MY.UAСтатьи
«Если автомат будет стрелять не как в жизни, фанаты нас порвут». Как украинская студия Frag Lab создает игры
«Если автомат будет стрелять не как в жизни, фанаты нас порвут». Как украинская студия Frag Lab создает игры

«Если автомат будет стрелять не как в жизни, фанаты нас порвут». Как украинская студия Frag Lab создает игры

Frag Lab – студия, которая с 2017 года разрабатывает игру-«стрелялку». Над ней работает команда из почти 200 человек: это художники, программисты, дизайнеры, тестировщики. Разработка состоит из сотни этапов: нужно придумать общую идею, нарисовать эскизы, «оживить» их с помощью анимации, прописать логику поведения персонажей.

В партнерском проекте с Frag Lab MC.today выяснил, как устроена внутренняя кухня создания компьютерных игр, зачем записывать звук оружия с натуры и важно ли разработчикам самим быть игроками.

Как возникла студия Frag Lab

Frag Lab появилась в 2017 году, но часть команды работает вместе уже 15 лет. Ребята познакомились в немецкой компании по разработке игр Crytek.

Максим Дембик, гендиректор Frag Lab

«В 2005 году я узнал, что Crytek открывает офис в Украине. И сразу же написал руководителям компании, что хочу работать с ними», – вспоминает гендиректор Frag Lab Максим Дембик. Вместе с партнером Игорем Горбуновым он с нуля создавал студию Crytek в Киеве: зарегистрировал компанию, набирал людей.

Киевская команда Crytek разрабатывала онлайн-игру Warface. Это один из самых популярных «шутеров» (жанр компьютерных игр, «стрелялка». – Прим. ред.) в СНГ – 35 млн игроков.

По словам Максима Дембика, за 12 лет ребята устали от работы над одним проектом, но у Crytek не хватало денег на запуск новой игры. «Мы с частью команды решили основать свою студию и разработать новую игру. За нами ушли 80 человек», – рассказывает гендиректор Frag Lab.

Команда студии работает над шутером, выпустить который планируют до конца 2021 года. Пока что подробности проекта не разглашают, но известно, что это совместный проект с компанией Wargaming, создательницей знаменитого «танкового» симулятора World of Tanks.

Как происходит разработка игр

Филипп Дзюба, директор по развитию Frag Lab

Сейчас в команде Frag Lab уже больше 180 человек. 30% сотрудников – разработчики и тестировщики, 10% – менеджеры, 60% – художники и дизайнеры разных направлений. Среди них есть, например, 3D-художники, аудиодизайнеры, дизайнеры персонажей, дизайнеры визуальных эффектов, аниматоры и даже отдельные художники, которые отвечают за прорисовку деревьев.

В компании нет деления на отделы художников или программистов: все команды – смешанные. Каждая отвечает за какое-то направление, например, создает новое оружие или монстра, объясняет директор по развитию Frag Lab Филипп Дзюба.

Сначала гейм-дизайнер (специалист, который отвечает за разработку правил и содержания игры. – Прим. ред.) придумывает, что это будет за оружие. Художники на основе его эскизов создают 3D-модель и наносят на нее текстуру – то есть цвет и рельеф, который помогает визуализировать объект. Потом за дело берутся аниматоры – «оживляют» картинки. Дизайнеры-визуальщики добавляют визуальные спецэффекты вроде вспышек от стрельбы и выброса гильз. Затем контент-дизайнер определяет, какой силы должен быть взрыв, чтобы он выглядел реалистичным. Наконец программисты добавляют оружие в игру, а тестировщики проверяют, чтобы все эффекты были на месте.

Игорь Площанский, директор по дизайну Frag Lab

«Гейм-дизайнеры контролируют все этапы разработки и выступают связующим звеном между всеми остальными специалистами», – рассказывает директор по дизайну Frag Lab Игорь Площанский.

По словам Филиппа Дзюбы, при разработке менеджеры не говорят команде, что и как они должны сделать, – только что нужно получить в конце. Это позволяет ребятам чувствовать себя свободно и творить в свое удовольствие.

«Мы не навязываем свое мнение, только задаем направление и ограничения. Например, просим художников не использовать слишком яркие цвета, потому что это будет выглядеть неправдоподобно», – объясняет Дзюба.

Как записывают звуки

«Оружие должно звучать в игре максимально реалистично. Если автомат Калашникова будет стрелять не с таким звуком, как в жизни, фанаты нас порвут», – объясняет Максим Дембик. Поэтому к аудиоэффектам в компании относятся серьезно.

Сначала звуки оружия записывали на собственной студии в Киеве. Но, по словам Максима, в Украине не смогли найти все нужное вооружение, поэтому отправили аудиодизайнера в Техас. Там он арендовал стрельбище, стрелял из разного оружия и записывал свист, вылет гильз и так далее.

В офисе в Киеве продолжают создавать другие звуки, которые невозможно записать с натуры. «Синтезируют» их в специальных аудиокомнатах с идеальной акустикой, которые есть в офисе Frag Lab.

Персонажи на начальном этапе разработки говорят голосами дизайнеров. Когда их образ и реплики готовы, к работе привлекают профессиональных актеров. «У каждого персонажа есть своя история: родная страна, какие-то события из жизни. И актера мы ищем с подходящим акцентом и тембром голоса», – рассказывает Филипп Дзюба.

Команда Frag Lab

Какие задачи отдают на аутсорсинг

Кроме озвучки персонажей на аутсорсинг отдают одноразовые задачи по отрисовке оружия и пейзажей уровней: домов, леса, гор и так далее.

По словам Максима Дембика, для этого нет смысла нанимать отдельных людей. А аутсорсинг позволяет привлекать к созданию игры не только украинцев, но и специалистов мирового уровня.

«Мы заметили, что у украинцев большинство игр получается в стилистике чернобыльской катастрофы. Но для мировой аудитории нужна жизнерадостная картинка: не постапокалипсис, а, грубо говоря, пони и единороги», – объясняет гендиректор Frag Lab.

А вот технической разработкой занимаются внутри компании. «Такие задачи мы никогда не отдавали и не будем отдавать на аутсорсинг – для нас принципиально самим контролировать технические решения: архитектурные, серверные, сетевые и другие», – рассказывает технический директор Frag Lab Сергей Рустамов.

Как тестируют игру

«Есть мнение, что разработчики делают игры по своему вкусу и для себя, но это не так. Мы работаем для нашей аудитории и хотим, чтобы игра понравилась ей. Поэтому все идеи тестируем в фокус-группах», – рассказывает Дзюба.

Для этого Frag Lab обращается в специальные студии, которые находят нужную аудиторию и проводят тесты. Затем в компании изучают обратную связь, определяют, что можно улучшить, делают это – и заново отправляют игру на тестирование. И так – примерно раз в полтора месяца.

Студия даже сотрудничает с профессором американского университета, который занимается исследованием опыта пользователей. Он помогает правильно составлять вопросы для анкет и трактовать результаты опросов.

На начальном этапе разработки в фокус-группах тестировали концепцию игры, то есть текстовое описание, что хотят сделать. Затем визуальные элементы и прототипы, позже – уже «собранную» игру.

По словам Филиппа, когда компания впервые отправила на тестирование целостную сборку, то вся команда собралась в офисе и наблюдала онлайн, как пользователи играют.

«Мы болели за игроков, у нас сразу появились любимчики. Было интересно следить за их эмоциями и видеть, как они используют “фишки”, которые мы придумали, например, возможность передвигать объекты», – вспоминает директор по развитию.

Что самое сложное в создании игр

По словам директора по дизайну Игоря Площанского, самое сложное в создании игр – это отбирать идеи.

«Все ребята в команде – творческие и амбициозные. Когда, к примеру, гейм-дизайнер придумывает, каким будет новый уровень, он считает свою идею самой лучшей. Наша задача как топ-менеджеров – не бояться отказывать, если мы понимаем, что идея не сработает», – рассказывает он.

Сергей Рустамов, технический директор Frag Lab

По словам технического директора Сергея Рустамова, еще опыт работы в Crytek показал, что на этапе разработки невозможно предвидеть всё. Когда игра выйдет в свет, что-то обязательно «вылезет». Поэтому важно внедрить систему аналитики, чтобы можно было быстро понять, где ошиблись, если игра тормозит или «вылетает».

Инструменты по аналитике и сбору статистики помогают и в других задачах. «У нас долго не получалось сделать систему подбора игроков – чтобы человеку попадались в игре соперники подходящего уровня: не слишком слабые и не слишком сильные – с такими ему будет неинтересно. Решили эту проблему благодаря сервису по сбору детальной аналитики о навыках игроков. Мы анализируем, с каким оружием и в каком режиме они играют, как зарабатывают игровые деньги и куда их тратят, куда нажимают, и другие игровые данные», – вспоминает Рустамов.

Зачем во Frag Lab хотят оставаться в пределах 200 человек

Средний возраст специалистов студии – 33 года. Но в студии смотрят не на возраст, а на профессионализм человека.

«У нас есть и вчерашние студенты, и сотрудники за 50. У старших коллег есть опыт: они могут предвидеть проблемы и не допустить их. У молодежи еще нет опыта, но зато много энергии. Поэтому важен баланс», – объясняет гендиректор Frag Lab.

Дембик хочет, чтобы его команда состояла из лучших специалистов, и готов за них бороться. К примеру, он долго заманивал крутого украинского гейм-дизайнера. Только с четвертой попытки Максим уговорил его присоединиться к Frag Lab.

В компании считают, что идеальный размер команды – до 200 человек. «Наша цель – сохранить атмосферу большой семьи, когда все друг друга знают по именам. Не хотелось бы встречать в коридоре человека и не понимать, кто это», – объясняет директор по развитию Frag Lab Филипп Дзюба.

Игорь Горбунов, Сергей Рустамов, Максим Дембик и Филипп Дзюба

Должны ли сотрудники увлекаться играми

Примерно 95% сотрудников Frag Lab увлекается играми. Если программист может интересоваться сугубо инженерными задачами, а не игрой как таковой, то для гейм-дизайнера или художников играть – обязательно.

«Режиссеру было бы тяжело снять фильм, если он почти не смотрит кино. Так же и с играми», – приводит пример Дзюба.

По словам Максима Дембика, офис игровой студии мало чем отличается от офиса обычной IT-компании. Во Frag Lab разве что компьютеры помощнее и есть специальное оборудование захвата движений. Оно помогает считывать и «оцифровывать» движения реального человека и переносить их на трехмерную модель. Благодаря этому персонажи игр двигаются реалистично.

Главное отличие – в атмосфере. «Я восемь лет проработал в IT-аутсорсинге. Там на кухне ребята обсуждают, кто куда поедет, какой кредит на машину брать и так далее. А здесь все говорят об играх, все увлечены своей работой», – рассказывает Рустамов.

С ним согласен Филипп Дзюба: «В аутсорсинге ты рассказываешь друзьям о своем достижении на работе: “Я закончил внедрять внебиржевые деривативы в клиринговую систему” – и никто не понимает ни слова! А когда рассказываешь о персонаже игры, в которую они все играют, это интересно всем».

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Победительница "Холостяка-13" Инна Белень сделала сразу две пластические операции
Gloss
2025-06-13T15:39:49Z
Виталий Козловский выплатил долг Кондратюку и громко вернулся на сцену
Gloss
2025-05-12T16:52:12Z
Adidas представил коллекцию брендовой одежды для домашних животных
Gloss
2025-10-13T14:39:37Z
Названы лучшие астрономические фото 2025 года по версии Королевской обсерватории Гринвича
Gloss
2025-07-16T12:28:30Z
Ким Кардашьян и ее 69-летняя мама снялись в рекламе купальников SKIMS x Roberto Cavalli
Gloss
2025-06-30T14:45:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 8 от 19.04.2025
InfoHome
2025-04-27T07:06:58Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 7 от 12.04.2025
InfoHome
2025-04-21T08:30:48Z
Louis Vuitton в Пасхе выпустили шоколадную сумку в форме яйца: цена впечатляет
Gloss
2025-04-04T13:51:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 3 от 15.03.2025
InfoHome
2025-03-24T09:39:51Z
Хроматическая революция Лары Джулиан: Год тихой силы и расколотого великолепия
Ukraine Art News
2025-03-23T19:00:55Z
Любимая музыка короля: Чарльз III поделился своим личным плейлистом
Gloss
2025-03-18T16:15:49Z
Лучшие сериалы года: триумфаторы премии Эмми-2025
Gloss
2025-09-15T17:27:39Z
OpenAI представит на Каннском фестивале полнометражный фильм, созданный ИИ
Gloss
2025-09-08T16:24:53Z
Вышел трейлер второй половины второго сезона «Уэнздей»: дата релиза
Gloss
2025-08-15T16:12:40Z
Украинский трейлер комедии «Сплитсвиль. Развод по-взрослому» с Дакотой Джонсон
KinoFilms
2025-08-14T08:15:24Z
Украинский трейлер загадочного хоррора «Шелби Оукс»
KinoFilms
2025-08-14T07:45:25Z
IDLES записали четыре трека для нового фильма Даррена Аронофски «Поймать с поличным»
KinoFilms
2025-08-12T11:57:25Z
Украинский трейлер спортивного хоррора «Легенда» с Марлоном Уайансом
KinoFilms
2025-08-12T10:21:26Z
Украинский трейлер фильма «Свадьба моей мамы» со Скарлетт Йоханссон
KinoFilms
2025-08-11T20:27:23Z
Финальный украинский трейлер хоррора «Одно целое» с Дэйвом Франко и Элисон Бри
KinoFilms
2025-08-11T20:12:24Z
Празднование на природе: идеи для любого времени года
Gloss
2025-05-13T06:40:26Z
Вкусная и дешевая намазка к бутербродам на пасху. Не успевала подавать на стол
InfoHome
2025-04-09T16:54:38Z
5 альтернативных видов спорта
Men's Life
2025-03-31T07:33:45Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Гольф на снегу
Men's Life
2024-12-30T20:57:37Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
How Elsa Boutaric's wardrobe strategy became a must-have for high-net-worth executives
Elle
2025-10-10T13:21:28Z
Топ-6 вещей, на которые она точно обратит внимание на свидании
Men's Life
2025-10-10T11:57:57Z
На Бали умерла 27-летняя девушка, которая увлеклась фрукторианской диетой: ее вес составлял 22 кг
Gloss
2025-10-09T15:00:36Z
Как найти ключ к взаимопониманию?
Men's Life
2025-10-09T13:57:31Z
Об этом лучше помолчать
Men's Life
2025-10-08T12:30:39Z
10 лучших iGaming B2B-компаний в 2025 году
Cineast
2025-10-06T11:24:33Z
Медиабаинг в iGaming: Тенденции и прогнозы на 2025 год
Cineast
2025-10-06T11:12:36Z
Зерносушилки KMZ Industries: особенности и преимущества
Cineast
2025-09-26T16:06:42Z
HBO Max выходит на рынок Украины: сколько будет стоить подписка на стриминговый сервис
Gloss
2025-09-23T12:30:35Z
Как выбрать фрезер для маникюра и педикюра?
Gloss
2025-09-23T07:18:29Z
Aston Martin представил роскошную детскую коляску стоимостью $3000
Gloss
2025-09-22T17:12:39Z
Meta представила умные очки Ray-Ban Display: ИИ-функции, экран в линзе и сенсорный браслет
Gloss
2025-09-18T12:09:32Z
How Ruoyun Dai's journey from architecture to digital design is changing contemporary gallery experiences
Elle
2025-09-12T12:18:54Z
Не отличить от мясных: Если рыбные котлеты то только так
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Очень вкусный завтрак! Так яйца вы ещё не готовили. Простой и быстрый рецепт на завтрак. Рекомендую!
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Мы съели сердечки быстрее, чем шашлык! Вот это да
InfoHome
2025-05-06T10:45:45Z
Самые вкусные сырники из творога без муки, манки, крахмала
InfoHome
2025-05-03T06:57:59Z
Эти фрикадельки тают во рту! Лучший рецепт Фрикаделек с овсяной кашей в мультиварке
InfoHome
2025-05-03T06:55:06Z
Невероятно вкусный ужин для всей семьи. Так готовлю макароны 3 раза в неделю! Очень вкусно и быстро!
InfoHome
2025-05-03T06:55:05Z
Куриные крылышки на сковороде без фритюра за 30 минут
InfoHome
2025-05-02T06:42:59Z
Пирог Яблочный взрыв вкуснее торта, еще один быстрый рецепт вам в копилочку
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z
Капуста с яйцами вкуснее мяса! Я готовлю так капусту каждую неделю! Простой и вкусный рецепт капусты
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z