MY.UAСтатьи
Импорт списанных вагонов из России как приговор здравому смыслу
Импорт списанных вагонов из России как приговор здравому смыслу

Импорт списанных вагонов из России как приговор здравому смыслу

В России их планировали пустить на металлолом, но нашелся покупатель, который смог убедить продавца из страны-агрессора в обход санкционных ограничений продать этот товар стратегического назначения в Украину.

Более того, сделка была оформлена таким образом, что украинские контролирующие органы лишь развели руками: формально все в рамках закона.

Теперь эти вагоны станут на украинские рельсы и еще какое-то время будут перевозить зерно.

Во всей этой истории разбирались "Экономические новости".

Секонд-хэнд вагон бежит-качаетсяВ начале июля "Укрзализныця", вопреки запрету на ввоз вагонов с территории Российской Федерации, разрешила импортировать бывшие в употреблении вагоны-зерновозы."Участники украинского рынка – вагоностроители и частные операторы вагонного парка – назвали такое решение катастрофическим для отрасли.

Ведь если ситуацию не изменить, Украина фактически будет поглощать списанный в России металлолом, давая возможность развиваться российским производителям вагонов и "убивая" отечественное вагоностроение и инвесторов, которые вложились в новый вагонный парк", – пишет "Левый берег".

Как было сказано выше, речь идет о более чем пяти сотнях (точнее – 539) вагонов-зерновозов 1983 года выпуска с исчерпанным нормативным сроком эксплуатации, отгрузка которых украинскому покупателю сейчас находится в самом разгаре.

Украинская компания ООО "Альфара" уже закупила 210 вагонов из упомянутой партии у российского АО "Русагротранс".

Вскоре ожидается поставка еще 329 вагонов.

вагонов, давно отслуживших свой срок.

Описанная история актуализирует сразу несколько вопросов.

А именно, в чем причины происходящего? Какова емкость украинского рынка грузовых вагонов? Нужно ли покупать новые вагоны или все же можно продолжать эксплуатировать старые? Почему, говоря об импорте старых вагонов, сразу же возникает Россия? В состоянии ли Украина сама производить вагоны для потребностей внутреннего рынка?А что там у русских?Чтобы ответить на все обозначенные выше вопросы, обратимся к статистике.

И начнем издалека – с России.

Наш северный сосед по состоянию на 1 июня располагает парком в более чем 1182,6 тыс.

Из них 162 тыс., или 13,6%, – вагоны, относящиеся к инновационному классу.

При этом в 2020 году за 5 месяцев построено и введено в эксплуатацию уже 23,6 тыс.

Из них 12,2 тыс.

– инновационные вагоны, 11,4 тыс.

– вагоны стандартной конструкции.

Средний возраст вагона по всем моделям и родам подвижного состава – 12,3 года, по полувагону средний возраст составляет 8,8 года.

Эти данные приводит начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов."Мы видим устойчивую динамику увеличения общего количества парка грузовых вагонов с некоторым изменением родовой структуры этого баланса парка.

В прошлом году, притом что построено и введено в эксплуатацию 75,3 тыс.

вагонов, исключено по сроку службы 29,6 тыс.

В этом году по сроку службы выходят, по данным базы информационных систем, 14,2 тыс.

вагонов, – продолжает Михаил Сапетов.

– То есть в принципе все равно даже по балансу производства и списания вагонов мы видим опять следующий шаг по наращиванию объемов парка грузовых вагонов принадлежности РФ".

Топ-менеджер РЖД подчеркивает: в ожидании работы в РФ сейчас простаивают около 100 тыс.

грузовых вагонов.

В этом контексте еще большую актуальность приобретает вопрос, а что же делать со старыми вагонами? Как вариант: продать в Украину.

Но зачем украинским потребителям нужно покупать старые вагоны именно в России? Вероятно, потому что больше просто негде.

Перечень стран-доноров старых вагонов ограничен так называемой "русской колеей" (1520 мм) – т.

бывшими республиками СССР, Финляндией и Монголией.

Беглого взгляда на карты этих стран и плотность железнодорожной сети достаточно, чтобы понять: если где-то старые вагоны и есть, то только в России.

Согласно данным СМИ и оценкам участников рынка импорт вагонов в Украину с 2015 года по настоящий момент составил около 19700 единиц, при этом доля РФ превысила 90% этого количества.

Тиха украинская ночьВ Украине из общего парка в 30 тыс.

грузовых вагонов около трети – это вагоны "Укрзализныци", а около двух третей – частный парк.

Таким образом, формально "Укрзализныця" не доминирует на рынке, но, если принять за истину тезис главы Комитета по инфраструктуре Федерации работодателей Украины и учредитель "Первой логистической компании" Максима Шкиля о "компаниях-прокладках" (о них далее по тексту), то выходит, что систему грузоперевозок через аффиллированные частные компании контролируют топ-менеджеры "Укрзализныци".

При этом за безопасностью они не очень следят: около половины всех вагонов – а это 15 тыс.

– имеют продленный срок эксплуатации (т.

старые, фактически списанные).В соответствии с другими данными, на железных дорогах Украины фактически работают до 40 тыс.

вагонов из других стран (импорт, временный ввоз и т.

д.).Так или иначе, в цивилизованных условиях должно было бы произойти замещение: старый советский парк должен был выбыть с рынка после 30-летнего пробега, ему на смену должны были прийти новые вагоны.

Именно таким путем пошли в России.

Максим Шкиль напоминает, что в России запрещено продлевать срок эксплуатации грузовых вагонов свыше нормативного, а также запрещено выпускать на пути вагоны, которым такой срок продлен ранее.

При этом ввоз вагонов из третьих стран строго ограничен и по факту возможен только из государств-членов Таможенного союза и Китая.

Старый списанный вагон можно продать по цене немногим более выше стоимости металлолома в страны, где эксплуатация такого подвижного состава не запрещена (например, в Украину).Изначально в Украине сроки эксплуатации вагонов продлевали от безысходности."Но сегодня, когда на рынке есть новый подвижной состав – подвергать опасности грузы и людей не имеет больше экономического смысла.

Более того, у нас есть ряд обязательств по евроинтеграционным процессам, согласно которым этот вопрос должен быть законодательно урегулирован, чтобы гарантировать безопасность движения по нашей железнодорожной сети.

Это также один из приоритетов стратегии Drive Ukraine 2030, которая была принята правительством в 2018 году.

Невыполнение этих обязательств ставит вопрос о конкурентоспособности Украины в рамках интеграции в Трансъевропейскую транспортную сеть", – говорит Максим Шкиль.

Эксперты рынка утверждают, что до начала активного ввоза б/у вагонов из РФ в Украине присутствовал дефицит полувагонов и зерновозов.

По состоянию на сегодня в связи с массовым импортом вагонов с истекшим сроком службы в большинстве сегментов рынка наблюдается противоположная ситуация – профицит и, как следствие, падение арендных ставок и отсутствие заинтересованности участников рынка приобретать подвижной состав.

В настоящее время явный дефицит присутствует только в нише вагонов-цистерн для растительного масла – на уровне 800 единиц; и еще в некоторых нишах имеется менее ощутимый дефицит.

Чтобы с лихвой компенсировать этот дефицит, некоторые украинские компании готовятся к приобретению упомянутых выше 2 тыс.

старых вагонов.

Проблема импорта в Украину вагонов с истекшим сроком службы обусловлена стремлением некоторых частных собственников получить сверхприбыли в краткосрочной перспективе за счет покупки по низкой цене и эксплуатации "металлолома на колесах" из РФ.

Если начальная стоимость вагона, произведенного более 25 лет назад, составляет $10 тыс.

(против более чем $60 тыс.

стоимости нового вагона), то владелец такого вагона при низких начальных затратах может позволить себе устанавливать заниженную ставку, которую может себе позволить компания с новым вагонным парком."При этом соответствующие сотрудники "Укрзализныци" осуществляют приемку вагонов на вагоноремонтных предприятиях после выполнения работ в минимальных объемах, которые не соответствуют нормативной документации, тем самым ставя под угрозу безопасность движения на железной дороге Украины.

Правила придумали трусы.

Кабинет Министров Украины своим постановлением №535 (от 15 мая 2019 г.) запретил с 1 марта 2020 года ввоз на таможенную территорию Украины бывших в употреблении грузовых вагонов происхождения РФ.

Решение о запрете было принято с целью принятия мер на дискриминационные и недружественные действия в отношении Украины, применяемые государством-агрессором, а также с учетом обращений ассоциаций, объединений, предприятий ряда отраслей промышленности.

Напомним, что вагоны относятся к товарам стратегического назначения, а со стратегическим сотрудничеством у Украины с Россией последнее время не особо складывается.

Но как украинский покупатель тех самых 539 вагонов смог обойти все запреты? Все просто: ограничения на импорт касаются ввоза вагонов российского происхождения, тогда как по документам злополучные зерновозы были изготовлены еще в советское время в Румынии и Украине.

Итак, компании, которые захотят ввезти б/у вагоны в Украину, смогут это сделать, если вагон был произведен в любой другой стране, кроме России (для этого достаточно соответствующей справки), если речь идет о временном ввозе, или если "Укрзализныця" выпустила соответствующую телеграмму, разрешающую перевозку вагонов.

Частные компании импортируют вагоны с продленным сроком службы, эксплуатация которых запрещена в РФ, проводят "фиктивные" ремонты (не соответствующие требованиям нормативной документации) и выпускают такие вагоны на железнодорожную сеть Украины.

Эксперты предполагают, что с участием коррупционной составляющей вагоны с сомнительным прошлым в итоге "легализируются" и работают в Украине.

Что же до позиции "Укрзализныци" (которая по логике должна контролировать процессы хотя бы отчасти), то она помешать сделке никак не может, поскольку покупателем обычно является украинская частная компания, на деятельность которой государственная железная дорога повлиять не в состоянии.

Такое мнение высказал Директор филиала "Юго-Западная железная дорога" Роман Веприцкий.

Максим Шкиль уверен, что все описанные события происходят никак не без ведома "Укрзализныци".

Скорее наоборот – топ-менеджеры государственной железной дороги по сути являются инициаторами весьма сомнительных схем.

Компании же, действующие в интересах УЗ (такие, как упомянутое ООО "Альфара"), собственник "Первой логистической компании" называет не иначе как "прокладками" и обращает внимание на то, что данный случай – далеко не единичный."Если мы берем конкретные компании, которые завозили эти вагоны, их названия никому ничего не скажут.

Это обычные прокладки-посредники, и закупки, насколько я знаю, они проводили "вслепую".

Например, нашей компании тоже предлагали купить такие б/у вагоны, при том, что мы работаем только с новым вагонным парком", – свидетельствует Максим Шкиль.

При этом в силу каких-то внешне необъяснимых причин "Укрзализныця" с 2017 года объявляла три тендера на закупку грузовых вагонов, при этом ни один из них не состоялся по формальным причинам.

Заказы по упомянутым тендерам могли бы получить как крупные частные компании (ПАО "Крюковский вагоностроительный завод", ПАО "Днепровагонмаш"), так и предприятия, находящиеся в составе АО "Українська залізниця" (Дарницкий, Панютинский, Стрыйский вагоноремонтные заводы).Путь в никудаВ СМИ все чаще звучат комментарии с обвинениями в адрес профильных министерств (в т.

Министерство инфраструктуры Украины) и руководства "Укрзализныци", которые – по мнению наблюдателей – фактически создали условия для реализации описанной в статье схемы с применением коррупционной составляющей.

Среди причин импорта в Украину вагонов с истекшим сроком службы называют стремление некоторых частных собственников получить сверхприбыли в краткосрочной перспективе за счет покупки по низкой цене и эксплуатации "металлолома на колесах" из РФ.

При этом ответственные сотрудники "Укрзализныци" осуществляют приемку вагонов на вагоноремонтных предприятиях после выполнения работ в минимальных объемах, которые не соответствуют нормативной документации, тем самым ставя под угрозу безопасность движения на железных дорогах Украины.

Аналитики уверены: украинская железнодорожная отрасль ("Укрзализныця" и частные собственники парков) не нуждается в импорте грузовых вагонов, т.

собственные производственные мощности нашей страны по их выпуску не только полностью покрывают потребности украинских потребителей, но и позволяют экспортировать продукцию за рубеж.

И в то же время в Украине до сих отсутствует стратегия по защите отечественных производителей вагонов.

Предварительные выводы экспертов свидетельствуют: при наличии такой стратегии и загруженности мощностей отечественных производителей вагонов прямой эффект в течение пяти лет составил бы 106 млрд грн дополнительного производства (или 2,65% роста ВВП Украины), 7,3 млрд грн отчислений в бюджеты всех уровней ежегодно, 14,8 тыс.

рабочих мест только в вагоностроении.

Мультипликационный эффект составил бы 9,3% дополнительного роста ВВП Украины с учетом стимулирования спроса в других отраслях и предприятиях малого и среднего бизнеса, 36,3 млрд грн отчислений в бюджеты всех уровней в течение 5 лет, 30 тыс.

рабочих мест в смежных отраслях.

Но вместо этого Украина выбирает другой путь – путь закупок аварийного металлолома (который с натяжкой можно назвать вагонами) в пользу поддержки государства-агрессора.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Ексклюзив ELLE: стилістка Маргарита Шекель про створення кліпу для Sevdaliza, локальні тренди й трансформацію моди
Elle
2025-06-30T14:12:40Z
Слухаємо Virgin — перший альбом співачки Lorde за чотири роки
Elle
2025-06-30T08:45:38Z
Образ дня: вагітна Ріанна показує, як стилізувати дві гучні тенденції цього літа
Elle
2025-06-30T08:00:36Z
«Міф» оперної сцени: як всесвітньо відомий співак Василь Сліпак залишив Париж заради захисту України
Photo Lviv
2025-06-30T05:00:31Z
На війні загинув колишній звукорежисер «Суспільне Чернігів» Дмитро Горнов
Ukraine Art News
2025-06-30T01:36:37Z
Меланія Трамп видала аудіокнигу, озвучену її генеративним цифровим двійником
Ukraine Art News
2025-06-29T23:30:32Z
На свій день народження Артем Пивоваров став заслуженим артистом України
Ukraine Art News
2025-06-29T04:45:33Z
"Великий українець, який нищив імперію": у Львові помер письменник та дисидент Ігор Калинець
Ukraine Art News
2025-06-28T19:15:58Z
Помер відомий український прозаїк, поет, дисидент Ігор Калинець
Ukraine Art News
2025-06-28T17:00:36Z
У Львові втретє проведуть найбільший фестиваль камерної музики в Україні. Програма
Ukraine Art News
2025-06-30T15:21:33Z
Кім Кардаш'ян та її 69-річна мама знялися в рекламі купальників SKIMS x Roberto Cavalli
Gloss
2025-06-30T14:42:50Z
У Барселоні представили виставку воєнної фотографії Сергія Михальчука
Ukraine Art News
2025-06-30T11:03:54Z
Волонтери, які відновлюють старовинні дерев’яні будинки Чернігова, створили сайт
Хмарочос
2025-06-30T10:15:50Z
Львів на фото початку 1920-х років
Photo Lviv
2025-06-30T05:12:22Z
Найбільший літературний фестиваль Центральної Європи відзначає 10 річницю!
Photo Lviv
2025-06-30T05:06:25Z
Унікальну хату вивезли з-під Білорусі: у Львові Шевченківський гай відкрив етнозону Полісся. Фото
Ukraine Art News
2025-06-29T17:49:06Z
Дітям потрібні казки про сучасних супергероїв, - авторка книги "Кіт Марік і Азов" Анастасія Дмитрук
Ukraine Art News
2025-06-29T10:45:45Z
У Польщі відкрили виставку «В епіцентрі бурі. Модернізм в Україні»
Ukraine Art News
2025-06-28T18:49:03Z
У липні вийде перший високобюджетний мультсеріал, створений штучним інтелектом
Ukraine Art News
2025-06-30T14:36:48Z
Джейсон Стейтем повернеться у сиквелі бойовика «Бджоляр»
KinoFilms
2025-06-30T14:33:28Z
"Формула-1" з Бредом Піттом зібрала $144 млн у перший вікенд прокату
Ukraine Art News
2025-06-30T14:01:00Z
Він Дізель підтвердив вихід "Форсажу 11" у квітні 2027 року та натякнув на повернення персонажа Пола Вокера
Ukraine Art News
2025-06-30T13:43:47Z
Фільм "Куба і Аляска" про українських парамедикинь отримав дві нагороди на Брюссельському кінофестивалі
Ukraine Art News
2025-06-30T10:57:50Z
Фільм, книга, фільм: як варто знайомитися з «Пікніком біля Навислої скелі»
Ukraine Art News
2025-06-29T17:00:58Z
Вийшов новий трейлер серіалу Марвел «Залізне серце», продовження «Чорної пантери 2»
KinoFilms
2025-06-29T12:00:34Z
Сандра Гюллер зіграє у фантастичному фільмі «Project Hail Mary» з Раяном Ґослінґом
KinoFilms
2025-06-29T05:24:29Z
Стартували зйомки еротичного трилеру про винахідника гасової лампи, який жив у Львові
Photo Lviv
2025-06-29T05:06:26Z
Дивіться на нову будівлю з «вертикальним лісом» у Нідерландах. У чому плюси таких проєктів?
Хмарочос
2025-06-30T08:57:49Z
Відчути драйв: Марія Себова, Вячеслав Дрофа, Анна Гольцберг, Володимир Ярославський і Христина Остапчук про досвід подорожі з Defender OCTA
Elle
2025-06-27T13:27:46Z
7 років подорожей, що об'єднують: як український бренд створив альтернативу класичному туризму
Elle
2025-06-27T12:33:57Z
У Барселоні звели новий квартал. Він має стати прикладом доступного та якісного житла від міста
Хмарочос
2025-06-27T06:34:06Z
Парк Йордана в Стрию: від мрії до забутої легенди
Photo Lviv
2025-06-27T05:12:27Z
Зарплати в Лісабоні не вистачає навіть на найдешевше житло. Як місто стало найменш доступним у Європі?
Хмарочос
2025-06-26T10:51:46Z
Родина Трампа купила «останній незабудований» острів Середземномор’я. Його забудують
Хмарочос
2025-06-26T06:18:56Z
Між Єгиптом та Саудівською Аравією збудують «Міст Мойсея». Він буде такої ж протяжності, як Київ
Хмарочос
2025-06-26T06:15:58Z
Кишинів: ваш зручний старт до Європи
Elle
2025-06-25T12:39:52Z
У російському Тольятті проти підлітків, які заспівали гімн України, відкрили кримінальну справу
Ukraine Art News
2025-06-30T16:54:45Z
Британська депутатка подала скаргу до уряду через кліп на пісню Jatt Mehkma, в якому діти стріляють зі зброї
Ukraine Art News
2025-06-30T16:24:47Z
Інфляція сімейних цінностей — не проблема, а трансформація суспільства
Ukraine Art News
2025-06-30T16:06:45Z
Кличко не підтримав парк на місці затопленої ділянки під забудову. А в Бухаресті така ж локація стала заповідником
Хмарочос
2025-06-30T15:31:07Z
Їжа зі змістом: нові сніданки в BEEF спільно з Ольгою Мартиновською
Elle
2025-06-30T14:45:39Z
У Кривому Розі невідомі двічі закидали камінням пасажирські поїзди. Поранено жінку
Хмарочос
2025-06-30T13:19:00Z
Повний нумерологічний Таро-прогноз на липень 2025 року
Elle
2025-06-30T12:57:35Z
Видавництво «Основи» друкує книгу про архітектуру зупинок
Хмарочос
2025-06-30T12:33:56Z
Спека та лісові пожежі загрожують індустрії оливкової олії
Хмарочос
2025-06-30T12:31:02Z
Під Меджибізьким замком на Хмельниччині археологи виявили скелет дитини й артефакти XVII-XVIII ст
Ukraine Art News
2025-06-30T17:21:59Z
За два місяці до релізу: у мережу злили фото майбутніх iPhone 17 Pro та iPhone 17 Air
Gloss
2025-06-26T17:30:41Z
Суд у США відхилив позов 13 письменників про порушення авторських прав для навчання ШІ на їхніх книжках
Ukraine Art News
2025-06-26T14:24:42Z
У Франції знайшли залишки давньоримського поселення з унікальною мозаїкою
Ukraine Art News
2025-06-26T14:21:48Z
50% знижки на всі сервіси Bolt. Як отримати?
Хмарочос
2025-06-25T14:07:03Z
Яскравому — бути: тест-драйв міського кросовера Nissan Juke N-Sport
Elle
2025-06-23T17:45:41Z
Данські архітектори представили концепцію LivingPlaces, що змінює традиційні уявлення про житло
Хмарочос
2025-06-19T14:24:50Z
До 70% музики, згенерованої ШІ, на Deezer є частиною шахрайської схеми
Ukraine Art News
2025-06-18T19:09:42Z
Засновник Spotify Даніель Ек вклав 600 млн євро у німецький стартап Helsing, що постачає дрони ЗСУ, - FT
Ukraine Art News
2025-06-18T12:33:48Z
ТОП-5 легких літніх закусок
Elle
2025-06-17T14:30:38Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Влад Кіндер ділиться рецептом тунця татакі
Elle
2025-06-06T12:49:01Z
8 найкращих лимонадів у літню спеку
Krasinfo
2025-06-03T07:09:43Z
Весняне меню: детокс-салат із цибулі-порею з креветками
Elle
2025-05-20T19:09:34Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Анастасія Степанова ділиться рецептом лимонного тарту
Elle
2025-05-14T19:03:31Z
Сирники з лекваром: готуємо українську страву за 20 хвилин
Elle
2025-05-12T11:00:56Z
Сезонний рецепт: найсмачніший кіш зі спаржею
Elle
2025-05-09T18:34:08Z
Ідеальні літні сніданки
Krasinfo
2025-05-07T11:50:46Z
Великоднє меню: дуже смачна домашня куряча ковбаска
Elle
2025-04-18T18:10:02Z