/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Ffd30e384659770b52eb7647cf02c1e9f.jpg)
«То, что я хотела сделать — как запустить Теслу в космос»: история украинского бренда Framiore
Павел Карташов — директор Украинского фонда стартапов.
В колонке для MC.
today он поделился интервью с основательницей Framiore, бренда украинской одежды.
В 2020 они получили инвестиции от фонда, и сейчас готовятся к международной экспансии.
Меня зовут Наталия Найда, я — основательница и управляющий директор Framiore.
Это молодой украинский бренд женской одежды, который был основан в 2018 году.
А уже в 2020 мы получили около пяти миллионов гривен инвестиций и готовимся к выходу на рынки Великобритании, Италии, Германии и США.
Framiore — бренд устойчивой моды (с англ.
sustainable fashion).
Наша особенность — собственное производство, включая R&D цех для исследований и разработки инноваций в текстильной продукции.
Как появилась идея стартапа.
Это произошло во время путешествия по Индонезии.
Я и мой рюкзак обожаем путешествовать и всегда делаем это налегке.
Большие чемоданы вредят мобильности и удобству, с ними всегда чувствую себя некомфортно.
В этой поездке я поняла, что мне не только в путешествии не нужно много вещей, но и вообще, по жизни.
Эта мысль показалась мне такой простой и освобождающей — уйти от ежедневной рутины выбора одежды и бестолковой траты денег на «модное», но ненужное.
И однажды, под звездами индонезийского неба, у меня возникла идея — создать одежду для женщин с такими же убеждениями, как и у меня: бренд для тех, кому качество важнее количества.
С этими мыслями я возвращалась в родной Ивано-Франковск.
А по прилету был рожден стартап Framiore.
Путешествие по Азии.
Первые шаги.
До стартапа я уже десять лет работала в бизнесе — создала небольшое производство базовой одежды в Ивано-Франковске.
Оно все еще функционирует и приносит деньги, которые и помогли запускать стартап.
Мы работаем с корпоративными клиентами.
Можем сделать футболки или толстовки с нанесением.
Так что предпринимательство было не в новинку и предыдущий опыт мне однозначно пригодился.
Однако мой локальный уютный бизнес и то, чего я хотела достичь с Framiore — это как пробовать запустить Теслу в космос, зная только, что Земля — круглая.
Одно из фундаментальных отличий любого стартапа от другого бизнеса — масштабирование.
Стартап изначально задумывается как продукт на экспорт, и мой — не исключение.
Без понимания этого ваша дорожная карта заведет в закономерный тупик и придется начинать все заново.
Если вы не хотите выходить за рамки Украины, это что угодно, но только не стартап.
Как только вы осознали, что придется иметь дело с иностранными рынками, да еще и в столь высококонкурентной среде, ситуация резко меняется.
Оказывается, вы ничего не знаете о бизнесе и приходится учить всё с нуля.
Я стала посещать всевозможные тренинги и лекции, а позже решилась выделить время и бюджет, чтобы увидеть своими глазами международные выставки одежды и оценить собственные шансы.
Важно посмотреть на своих потенциальных конкурентов и не повторяться.
Одежды много.
Похожей одежды еще больше.
Важно понять, как вся эта огромная индустрия работает за границей: от производства до маркетинга и дистрибуции.
Первая рекомендация: говорите с людьми и слушайте.
Чем больше будете спрашивать, искать, интересоваться, тем лучше.
От того, на кого вам удастся выйти для консультации или короткого диалога за кофе на какой-нибудь внезапной встрече, зависит как быстро вы найдете информацию, которой нет ни в одном учебнике.
Я знала это еще до Framiore, но сейчас лишь могу подтвердить это железное правило.
Кстати, именно так я встретила и нашего дизайнера, Дарину Эдер — случайно, через общих знакомых: она разделила мое видение касательно одежды и сверхпотребления и в итоге сыграла одну из ключевых ролей в жизни стартапа.
По стечению обстоятельств, Дарина тоже была в длительной экспедиции по Азии и привезла оттуда идею, ставшую основой Framiore: с каждой коллекцией исследовать традиции народов, чье культурное наследие малоизвестно или находится под угрозой исчезновения, и интерпретировать его в современной одежде.
Первым таким народом стали черные хмонги — народ, живущий, среди прочего, в гористой местности Северного Вьетнама.
Вторыми — уйгуры, мусульманское меньшинство, подвергающееся жесткой ассимиляционной политике Китая.
Так были пошиты наши первые коллекции: XIM и Spell My Name.
В каждой вещи есть отсылка к этим культурам — крой, цвет, даже название модели.
Об этом рассказываем во всех наших коммуникациях.
Кроме этого, налаживаем связь с локальными организациями, чтобы наши клиенты и партнеры могли поддержать этих людей и их культурные проекты (им будет начисляться процент с каждой покупки).
Нашим покупателям нравятся эти отсылки, потому что дизайн приобретает большее значение.
Так вот, о чем это я.
Ищите друзей, это моя вторая рекомендация.
Без Дарины этот текст получился бы совсем другим.
Framiore, кстати, и означает — «друг».
Как запустить модный стартап.
Запуск модного стартапа имеет свои особенности, чем-то это напоминает hardware (аппаратное обеспечение).
Вашу одежду хотят подержать в руках, примерить и отправить демонстрационный образец ссылкой по электронной почте не получится.
Как быть? Где искать первых клиентов? Как засветить себя с нуля?.
По нашему опыту, рекомендую специализированные международные выставки.
Попасть на одну из них — отдельное приключение.
Начнем с того, что в среднем это обойдется в $10 тыс.
Для молодого стартапа сумма астрономическая, а участие вообще ничего не гарантирует.
Вы можете приехать, никому не понравиться и уехать ни с чем.
Чтобы был толк, таких выставок должно быть хотя бы 3–5.
Как попасть на выставку, если бюджета почти нет? На помощь приходят лучшие друзья стартапов — грантовые программы.
В нашем случае было так.
Апрель 2018 года.
Стартап в зачаточном состоянии, мы только начали над ним работать.
Я посещаю очередной тренинг, на котором мне шепнули, что Европейский банк реконструкции и развития (с англ.
EBRD) набирает пять украинских брендов из сферы моды для своей новой программы.
Вас отправляют за их счет для участия в одной из международных выставок.
Я прихожу домой и мчу открывать ноутбук, чтобы узнать детали.
Остается вакантным одно место.
Крайний срок подачи заявки — сейчас.
Готовых изделий, которые нужны для подачи заявки, нет.
Есть только дизайн-эскизы (технические иллюстрации), заказ на ткань для первых образцов, маленький цех и команда, которая разрывалась из-за работы сразу в нескольких проектах.
Я отказываюсь от всех реальных заказов, чтобы перевести производство на пошив этих образцов и все равно подаю заявку.
Спустя некоторое время мне звонят по скайпу для своеобразной мини-презентации.
В момент звонка я сидела в цеху, где позади меня только начали отшивать те самые первые образцы.
Представители программы умоляли показать хоть что-то прямо перед камерой.
А показывать нечего.
Я включаю все красноречие, о котором даже не догадывалась раньше, и уверяю комиссию: наша одежда одна из лучших.
Мы поедем на выставку, найдем первых клиентов, возьмем задаток, отошьем, отправим и получим первые деньги.
Звонок заканчивается.
Через месяц, в мае, приходит письмо — я зачислена в программу.
А уже в августе мы показываем наш бренд в Великобритании на выставке Moda UK, где и получаем первых клиентов.
У нас заказали шесть платьев на общую сумму 17 тыс.
Нам они казались победой.
Но чтобы ее одержать, мне сперва понадобилось вложить 500 тыс.
гривен собственных сбережений.
Первые клиенты – новые сложности.
Кроме Соединенного королевства, мы побывали на выставках во Франции, Германии и Эстонии.
И везде нас преследовало недоверие.
В компанию ему – стереотипы.
Однажды во Франции к нашему стенду подошел француз, посмотрел, удивился и воскликнул: «Украина?! А где вишивка?».
Было смешно и грустно.
Но все это мелочи по сравнению с организационными и бюрократическими сложностями ведения международной торговли.
Самое проблемное — денежные переводы.
Для того, чтобы что-то кому-то отправить или получить, приходилось устраивать настоящие танцы с бубном.
Хотите получить задаток? Простите, вы из Украины.
Слишком много мороки для них, а еще – «Не верим»! Ведь коррупция.
Про таможню даже не вспоминаю.
Чувство отчаяния и бессонные ночи прилагаются.
Украинская регистрация действует на иностранцев как триггер.
Когда они ее видят, то буквально в лице меняются.
Вроде, товар хороший, но ведь риски-то какие.
Так вот, помните вторую рекомендацию (та что про друзей)? И в этот раз все изменил один человек.
В Великобритании я познакомилась с моим будущим бизнес-партнером Ириной, которая уже 20 лет проживала там, то бишь была резидентом.
Наше знакомство принесло плоды.
Ира присоединилась к моей команде и помогла зарегистрировать Framiore LTD.
Наше ООО по-английски.
Иностранная регистрация творит чудеса и значительно упрощает вести бизнес.
Множество барьеров, как формальных, так и неформальных, сразу исчезают.
Правда, чтобы обзавестись счетом в хорошем банке, нам все равно пришлось потратить несколько месяцев.
Дело в том, что по нашему договору Ира владела меньшей частью в бизнесе, и поэтому банки смотрели не на ее имя в документах (на что мы рассчитывали), а на мое.
Было трудно найти банк, который согласится работать с украинкой-владелицей контрольного пакета.
Решением стало открытие Business account с Trasfer.
Где взять первые деньги?.
В любом случае первыми деньгами будут ваши собственные.
Если вы не готовы рисковать и тратить свои сбережения, инвестор не готов тем более.
Стартапу я отдала почти всё, что заработала за десять лет в бизнесе.
И даже этого оказалось недостаточно, чтобы оторваться от земли и взлететь.
Так на что обратить внимание? В нашем случае — это Европейский банк реконструкции и развития вместе с Culture Bridges Program, WORTH Partnership Program и КЭУ («Конкурентоспособная экономика Украины», программа USAID), которые поддержали нас.
А еще Trade Mission to France, которая завела нас уже во Францию.
Полученный опыт помог в итоге выиграть грант в Украинском фонде стартапов сразу на 50 тыс.
Вторая по величине из всех сумм, которые мы только получали за все время.
Благодаря этому мы смогли закупить часть недостающего оборудования и начать активную фазу создания нашего производства.
Создание одежды — процесс ресурсоемкий.
Просто арендовать офис, поставить стол, стул и начать «кодить» не получится.
Разработка дизайна, специальных машин, вроде закрепочных, петельных, для потайного подгиба, дигитайзера для оцифровки лекал, прямострочек и распошива, поиск надежных поставщиков ткани и фурнитуры — тонна работы до того, как готовое изделие окажется у кого-то на вешалке.
Наше производство от обычного отличается тем, что мы его организовываем по «бережному принципу» (англ.
lean production).
Это когда количество отходов минимально, а работа каждого человека оптимизирована.
Плюс, мы используем инновационную ткань Tencel, отличающуюся своей экологичностью (она безопасно разлагается в грунте).
Кроме этого, на базе Promprylad.
Renovation в Ивано-Франковске, мы создаем R&D цех для разработки и теста одежды — то, чего нет у многих производителей.
Тест и разработка — долгое и дорогое удовольствие.
Масс-маркет бренды одежды, например, могут выпускать до 52 коллекций в год — по одной в неделю, не сильно думая над качеством.
Для сравнения, у Framiore коллекций только две: лето и зима.
И в заключение.
Для полноценного выхода на экспорт нам понадобилось два года.
За это время наша команда выросла в три раза и уже работает над Framiore полноценно, не прыгая между другими проектами.
До этого нас можно было найти лишь в онлайне и двух магазинах: один – в Ивано-Франковске («Подиум»), а второй — в Эдинбурге («Treen»).
Сейчас мы готовимся к подписанию договоров с концепт-сторами и онлайн-платформами за рубежом: скоро наши блузы, платья и брюки можно будет купить в Великобритании, Италии, Германии и США.
Если в 2019 году возможности объема производства составляли до 100 единиц в месяц, то к концу текущего года планируем выйти на 500 с месячным оборотом в 2,4 млн гривен.
В общем, упорство и труд все перетрут.
Капелька везения тоже не помешает.