Владимиру Жмаку Укрзализныця досталась в плачевном состоянии. Что изменилось за два месяца его правления.
Укрзализныця в последние годы является одним из самых многострадальных государственных ведомств в Украине - чаще смены главы компании происходит только раскрытие многомиллионных коррупционных схем и злостных взяточников.
В августе Укрзализныцю возглавил человек с безупречной репутацией Владимир Жмак и первым делом взялся за аудит компании. По итогам года он ожидает убытки в размере 12-14 миллиардов гривен. Корреспондент.net рассказывает, что сейчас происходит с УЗ.
Отказ от Deutsche Bahn и обвиненный в коррупции помощник
26 августа Укрзализныцю возглавил Владимир Жмак, который раньше был на руководящих должностях в украинском представительстве нефтяной компании ТНК-ВР и советником президента мобильного оператора Киевстар.
В средине лета 2015 года стал первым заместителем губернатора Одесской области, которой тогда руководил Михаил Саакашвили. В свое время они вместе учились в КИМО. В то же время, но на курс старше там учился Петр Порошенко. Уже через год Жмак ушел от Саакашвили.
Претендовал на пост главы УЗ еще в 2016 году, но тогда это место занял поляк Войцех Бальчун.
С мая 2019 года занимал пост главы наблюдательного совета аэропорта Борисполь пока не выиграл конкурс на должность директора Укразализныци.
Известно, что Жмак служил в Афганистане с 1982 по 1984 год. Был разведчиком, получил орден За мужество, медаль Защитник отечества и За отвагу, а также много других наград.
В декларации за прошлый год, представленной в мае 2020 года, говорится о четырех квартирах в Киеве, двух домах, один из которых занимает площадь в 720 квадратных метра. Есть шесть земельных участков.
Министерство инфраструктуры поставило перед Жмаком задачу по проведению структурной реформы, подразумевающей разделение УЗ по трем направления деятельности: транспортировка грузов, пассажирские перевозки и управление инфраструктурой.
При этом сам Жмак говорит, что выделит еще и четвертое направление - контейнерные перевозки, которые называет отдельным видом бизнеса. Сейчас они находятся в составе грузоперевозок.
Эксперты одной из главных задач нового руководителя УЗ, кроме борьбы с коррупцией, эксперты называют восстановление спроса на грузовые перевозки и обновление подвижного состава.
3 сентября по итогам первого заседания правления под своим руководством Жмак анонсировал полномасштабный аудит в Укрзализныце.
"Анализ будет касаться финансово-экономической деятельности, управленческих решений и кадровых назначений", - отметил руководитель госкомпании.
Предыдущий аудит, результаты которого стали известны в начале мая, выявил нарушений почти на 12 миллиардов гриве, которые госкомпания допустила в период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2019 года. Как показала работа Госаудитслужбы, реформа отрасли, которую запустили в 2019 году, почти не сдвинула монополиста с места.
Вместе с суммами финансовых нарушений выросли и зарплаты топ-чиновников Укрзализныци: вознаграждения правлению увеличились на 80 процентов, а набсовету - в 2,3 раза. При этом зарплаты рядовых служащих урезались.
Одним из первых решений Жмака в Укрзализнице стал отказ от сотрудничества с оператором железных дорог Германии Deutsche Bahn, с которым Украина подписала меморандум о взаимопонимании относительно стратегического партнерства по развитию УЗ в феврале этого года.
Первым этапом сотрудничества должны были стать именно консультации для Укрзализныци. Однако Жмак заявил, что работу железных дорог Украины и Европы трудно сравнивать: по его мнению, европейские железнодорожные перевозки не является "настолько жизненно важными, как в Украине".
Ответственным за грузовые перевозки Жмак назначил бывшего руководителя грузинской железной дороги Ираклия Эзугбаи, который в 2013 году после смены власти в Грузии был объявлен в розыск по обвинению в растрате и хищении госсредств в особо крупных размерах.
Они познакомились в Одесской ОГА, где Эзугбаи занимался инфраструктурными вопросами. Открытое против него дело Жмак называет смешным, а его преследование - признанным политическим.
"Ираклий - специалист очень высокого класса. Когда мне предложили принять участие в конкурсе, я в первую очередь обратился к нему за советом. Когда я выиграл конкурс, конечно, первым человеком, которого я пригласил в свою команду, был Ираклий. Он будет возглавлять важнейшее направление - грузовые перевозки", - говорил Жмак в интервью УП.
Колоссальные убытки и борьба с коррупцией
Укрзализныця досталась Жмаку не только утопающей в коррупции, но и несущей значительные убытки из-за пандемии коронавируса.
29 октября он заявил, что по итогам 2020 года убыток компании составит 12-14 миллиардов гривен. В январе-июне 2019 года чистая прибыль УЗ составила более миллиарда гривен.
За первое полугодие Укрзализныця понесла 8,79 миллиарда гривен чистого убытка. На результат значительно повлияло снижение доходов от грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с первым полугодием 2019 года, на 15 и 57 процентов соответственно, сообщали в УЗ.
При этом Роман Кравцов, который управлял монополистом с 2017 по 2019 годы в недавнем интервью заявил, что за последний год Укрзализныце "удалось выйти из миллиардных убытков к миллиардному доходу".
По его словам, начиная с 2017 года компания наращивала чистую прибыль: с 114,5 миллиона гривен в 2017 году до трех миллиардов чистой прибыли в 2019 году. Однако нарушений на 12 миллиардов произошли именно при нем.
Жмак же в плюс обещает выйти уже в 2021 году. "Это не иллюзии и не выдумки - 2021 год Укрзалізниця закончит с прибылью. И с прибылью не на бумаге в виде курсовых разниц, или еще каких-либо других "нарисованных" цифр, а с прибылью реальной", - сказал он 29 октября.
По его словам для этого необходимо инвестировать в инфраструктуру 9,4 миллиарда гривен (из них 4,3 млрд собственных средств), в локомотивы 4,1 миллиарда (2,8 млрд собственных средств), семь миллиардов в грузовые вагоны (4,8 млрд собственных средств) и два миллиарда собственных средств в пассажирские перевозки.
Глава УЗ добавил, что компания рассчитывает на поддержку международных финансовых институций.
"Мы рассчитываем на наших партнеров с финансового сектора. В первую очередь, международных финансовых институций", - сказал он.
В 2019 году между Укрзализныцей и Европейским Банком реконструкции и развития было подписано соглашение, согласно которому с привлеченных от ЕБРР 100 миллионов долларов 70 процентов будет направлено на модернизацию железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров TEN-T.
Однако в начале сентября СМИ писали, что тендер по реализации этого соглашения прошел не по процедурам. Победила компания с мировым именем - Vossloh Fastening Systems Gmbh, но, в отличие от украинских участников тендера, она не подтвердила документами соответствие своей продукции требованиям тендера.
С коррупцией, воровством и другими злоупотреблениями Жмак будет бороться "уничтожением предпосылок".
"Борьба с коррупцией - это одно из задач, которую мне поставила наблюдательный совет. Борьбу с ней надо начинать с уничтожения предпосылок. Одна из них - дефицит локомотивов, который я хочу ликвидировать. Не будем дефицита - не будет злоупотреблений", - рассказал он.
Что касается переоснащения подвижного состава, то для нового главы УЗ нет разницы, у какой страны и у какой компании-производителя приобретать технику: у корейского Hyundai или украинского Крюковского завода. Главное - это конкурентное предложение на рынке, говорит топ-менеджер.
Жалобы на зарплаты
Если предыдущие проблемы по большой части достались Жмаку в наследство, то проблемы с выплатами заработной платы происходят в его каденцию.
В конце октября СМИ начали писать, что работники Укрзализныци массово жалуются на ухудшение условий труда. Люди говорят, что зарплаты, по сравнению с прошлым годом, уменьшились, а нагрузка на многих участках, наоборот, растет.
Во время жесткого карантина железнодорожники массово уходили в простой (оплачивалось 75 процента оклада). Затем, с 1 июля, часть людей перевели на четырехдневную рабочую неделю. В общей сложности нововведение коснулось 40-50 процента персонала.
В сентябре Жмак заявил, что "на днях" такой режим будет пересмотрен и люди вернутся к обычному режиму работы. Но только 23 октября было объявлено, что УЗ вернется на ппятидневку с 1 ноября.
По данным компании, в сентябре прошлого года средняя зарплата по компании составляла 12435 гривен, а в марте 2020 года упала до 11660 гривен. Машинисты локомотивов получали 20162 гривны, помощники машинистов - 14215 гривен, составители поездов - 13013 гривен, дежурные по станциям - 11670 гривен, монтеры пути - 12038 гривен, электромеханики - 13350 гривен.
Скандалы последних лет
Перечислять все коррупционные скандалы за последние годы можно бесконечно. Одним из самых ярких эпизодов, который произошел в сентябре 2020 года были деньги в холодильнике.
СБУ сообщила о разоблачение отдельных руководителей Укрзализныци на организации коррупционной схемы при контейнерных перевозках.
По данным следствия, должностные лица создали искусственные барьеры для своей работы, чтобы привлечь подрядчиков. Выбрали подконтрольную "прокладку", которая монополизировала этот сегмент рынка. Через эту фирму они разворовали более четырех миллионов гривен.
Во время обысков в помещениях Укрзализныци и офисе коммерческой структуры правоохранители часть выручки нашли в холодильнике. Имена и время проведения схемы не сообщались.
Несколькими днями ранее стало известно, что в период правления УЗ Евгением Кравцовым за деньги, заложенные на ремонт дизель-поезда, были приобретены два лимузина Audi А8 Long, стоимостью около 4,5 миллиона гривен каждый.
"Закупка тщательно скрывалась - покупку оформили без тендера, а купили через страховую фирму, учредителем которой значится филиал Одесская железная дорога. После этого машины перебросили на баланс Одесской дороги, но боялись эксплуатировать из-за начавшегося резонанса", - сообщил член набсовета Укрзализныци Сергей Лещенко.
В конце августа СБУ сообщила, что за 2019-2020 годы на закупки товарно-материальных ценностей для ремонта пассажирского подвижного состава было выделено 60 миллиона гривен, которые получили победители тендера, оказавшиеся подконтрольными организаторам конкурса. Стоимость продукции была завышена и государство потеряло 12 миллионов.
В середине лета УЗ оскандалилась дырявым поездом. Инцидент случился с поездом рейса Апостолово - Херсон 30 июня.
На опубликованных кадрах видно, как из щелей в окнах и крыше вагона вода льется внутрь, она быстро покрыла пол вагона, образовались лужи, а полки полностью промокли.
Иван Юрик, который на тот момент возглавлял УЗ, через пару дней сообщил, что все виновные уже уволены.
Из одиозных случаев: в августе 2019 года был расторгнут договор, по которому УЗ планировала закупить вышиванки и рушники по цене четыре тысячи гривен за штуку.
При этом Укрзализныця сообщала, что за семь первых месяцев 2019 года пассажиры поездов украли 2417 махровых полотенец, 957 покрывал, 47 подушек, 638 одеял, 875 наволочек, 180 стаканов, 456 подстаканников и 360 чайных ложек на сумму около 400 тысяч гривен.
Коррупционные схемы находятся при каждом новом главе УЗ. Однако самым скандальным из всех за последние годы был поляк Войцех Балчун. Он работал с июня 2016 года по август 2017. Ушел в отставку по собственному желанию.
Однако, кроме эпатажной внешности, ссор с министерством инфраструктуры и многотысячных новых маршрутов, он запомнился полным отсутствием борьбы с коррупцией.
За его правление были открыты около 90 уголовных производств по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами Укрзализныци.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet