MY.UAСтатьи
Импорт списанных вагонов из России как приговор здравому смыслу
Импорт списанных вагонов из России как приговор здравому смыслу

Импорт списанных вагонов из России как приговор здравому смыслу

В России их планировали пустить на металлолом, но нашелся покупатель, который смог убедить продавца из страны-агрессора в обход санкционных ограничений продать этот товар стратегического назначения в Украину.

Более того, сделка была оформлена таким образом, что украинские контролирующие органы лишь развели руками: формально все в рамках закона.

Теперь эти вагоны станут на украинские рельсы и еще какое-то время будут перевозить зерно.

Во всей этой истории разбирались "Экономические новости".

Секонд-хэнд вагон бежит-качаетсяВ начале июля "Укрзализныця", вопреки запрету на ввоз вагонов с территории Российской Федерации, разрешила импортировать бывшие в употреблении вагоны-зерновозы."Участники украинского рынка – вагоностроители и частные операторы вагонного парка – назвали такое решение катастрофическим для отрасли.

Ведь если ситуацию не изменить, Украина фактически будет поглощать списанный в России металлолом, давая возможность развиваться российским производителям вагонов и "убивая" отечественное вагоностроение и инвесторов, которые вложились в новый вагонный парк", – пишет "Левый берег".

Как было сказано выше, речь идет о более чем пяти сотнях (точнее – 539) вагонов-зерновозов 1983 года выпуска с исчерпанным нормативным сроком эксплуатации, отгрузка которых украинскому покупателю сейчас находится в самом разгаре.

Украинская компания ООО "Альфара" уже закупила 210 вагонов из упомянутой партии у российского АО "Русагротранс".

Вскоре ожидается поставка еще 329 вагонов.

вагонов, давно отслуживших свой срок.

Описанная история актуализирует сразу несколько вопросов.

А именно, в чем причины происходящего? Какова емкость украинского рынка грузовых вагонов? Нужно ли покупать новые вагоны или все же можно продолжать эксплуатировать старые? Почему, говоря об импорте старых вагонов, сразу же возникает Россия? В состоянии ли Украина сама производить вагоны для потребностей внутреннего рынка?А что там у русских?Чтобы ответить на все обозначенные выше вопросы, обратимся к статистике.

И начнем издалека – с России.

Наш северный сосед по состоянию на 1 июня располагает парком в более чем 1182,6 тыс.

Из них 162 тыс., или 13,6%, – вагоны, относящиеся к инновационному классу.

При этом в 2020 году за 5 месяцев построено и введено в эксплуатацию уже 23,6 тыс.

Из них 12,2 тыс.

– инновационные вагоны, 11,4 тыс.

– вагоны стандартной конструкции.

Средний возраст вагона по всем моделям и родам подвижного состава – 12,3 года, по полувагону средний возраст составляет 8,8 года.

Эти данные приводит начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов."Мы видим устойчивую динамику увеличения общего количества парка грузовых вагонов с некоторым изменением родовой структуры этого баланса парка.

В прошлом году, притом что построено и введено в эксплуатацию 75,3 тыс.

вагонов, исключено по сроку службы 29,6 тыс.

В этом году по сроку службы выходят, по данным базы информационных систем, 14,2 тыс.

вагонов, – продолжает Михаил Сапетов.

– То есть в принципе все равно даже по балансу производства и списания вагонов мы видим опять следующий шаг по наращиванию объемов парка грузовых вагонов принадлежности РФ".

Топ-менеджер РЖД подчеркивает: в ожидании работы в РФ сейчас простаивают около 100 тыс.

грузовых вагонов.

В этом контексте еще большую актуальность приобретает вопрос, а что же делать со старыми вагонами? Как вариант: продать в Украину.

Но зачем украинским потребителям нужно покупать старые вагоны именно в России? Вероятно, потому что больше просто негде.

Перечень стран-доноров старых вагонов ограничен так называемой "русской колеей" (1520 мм) – т.

бывшими республиками СССР, Финляндией и Монголией.

Беглого взгляда на карты этих стран и плотность железнодорожной сети достаточно, чтобы понять: если где-то старые вагоны и есть, то только в России.

Согласно данным СМИ и оценкам участников рынка импорт вагонов в Украину с 2015 года по настоящий момент составил около 19700 единиц, при этом доля РФ превысила 90% этого количества.

Тиха украинская ночьВ Украине из общего парка в 30 тыс.

грузовых вагонов около трети – это вагоны "Укрзализныци", а около двух третей – частный парк.

Таким образом, формально "Укрзализныця" не доминирует на рынке, но, если принять за истину тезис главы Комитета по инфраструктуре Федерации работодателей Украины и учредитель "Первой логистической компании" Максима Шкиля о "компаниях-прокладках" (о них далее по тексту), то выходит, что систему грузоперевозок через аффиллированные частные компании контролируют топ-менеджеры "Укрзализныци".

При этом за безопасностью они не очень следят: около половины всех вагонов – а это 15 тыс.

– имеют продленный срок эксплуатации (т.

старые, фактически списанные).В соответствии с другими данными, на железных дорогах Украины фактически работают до 40 тыс.

вагонов из других стран (импорт, временный ввоз и т.

д.).Так или иначе, в цивилизованных условиях должно было бы произойти замещение: старый советский парк должен был выбыть с рынка после 30-летнего пробега, ему на смену должны были прийти новые вагоны.

Именно таким путем пошли в России.

Максим Шкиль напоминает, что в России запрещено продлевать срок эксплуатации грузовых вагонов свыше нормативного, а также запрещено выпускать на пути вагоны, которым такой срок продлен ранее.

При этом ввоз вагонов из третьих стран строго ограничен и по факту возможен только из государств-членов Таможенного союза и Китая.

Старый списанный вагон можно продать по цене немногим более выше стоимости металлолома в страны, где эксплуатация такого подвижного состава не запрещена (например, в Украину).Изначально в Украине сроки эксплуатации вагонов продлевали от безысходности."Но сегодня, когда на рынке есть новый подвижной состав – подвергать опасности грузы и людей не имеет больше экономического смысла.

Более того, у нас есть ряд обязательств по евроинтеграционным процессам, согласно которым этот вопрос должен быть законодательно урегулирован, чтобы гарантировать безопасность движения по нашей железнодорожной сети.

Это также один из приоритетов стратегии Drive Ukraine 2030, которая была принята правительством в 2018 году.

Невыполнение этих обязательств ставит вопрос о конкурентоспособности Украины в рамках интеграции в Трансъевропейскую транспортную сеть", – говорит Максим Шкиль.

Эксперты рынка утверждают, что до начала активного ввоза б/у вагонов из РФ в Украине присутствовал дефицит полувагонов и зерновозов.

По состоянию на сегодня в связи с массовым импортом вагонов с истекшим сроком службы в большинстве сегментов рынка наблюдается противоположная ситуация – профицит и, как следствие, падение арендных ставок и отсутствие заинтересованности участников рынка приобретать подвижной состав.

В настоящее время явный дефицит присутствует только в нише вагонов-цистерн для растительного масла – на уровне 800 единиц; и еще в некоторых нишах имеется менее ощутимый дефицит.

Чтобы с лихвой компенсировать этот дефицит, некоторые украинские компании готовятся к приобретению упомянутых выше 2 тыс.

старых вагонов.

Проблема импорта в Украину вагонов с истекшим сроком службы обусловлена стремлением некоторых частных собственников получить сверхприбыли в краткосрочной перспективе за счет покупки по низкой цене и эксплуатации "металлолома на колесах" из РФ.

Если начальная стоимость вагона, произведенного более 25 лет назад, составляет $10 тыс.

(против более чем $60 тыс.

стоимости нового вагона), то владелец такого вагона при низких начальных затратах может позволить себе устанавливать заниженную ставку, которую может себе позволить компания с новым вагонным парком."При этом соответствующие сотрудники "Укрзализныци" осуществляют приемку вагонов на вагоноремонтных предприятиях после выполнения работ в минимальных объемах, которые не соответствуют нормативной документации, тем самым ставя под угрозу безопасность движения на железной дороге Украины.

Правила придумали трусы.

Кабинет Министров Украины своим постановлением №535 (от 15 мая 2019 г.) запретил с 1 марта 2020 года ввоз на таможенную территорию Украины бывших в употреблении грузовых вагонов происхождения РФ.

Решение о запрете было принято с целью принятия мер на дискриминационные и недружественные действия в отношении Украины, применяемые государством-агрессором, а также с учетом обращений ассоциаций, объединений, предприятий ряда отраслей промышленности.

Напомним, что вагоны относятся к товарам стратегического назначения, а со стратегическим сотрудничеством у Украины с Россией последнее время не особо складывается.

Но как украинский покупатель тех самых 539 вагонов смог обойти все запреты? Все просто: ограничения на импорт касаются ввоза вагонов российского происхождения, тогда как по документам злополучные зерновозы были изготовлены еще в советское время в Румынии и Украине.

Итак, компании, которые захотят ввезти б/у вагоны в Украину, смогут это сделать, если вагон был произведен в любой другой стране, кроме России (для этого достаточно соответствующей справки), если речь идет о временном ввозе, или если "Укрзализныця" выпустила соответствующую телеграмму, разрешающую перевозку вагонов.

Частные компании импортируют вагоны с продленным сроком службы, эксплуатация которых запрещена в РФ, проводят "фиктивные" ремонты (не соответствующие требованиям нормативной документации) и выпускают такие вагоны на железнодорожную сеть Украины.

Эксперты предполагают, что с участием коррупционной составляющей вагоны с сомнительным прошлым в итоге "легализируются" и работают в Украине.

Что же до позиции "Укрзализныци" (которая по логике должна контролировать процессы хотя бы отчасти), то она помешать сделке никак не может, поскольку покупателем обычно является украинская частная компания, на деятельность которой государственная железная дорога повлиять не в состоянии.

Такое мнение высказал Директор филиала "Юго-Западная железная дорога" Роман Веприцкий.

Максим Шкиль уверен, что все описанные события происходят никак не без ведома "Укрзализныци".

Скорее наоборот – топ-менеджеры государственной железной дороги по сути являются инициаторами весьма сомнительных схем.

Компании же, действующие в интересах УЗ (такие, как упомянутое ООО "Альфара"), собственник "Первой логистической компании" называет не иначе как "прокладками" и обращает внимание на то, что данный случай – далеко не единичный."Если мы берем конкретные компании, которые завозили эти вагоны, их названия никому ничего не скажут.

Это обычные прокладки-посредники, и закупки, насколько я знаю, они проводили "вслепую".

Например, нашей компании тоже предлагали купить такие б/у вагоны, при том, что мы работаем только с новым вагонным парком", – свидетельствует Максим Шкиль.

При этом в силу каких-то внешне необъяснимых причин "Укрзализныця" с 2017 года объявляла три тендера на закупку грузовых вагонов, при этом ни один из них не состоялся по формальным причинам.

Заказы по упомянутым тендерам могли бы получить как крупные частные компании (ПАО "Крюковский вагоностроительный завод", ПАО "Днепровагонмаш"), так и предприятия, находящиеся в составе АО "Українська залізниця" (Дарницкий, Панютинский, Стрыйский вагоноремонтные заводы).Путь в никудаВ СМИ все чаще звучат комментарии с обвинениями в адрес профильных министерств (в т.

Министерство инфраструктуры Украины) и руководства "Укрзализныци", которые – по мнению наблюдателей – фактически создали условия для реализации описанной в статье схемы с применением коррупционной составляющей.

Среди причин импорта в Украину вагонов с истекшим сроком службы называют стремление некоторых частных собственников получить сверхприбыли в краткосрочной перспективе за счет покупки по низкой цене и эксплуатации "металлолома на колесах" из РФ.

При этом ответственные сотрудники "Укрзализныци" осуществляют приемку вагонов на вагоноремонтных предприятиях после выполнения работ в минимальных объемах, которые не соответствуют нормативной документации, тем самым ставя под угрозу безопасность движения на железных дорогах Украины.

Аналитики уверены: украинская железнодорожная отрасль ("Укрзализныця" и частные собственники парков) не нуждается в импорте грузовых вагонов, т.

собственные производственные мощности нашей страны по их выпуску не только полностью покрывают потребности украинских потребителей, но и позволяют экспортировать продукцию за рубеж.

И в то же время в Украине до сих отсутствует стратегия по защите отечественных производителей вагонов.

Предварительные выводы экспертов свидетельствуют: при наличии такой стратегии и загруженности мощностей отечественных производителей вагонов прямой эффект в течение пяти лет составил бы 106 млрд грн дополнительного производства (или 2,65% роста ВВП Украины), 7,3 млрд грн отчислений в бюджеты всех уровней ежегодно, 14,8 тыс.

рабочих мест только в вагоностроении.

Мультипликационный эффект составил бы 9,3% дополнительного роста ВВП Украины с учетом стимулирования спроса в других отраслях и предприятиях малого и среднего бизнеса, 36,3 млрд грн отчислений в бюджеты всех уровней в течение 5 лет, 30 тыс.

рабочих мест в смежных отраслях.

Но вместо этого Украина выбирает другой путь – путь закупок аварийного металлолома (который с натяжкой можно назвать вагонами) в пользу поддержки государства-агрессора.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Кері-Лінн Вілсон: «Я особисто роблю все, що в моїх силах, аби боротися за Україну на культурному фронті»
Ukraine Art News
2024-11-23T13:00:43Z
Замарстинівський Робін Ґуд
Photo Lviv
2024-11-23T06:12:25Z
Apple Music назвав Біллі Айліш артисткою року
Ukraine Art News
2024-11-22T18:45:50Z
Фанатам Queen пропонують купити дробові частки роялті від 4 пісень гурту
Ukraine Art News
2024-11-22T14:01:23Z
Майлі Сайрус вперше розповіла про стосунки з молодшим на 6 років хлопцем
Elle
2024-11-22T12:19:43Z
Ексдівчина Джонатана Мейджорса забрала позов про напад, через який Marvel його звільнила
Ukraine Art News
2024-11-22T10:10:02Z
Мікс ековідповідальності та люксового стилю: історія Стелли Маккартні
Elle
2024-11-22T08:08:07Z
У Нью-Йорку американські акторки прочитали щоденники війни семи українських жінок
Ukraine Art News
2024-11-20T16:42:39Z
Джеремі Аллен Вайт у зимовій кампанії Calvin Klein
Elle
2024-11-20T07:49:03Z
Степан Гіга виступить з концертом у Львові
Photo Lviv
2024-11-24T06:06:25Z
У Таллінні громаду запросили на «Дні українських ремесел»
Ukraine Art News
2024-11-23T11:21:39Z
У Гаазі відкрилася фотовиставка «Сила Єдності», присвячена українській громаді в Нідерландах
Ukraine Art News
2024-11-23T10:39:52Z
На Львівському залізничному вокзалі звучав унікальний орган із фрагментами розірваних російських ракет
Ukraine Art News
2024-11-23T06:30:47Z
Музика прийдешнього Різдва у Львівській філармонії
Photo Lviv
2024-11-23T06:06:35Z
Зі Львівщини на Святу гору Афон у Греції вирушили 23 Захисників
Photo Lviv
2024-11-23T06:03:29Z
Контратенор Андреас Шолль виступив на закритті Міжнародного фестивалю барокової музики в Києві
Ukraine Art News
2024-11-22T21:27:58Z
Збірку Жадана продали за 220 тис. грн: у Франківську на благодійному аукціоні зібрали майже 2 млн грн
Ukraine Art News
2024-11-22T21:00:55Z
Президент призначив стипендії 99 діячам культури та мистецтва
Ukraine Art News
2024-11-22T18:27:56Z
«Поганці 2»: перший український трейлер сиквелу хітового мультфільму від студії DreamWorks
KinoFilms
2024-11-23T21:03:28Z
Усвідомити цінність життя: фільми, серіали та мультфільми про постапокаліпсис
Ukraine Art News
2024-11-23T02:00:51Z
UNIVERSAL PICTURES ПРЕЗЕНТУЄ ОФІЦІЙНИЙ ТРЕЙЛЕР АНІМАЦІЇ «ПОГАНЦІ 2»
Cineast
2024-11-22T23:54:45Z
На завершення 21 Мандрівного Docudays UA нові фільми на DOCUSPACE
Cineast
2024-11-22T23:48:41Z
«Це не я»: Каннський кіноесей Леоса Каракса виходить в український прокат
Cineast
2024-11-22T23:36:41Z
5 грудня – прем’єра документального фільму “Битва мемів” про українські меми часів війни
Cineast
2024-11-22T23:27:41Z
ЕЛІО – офіційний український трейлеранімації відDisney та Pixar
Cineast
2024-11-22T23:03:41Z
Перший погляд: зірка «Бріджертонів» Нікола Кохлан зіграє в різдвяній серії серіалу «Доктор Хто»
KinoFilms
2024-11-22T22:00:34Z
Серіал “Реванш” 2 сезон: чи чекати продовження захопливої драми каналу “1+1”
MC Today
2024-11-22T17:07:47Z
У Румунії запустили першу за 30 років нову електричку. Але вона не приїхала
Хмарочос
2024-11-23T08:58:02Z
Зимові канікули на Шрі-Ланці: екзотичний напрямок, що стає все доступнішим
Elle
2024-11-22T11:52:13Z
Зовсім скоро Подільсько-Воскресенський міст з’єднають з Троєщиною. Але це не точно
Хмарочос
2024-11-22T10:37:17Z
«Укрзалізниця» додає нові внутрішні рейси
Хмарочос
2024-11-22T08:46:48Z
В Албанії збудують будинок — пазл
Хмарочос
2024-11-21T12:55:41Z
«Укрзалізниця» з 15 грудня запускає нові міжнародні маршрути – що відомо та як купити квитки
MC Today
2024-11-21T12:39:53Z
По всьому Токіо вирубують золоті гінкго. Люди ночують під деревами, щоб цього не допустити
Хмарочос
2024-11-21T12:20:44Z
У грудні почне курсувати прямий спальний поїзд Київ-Будапешт
Хмарочос
2024-11-21T12:20:43Z
Мер Парижа розробила план боротьби зі спекою
Хмарочос
2024-11-21T08:25:24Z
У селі на Волині дрифтерів змусили відмивати дорогу
Хмарочос
2024-11-24T06:48:49Z
Суперранок з куленепробивною кавою!
Photo Lviv
2024-11-24T06:12:25Z
Львівщина передала бійцям 45-ї артилерійської бригади ЗСУ безпілотні авіаційні комплекси
Photo Lviv
2024-11-24T06:03:26Z
У Ґенті українська та бельгійська молодь зібралася на вечір пам'яті Ярини Базилевич, яка загинула внаслідок удару по Львову 4 вересня
Ukraine Art News
2024-11-24T05:31:09Z
«Путін помер» у «Дикому театрі»
Ukraine Art News
2024-11-23T17:00:51Z
"Піккардійська Терція" вирушає із різдвяними концертами у всеукраїнський благодійний тур
Ukraine Art News
2024-11-23T14:00:44Z
Як у СРСР брехали про Голодомор 1932-1933 років
Elle
2024-11-23T10:06:57Z
Кияни можуть перевірити, скільки тепла споживає будинок у порівнянні з іншими
Хмарочос
2024-11-23T08:58:04Z
Ірландського бійця UFC Макгрегора визнали винуватим у зґвалтуванні жінки у 2018 році
Ukraine Art News
2024-11-23T08:45:46Z
15 найпопулярніших українських брендів, які найчастіше купують
Elle
2024-11-23T14:54:37Z
Юлія Саніна з The Hardkiss озвучила персонажку в "S.T.A.L.K.E.R. 2: Серце Чорнобиля"
Ukraine Art News
2024-11-22T19:00:50Z
Огляд Xiaomi Redmi 14T: батарея 5000 мА·год, висока продуктивність і камера в колаборації з Leica
MC Today
2024-11-22T13:37:58Z
Сучасні рішення для відеоспостереження: камери Dahua з аналітикою відео
Хмарочос
2024-11-22T10:13:32Z
Ajax Systems представила нові девайси – що відомо
MC Today
2024-11-21T15:12:52Z
«Ринку “торба”, роботи стає менше». Українці обговорюють ситуацію в ІТ-сфері: дискусія в LinkedIn
MC Today
2024-11-21T12:45:54Z
На стримінгах зʼявився плейліст зі S.T.A.L.K.E.R. 2 з 440 українськими піснями
Ukraine Art News
2024-11-21T11:36:46Z
У Відні встановлюють дерев’яні дорожні знаки. Навіщо?
Хмарочос
2024-11-21T09:47:39Z
У «Резерв+» запустили нові онлайн-відстрочки. Для кого та як скористатися
MC Today
2024-11-21T08:25:18Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z
Готуємо рататуй: елементарний рецепт
Elle
2024-08-29T13:21:51Z
Рецепт легендарного сливового пирога з New York Times
Elle
2024-08-27T10:55:13Z