Раде намерены модернизировать Генеральную схему планирования территории Украины, пишет Курс Украины.
Оказывается, Украина минимум полтора десятка лет живет по Генеральной схеме планирования территории. Однако в Верховной Раде считают эту схему устаревшей и намерены ее модернизировать. Новая будет интерактивной, многоплановой и с привязкой к спутниковым данным.
Морально устарела
Речь идет о законопроекте "О внесении изменений в Закон "О регулировании градостроительной деятельности" относительно Генеральной схемы планирования территории Украины". Документ принят в среду, 3 февраля, в первом чтении (258 депутатов проголосовали "за").
Один из авторов проекта – народный депутат Александр Дубинский (со 2 февраля внефракционный), Анна Бондарь и другие представители фракции "Слуга народа", депутат группы "За майбутне" (Виктор Бондарь, Тарас Батенко и Виктор Мьялик). Следовательно, голосов под проект изначально было достаточно.
В чем, собственно, проблема? В 2000 году Верховная Рада приняла закон "О планировании и застройке территорий", а уже в 2002 году Украинский научно-исследовательский институт "Дипромисто" разработал Генеральную схему планирования территории Украины. Чтобы утвердить и ввести в действие эту схему, парламент в том же 2002 году принял специальный закон – "О Генеральной схеме планирования территории Украины".
Зачем вообще нужна Генеральная схема
Действующая Генеральная схема размещена на сайте института. Это многостраничный документ, в нем есть и пояснительная записка в несколько десятков страниц, и графические материалы, и таблицы. Под нее, как задумывалось изначально, должны "подтягиваться" такие же схемы, разработанные для отдельных территорий, регионов.
Если суммировать всю информацию, то, можно сказать, что Генсхема – это о том, что, где и как развивать: транспорт, промышленность, расселение людей.
Авторы законопроекта, о котором идет речь, считают схему устаревшей. Как сказано в пояснительной записке, за 18-летний период реализации Генеральной схемы в развитии нашего государства произошли существенные изменения, поэтому необходимо разработать принципиально новые подходы к территориальному развитию Украины.
Принципиально новое
Ключевая новация, предложенная депутатами, – Генеральная схема не будет градостроительной документацией. Вместо этого предложено называть ее "основной вид документации по планированию территорий на государственном уровне". Однако Главное научно-экспертное управление Верховной Рады подчеркивает: "Это приведет к ослаблению ее (схемы) значения в градостроительной деятельности".
Ведь, как обращают внимание парламентские эксперты, региональные программы развития должны согласовываться именно с градостроительной документацией (статья 5 закона "О градостроительной деятельности"). Также статья 2 закона "О градостроительной деятельности" гласит, что градостроительная документация как раз и есть "основным инструментом государственного регулирования планирования территорий".
Эта правка может породить коррупцию, решили в профильном парламентском комитете.
Заодно Главное научно-экспертное управление Верховной Рады обращает внимание и на то, что авторы проекта намерены снять требование о стратегической и экологической экспертизе и оценке градостроительной документации.
Пространственное измерение
Стоит отметить, что авторы проекта поддались веянию времени и Генеральную схему хотят видеть как интерактивную систему комплекса пространственных моделей. Из дальнейшего описания следует, что это карта в цифровой форме с основными характеристикам территорий.
Интерактивная система будет содержать, помимо привычных данных, еще и предложения по развитию от органов государственной власти, местного самоуправления, граждан, а также данные о возможных проявлениях потенциально опасных природных явлений и влияний техногенных объектов. Все это нужно для оптимального согласования всех отраслевых стратегий и общегосударственных целей в пространственном измерении.
Денег нет
Еще одно существенное нововведение – по проекту депутатов Генеральную схему будет не только заказывать и разрабатывать, но и утверждать Кабмин. Главное научно-экспертное управление – против, так как это прерогатива Верховной Рады, да и парламентский контроль не помешает. С ним солидарен и антикоррупционный комитет Рады.
И, наконец, новая Генеральная схема будет действовать бессрочно.
Но будет ли разрабатываться новая Генеральная схема, вопрос спорный. В заключении парламентского бюджетного комитета цитируется экспертное заключение Министерства финансов:
"Согласно информации Минрегиона только для создания градостроительного кадастра на государственном уровне в 2021-2023 годах потребуется около 32 млн грн… Создание Генеральной схемы планирования территорий Украины будет требовать расходов из госбюджета, источники покрытия которых в 2020 году не определены".
Государственное с региональным
В Верховной Раде к проекту отнеслись позитивно, хотя и не без замечаний. Объяснял, зачем это нужно, народный депутат Олег Дунда ("Слуга народа"):
"Это вид градостроительной деятельности, он есть во многих странах. Срок Генеральной схемы истек 1 января 2021 года. Что мы пытаемся еще этим проектом решить? Мы должны согласовать государственные интересы с региональными и дать Минрегиону отработать схемы по конкретным территориям. Это предоставит инструмент для каждой громады".
Однако Владимир Вятрович ("ЕС") нашел в проекте "откровенно неприемлемые вещи". В частности, он сказал, что технические документы стратегического уровня должны приниматься Верховной Радой, а также отметил, что если документация не градостроительная, то, соответственно, с ней не должны согласовываться градостроительные документации на уровне регионов, населенных пунктов.
"Это бескрайнее поле для коррупции и хаотической застройки. Словно бы этого недостаточно, контрольный выстрел – авторы предлагают изъять из действующего закона норму о западной экспертизе и оценке градостроительной документации!",– возмутился он.
"И что еще хуже, срок действия – бессрочный. Документ должен быть длительным, но не бессрочным",– возмутился Тарас Бакунец.
Но несмотря на все возмущения, 258 парламентариев поддержали проект в первом чтении.
Неизвестно за чей счет
На самом деле, будет Генеральную схему планирования территории Украины утверждать Кабмин или Верховная Рада, разницы нет никакой, потому что мы говорим о документах, которые в любом случае должны утверждаться архитектурной инспекцией, считает политический эксперт Алексей Буряченко. Он подчеркнул, что риски в другом: что схему предполагается принять бессрочно и что она не будет относиться к градостроительной документации.
"Авторы проекта тем самым уходят от получения соответствующих разрешительных документов. Бессрочность – также риск, поскольку, мы прекрасно понимаем – время меняется, и то, что актуально сейчас, например, план застройки, рекреационные зоны, особенно, когда полномочия по децентрализации перешли в территориальные громады – это неправильно. Более того, как без согласования с архитектурой (инспекцией, надзором) утверждать (градостроительные планы, документацию) – по хотелкам?"– отмечает эксперт.
По мнению Алексея Буряченко, получится абсолютная каша. В качестве примера он приводит крупные города, где есть заброшенные застройки, которые начинались, минуя получение необходимых разрешений. Сейчас они заброшены и вряд ли будут достроены.
"Слишком преждевременно и слишком дерегулирует это безопасность граждан, которые будут жить и работать на построенных (в будущем) без разрешений объектах. Потому что, если бы согласования были нужны, как раньше, то подрядчик обязан был бы действовать в разумных рамках.
А если эти рамки убрали, то какой с него спрос? Можно построить любой бред, да еще и государственные средства заработать (на создании Генеральной схемы). Они себе придумают какую-то схему за 50-100 млн гривен и выдают ее на-гора. А нам что с ней делать?"– высказывает опасения Алексей Буряченко.