-03-04T06:45:50Z
10 цікавих фактів про Володимира Івасюка
Photo Lviv
2025-03-04T06:12:33Z
Роман Яців розкаже про автора пам’ятників Тарасові Шевченку у Вінніпезі, Вашингтоні, Буенос-Айресі, Оттаві та Івано-Франківську
Photo Lviv
2025-03-04T06:06:34Z
Володимир Прокуда: кроки назустріч імені
Photo Lviv
2025-03-04T06:00:36Z
Березневий шопінг-гід: трендові речі від українських брендів
Elle
2025-03-03T19:18:45Z
Книжка “Час починати танго” Ніки Кожушко скоро з’явиться у книгарнях
Ukraine Art News
2025-03-03T18:27:45Z
Центр сучасного мистецтва М17 під загрозою через маніпуляції з майном Нацспілки художників
Ukraine Art News
2025-03-03T18:03:53Z
В ОАЕ відбудуться Х громадські Шевченківські читання
Ukraine Art News
2025-03-03T17:54:52Z
В Ісландії відкрилася виставка харківської художниці Ніки Кожушко, яка загинула від авіаудару РФ
Ukraine Art News
2025-03-03T16:45:49Z
Зірки, червона доріжка та найкращі фільми: чим запам’ятався «Оскар-2025»
Ukraine Art News
2025-03-03T19:12:57Z
«Cinema for Victory» відзначив кращі здобутки української документалістики военного часу
Ukraine Art News
2025-03-03T18:15:49Z
Названо переможців премії «Оскар-2025»: повернення російської культури
Gloss
2025-03-03T17:42:50Z
Едріан Броуді та Зої Салдана стали найкращими акторами на цьогорічному «Оскарі»
KinoFilms
2025-03-03T16:15:43Z
Оскари для «Анори» — коли кіно стає політикою
Ukraine Art News
2025-03-03T14:45:48Z
Національний фестиваль Cinema for Victory 2025 оголосив найкращі документальні фільми
Ukraine Art News
2025-03-03T14:15:45Z
Демі Мур не отримала «Оскар», але виглядала при цьому на всі 100
KinoFilms
2025-03-03T13:51:43Z
Фентезі «Wicked: Чародійка» отримало 2 «Оскари»
KinoFilms
2025-03-03T13:27:38Z
Режисер "Емілії Перес" Одіар відмовився говорити про права транссексуалів, бо не виграв "Оскар"
Ukraine Art News
2025-03-03T13:09:55Z
Архітектурна спадщина Львова та чимраз більший попит на фахівців з реставрації
Photo Lviv
2025-03-02T05:57:34Z
6 історичних місць у Львові, які запам’ятаються найбільше
Photo Lviv
2025-03-01T05:57:39Z
Зимові фаворити редакції ELLE.UA: книги, серіали, подорожі, beauty та fashion знахідки
Elle
2025-02-28T22:57:41Z
Будинок коменданта Аушвіца вперше відкриють для відвідування
Хмарочос
2025-02-28T15:36:54Z
Як облаштують велоінфраструктуру на Подільскому мосту?
Хмарочос
2025-02-28T09:10:05Z
Як це було: подорож до Ла-Гасії — серця косметичного бренду Yves Rocher
Elle
2025-02-27T14:00:48Z
У Києві 100% комунальних автобусів та тролейбусів мають низьку підлогу, — Кличко
Хмарочос
2025-02-27T10:55:09Z
Як весь Мадрид став зоною низьких викидів, подолавши спротив
Хмарочос
2025-02-26T15:00:59Z
Маленьке місто у Бразилії стало столицею найвищих хмарочосів
Хмарочос
2025-02-26T10:06:54Z
Міжнародна премія Івана Франка оголосила довгий список претендентів
Photo Lviv
2025-03-04T05:57:35Z
8 ідеальних beauty-подарунків до 8 березня
Elle
2025-03-03T20:33:42Z
Виїзд за кордон митців і медійників: у МКСК обговорили з депутатами відновлення дозволів
Ukraine Art News
2025-03-03T17:27:44Z
Під плацом Могилянки є фундамент собору XVII століття. Академія могла пошкодити його, ремонтуючи труби
Хмарочос
2025-03-03T17:16:00Z
СБУ оголосила підозру російському співаку Лепсу
Ukraine Art News
2025-03-03T17:15:50Z
Про наслідки обстрілу, розвиток мережі та головні здобутки українського книговидання: інтерв'ю з директором "КнигоЛенду" Ігорем Зарудком
Ukraine Art News
2025-03-03T15:36:50Z
За рік темпи будівництва житла в Україні зросли на 22%
Хмарочос
2025-03-03T15:01:37Z
Лютий у Києві став першим за довгий час місяцем, холоднішим за норму
Хмарочос
2025-03-03T14:00:59Z
На Виставковому центрі з’явився біговий маршрут у вигляді протезу
Хмарочос
2025-03-03T13:36:54Z
На Місяць доставили відцифрований прапор України
Ukraine Art News
2025-03-04T07:16:00Z
Instagram несподівано почав завалювати користувачів відео жахливих смертей
Хмарочос
2025-03-01T13:49:02Z
Робот-пилососи – автоматизація прибирання високоїякості
Cineast
2025-03-01T11:33:53Z
Тільки для жінок – Bolt представив нову категорію поїздок
Хмарочос
2025-02-27T16:45:59Z
Створення чат-ботів без програмування
Хмарочос
2025-02-27T11:49:03Z
У Каліфорнії випробували перший повітряний електрокар, що злітає вертикально
Хмарочос
2025-02-24T14:09:57Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z