MY.UAСтатьи
«Открывают хорошую пиццерию, а потом добавляют в меню шашлык и селедку». Почему Савва Либкин больше не будет продавать франшизу
«Открывают хорошую пиццерию, а потом добавляют в меню шашлык и селедку». Почему Савва Либкин больше не будет продавать франшизу

«Открывают хорошую пиццерию, а потом добавляют в меню шашлык и селедку». Почему Савва Либкин больше не будет продавать франшизу

Савва Либкин – известный одесский ресторатор, владелец ресторанов «Дача», «Компот», «Тавернетта». В этом году они вместе с писателем Антоном Фридляндом выпустили книгу о ресторанном бизнесе в Одессе, о городе, местной кухне, любви к еде и жизни и деньгах, потерянных и заработанных.

Редакция MC.today публикует главу из книги «Бизнес по–одесски. Как построить сеть, сохранив себя». Она посвящена тому, как Савва находил бизнес–партнеров и какие уроки для себя вынес.

Купить книгу можно на сайте издательства BookChef.

Партнерство  радости и боли. Франчайзинг

Отдельная разновидность партнерства – это франчайзинг. Мне доводилось выступать в роли франчайзера два раза: в первом случае – с брендом “Пан-Пицца”, во втором – с брендом “Компот”. И в обеих случаях этот опыт оказался довольно печальными. Сейчас расскажу, почему.

Первый договор с франчайзи на использование бренда и бизнес-модели “Пан-Пицца” был заключен в 2003 году. Спустя некоторое время франчайзинговые “Пан-Пиццы” работали в Днепре, Донецке и Херсоне. Но очень быстро ситуация вышла из-под контроля – в этом была и наша вина, и вина наших франчайзи.

Мы со своей стороны, наверно, недостаточно глубоко и четко формализовали проект. Разумеется, существовала “библия бренда”, но все владельцы бизнесов воспринимали ее по-разному. А поскольку мы находились в Одессе, а они – в других городах, мы не могли ежедневно контролировать соответствие их работы нашим требованиям.

Разумеется, наши представители регулярно приезжали на их объекты, но это происходило не чаще раза в месяц, а в остальное время франчайзи были предоставлены сами себе и активно занимались “творчеством”.

Все, что можно было изменить или, по их мнению, “улучшить”, они меняли и “улучшали”. Но франчайзинг – это не зона творчества, успешность проекта строится на четком следовании нормам, прописанным владельцем бренда.

В результате такого “творчества” где-то в меню появилась печеная картошка, где-то – селедка, еще где-то – шашлыки. В общем, со временем пиццерии в разных городах стали выглядеть совсем по-разному, и от концепции под названием “Пан-Пицца” в них осталась только вывеска и часть меню.

Почему так произошло? Что заставило предпринимателей вместо того, чтобы скрупулезно следовать успешной бизнес-модели, за использование которой они заплатили немалые деньги, пытаться сломать ее об колено?

Думаю, происходит это примерно так… Допустим, вы бизнесмен без навыков работы с общепитом. Вы решаете открыть свою пиццерию: формат востребованный, вложения понятные, прибыль прогнозируемая. И вот, вы заключаете франчайзинговый договор. Вам дают необходимые представления о том, как должна функционировать пиццерия, и вы начинаете работать. Работаете три-четыре месяца – все хорошо.

А потом начинают появляться советчики. Кто-то из друзей говорит вам: пицца у тебя отличная, но почему бы тебе не добавить в меню еще и шашлыки, ведь все их так любят. И вы думаете: а действительно, почему бы не добавить? Это ваш бизнес, построенный за ваши кровные деньги, а что касается франчайзингового договора, то он не перед глазами, а где-то на дне сейфа в кабинете бухгалтера. Так начинается разрушение первоначальной концепции, и этот процесс уже не остановить, ведь шашлыки влекут за собой плов, лаваш с сыром, хачапури, хинкали и так далее.

В те годы никакого юридического инструмента воздействия на франчайзи у нас не было. Думаю, и сейчас такие инструменты существуют лишь в теории. Вы можете контролировать франчайзи  лишь в том случае, если они покупают у вас не только право использования бренда и бизнес-модели, но и сам продукт – в этом случае у них остается слишком мало пространства для маневров.

В общем, мы решили, что вместо того, чтобы пытаться реанимировать “Пан-Пиццу” в других регионах, проще будет это сотрудничество свернуть. Некоторые франчайзи откололись сами, с другими мы прекратили отношения. Если это сотрудничество и принесло нам какие-то деньги, то мизерные.

Ничему не научившись на собственных ошибках, в 2015 году я предоставил право на открытие кафе “Компот” в Киеве компании FM Group. В свое оправдание хочу сказать, что предложение было очень заманчивым. Все средства инвестируют партнеры, а я предоставляю торговую марку, меню, технологии и все остальное. Также с моей стороны – авторский надзор над реализацией интерьеров и обучение персонала. А взамен я получаю процент от прибыли и возможность быстро и мощно привести бренд “Компот” в столицу.

Поначалу все шло хорошо. Практически любые мои требования к проектам исполнялись без обсуждений. Хочешь, чтобы в “Компоте” на Лыбедской площади по кругу ездил небольшой трамвай (раньше на этом месте размещалось трамвайное депо) – без проблем! Остальные мои идеи тоже воплощались легко и быстро.

В рамках этого партнерства в Киеве открылись три “Компота”: первый – в здании Планетария возле Олимпийского стадиона, спустя полгода – второй, уже упомянутый выше, в ТРЦ Ocean Plaza на Лыбедской, потом третий, самый большой – на Речном вокзале. Поначалу стандарты работы заведений были жесткими и, что самое главное, они выдерживались. Но со временем все стало размываться.

Партнеры к тому времени уже жили другими интересами, готовя к открытию новые проекты. Киевские “Компоты” стали операционным бизнесом, и управление ими перешло в руки к управляющим и директорам. Эти люди были заинтересованы не в том, чтобы поддерживать в “Компотах” какой-то полу-мифический “одесский дух” – от них требовалось показывать в отчетах необходимую прибыль. И если будучи собственником своих “Компотов” я могу найти компромисс между прибылью и сохранением души заведения, то на правах миноритарного партнера, живущего к тому же в другом городе, я это делать не смог. Трамвайчик, ездивший по кругу, сломался, и никто уже не стал его чинить.

Со временем я стал получать все больше негатива от гостей, посещавших киевские “Компоты”. Одни жаловались на сервис, другие – на качество блюд, третьи – на отсутствие души у заведений. Гостям не было дела до того, какова моя степень участия в этих проектах. Для них любой “Компот” был заведением Саввы Либкина, и я даже не пытался убедить их в обратном. Я начал понимать: то, что происходит в киевских “Компотах”, бьет по бренду “Компот” в целом.

В начале 2020-го мы с FM Group пришли к договоренности о том, что “Компоты” в Киеве должны сменить вывеску – это должно было произойти в начале лета. Но в связи с карантином вывески до сих пор на месте, хотя к этим заведениям я давно не имею никакого отношения.

Думаю, главная проблема того, что это сотрудничество не стало успешным, заключается в том, что мы на старте четко не прописали юридические обязательства обеих сторон. Мы оперировали понятийными договорами, а система понятий, как показывает опыт, у каждого своя, и более того, со временем эти понятия могут меняться. Я не жалею об этом опыте, но не планирую повторять его в будущем. Эксперименты с предоставлением франшизы для меня закончены – по крайней мере, в существующих на сегодняшний день проектах.

Абсолютное доверие в бизнесе, на мой взгляд, является инфантильной фантазией. Нет, разумеется, ты должен доверять тем, с кем работаешь, не пытаясь проконтролировать каждый их шаг. Но при этом необходимо быть готовым к тому, что наступит момент, когда ваши интересы, взгляды и стремления перестанут совпадать. И тогда вы обратитесь к документам, в которых ваши отношения закреплены. Так что партнерство должно строиться на здоровой и честной взаимозависимости, при этом тщательно оформленной юридически.

Владельцам торговых марок, которые планируют выступать в качестве франчайзеров, я могу посоветовать лишь одно: все начинается с четко прописанной юридической базы и ею же заканчивается. Залог хороших отношений в любом партнерстве – детальная проработка на бумаге всех нюансов этих отношений. Нужно максимально подробно конкретизировать все детали будущего сотрудничества, включая систему его прекращения.

Если в основу партнерства ложатся хорошие отношения между людьми, никак не подкрепленные юридически, то велик шанс, что со временем эти отношения, уже не просто человеческие, но еще и деловые, безнадежно испортятся. С фраз “я тебя уважаю, ты меня уважаешь”, “мы давно друг друга знаем”, “давай просто ударим по рукам” для любого бизнеса начинается дорога в никуда.

А людям, которые подумывают о том, чтобы стать франчайзи, я хочу задать вопрос: вы уверены, что вам нужна франшиза? Возможно, вы сможете все сделать самостоятельно – построить бренд и наладить процессы. Быть может, на каких-то этапах вам придется привлекать к этому сторонних специалистов, порою довольно дорогостоящих. Но в результате у вас будет собственный бизнес, не зависящий от чужого бренда и от отношений с его владельцем.

Одним словом, в историю с франчайзингом я наигрался и больше в эту реку не войду с имеющимися проектами. А стоит ли это делать вам – решайте сами.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Победительница "Холостяка-13" Инна Белень сделала сразу две пластические операции
Gloss
2025-06-13T15:39:49Z
Виталий Козловский выплатил долг Кондратюку и громко вернулся на сцену
Gloss
2025-05-12T16:52:12Z
Надувная Ким Кардашьян появилась в центре Нью-Йорка на Таймс-сквер
Gloss
2025-03-05T16:12:56Z
Россияне украли песню Златы Огневич и используют ее на пропагандистских мероприятиях
Gloss
2025-02-27T15:25:00Z
Потап дал 3-часовое интервью Дудю: репер утверждает, что помог Украине на 100 миллионов гривен
Gloss
2025-02-10T15:03:53Z
20-летняя модель завоевала титул «Мисс Украина 2024»: она представит страну на конкурсе «Мисс Мира»
Gloss
2024-12-06T16:30:50Z
В сети рассекретили имя мужчины, который должен был стать героем шоу «Холостяк-13» вместо Терена
Gloss
2024-11-29T17:16:39Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 8 от 19.04.2025
InfoHome
2025-04-27T07:06:58Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 7 от 12.04.2025
InfoHome
2025-04-21T08:30:48Z
Louis Vuitton в Пасхе выпустили шоколадную сумку в форме яйца: цена впечатляет
Gloss
2025-04-04T13:51:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 3 от 15.03.2025
InfoHome
2025-03-24T09:39:51Z
Хроматическая революция Лары Джулиан: Год тихой силы и расколотого великолепия
Ukraine Art News
2025-03-23T19:00:55Z
Любимая музыка короля: Чарльз III поделился своим личным плейлистом
Gloss
2025-03-18T16:15:49Z
Crocs выпустили пушистые и глазастые тапки в коллаборации с «Корпорацией монстров»
Gloss
2025-02-07T17:12:54Z
МастерШеф 14 сезон. Випуск 18 від 28.12.2024
InfoHome
2025-01-08T16:45:55Z
Balenciaga представила очень минималистичную обувь The Zero
Gloss
2024-12-04T18:36:54Z
Украинский трейлер фильма «Несокрушимый» с Дуэйном Джонсоном, а также Олександром Усиком
KinoFilms
2025-06-16T10:36:33Z
Топ-5 лучших сериалов, которые вышли в 2025 году: по версии критиков и зрителей
Gloss
2025-06-11T12:42:45Z
Украинская фантастика: драма «Ты — космос» получила трейлер и дату премьеры
Gloss
2025-05-22T15:40:09Z
Украинский трейлер боевика «Никто 2» с Бобом Оденкирком
KinoFilms
2025-05-15T08:09:29Z
Украинский трейлер фильма «Иллюзия обмана 3»
KinoFilms
2025-05-15T07:21:31Z
Украинский трейлер комедийного боевика «Шпионка на свадьбе»
KinoFilms
2025-05-12T11:48:33Z
Украинский трейлер хоррор-триллера «Опасное животное» с Джайем Кортни
KinoFilms
2025-05-12T08:30:43Z
Netflix показал тизер финального сезона «Игры в кальмара»: дата премьеры
Gloss
2025-05-06T10:37:20Z
Украинский трейлер комедии «Роузы» с Бенедиктом Камбербетчем
KinoFilms
2025-05-02T09:07:07Z
Празднование на природе: идеи для любого времени года
Gloss
2025-05-13T06:40:26Z
Вкусная и дешевая намазка к бутербродам на пасху. Не успевала подавать на стол
InfoHome
2025-04-09T16:54:38Z
5 альтернативных видов спорта
Men's Life
2025-03-31T07:33:45Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Гольф на снегу
Men's Life
2024-12-30T20:57:37Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
Американец и британка с высшим образованием не смогли сдать украинский НМТ по английскому языку
Gloss
2025-06-17T16:15:54Z
Болезни офисных работников
Men's Life
2025-06-17T08:18:34Z
Всё, что необходимо знать о солнцезащитных средствах
Men's Life
2025-06-16T08:42:47Z
Hermès выпустил первые в своей истории наушники: особенности и цена
Gloss
2025-06-17T15:36:38Z
Apple представила iOS 26 — впервые за 10 лет с новым дизайном под названием «Жидкое стекло»
Gloss
2025-06-10T15:45:58Z
В Словакии готовят к серийному производству спорткар Air Car 2, который превращается из авто в самолет за 80 секунд
Gloss
2025-05-12T18:10:04Z
Очень вкусный завтрак! Так яйца вы ещё не готовили. Простой и быстрый рецепт на завтрак. Рекомендую!
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Не отличить от мясных: Если рыбные котлеты то только так
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Мы съели сердечки быстрее, чем шашлык! Вот это да
InfoHome
2025-05-06T10:45:45Z
Самые вкусные сырники из творога без муки, манки, крахмала
InfoHome
2025-05-03T06:57:59Z
Эти фрикадельки тают во рту! Лучший рецепт Фрикаделек с овсяной кашей в мультиварке
InfoHome
2025-05-03T06:55:06Z
Невероятно вкусный ужин для всей семьи. Так готовлю макароны 3 раза в неделю! Очень вкусно и быстро!
InfoHome
2025-05-03T06:55:05Z
Куриные крылышки на сковороде без фритюра за 30 минут
InfoHome
2025-05-02T06:42:59Z
Капуста с яйцами вкуснее мяса! Я готовлю так капусту каждую неделю! Простой и вкусный рецепт капусты
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z
Пирог Яблочный взрыв вкуснее торта, еще один быстрый рецепт вам в копилочку
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z