Как понять проблемы пользователя? Как создавалась компания, которая стоит более миллиарда долларов? Нужны ли IT-инкубаторы? Почему нельзя романтизировать стартапы? И, наконец, является ли культура поведения инструментом для достижения результата?
Ответы – в «Гараже Джобса».
Новый герой – Игорь Жаданов, CEO Readdle.
Украинская компания Readdle – это более чем 145 миллионов загрузок, 184 специалиста, 14 лет работы для Apple, 40 продуктов (из которых 32 были «опытом ошибок», как говорит Игорь, а восемь стали успешными).
Самый большой источник энергии – это результат
Когда ты видишь, как работает команда, как каждый инженер не просто пишет программу, а добавляет ценность для пользователя в каждый этап разработки, и, соответственно, в конечный продукт, когда ты понимаешь, что финансовый результат – это побочный продукт твоей деятельности, а главная ценность создается в тот момент, когда ты общаешься с пользователем, твоя деятельность становится главным источником энергии для тебя.
В 2007 году мы впервые увидели айфон и уже тогда поняли, что за ним – будущее. Почему? С этим устройством ты не должен под что-то подстраиваться, например, под клавиатуру. Оно просто «живет» у тебя в руках.
И тогда мы поставили перед собой цель – создать лучший способ читать книги и документы на айфоне. И мы достигли своей цели. На конференции для разработчиков Apple использовал наш сервис, демонстрируя как можно взять программу для айпада и запустить ее на Маке нового поколения.
Мы разделяем философию Apple
За первые три месяца мы собрали 60 тысяч пользователей, при этом мы не превратились в машину по зарабатыванию денег.
Мы инвестируем максимум усилий в то, чтобы создать ценность для пользователя, получая от него обратную связь. Техническая сторона вопроса – это второстепенно.
Наши инженеры принимают активное участие в создании нового продукта не только как инженеры-разработчики. Каждый член команды имеет право голоса и может внести свою лепту в то, каким будет конечный продукт для пользователя. И команда прислушивается, если кто-то из разработчиков говорит «нет».
Ценность – это когда ты понимаешь пользователя. И каждый разработчик стремится понять пользователя не только со стороны своего участка работы, но и с позиции конечного продукта.
Команда — это очень важно
Чем раньше ты имеешь нужное тебе количество людей, которые разделяют твои ценности и стремятся решить одну задачу сообща, тем ближе положительный результат.
Собственниками Readle являются четыре партнера. Это – немало. Иногда нас спрашивают, как нам удается балансировать в отношениях друг с другом. Могу сказать: это непросто. Мы все очень разные, у нас разные привычки и разные компетенции.
Однако мы сумели найти баланс, и сегодня каждый берет на себя то, в чем он профессионал.
В Украине ситуация с партнерскими отношениями в бизнесе неоднозначная. Трудно ответить на вопрос, как лучше – стартовать одному или сразу искать партнеров. Вероятно, это зависит от ситуации. Честно говоря, я не верю в то, что можно создать что-то великое в одиночку или усилиями малой команды.
У нас в Readdle сегодня работает 184 человека. Это самое большое достояние компании. Мы инвестируем в то, чтобы создать глобальную компанию, и строим процессы таким образом, чтобы местонахождение каждого человека не влияло на результат.
Карантин только ускорил этот процесс. Конечно, не все получается сразу, у руководителей работы прибавилось в разы, но мы понимаем, что идем в нужном направлении, и, в целом, все получается.
Безусловно, некоторым людям в команде трудно работать удаленно. Психологически трудно. Я называю это «карантинным налогом». Это и правда нелегко для дружной команды – не иметь возможности собраться и пообщаться не только по вопросам работы.
Но, когда мы говорим о глобальности, мы понимаем, что…
- Благодаря интернету наши пользователи есть везде.
- Благодаря интернету конкуренты есть везде.
- Благодаря интернету нашу работу оценивают не по тому, что происходит в Одессе, где наш головной офис, а по тому, что происходит в мире.
Любая украинская компания может создать свой продукт и выйти на глобальный рынок
Мы с самого начала ориентировались на международный рынок. Мы понимали, что наш типичный пользователь – это человек, который находится, например, в Штатах, в Великобритании, в Германии или еще где-то.
Это влияет на определенные процессы, которые ты формируешь в компании с первого дня. Для бизнеса очень трудно сменить бизнес-модель. Также для любого бизнеса очень трудно изменить культуру.
Если ты разрабатываешь, например, компьютерные игры, выходишь на определенный уровень, тебе будет невероятно сложно перестать делать это и начать разрабатывать что-то другое.
С этой проблемой столкнулись аутсорсинговые компании, которые хотят разрабатывать свои продукты, но не могут изменить свою устойчивую бизнес-модель. Бизнес-модель рождает определенную культуру, а культура влияет на те решения, цели и ориентиры, которые компания ставит перед собой.
Могу сказать, что я не видел ни одной аутсорсинговой компании, которая успешно перешла бы на продуктовую бизнес-модель. Я видел продуктовые компании, которые финансировались из аутсорсинга, но строились они с нуля.
Прежде всего, это вопрос рисков.
Если ты – стартап, который живет на рынке три, пять, десять, тринадцать лет (как в нашем случае), ты большую часть «жизни» живешь, не зная что будет через полгода – год.
Если ты готов к тому, что твоя деятельность будет основана, в основном, на вере в свой продукт, а не на расчете и аналитике (как это, в принципе, должно быть в бизнесе), то ты выстраиваешь процессы и строишь культуру своего бизнеса, учитывая это.
Нам повезло. Мы начинали, когда «рынок награждал качество». Нам нужно было просто делать качественные продукты, и рынок их принимал.
Не нужно романтизировать стартапы
А сегодня это происходит довольно часто. Случается так, что команда, которая создает продукт, результат своей работы видит не в качественном продукте, а в объеме привлеченных инвестиций. Происходит замещение.
Бизнес не учитывает мнение конечного потребителя и сосредоточивается на процессе приукрашивания самой идеи. Когда же инвестиции привлечены, обратного процесса не происходит. Я видел компании, которые погружаются в бурную деятельность, направленную не на то, чтобы создать что-то новое, а показать сам процесс.
Вместе с тем, сейчас все больше встречается стартаперов, которые готовы учиться, делиться опытом, которые воспринимают мир широко и открыты ко всему новому. Это чувствуется.