MY.UAСтатьи
«Велике крадівництво»: в чьих карманах осядут бюджетные миллиарды?
«Велике крадівництво»: в чьих карманах осядут бюджетные миллиарды?

«Велике крадівництво»: в чьих карманах осядут бюджетные миллиарды?

Развернувшиеся в нынешнем году масштабные работы по реконструкции инфраструктуры, распиаренные в рамках проекта «Велике будівництво», в народе теперь называют пиром во время чумы и «великим крадівництвом». Конечно, все понимают необходимость ремонта дорог Украины, 96% которых находится в разбитом состоянии. Однако тратить на это десятки миллиардов в самый разгар эпидемии и коронокризиса, да еще отнимая их у фондов здравоохранения, просто безумие. Но еще хуже то, что часть этих денег просто разворовывают! И есть мнение, что именно ради этого было затеяно это мега-строительство…

Справедливости ради нужно отметить, что затеяно всё это было не Зеленским, и не в нынешнем году. Большая программа реконструкции украинской инфраструктуры была принята еще в 2017 году, при Порошенко и Гройсмане. Запустили её в 2018-м, а на полную мощность она должна была выйти как раз в 2020-м. Общая сумма расходов планировалась в размере не менее 300 миллиардов гривен, из которых более половины должен составить кредит от ЕС в размере 6 миллиардов евро, выделяемый по частям.

Сразу целиком весь кредит давать побоялись, демонстрируя недоверие европейцев к украинской власти – впрочем, совершенно обоснованное. ЕС хочет, чтобы Украина потратила эти деньги именно на дороги, а не использовала в аферах с облигациями и курсами валют, которыми уже несколько лет промышляют Минфин и Нацбанк.

На первый взгляд, деньги огромные. Но они рассчитаны на ремонт лишь 6,6 тысяч километров дорог из 164 тысяч имеющихся, и всего 179 мостов из 11 тысяч. За счет дополнительных субвенций и средств местных бюджетов планируют отремонтировать еще столько же – в основном дорожные покрытия улиц и окружных дорог. И всё же «велике будівництво» охватит лишь 10% украинской инфраструктуры, хотя она вся давно нуждается в серьезном ремонте.

В 2018 году на дорожных работах было освоено 38,9 миллиардов гривен, в 2019-м уже 50,5 миллиардов, а в 2020-м сумма может составить 124,9 миллиардов гривен – включая 35 миллиардов, изъятых из фонда борьбы с коронавирусом, и 61,5 миллионов цинично отнятых у программы диагностики онкологических заболеваний. Надо полагать, правительство «реквизировало» средства не только там! Ну а в 2021-м году на дороги планируют потратить 150 миллиардов – если, конечно, выдержит экономика.

То, что команда Зеленского решила попиариться на этом проекте, фактически присвоив себе все заслуги, конечно, не совсем красиво. Участвовали в этом и сам президент, и оба премьера (Гончарук и Шмыгаль), и министры с губернаторами. Но вот что они при этом как-то не учли, так это то, что теперь именно на них будет возложена вся ответственность за сопровождающие это «велике будівництво» коррупционные скандалы.

Они уже вспыхивают, хотя центральная и местная власть, равно как и правоохранительные органы, очень стараются их «не замечать». Согласитесь, это как-то странно! В последние годы коррупционные разоблачения стали самой популярной темой политики, они имели большое влияния на выборы 2019 года, а ведь тут масштаб намного больше, чем у «Укроборонпрома», нынешний «распил» может сравниться разве что с Евро-2012! Но на этот раз молчит не только власть, но и оппозиция, и это есть лишь одно объяснение: они все в доле, в этих схемах замешаны все!

О коррупции и воровстве на ремонтах дорог слышали все, но вот с конкретными фактами сталкиваются редко. В чем же они состоят? Не будем пока отвлекаться на коррупцию уровня городских властей (но поверьте, что там воруют до половины от стоимости тендеров!), а обратим внимание именно на общегосударственный и областной, где в основном и происходит это «велике будівництво».

Прежде всего, это «картельный сговор» между центральным управлением «Укравтодора» или его областными подразделениями, и фирмами-подрядчиками, получающих тендеры на дорожные работы. Как отметили занимающиеся данной темой журналисты, сформировалась группа компаний, удивительным образом «выигрывающих» львиную долю тендерных конкурсов, самые крупные их них. Причем, эти фирмы фактически разделили между собою территорию Украины: там где тендеры получает одна из фирмы, другие как бы тоже участвуют в торгах, но обычно лишь фиктивно, не выигрывая их.

Среди названных фирм: ООО «Автомагистраль-Юг» (ЕГРПОУ 34252469), «Ростдорстрой» (33658865), «Онур» (32851616), «ШРБУ-48» (39835082). Только эти четыре юридических лица за период 2017-2020 г.г. получили контрактов на сумму свыше 110 миллиардов гривен!

Но ведь есть еще и связанные с ними другие фирмы. Например, одесская фирма «Ростдорстрой», которой владеют Евгений Коновалов и Юрий Шумахер (последний – человек Труханова из его фракции «Доверяй делам»), является частью группы RDS, в которую входит также ЧП «Киевдорстрой» (36156238), освоившее у «Киеавтодора» еще 3,44 миллиарда гривен. А по одному адресу с офисом «Ростдорстрой» (Одесса, Генуэзская 1а) находится ООО «СКВО» (31982116), которым владеет и управляет Захар Петровицкий - помощник Юрия Шумахера, а контролирует её супруга Труханова. Эта «СКВО» выступает как фирма-посредник, перепродающая подрядчикам стройматериалы (в частности щебень) по очень завышенным ценам.

Весьма интересна фирма «Автомагистраль-Юг», тоже из Одессы. Имея уставной фонд всего 40 тысяч гривен (стоимость пары отбойных молотков и ручного катка), она за 4 года получила тендерных подрядов на 61 миллиард гривен! Её истинных владельцев никто не знает, а СМИ утверждает, что с фирмой связаны одесский бизнесмен Владимир Галантерник (еще один сподвижник Труханова) и днепропетровский бизнесмен-нардеп Андрей Павелко.

Андрей Павелко – личность ещё та! Он поднялся в качестве тестя скандального днепропетровского бизнесмена Леонида Сергиенко, скакавшего из одной партии в другую. Сам Павелко тоже сначала терся то с «Батькивщиной», то с регионалом Александром Вилкулом, а после второго Майдана перебежал к Порошенко. Кстати, в 2017-м году сын Павелко Никита женился на Богдане Петровской – дочери Александра Петровского-Налекрешвили, известного как «авторитет Нарик», а также как большой друг Порошенко (это он привез в Украину свиток томоса).

А еще в своё время в предвыборных роликах Андрей Павелко снимался «Квартал 95», так что с командой Зеленского он тоже давно знаком. Неудивительно, что «Автомагистрали-Юг» так фантастически фартило что при прежнем режиме, что при нынешнем!

Ну и небольшой пример того, как именно ремонт дорог превращается в «распил» бюджета. Тут все очень просто: подрядчик завышает стоимость работ или материалов. Вот, скажем, один из тендеров, полученных фирмой «Автомагистраль-Юг», стоимостью 1,788 миллиарда гривен. Можно пройти по ссылке и покопаться в его документации, обратив внимание на стоимость некоторых материалов, а потом сравнить её с рыночными ценами.

Так, бортовой камень (бордюр) габаритом 100-30-15 фирма закупила у какого-то своего посредника по 294 гривны, хотя его рыночная цена максимум 230. Да, разница «всего» в 64 гривны – но это за метр, а за километр уже 128 тысяч (бордюры ставят с двух сторон дороги), и таких километров фирма ремонтирует сотни. Плюс «Автомагистраль-Юг» берет еще 79,51 гривен за перевозку каждого бордюра от склада до места ремонта.

За каждую тонну асфальта ЩМА-10 фирма получила из бюджета 3600 гривен, при том что его рыночная цена колеблется от 2100 до 2820 гривен (зависит от добавок). За бетон М-350 Б-25 она содрала с государства 3144 гривны/куб, хотя его рыночная стоимость со скидками для оптовых покупателей 1634-2141 гривен/куб. Выходит, в полтора-два раза дороже! А таких кубов и тонн в дорожное полотно она уложила тысячи – вот и считайте!

«Переплаты чаще всего оседают у посредников. Для примера - мелкозернистый асфальт в сентябре 2019 года фирма «Ростдорстрой» купила у посредника по 2 815 гривен за тонну, а посредник фирма «СКВО» всего по 1536 гривен за тонну», - рассказывали журналисты программы «Наші гроші».

Но ведь завышение цен подрядчиком – это лишь часть коррупционной схемы. Другой её частью является коррумпированный чиновник «Укравтодора», правительства или местной волости, который подмахивает эти ведомости. Более того, именно с чиновников эти схемы и начинаются!

Ведь для того, чтобы определить необходимую для ремонта дороги сумму, чиновники должны вначале определиться с ценами. По логике – путем обзвона компаний, занимающихся дорожным ремонтом, по списку в рекламном справочнике. Но если бы они так делали, то уже изначально в стоимость тендера были бы заложены низкие рыночные цены, и вышеуказанные завышения были бы невозможны. А коррупционеры в кабинетах поступают иначе: заранее договариваются с определенными фирмами о завышенной цене материалов и работ, и на её основе рассчитывают сумму тендера. Таким образом, подрядчик завышает цены не сам, а в сговоре с чиновником – только так и работают схемы «распила»! А уж как потом подрядчик возвращает чиновникам часть украденных денег в виде «отката», тут у каждого коррупционера свои методы.

Вот так на ремонте дорог крадут от 15% до 50% стоимости тендера. Конечно же не все, есть и фирмы, работающие почти честно, но таким пробиться к тендерам очень трудно – их туда просто не подпускают, обычно снимая с конкурса по разным формальным причинам (заявки не так оформлены, печать не там поставлена). И в итоге большинство крупных тендеров достается коррупционерам.

Теперь вы понимаете, почему 35 миллиардов гривен из фонда борьбы с коронавирусом были переброшены на дорожное строительство?! И в этой связи весьма подозрительными выглядят предложения недавние премьера Шмыгаля перейти на накопительную пенсионную систему. Похоже, что коррупционеры не против прибрать к своим рукам ещё и наши пенсионные сбережения!



Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Про спадщину лемківського генія попарту: 38 років тому не стало Енді Воргола
Ukraine Art News
2025-02-22T09:15:46Z
Співачка YAGODA презентує пісню «Я не я», яка є продовженням легендарного хіта «Я ніколи нікому тебе не віддам»
Photo Lviv
2025-02-22T06:06:36Z
Марина Круть у свій день народження презентувала пісню, присвячену загиблим героям
Ukraine Art News
2025-02-21T16:45:50Z
Український комік Ігор Ласточкін долучився до лав ЗСУ
Ukraine Art News
2025-02-20T14:00:46Z
Загрожувало 24 роки увʼязнення: репера A$AP Rocky визнали невинуватим у справі про стрілянину з репером A$AP Relli
Ukraine Art News
2025-02-20T12:30:48Z
Даша Астафʼєва про силу читання, відновлення української культури та літературний проєкт про Софію Яблонську
Elle
2025-02-19T18:30:39Z
Жінка, яка стверджувала, що була зґвалтована Jay-Z та P.Deddy у 13 років, відкликала позов проти обох реперів
Ukraine Art News
2025-02-16T05:30:47Z
Демі Мур поділилася приголомшливою фотосесією для The Wrap
KinoFilms
2025-02-15T17:15:44Z
Звинувачення в домаганнях: університет Карпенка-Карого відсторонив викладача Висоцького від роботи на час перевірки
Ukraine Art News
2025-02-13T16:36:52Z
Художник Нікіта Тітов відкрив виставку у Франківську
Ukraine Art News
2025-02-22T11:45:53Z
Як українська громада в Угорщині видає книги та говорить про війну
Ukraine Art News
2025-02-22T10:00:43Z
Слово стилісту: які відтінки адаптувати у свій гардероб після Українського тижня моди
Elle
2025-02-22T09:06:42Z
Грузин, що співає українською Vaha та DJ Gudz дадуть концерт у Малевичі до Дня весни
Photo Lviv
2025-02-22T06:06:39Z
У мерехтінні тисяч свічок: у Палаці мистецтв відбудеться вечір світових хітів
Photo Lviv
2025-02-21T19:27:30Z
Пивоваров презентував пісню "Блакить твоїх очей" на слова Сосюри
Ukraine Art News
2025-02-21T18:45:51Z
У Вінниці відкрилася виставка про бойовий шлях 120-ї окремої бригади тероборони
Ukraine Art News
2025-02-21T18:39:37Z
У Києві на станції метро «Золоті ворота» відкрили експозицію на тему єдності під час війни
Ukraine Art News
2025-02-21T15:51:57Z
В угорському місті Кішварда презентували «Листівки з України»
Ukraine Art News
2025-02-21T14:09:46Z
Британська академія кіно- та телевізійних мистецтв оголосила лауреатів своєї щорічної премії
Ukraine Art News
2025-02-22T14:15:44Z
У віці 82 років помер режисер Джордж Армітедж, відомий за фільмами "Хітмен" та "Маямі Блюз"
Ukraine Art News
2025-02-22T13:00:52Z
Світова прем’єра української "Стрічки часу" зірвала 10-хвилинні овації на Берлінале
Ukraine Art News
2025-02-22T05:30:40Z
Смерть трейлерів? Думка
Cineast
2025-02-22T00:51:52Z
Британська академія кіно- та телевізійних мистецтв оголосила лауреатів своєї щорічної премії
Ukraine Art News
2025-02-21T17:45:44Z
Що подивитися на Netflix: нові фільми та серіали березня
Elle
2025-02-21T17:06:45Z
«Аватар: Вогонь і попіл»: перший погляд на нового персонажа у втіленні зірки Поттеріани
KinoFilms
2025-02-21T17:03:38Z
Топ-5 фільмів з талановитою Мілою Куніс
Ukraine Art News
2025-02-21T12:45:49Z
Sony оголосила дату виходу другого сезону серіалу за грою The Last of Us
Ukraine Art News
2025-02-21T12:00:52Z
В Bukovel звікдрився аквапарк Mavka
Хмарочос
2025-02-21T10:43:11Z
Прогулька до Медової Печери 1925 року
Photo Lviv
2025-02-20T06:12:30Z
100-річні млини у Чехії переробили у картинну галерею
Хмарочос
2025-02-19T13:31:01Z
ЖК Sвій Dім 3 – найбільший комплекс таунхаусів в Україні
Хмарочос
2025-02-19T08:48:58Z
Який вигляд має відновлений фунікулер у Лісабоні, який не працював 120 років
Хмарочос
2025-02-18T10:21:58Z
Парк біля Йорданського озера: оприлюднено ескізи
Хмарочос
2025-02-17T14:54:57Z
Яким може бути парк у Луцьку, на який ЄС виділив 50 млн. гривень
Хмарочос
2025-02-17T10:30:55Z
Мешканці Львівщини на неймовірних столітніх листівках
Photo Lviv
2025-02-17T06:12:30Z
В Литві відкривається вже третя «П’яна вишня»
Хмарочос
2025-02-16T08:57:56Z
ТОП-15 книг про війну, написаних після повномасштабного вторгнення
Ukraine Art News
2025-02-22T10:36:48Z
Могили січових стрільців під асфальтом
Photo Lviv
2025-02-22T06:12:37Z
7 правил догляду за шкірою рук у морозну та вітряну погоду
Elle
2025-02-21T16:21:44Z
Керівники метро Києва отримували мільйони в «подарунок» від родичів-пенсіонерів, — Bihus Info
Хмарочос
2025-02-21T16:07:23Z
Кияни просять відновити маршрут автобуса з Троєщини який був популярний 10 років тому
Хмарочос
2025-02-21T12:37:06Z
18 практичних поєднань з рожевим, які варто повторити цієї весни
Elle
2025-02-21T12:15:49Z
Як комплекс Unbroken у Львові продовжує змінювати місто
Хмарочос
2025-02-21T11:13:01Z
Що буде з огорожею на Байковому кладовищі. Петиція набрала голоси
Хмарочос
2025-02-21T10:46:04Z
Звинувачення у домаганнях: поліція почала перевірку щодо Балабана та відкрила справу з приводу Білоуса
Ukraine Art News
2025-02-21T10:45:54Z
iPhone 16e: що може запропонувати новий смартфон від Apple?
Photo Lviv
2025-02-22T05:57:35Z
Співзасновник monobank запустив застосунок, який мотивує більше гуляти
Хмарочос
2025-02-21T08:48:58Z
Apple представила iPhone 16E - найдоступніший смартфон у лінійці компанії
Gloss
2025-02-19T18:54:47Z
3 помилки під час купівлі холодильного обладнання
Хмарочос
2025-02-19T15:24:52Z
GTA 6 офіційно виходить у 2025 році: що відомо про найочікуванішу гру у світі
Gloss
2025-02-17T16:09:54Z
Російський дрон влучив у Чорнобильський саркофаг
Хмарочос
2025-02-14T08:37:02Z
Розлучення в один клік — в «Дії» планують запустити нову послугу
Хмарочос
2025-02-13T14:49:06Z
Магазин побутової техніки та електроніки Фокстрот – якість та успіх крізь роки
Хмарочос
2025-02-13T12:58:12Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z