![Как мы в Phase One Karma запустили новый проект Loio.com во время карантина](https://thumbor.my.ua/1APlM1Gy5bIigkIofZKzOshfOxM=/335x225/smart/filters:format(jpeg)/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fc5fa956e7b5402522fa761cb26afe79e.jpg)
Как мы в Phase One Karma запустили новый проект Loio.com во время карантина
В разгар карантина мы запустили новый проект Loio − цифровой помощник для юристов.
Он помогает быстрее и точнее редактировать документы с помощью искусственного интеллекта.
Расскажу, почему мы запустили проект во время кризиса, какие «шишки» набили при поиске новых членов команды и как наладили работу на удаленке.
Этот опыт я описал в виде пяти правил.
Почему начали новый проект во время карантина.
С 2014 года мы разрабатывали Unicheck – онлайн-сервис по поиску плагиата.
Работали с вузами из Европы и США, занимали первое место по уровню технологий среди похожих продуктов.
Нашим юристам приходилось работать с большим количеством договоров.
Документы у всех были разные, и юристы вязли в бумажной волоките.
Мы решили автоматизировать этот процесс.
Наш отдел исследований и разработки (англ.
Research and development, R&D) начал на «факультативной основе» разрабатывать мобильное приложение, которое могло бы анализировать юридические договора с помощью технологий искусственного интеллекта (англ.
Artificial intelligence, AI) и обработки естественного языка (англ.
Natural language processing, NLP).
Ребята выпустили альфа-версию, но потом переключились на более приоритетные задачи.
В феврале 2020 года Unicheck стал частью американской компании Turnitin, крупнейшего игрока на рынке.
У нас появилось больше свободы браться за другие идеи, поэтому мы решили сфокусироваться на новом проекте.
Артем Феньковский − операционный директор и сооснователь Phase One Karma.
Вспомнили о нашем внутреннем сервисе для юристов и решили вернуться к нему – переосмыслили альфа-версию продукта с большим масштабом.
Новый проект назвали Loio.
Нам предстояло почти с нуля собрать команду для этого проекта.
Успели набрать первых 10 человек – и тут грянул карантин.
Пришлось разрабатывать и запускать Loio в условиях удаленки.
Из нашего опыта мы вывели пять правил, которые позволили собрать удаленную команду и наладить работу.
Ищем менеджеров, которые поведут за собой команду.
Весной к нам присоединился новый специалист: он возглавил один из отделов.
У кандидата был большой опыт и мы надеялись, что он расширит команду и наладит ее работу.
Но на деле все оказалось иначе: со своими локальными задачами специалист справлялся, а вот работать с командой у него не получалось.
Человек долго выполнял свою работу и жаловался, что ему не хватает времени из-за удаленки.
За четыре месяца мы не получили ожидаемых результатов – и решили расстаться с этим специалистом.
Артем Феньковский − операционный директор и сооснователь Phase One Karma.
Мы сделали вывод – талантливый специалист не всегда может руководить командой.
Чтобы быть хорошим менеджером, нужно уметь общаться с людьми, ставить им задачи и следить за их результатами.
Еще на работе не стоит очаровываться людьми.
Наш специалист понравился нам как человек – поэтому расставаться с ним было тяжело.
В бизнесе правильнее ориентироваться на результат.
С классным парнем можно пойти в пятницу в бар, но не всегда получается строить компанию.
Теперь я стараюсь приходить на итоговые интервью, чтобы отобрать людей на ключевые роли.
Например, во время разговора пытаюсь убедиться, что менеджер составляет быстрые и понятные отчеты по результатам команды.
Если человек не умеет это делать, то он не сможет руководить людьми.
Написали подробную HR-инструкцию − она помогает адаптироваться новичкам.
В HR-инструкции мы по полочкам разложили, как работать в компании.
Мы описали культуру Phase One Karma: что для нас важно, что неприемлемо, что мы ценим, за что даем бонус, из-за чего прекратим работать, как устроена субординация.
Инструкция помогает новым людям освоиться и влиться в команду – особенно на удаленке.
Документ не заменяет живого общения, но объясняет, какая в компании атмосфера и чем живут ее люди.
Человеку легче адаптироваться в новом коллективе, если он знает его правила: как поздравлять коллегу с днем рождения, планировать отпуск или попросить выходной.
HR-инструкция – это не окончательные правила.
В Slack у нас есть чат, где каждый может предложить правки и отметить спорные моменты в документе.
Визуализируем все процессы и задачи.
На удаленке коллеги не общаются друг с другом вживую − поэтому они могут забыть об общих целях и задачах.
Мы стараемся визуализировать цели всей компании и ее отделов так, чтобы все команды понимали работу друг друга.
Сначала руководители отделов составляют стратегию и разбивают ее на задачи для специалистов.
Например, глобальная цель – запустить маркетинговую кампанию.
Для этого мы проанализируем нишу и конкурентов, настроим рекламные кабинеты, подготовим лендинги и запустим рекламу.
Чтобы наглядно показать этот процесс, мы используем диаграммы Ганта: в них столбцы находятся друг под другом, а длина столбца зависит от продолжительности проекта.
Для каждого отдела специалист создает проект и обозначает, что нужно сделать и в какие сроки.
В таблице слева прописываем проект, а под ним − его подзадачи.
Так в компании визуализируют задачи на базе диаграмм Ганта.
Скриншот – Артем Феньковский.
Эти диаграммы помогают специалистам посмотреть, на каком этапе задача и когда ее выполнят.
Так разные отделы могут помочь друг другу или предложить идеи для проекта.
Например, когда мы запускаем рекламную кампанию, дизайнеры готовят макеты для постов и сайтов, а контентщики заполняют их текстом.
Мы не добавляем в диаграммы задачи, если они занимают меньше дня или их результаты нельзя проверить.
Проводим совещания и созваниваемся по расписанию.
Главная «боль» удаленной работы – как специалисты общаются между собой.
Допустим, бизнес-аналитик хочет получить совет от разработчика за полчаса.
Аналитику нужно найти в календаре программиста «окно» для созвона – ведь он постоянно на звонках с другими членами команды.
В итоге простой созвон мог растянуться на неделю.
Теперь мы завели расписание регулярных звонков, дали каждому название и описание: что мы обсудим или узнаем.
Например, для отдела разработки и бизнес-анализа установили пять регулярных совещаний:.
Каждый день обсуждаем отчеты по текущим задачам;.
Планируем задачи на следующие две недели;.
Показываем и обсуждаем результаты за прошлый период;.
Работаем над ошибками и узнаем, как улучшить работу;.
Уточняем список задач по продукту.
Описание регулярных совещаний и звонков в Phase One Karma.
Скриншот – Артем Феньковский.
Если команде нужно обсудить другие вопросы, то ребята созваниваются отдельно.
Главное, чтобы к внеплановым звонкам не привлекали весь отдел: работа не должна останавливаться.
Сделали работу − составляем подробный отчет.
Мы используем отчеты, чтобы помочь командам развивать проект.
Руководители отделов регулярно составляют отчеты: менеджер проекта – каждый месяц, а маркетологи – когда заканчивается рекламная кампания.
Возьмем отдел разработки.
Чтобы понять, каких результатов достигли программисты, мы с менеджером проекта создаем отчет и пишем в нем:.
Отчет по задачам разработчиков.
Скриншот – Артем Феньковский.
Сколько задач запланировали на каждого программиста и сколько из них выполнили;.
Сколько времени запланировали на каждую задачу, сколько потратили.
Если потратили больше, то кратко пишем, почему;.
Разница между соотношениями за разное время.
Статистика позволяет нам быстро понять, если что-то пошло не так, – и сразу же отреагировать.
Мы собрали команду, сработались и создали Loio – от идеи до рабочего прототипа.
Планируем, что это будет большой проект и мы будем развивать его еще много лет.