В целом, ситуация на последних «Дакарах» в зачетах автомобилей и грузовиков выглядит похожей – есть две, максимум три сильные команды, которые способны регулярно бороться за высшие места по итогам марафона.
Но это только на первый взгляд – хотя бы потому, что в автомобильной категории обе основные команды (то есть Toyota Gazoo Racing и X-raid Team) тянут за собой еще немало различных полузаводских и клиентских программ, благодаря которым получают возможность выставить на старт «Дакара» примерно пару десятков экипажей любого класса.
Подобного практически не наблюдалось у нынешних фаворитов грузового зачета, то есть у KAMAZ-master и MAZ-SPORTauto – это почти полностью «замкнутые на себя» системы, которые по минимуму взаимодействуют с внешним рынком экипажей и техники.
Чуть ли не единственным исключением был эксперимент камазовцев с казахской Astana Motorsport Team в 2011-2013 годах, по итогам которого Артур Ардавичус на KAMAZ финишировал на «Дакаре» восьмым (2011) и третьим (2012).
Но продолжения уже не было – уже в 2014 году казахская команда работала с чешской Bonver Dakar Project (техника Tatra Jamal)….
Сейчас сложилось четкое разделение «грузовых» команд на две категории.
В первой – KAMAZ-master и MAZ-SPORTauto со всей их всесторонней правительственной поддержкой.
Фактически, это даже не заводские, а государственные команды, с серьезной технической базой и колоссальными испытательными программами.
Во вторую группу попадают остальные – небольшие частные команды и компании, которые самостоятельно (либо при совсем небольшой поддержке со стороны производителя) готовят гоночную технику.
При этом у большинства из них вся спортивная программа обычно сводится к двум, максимум трем стартам за сезон – «Дакар», Africa ECO Race да Silk Way Rally… Количество тестов тоже обычно сведено к минимуму – в Европе не особенно развернешься в поисках пустынь или бездорожья, а проводить полномасштабные испытания в Африке или на Ближнем Востоке далеко не всем по карману.
И не похоже, что в ближайшее время кто-либо из крупных производителей (уровня MAN, Mercedes, Renault) пожелает запустить собственную программу….
Ранее разрыв между двумя этими категориями (заводские команды и частники) успешно закрывала Team de Rooy.
Пока у нидерландцев был крупный спонсор (Petronas) плюс внимание со стороны производителя (DAF и GINAF, потом Iveco), ей удавалось время от времени сбивать KAMAZ-master с вершины (победы на «Дакарах» в 2012 и 2016 годах).
Плюс у де Рооя никогда не отказывались от работы с клиентами – на их Iveco Powerstar в свое время стартовали Алеш Лопрайс, Федерико Вильягра, тот же Артур Ардавичус… Сейчас Мартин Мацик на технике от Team de Rooy два года подряд финиширует в Топ-5 на «Дакаре».
Вопрос – сумеет ли какая-то из частных команд в ближайшее время достичь уровня Team de Rooy? Вариантов совсем немного – разве что нидерландские Mammoet Rallysport и Riwald Dakar Team (обе в той или иной степени связаны с Renault) да чешская Buggyra Racing с ее Tatra Phoenix… Возможно, еще Insta.
Forex Loprais Praga Алеша Лопрайса – но лишь при условии, что она сможет каждый год выставлять минимум два боевых экипажа.
Если же одной из этих команд удастся «взлететь» и хоть раз сместить камазовцев с вершины – она станет героем на много лет!.