Экс-директор "Укравтодора" Славомир Новак задержан в Польше, в ходе первой международной операцииНАБУ, САП и польского Центрального антикоррупционного бюро за вымогательство взяток в Украине и отмывание взяток в Польше. Среди фигурантов дела - исполнители строительной программы президента Зеленского "Онур" и "Альтком".
Об этом сообщает редактор издания Цензор.НЕТ Юрий Бутусов на своей странице в Фейсбуке, передает «Хвиля».
Новое беспрецедентное расследование от НАБУ и САП впервые проведено в рамках совместной международной следственной операции. Впервые фигурантам предъявлены одновременно два подозрения от антикоррупционных органов двух стран - за нарушение закона и в Польше и в Украине.
«И эти обвинения показывают, по каким откатным схемам были вынуждены работать при Новаке такие гиганты как "Альтком", Онур", которые работают на строительстве дорог и сейчас - уже при новом директоре Александре Кубракове, исполняя главную строительную программу президента Зеленского. Новак использовал подчиненных ему должностных лиц "Укравтодора" и госпредприятия "Укрдоринвест", а также группу знакомых - граждан Украины и Польши, для получения и легализации взяток. Преступная деятельность осуществлялась Новаком сразу после назначения в октябре 2016-го года и до 30 сентября 2019-го», - написал Бутусов.
В результате международной операции в Польше задержаны подельники Новака - бывший командир польского военного спецназа "Гром" Дариуш Завадка и бизнесмен Яцек Палюха.
Новаку выдвинуто подозрение сразу по трем эпизодам - за получение взяток у украинской компании "Альтком", турецкой компании "Онур" и польской компании ECM Group. Проведены обыски его офисов и мест проживания, изъяты все финансовые документы и записи.
По данным следствия, Новакпотребовал взятку у владельца одной из крупнейших украинских строительных компаний "Альтком" Александра Тисленко и директора компании Сергея Павличева за перенос сроков исполнения контракта на постройку участков трассы М-05 Киев-Одесса, который осуществлялся за счет средств Европейского банка реконструкции и развития.
В интересах "Альткома" действовали советник Новака Вера Бичуя, первый зампред "Укравтодора" Александр Харченко, начальник отдела международного сотрудничества Анна Юрченко и директор "Укрдоринвеста" Елена Криворучко.
«По материалам антикоррупционных органов, схема получения средств должна быть такой - Новак с Палюхом создают в Польше предприятие с уставным фондом в 30 тысяч евро, которое "Альком" якобы должен был выкупить за 300-350 тысяч евро», - сообщил Бутусов.
Также, по мнению следователей, Новак вымогал взятку у представителя турецкой компании "Онур" Караахметоглу Эмре за содействие в победе на тендерах "Укравтодора". Через Бичую и Палеха Новак проинформировал Эмре, на каких условиях он может выиграть тендер по проекту "Паневропейские дороги" ЕБРР и ЕИБ трассы М-03 Киев-Харьков-Довжанский на сумму 175, 6 миллионов долларов, по которой был подписан контракт 21 мая 2018 года.
Взятка, по материалам антикоррупционных структур, выражалась в виде создания совместного предприятия Onur Polska, соучредителем которого с польской стороны стали Новак и Палюх.
Кроме этого, по данным следствия, Новак потребовал взятку у польского бизнесмена, представителя компании ECM Group Polska Sp. Александра Джози.
«Партнер Новака полковник Завадка передал Джози просьбу о взятке за содействие в победе в закупке «Консультационные услуги» по разработке проектно-сметной и тендерной документации на строительство и реконструкцию дорог М-01 Киев-Чернигов-Новые Яриловичи и М-06 Киев-Чоп, с дальнейшим исполнением авторского и технического надзора. Цена контракта - 1 784 204 евро», - добавил Бутусов.
За получение контракта компания Джози должна была заключить контракт о консультационных услугах с кипрской фирмой DSBS CY LTD, подконтрольной самому Новаку на сумму 10% от стоимости контракта (то есть 178 000 евро).
Однако получить откат Новак не смог. И 19 августа 2019-го года заявил полковнику Завадке, что не собирается содействовать ECM Group в новых проектах, пока с ним не рассчитаются. Это происходило уже под контролем антикоррупционных органов.
«Очевидно, теперь это дело станет предметом дальнейших громких разбирательств, как получают контракты в "Укравтодоре" в настоящее время. Фигурантами дела являются весьма крупные компании, обыски идут во многих офисах. Антикоррупционные органы ищут эти и другие свидетельства существования тайной коррупционной бухгалтерии в "Укравтодоре", и вполне возможно, найдут что-нибудь еще», - подытожил Бутусов.
Рекомендуем также посмотреть видео под названием "Порошенко и Зеленский такие разные, а двуличие одинаковое". Шеф-редактор "Хвилi" и политический эксперт Юрий Романенко рассказал, что общего у предыдущего и нынешнего президентов Украины и почему Владимир Зеленский повторит путь Петра Порошенко.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram