Война в Нагорном Карабахе (НК) закончилась неожиданно. Азербайджанская армия, успешно освобождая один за другим города, уже находилась в 3 км от Степанакерта (столицы непризнанной «НКР»), когда главы трёх государств Ильхам Алиев, Никол Пашинян и Владимир Путин заключили мирный договор, оставляющий гораздо больше вопросов, чем ответов. Договор, который вновь «подвешивает» статус НК и отнюдь не выглядит как капитуляция армянской стороны — ходе по по логике развития ситуации она была неминуема. По моей версии, причина — в том, что Алиев был вынужден согласиться на условия Путина под угрозой развалить Азербайджан на его севере. И договорённость эта была достигнута задолго до окончания войны...
Добровольная остановка перед финишной ленточкой
Начнём с того, что армянская армия в ходе войны показала полную несостоятельность. Всего лишь за 40 дней были взяты четыре из семи областных центров оккупированных районов "буферной зоны», перерезан «лачинский коридор» из Армении в "НКР", после чего бои перешли уже в саму «НКР», и, наконец, взята Шуша, второй по величине её город! Не помогли армянам и новые российские ПВО и беспилотники.
Областные центры в «буферной зоне» Физули и Джебраил были сданы фактически без боя. Да и Шуша, несмотря на её огромное значение — и символическое (древняя столица Карабаха и резиденция «президента НКР»), и военное (высокогорная крепость) — после его взятия азербайджанской армией совершенно не выглядит «карабахским Сталинградом». Хотя все проармянские и вторящие им лднровские и роспатриотические ТГ-каналы именно в таких красках описывали «подвиг его защитников».
Нет, Шуша была сдана так же бесславно, как и предыдущие города и сёла. После этого дорога на Степанакерт была фактически открыта, а с ним и гарантировано скорое победоносное окончание войны по возвращению Азербайджану всей территории НК, отторгнутой сепаратистами 26 лет назад.
Ликвидация «буферной зоны»
В этой ситуации весть о подписании экстренно, ночью, мирного договора была воспринята в обеих странах как капитуляция Армении. Алиев заявил о «конце оккупации азербайджанских земель», то есть о восстановлении территориальной целостности страны. А также о «совместной миротворческой миссии России и Турции», что обеспечивало необходимый баланс интересов.
В Азербайджане началось массовое ликование на улицах и площадях, а в Армении — соответственно, возмущённый штурм парламента, жестокое избиение его спикера, многотысячные митинги с требованием отставки «предателя нации Пашиняна», разгром Фонда Сороса как его политической базы поддержки.
Вскоре был опубликован и сам текст соглашения. Согласно нему, Азербайджану передаются три оставшихся области «буферной зоны». По всей границе «НКР» будут размещены российские военнослужащие (кроме Шуши и окрестностей, которые переходят под контроль Азербайджана). На территорию бывшей «НКР» и «буферной зоны» смогут вернуться азербайджанские беженцы — под контролем Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Статус Нагорного Карабаха остаётся подвешенным
Важной победой стал и пункт о том, что российские пограничники будут охранять дорогу между основной территорией Азербайджана и Нахичеванской автономной республикой. Все тридцать лет после развала СССР этот западный анклав страны, отделённый от неё Арменией, мог связываться с остальной территорией Азербайджана лишь воздушным транспортом или крюком через территорию Ирана. Теперь же будущий «мегринский коридор» обеспечит наземную транспортную связь Баку не только с Нахичеванью, но и с Турцией.
А теперь к недоумённым вопросам. В соглашении ничего не говорится о переходе армянской зоны «НКР» (Степанакерт-Ханкенди, Ходжалы, Агдере-Мардакерт, Ходжавенд-Мартуни, и т.д.) под контроль Азербайджана, как и вообще о её статусе.
Российские военнослужащие будут охранять не только эту зону, но и Лачинский коридор, связывающий её с Арменией. При этом есть весьма странный пункт — о том, что в ближайшие три года будет определён план строительства новой дороги, которая будет соединять Лачин и Ханкенди-Степанакерт. Будет большой крюк в обход Шуши — вместо той благоустроенной дороги, которая уже существует сейчас. Зачем это, если вся территория экс-»НКР» вскоре войдёт вслед за Шушой в состав Азербайджана?
Военный куш для Кремля
Остаются без ответа и другие вопросы. Какое, армянское или азербайджанское, название будет у этих городов: Ханкенди или Степанакерт, Агдере или Мардакерт, Ходжавенд или Мартуни, Ходжалы или Иванян? Будут ли развеваться там над органами власти флаги Азербайджана? Какая валюта будет в ходу на этих территориях? Почему не говорится о её переходе под юрисдикцию Азербайджана?
Общая численность российских военнослужащих в Азербайджане составит около 2000 человек плюс 90 БТРов — сроком на пять лет с автоматической пролонгацией, если какая-либо из сторон не заявит о намерении прекратить их размещение. Впрочем, как всем известно, стоит российским «миротворцам» где-либо «временно» разместиться, как это становится постоянной военной базой. Так было и в Приднестровье, и в Южной Осетии.
При этом присутствие турецких миротворцев будет лишь формальным — несколько человек будут присутствовать в «миротворческом центре по контролю за прекращением огня». То есть Россия в итоге получает единолично весь профит в виде размещения военного контингента, оставляя за бортом Турцию и подвешивая опять всю проблему. Президент Франции Эммануэль Макрон уж вновь говорит о необходимости новых переговоров по обсуждению статуса НК, а «президент НКР» Араик Арутюнян по-прежнему руководит хозяйством, обещая быстро «решить инфраструктурные вопросы - подачу воды, электричества, вопросы газоснабжения».
Вертолёт как задним числом созданный casus belli
По широко обсуждаемой версии, причина этого неожиданного разворота на финише уже выигранной единолично Азербайджаном войны — в по ошибке сбитой его военными российском вертолёте. Оба лётчика погибли, Алиев тут же признал вину своих ракетчиков, их отдали под суд, а преференции для российских миротворцев, мол, стали вынужденной формой извинения. При этом никто не задаётся вопросом — а зачем вообще российский военный вертолёт оказался в зоне боевых действий, вдалеке от своей военной базы в армянском Гюмри? Может, это была специальная провокация с целью создать casus belli, и Путин просто принёс в жертву жизни двух лётчиков ради кремлёвских амбиций?
Однако самый хитроумный план может спалиться по случайности. Здесь ею стал депутат Законодательного собрания Ульяновской области Айрат Гибатдинов, который 9 ноября, в разгар войны, написал в Instagram: “31-я бригада ВДВ отправляется в Нагорный Карабах. Удачи нашим ребятам!». И разместил видео с колонной военных грузовиков. А когда начался информационный шум по этому поводу, заявил, оправдываясь: «Я не знаю, насколько достоверна эта информация... Я стоял рядом с солдатами, из их разговоров я понял, что они со вчерашнего (!) вечера ожидают вылета в Карабах».
Обратите внимание на даты. Солдаты, значит, ожидали вылета в НК с 8 ноября. При этом — внимание! - российский вертолёт был сбит лишь 9 ноября! Значит, гибель этих лётчиков была призвана задним числом (!) создать повод для уже заранее согласованного соглашения. В том числе для остановки войны перед самым её победным финишем.
Этнический баланс власти в Дагестане
Так что же стало настоящей причиной этого подарка Кремлю со стороны Алиева? По моей версии, шантаж Азербайджана со стороны Путина — и через угрозы российскому бизнесу олигархов, связанных с семьёй Алиева, и через угрозу разжигания темы «единого независимого Лезгистана».
В начале октября в Дагестане сменилась власть. Врио главы республики назначен бывший член Совета Федерации от совсем другого региона, Ставропольского края, генерал-полковник Сергей Меликов. И что самое любопытное в данном контексте - впервые за последние почти сто лет Дагестан возглавил этнический лезгин. Очень важный фактор в республике, где щепетильно относятся к национальной теме. Особенно учитывая, что проблема лезгинского народа, разделённого между РФ и Азербайджаном, может стать весьма болезненной для Баку, если будет усиленно подогреваться из Махачкалы.
В уникальном по своей многонациональности Дагестане власть традиционно распределялась между тремя главными этносами — аварцами, даргинцами и кумыками. Например, должность первого секретаря обкома КПСС, как правило, занимал аварец, Верховный совет возглавлял даргинец, а дагестанское правительство – кумык. Лезгины же, как и прочие одиннадцать этносов второго эшелона, могли претендовать лишь на посты министров и т.п.
Лезгинский «дамоклов меч» над Азербайджаном
В новейшей истории России Дагестан возглавляли попеременно даргинцы и аварцы, пока в 2018 году не был назначен генерал Владимир Васильев. Претензий к нему у федерального Центра не было, за что экс-глава Дагестана и был вознаграждён почётной должностью советника президента РФ. Похоже, что единственной причиной для замены Васильева на Меликова стала война в Нагорном Карабахе.
К этому моменту уже стало очевидно, что азербайджанская армия уверенно продвигается вперёд — к неизбежной победе. В такой ситуации федеральный Центр пошёл на беспрецедентный шаг - республику возглавил лезгин. Почему? Потому что есть проблема «Лезгистана» — постоянный «дамоклов меч» над Азербайджаном. Лезгины - самый большой разделённый народ на Кавказе. Из-за искусственно прочерченной границы по реке Самур около 700 тысяч лезгин живут в Дагестане, а на севере Азербайджана — ещё около 500 тысяч. Народ с такой численностью вполне может претендовать на объединение, и достаточно малейшего повода, чтобы эта борьба началась.
Стоит добавить, что резко против азербайджанской власти давно выступает глава Федеративной лезгинской национально-культурной автономии Вагиф Керимов, а глава российского лезгинского движения «Садвал» Назим Гаджиев говорит о притеснении лезгин в Азербайджане. Президент Фонда политических исследований государств каспийского региона, бывший Государственный Советник Азербайджана по внешним сношениям Вафа Гулузаде напрямую обвинял в создании «Садвала» спецслужбы РФ.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram