Когда студенты из Стэнфорда – Сергей Брин и Ларри Пейдж – в 1996 году создали новый способ поиска в интернете, их главным желанием было продать эту идею. Они написали в письме директору поисковой компании Excite: «Конечно, мы не хотим ничего продавать, но, так и быть, за $1,6 млн технология ваша». Юные программисты поторговались и опустили цену до $750 тыс. Но сделка так и не состоялась.
Вскоре после этого Сергей и Ларри навсегда вошли в историю: они придумали Google. По данным Forbes, в 2020 году рыночная стоимость корпорации Alphabet, куда входит и компания Google, оценивалась в $1 трлн.
Редакция MC.today рассказывает, как мальчик из Советского Союза создал то, чем люди пользуются и спустя 20 лет, а также занял девятую строчку в списке самых богатых американцев 2020 по версии Forbes.
В 6 лет переехал в Америку
В 1977 году Михаил Брин, отец будущего предпринимателя, побывал на математической конференции в Варшаве. Там он познакомился с коллегами, которые обещали ему помочь с эмиграцией. Вернувшись в Москву, он объявил семье, что нужно переезжать в Америку.
Через два года семье наконец удалось это сделать. Так, в шесть лет советский мальчик Сережа стал американцем Sergey Brin. Все члены семьи получили гражданство США в 1979 году.
Сергей Брин в детстве. Источник: Uofa
Семья Брин поселилась в американском штате Мэриленд. Отец устроился преподавателем математики в университете, а мать занялась научными исследованиями в Национальном аэрокосмическом агентстве США (NASA).
Сергея определили в школу Монтессори, где развивали творческие способности ребенка. При этом домашние уроки по математике оставались главным занятием Сергея. Его родители окончили математический факультет МГУ и с детства прививали сыну любовь к этой науке.
В 17 лет Сергей вместе с классом приехал в Москву на экскурсию. Поездкой руководил отец Сергея. Юношу настолько впечатлила обстановка в России в начале 90-х, что он сказал отцу:
«Спасибо, что забрал нас всех из России».
Подружился с Ларри Пейджем и придумал Google
Летом 1995 года студент второго курса Сергей Брин проводил экскурсию по Стэнфордскому университету для будущих студентов. Сам он уже получил степень доктора наук по информатике и начал работать над диссертацией. В числе студентов был и выпускник инженерного факультета Мичиганского университета Ларри Пейдж. Уже при первой встрече они разошлись во мнениях почти по всем вопросам.
«Мы оба посчитали друг друга несносными», – сказал Сергей Брин после первого дня знакомства с Пейджем.
Сергей Брин и Ларри Пейдж. Источник: Business Insider
Тем не менее их объединил общий интерес. Вместе они искали способ, как сортировать информацию в интернете. В какой-то момент им пришла в голову идея: если пользователи часто заходят на какой-то сайт, значит, он действительно им полезен.
Чем полезнее сайт, тем он популярнее. То есть поисковая система должна выдать такой сайт в числе первых. Сначала технологию назвали PageRank (англ. классификация страниц. – Прим. ред.). Но в 1997 году ее переименовали в Google и зарегистрировали домен google.com.
Кстати, гугол – это число. Чтобы изобразить его на бумаге, нужно поставить единицу и сто нулей. По словам создателей, название символизирует информационный порядок, который они стремились навести в интернете.
Вместе с партнером получил первые $100 тыс. на развитие и организовал бизнес в гараже
Друзья неоднократно пытались продать свою систему поиска, но каждый раз получали отказ. Чтобы заняться Google самостоятельно, им нужны были деньги. Тогда Сергей и Ларри написали бизнес-план, под который нашли первого инвестора. Этим человеком оказался немецкий предприниматель Энди Бехтольшайм. Именно он выписал интернет-предпринимателям чек на первые $100 тыс.
Ежемесячно $1700 уходило на аренду «офиса». Это был обыкновенный гараж, который друзья снимали у будущего генерального директора YouTube Сьюзан Войчицки. Как рассказывает сама Сьюзан, ее не пришлось долго уговаривать. Во-первых, это был неплохой доход, а во-вторых, так она получила работу. Сьюзан Войчицки на позиции менеджера по маркетингу стала 18-й по счету, кого официально приняли в штат Google.
Гараж, в котором началась история Google. Источник: Business Insider
Don’t be evil (англ. «Не будь злым». – Прим. ред.) – такой девиз для Google утвердил Сергей Брин в 2000 году. Как пишет издание The Verge, это было своего рода напоминание сотрудникам компании о честности и объективности. Как раз в тот период в Google запустили платную рекламу по ключевым словам: первые строчки в поиске занимали сайты, которые заплатили за это. Партнеры не хотели, чтобы доходы от такой рекламы затмили истинный замысел их поисковой системы.
Через 15 лет слоган заменили на Do the right thing (англ. «Делай правильные вещи». – Прим. ред.).
Совместное фото команды Google в Пало-Альто, Калифорния. Источник: The Guardian
Купил Android и YouTube, хотя в них никто не верил
Платная реклама по ключевым словам работала так: компании соревновались за место в первых строчках поиска. Они давали объявления со ссылкой на свой сайт. Если человека заинтересовала реклама, он нажимал на нее и переходил на сайт определенной компании. Стоимость такого продвижения была от $0,05 за клик. Чем больше кликов, тем больше переходов на сайт – и тем больше зарабатывал Google.
Создатели развивали не только свои продукты, но и инвестировали в готовые проекты. Так, в 2005 году Google купила небольшую компанию по производству программного обеспечения Android. Стоимость сделки составила $50 млн.
Практически никто из сотрудников Google не обратил внимание на такое решение. Даже Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании, в 2009 году признался:
«Однажды Ларри и Сергей купили Android, а я даже не заметил».
Сегодня Android – самая популярная в мире операционная система для смартфонов. По данным Statista, на нее приходится почти 72% всего рынка программного обеспечения для смартфонов.
В 2006 году Брин и Пейдж выкупили видеосервис YouTube. Как пишет The Guardian, на тот момент это была крупнейшая покупка компании, а цена – ошеломляющей. Вот что сказал Стив Баллмер, в то время исполнительный директор Microsoft:
Если вы верите, что это будущее телевидения, то оно явно стоит $1,6 млрд.
Сергей Брин целился не столько в технологию видеохостинга, сколько в зрителей. Прежде всего его интересовало то количество пользователей, которое тогда уже было на YouTube. По версии аналитического портала Alexa на сегодня YouTube – второй по популярности сайт в мире.
Кроме того, Сергей Брин интересовался космосом. В июне 2008 года он инвестировал $4,5 млн в компанию Space Adventures, которая занимается космическим туризмом. На сегодняшний день через эту компанию в космосе уже побывало восемь туристов.
Постоянно занимается благотворительностью
Ларри Пейдж и Сергей Брин организовали филантропическую организацию Google.org. Она помогает бороться с бедностью и старением, заботится о сохранении природы на Земле и занимается проблемами климата.
В 2010 году Сергей Брин публично заявил: у него есть ген, который может вызвать болезнь Паркинсона. В связи с этим он проинвестировал проект 23andme, который позволяет выявить предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям.
Сергей Брин в 2018 году. Источник: Business Insider
Продолжает делать «безумства»
В декабре 2019 года Сергей Брин и Ларри Пейдж объявили, что больше не будут занимать руководящие позиции в Alphabet (материнская компании Google. – Прим. ред.). Вместо них управление компанией возьмет на себя действующий гендиректор Google Сундар Пичаи. В то же время основатели останутся в совете директоров и будут принимать стратегические решения.
В своем совместном открытом письме соучредители написали:
Мы сделали много вещей, которые в то время казались безумными. У многих из этих «безумств» – Google Maps, YouTube, Chrome и Android сейчас более миллиарда пользователей. И мы не остановились на этом. Мы все еще пытаемся делать то, что другие люди считают безумным.