MY.UAСтатьи
«Если автомат будет стрелять не как в жизни, фанаты нас порвут». Как украинская студия Frag Lab создает игры
«Если автомат будет стрелять не как в жизни, фанаты нас порвут». Как украинская студия Frag Lab создает игры

«Если автомат будет стрелять не как в жизни, фанаты нас порвут». Как украинская студия Frag Lab создает игры

Frag Lab – студия, которая с 2017 года разрабатывает игру-«стрелялку». Над ней работает команда из почти 200 человек: это художники, программисты, дизайнеры, тестировщики. Разработка состоит из сотни этапов: нужно придумать общую идею, нарисовать эскизы, «оживить» их с помощью анимации, прописать логику поведения персонажей.

В партнерском проекте с Frag Lab MC.today выяснил, как устроена внутренняя кухня создания компьютерных игр, зачем записывать звук оружия с натуры и важно ли разработчикам самим быть игроками.

Как возникла студия Frag Lab

Frag Lab появилась в 2017 году, но часть команды работает вместе уже 15 лет. Ребята познакомились в немецкой компании по разработке игр Crytek.

Максим Дембик, гендиректор Frag Lab

«В 2005 году я узнал, что Crytek открывает офис в Украине. И сразу же написал руководителям компании, что хочу работать с ними», – вспоминает гендиректор Frag Lab Максим Дембик. Вместе с партнером Игорем Горбуновым он с нуля создавал студию Crytek в Киеве: зарегистрировал компанию, набирал людей.

Киевская команда Crytek разрабатывала онлайн-игру Warface. Это один из самых популярных «шутеров» (жанр компьютерных игр, «стрелялка». – Прим. ред.) в СНГ – 35 млн игроков.

По словам Максима Дембика, за 12 лет ребята устали от работы над одним проектом, но у Crytek не хватало денег на запуск новой игры. «Мы с частью команды решили основать свою студию и разработать новую игру. За нами ушли 80 человек», – рассказывает гендиректор Frag Lab.

Команда студии работает над шутером, выпустить который планируют до конца 2021 года. Пока что подробности проекта не разглашают, но известно, что это совместный проект с компанией Wargaming, создательницей знаменитого «танкового» симулятора World of Tanks.

Как происходит разработка игр

Филипп Дзюба, директор по развитию Frag Lab

Сейчас в команде Frag Lab уже больше 180 человек. 30% сотрудников – разработчики и тестировщики, 10% – менеджеры, 60% – художники и дизайнеры разных направлений. Среди них есть, например, 3D-художники, аудиодизайнеры, дизайнеры персонажей, дизайнеры визуальных эффектов, аниматоры и даже отдельные художники, которые отвечают за прорисовку деревьев.

В компании нет деления на отделы художников или программистов: все команды – смешанные. Каждая отвечает за какое-то направление, например, создает новое оружие или монстра, объясняет директор по развитию Frag Lab Филипп Дзюба.

Сначала гейм-дизайнер (специалист, который отвечает за разработку правил и содержания игры. – Прим. ред.) придумывает, что это будет за оружие. Художники на основе его эскизов создают 3D-модель и наносят на нее текстуру – то есть цвет и рельеф, который помогает визуализировать объект. Потом за дело берутся аниматоры – «оживляют» картинки. Дизайнеры-визуальщики добавляют визуальные спецэффекты вроде вспышек от стрельбы и выброса гильз. Затем контент-дизайнер определяет, какой силы должен быть взрыв, чтобы он выглядел реалистичным. Наконец программисты добавляют оружие в игру, а тестировщики проверяют, чтобы все эффекты были на месте.

Игорь Площанский, директор по дизайну Frag Lab

«Гейм-дизайнеры контролируют все этапы разработки и выступают связующим звеном между всеми остальными специалистами», – рассказывает директор по дизайну Frag Lab Игорь Площанский.

По словам Филиппа Дзюбы, при разработке менеджеры не говорят команде, что и как они должны сделать, – только что нужно получить в конце. Это позволяет ребятам чувствовать себя свободно и творить в свое удовольствие.

«Мы не навязываем свое мнение, только задаем направление и ограничения. Например, просим художников не использовать слишком яркие цвета, потому что это будет выглядеть неправдоподобно», – объясняет Дзюба.

Как записывают звуки

«Оружие должно звучать в игре максимально реалистично. Если автомат Калашникова будет стрелять не с таким звуком, как в жизни, фанаты нас порвут», – объясняет Максим Дембик. Поэтому к аудиоэффектам в компании относятся серьезно.

Сначала звуки оружия записывали на собственной студии в Киеве. Но, по словам Максима, в Украине не смогли найти все нужное вооружение, поэтому отправили аудиодизайнера в Техас. Там он арендовал стрельбище, стрелял из разного оружия и записывал свист, вылет гильз и так далее.

В офисе в Киеве продолжают создавать другие звуки, которые невозможно записать с натуры. «Синтезируют» их в специальных аудиокомнатах с идеальной акустикой, которые есть в офисе Frag Lab.

Персонажи на начальном этапе разработки говорят голосами дизайнеров. Когда их образ и реплики готовы, к работе привлекают профессиональных актеров. «У каждого персонажа есть своя история: родная страна, какие-то события из жизни. И актера мы ищем с подходящим акцентом и тембром голоса», – рассказывает Филипп Дзюба.

Команда Frag Lab

Какие задачи отдают на аутсорсинг

Кроме озвучки персонажей на аутсорсинг отдают одноразовые задачи по отрисовке оружия и пейзажей уровней: домов, леса, гор и так далее.

По словам Максима Дембика, для этого нет смысла нанимать отдельных людей. А аутсорсинг позволяет привлекать к созданию игры не только украинцев, но и специалистов мирового уровня.

«Мы заметили, что у украинцев большинство игр получается в стилистике чернобыльской катастрофы. Но для мировой аудитории нужна жизнерадостная картинка: не постапокалипсис, а, грубо говоря, пони и единороги», – объясняет гендиректор Frag Lab.

А вот технической разработкой занимаются внутри компании. «Такие задачи мы никогда не отдавали и не будем отдавать на аутсорсинг – для нас принципиально самим контролировать технические решения: архитектурные, серверные, сетевые и другие», – рассказывает технический директор Frag Lab Сергей Рустамов.

Как тестируют игру

«Есть мнение, что разработчики делают игры по своему вкусу и для себя, но это не так. Мы работаем для нашей аудитории и хотим, чтобы игра понравилась ей. Поэтому все идеи тестируем в фокус-группах», – рассказывает Дзюба.

Для этого Frag Lab обращается в специальные студии, которые находят нужную аудиторию и проводят тесты. Затем в компании изучают обратную связь, определяют, что можно улучшить, делают это – и заново отправляют игру на тестирование. И так – примерно раз в полтора месяца.

Студия даже сотрудничает с профессором американского университета, который занимается исследованием опыта пользователей. Он помогает правильно составлять вопросы для анкет и трактовать результаты опросов.

На начальном этапе разработки в фокус-группах тестировали концепцию игры, то есть текстовое описание, что хотят сделать. Затем визуальные элементы и прототипы, позже – уже «собранную» игру.

По словам Филиппа, когда компания впервые отправила на тестирование целостную сборку, то вся команда собралась в офисе и наблюдала онлайн, как пользователи играют.

«Мы болели за игроков, у нас сразу появились любимчики. Было интересно следить за их эмоциями и видеть, как они используют “фишки”, которые мы придумали, например, возможность передвигать объекты», – вспоминает директор по развитию.

Что самое сложное в создании игр

По словам директора по дизайну Игоря Площанского, самое сложное в создании игр – это отбирать идеи.

«Все ребята в команде – творческие и амбициозные. Когда, к примеру, гейм-дизайнер придумывает, каким будет новый уровень, он считает свою идею самой лучшей. Наша задача как топ-менеджеров – не бояться отказывать, если мы понимаем, что идея не сработает», – рассказывает он.

Сергей Рустамов, технический директор Frag Lab

По словам технического директора Сергея Рустамова, еще опыт работы в Crytek показал, что на этапе разработки невозможно предвидеть всё. Когда игра выйдет в свет, что-то обязательно «вылезет». Поэтому важно внедрить систему аналитики, чтобы можно было быстро понять, где ошиблись, если игра тормозит или «вылетает».

Инструменты по аналитике и сбору статистики помогают и в других задачах. «У нас долго не получалось сделать систему подбора игроков – чтобы человеку попадались в игре соперники подходящего уровня: не слишком слабые и не слишком сильные – с такими ему будет неинтересно. Решили эту проблему благодаря сервису по сбору детальной аналитики о навыках игроков. Мы анализируем, с каким оружием и в каком режиме они играют, как зарабатывают игровые деньги и куда их тратят, куда нажимают, и другие игровые данные», – вспоминает Рустамов.

Зачем во Frag Lab хотят оставаться в пределах 200 человек

Средний возраст специалистов студии – 33 года. Но в студии смотрят не на возраст, а на профессионализм человека.

«У нас есть и вчерашние студенты, и сотрудники за 50. У старших коллег есть опыт: они могут предвидеть проблемы и не допустить их. У молодежи еще нет опыта, но зато много энергии. Поэтому важен баланс», – объясняет гендиректор Frag Lab.

Дембик хочет, чтобы его команда состояла из лучших специалистов, и готов за них бороться. К примеру, он долго заманивал крутого украинского гейм-дизайнера. Только с четвертой попытки Максим уговорил его присоединиться к Frag Lab.

В компании считают, что идеальный размер команды – до 200 человек. «Наша цель – сохранить атмосферу большой семьи, когда все друг друга знают по именам. Не хотелось бы встречать в коридоре человека и не понимать, кто это», – объясняет директор по развитию Frag Lab Филипп Дзюба.

Игорь Горбунов, Сергей Рустамов, Максим Дембик и Филипп Дзюба

Должны ли сотрудники увлекаться играми

Примерно 95% сотрудников Frag Lab увлекается играми. Если программист может интересоваться сугубо инженерными задачами, а не игрой как таковой, то для гейм-дизайнера или художников играть – обязательно.

«Режиссеру было бы тяжело снять фильм, если он почти не смотрит кино. Так же и с играми», – приводит пример Дзюба.

По словам Максима Дембика, офис игровой студии мало чем отличается от офиса обычной IT-компании. Во Frag Lab разве что компьютеры помощнее и есть специальное оборудование захвата движений. Оно помогает считывать и «оцифровывать» движения реального человека и переносить их на трехмерную модель. Благодаря этому персонажи игр двигаются реалистично.

Главное отличие – в атмосфере. «Я восемь лет проработал в IT-аутсорсинге. Там на кухне ребята обсуждают, кто куда поедет, какой кредит на машину брать и так далее. А здесь все говорят об играх, все увлечены своей работой», – рассказывает Рустамов.

С ним согласен Филипп Дзюба: «В аутсорсинге ты рассказываешь друзьям о своем достижении на работе: “Я закончил внедрять внебиржевые деривативы в клиринговую систему” – и никто не понимает ни слова! А когда рассказываешь о персонаже игры, в которую они все играют, это интересно всем».

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Новий позов проти Diddy: жінка стверджує, що репер зґвалтував її, коли їй було 16 років
Ukraine Art News
2025-01-14T16:46:38Z
Щоб вас "уважалі", пані Кадочникова, треба хоч трохи поважати країну
Ukraine Art News
2025-01-14T06:46:13Z
Модний конфуз Кайлі Дженнер: як легендарна сукня Versace не витримала церемонії «Золотий глобус»
Elle
2025-01-13T18:55:10Z
Хто вони: 10 найкращих артистів XXI століття
Elle
2025-01-13T18:30:52Z
Альбом Superficial співачки Гайді Монтег очолив чарт iTunes після того, як вона втратила будинок через лісові пожежі у Лос-Анджелесі
Ukraine Art News
2025-01-13T16:36:58Z
Потап анонсував тур у США з російськими піснями та новим проєктом SLAVIC BALAGAN
Ukraine Art News
2025-01-13T15:27:54Z
«Людина-коробка»: про забутий роман до пропущеного ювілею Кобо Абе
Ukraine Art News
2025-01-12T17:00:56Z
Венсан Кассель учетверте став батьком
Elle
2025-01-10T22:12:40Z
Українська співачка Міка Ньютон, яка живе у США, евакуювалась зі свого будинку через лісові пожежі в Каліфорнії
Ukraine Art News
2025-01-10T17:09:46Z
Художницю з України номінували на Aware Nouveau Regard
Ukraine Art News
2025-01-14T21:49:01Z
У Гаазі покажуть на виставці фрагменти російських ракет і «Шахедів»
Ukraine Art News
2025-01-14T20:04:44Z
Книжка Вікторії Амеліної — серед найзахопливіших новинок 2025 року за версією BBC
Elle
2025-01-14T15:39:41Z
Точицький ознайомився з досвідом Хорватії у захисті культури в контексті війни
Ukraine Art News
2025-01-14T15:31:04Z
Традиції Щедрого вечора можуть стати частиною нематеріальної культурної спадщини України. Що це означає?
Хмарочос
2025-01-14T14:52:16Z
Зеленська ознайомилася з роботою Одеського обласного центру української культури
Ukraine Art News
2025-01-14T14:21:57Z
Андрій Курков отримав французьку премію Transfuge за найкращу європейську книжку
Ukraine Art News
2025-01-14T14:01:39Z
Ukrainian Fashion Week оголосив програму сезону FW 2025/26
Elle
2025-01-14T11:31:06Z
У Таллінні відкрилася виставка майстрині-вишивальниці Ніни Гончарук
Ukraine Art News
2025-01-14T11:12:44Z
Sony показала перші кадри фільму жахів "Дожити до світанку" на основі відеогри Until Dawn
Ukraine Art News
2025-01-14T20:32:48Z
Сценарист "Чорного дзеркала" Джессі Армстронг працює над фільмом для HBO
Ukraine Art News
2025-01-14T17:30:46Z
Фільм "Озираючись назад" Міли Жлуктенко та Даніеля Асаді Фаезі покажуть на Berlinale Shorts
Ukraine Art News
2025-01-14T15:31:02Z
Що варто знати про декорації у фільмі «Бруталіст» — тріумфаторі «Золотого глобуса» та Венеційського кінофестивалю
Elle
2025-01-14T13:30:51Z
Культура, спорт і освіта: чого вдалося досягти за минулий рік
Ukraine Art News
2025-01-14T12:40:37Z
Джоан Роулінг порівняла звинуваченого у зґвалтуваннях письменника Ніла Ґеймана з Гарві Вайнштейном
Ukraine Art News
2025-01-14T12:31:04Z
Оголошення номінантів на "Оскар-2025" вдруге перенесли через пожежі в Лос-Анджелесі
Ukraine Art News
2025-01-14T07:16:09Z
Британська компанія Dogwoof придбала права на міжнародний прокат нового фільму Мстислава Чернова "2000 метрів до Андріївки"
Ukraine Art News
2025-01-14T05:15:40Z
Вийшов розширений проморолик блокбастера Marvel «Капітан Америка: Чудесний новий світ»
KinoFilms
2025-01-13T18:45:43Z
Найповільніший автобус Мангеттена пришвидшився після впровадження «податку на затори»
Хмарочос
2025-01-13T16:54:58Z
В Домініканському соборі у Львові лунає полтавська коляда
Ukraine Art News
2025-01-12T13:45:44Z
Австралійський турист, який загубився в нацпарку, вижив завдяки ягодами та двом батончикам мюслі
Хмарочос
2025-01-12T09:10:15Z
Міста у Швеції замовляють нові водонапірні вежі зі сміливим дизайном. Це стало трендом
Хмарочос
2025-01-10T12:21:53Z
Автобусний маршрут №42 на лівому березі зберігає свій номер вже 70 років. За цей час навколо нього виросло ціле місто
Хмарочос
2025-01-10T11:24:52Z
У проєкті нового ЖК архітектори з Варшави зробили чорну глуху стіну. Містяни висміюють рішення
Хмарочос
2025-01-10T10:04:16Z
Як змінилися вулиці Києва за 100 років
Хмарочос
2025-01-10T09:46:30Z
Закинуті залізничні шляхи в Іспанії перетворили на мережу веломаршрутів
Хмарочос
2025-01-09T14:05:06Z
30 подій в історії Львова, що “святкують ювілей” у 2025 році
Photo Lviv
2025-01-09T06:12:28Z
Зеленський вніс зміни до складу Ставки Верховного головнокомандувача
Ukraine Art News
2025-01-14T18:52:01Z
Краса як маніфест сили. Інтерв’ю зі стилісткою проєкту перевтілення рідних захисників Маріуполя «Сталева врода»
Elle
2025-01-14T18:03:04Z
Дмитро Борисов вийшов з українського ресторанного бізнесу й відкриватиме заклади в ЄС
Хмарочос
2025-01-14T14:56:35Z
Академія наук рекомендує Ботсаду достроково розірвати договір із забудовником
Хмарочос
2025-01-14T14:52:15Z
Половина бізнесів України не комунікує із працівниками на тему інклюзивності — дослідження OLX
Хмарочос
2025-01-14T14:46:03Z
Як подолати синдром втрачених можливостей
Elle
2025-01-14T14:36:51Z
Для обміну та збереження фондів: дві найбільші бібліотеки України та Канади домовилися про партнерство
Ukraine Art News
2025-01-14T12:01:26Z
Найдокладніший Оракул для всіх знаків Зодіаку на 2025 рік
Elle
2025-01-14T11:49:00Z
У Київському ЖК відкрили стометровий пішохідний міст за проєктом Archimatika
Хмарочос
2025-01-14T11:46:13Z
Apple MacBook в Києві — ідеальний вибір для сучасного користувача
Photo Lviv
2025-01-15T05:51:26Z
Швейцарський стартап встановлюватиме сонячні панелі між залізничними коліями
Хмарочос
2025-01-14T14:39:55Z
Realbotix представила людиноподібного робота-жінку для «спілкування та близькості»
Gloss
2025-01-14T13:49:19Z
Апаратна діагностика шкіри, понад 50 українських брендів, Гараж Сейли: яким був 2024 рік для BROCARD
Elle
2025-01-13T15:10:05Z
У Туреччині фермер знайшов рідкісну мозаїку часів Римської імперії
Ukraine Art News
2025-01-09T15:37:00Z
«Укрпошта» розпочинає «стратегічне партнерство» з TEMU. Що це означає?
Хмарочос
2025-01-09T14:31:16Z
В Україні оновлюють державні будівельні норми щодо інклюзивності
Хмарочос
2025-01-09T09:33:56Z
Роботаксі замість поїздки в аеропорт катало пасажира по колу на стоянці
Хмарочос
2025-01-07T08:16:21Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z