Несколько лет назад у меня была компания, которая занималась разработкой MVP (Minimum Viable Product) для стартапов. Ко мне обратился заказчик с просьбой разработать iOS приложение для киноманов с достаточно обширным функционалом.
Тогда уже существовал готовый прототип с примитивным дизайном. Необходимо было сделать редизайн с доработкой функционала. Уже тогда у меня закрались подозрения, что одним редизайном дело не обойдется. Так и получилось.
Через полгода работы над редизайном и доработкой нового функционала, мы выпустили первую версию iOS приложения Raters, которая была опубликована на AppStore.
Зачем нужен еще один сервис о кино?
Raters – это рекомендательная платформа для любителей кино. Но зачем нужен еще один сервис о кино, если есть IMDB, Кинопоиск и Rotten Tomatoes?
Этим вопросом задаются все, кто впервые слышит о Raters. Но большинство существующих онлайн-платформ о кино ориентированы на рейтинги критиков или же зрителей, с которыми вы лично не знакомы.
А философия Raters заключается в том, что вы получаете рекомендации основанные на мнении людей, чьим кино-вкусам вы доверяете. Таким образом, вы получаете более релевантную рекомендацию, чем усредненное мнение десятков тысяч неизвестных вам пользователей.
Кроме того Raters позволяет ставить рейтинги и писать рецензии на фильмы, а также предоставляет персонализированную ленту с фильмами, которые посмотрели или собираются посмотреть ваши друзья. Каждый пользователь Raters имеет шкалу релевантности, которая показывает совпадение ваших кино-вкусов.
Таким образом, когда вы находите интересный фильм, можно посмотреть, какие отзывы оставили ваши друзья и на чье мнение стоит опираться. Также Raters предоставляет список стиминговых платформ, на которых можно посмотреть данный фильм.
Raters
Проблемы с интерфейсом могут привести к существенным потерям
Для продвижения разработанного приложения необходимы были средства, поэтому команда Raters собирала небольшой раунд инвестиций. Также на собранные средства была выпущена Android версия приложения.
К этой разработке ни я, ни моя компания отношения уже не имели, так как на тот момент полностью занимались разработкой собственного продукта Comin (о котором расскажу подробнее в отдельной публикации) и уже не брали заказы. Над приложением работали разработчики аутсорсинговой компании Digis, которая позже вошла в состав акционеров.
После запуска Android версии количество пользователей значительно выросло, а стоимость привлеченного пользователя существенно упала. Но в один момент, мы заметили, что активность андроид пользователей очень низкая, если не сказать нулевая. Причиной этого стали UX проблемы в интерфейсе Android-версии приложения.
Разработчики пытались исправить ситуацию, но часть маркетингового бюджета уже была потрачена неэффективно.
Как я стал совладельцем компании
Все это время я оставался в хороших отношениях с основателем стартапа Расимом Алиевым и стал неформальным советником компании. На тот момент я более 7 лет занимался разработкой и уже запускал собственные продукты на глобальном рынке. Я давал рекомендации непосредственно по разработке и продвижению. Следующие версии мобильных приложений и сайта платформы были сделаны под моим попечительством.
Осенью 2020 года я также участвовал в подготовке Pitch Deck и других материалов, которые были необходимы для привлечения инвестиций. Команда Raters перешла в активную фазу фандрайзинга. Но в каждом разговоре потенциальные инвесторы отмечали, что у приложения недостаточно пользователей.
Фонды не готовы были рисковать на данной стадии развития компании. Поэтому на для сбора средств Raters обратилась к компания Small Harbour, которая предложила сделать акцент на бизнес ангелах и частных инвесторах.
И уже в январе 2021 стартап Raters привлек Seed раунд инвестиций с многомиллионной оценкой. По решению инвесторов, точная оценка компании не разглашается. После этого раунда мой статус советника перешел из неформального в официальный. Кроме этого, мне предложили занять в компании должность CIO (chief information officer).
Ключевые аспекты привлечения инвестиций
Основатель и директор компании Small Harbour – Малаки МакДоннелл – прокомментировал закрытый раунд инвестиций. По его словам, они с удовольствием поддержали Raters. Они выполнили ключевые требования для привлечения инвестиций:
- У нас был продукт с четко определенными рыночными возможностями;
- Убедительный кейс в рамках уже разработанной стратегии;
- Хорошо подготовленный бизнес-план с четко сформулированными объяснениями, как будет повышаться ценность компании для инвесторов.
Small Harbour предоставила Raters доступ к базе данных подходящих инвесторов, которых привлекала эта возможность и квалификация EIS, что позволило закрыть раунд финансирования.
Текущие показатели
Команда Raters достаточно интернациональная: основатели родом из Азербайджана, R&D офис расположен в Украине, часть инвесторов – в Британии, там же зарегистрирована и сама компания.
За первый месяц после привлечения инвестиций, MAU (ежемесячные активные пользователи) платформы органически выросли на 363.5%. На момент публикации, их более 11 тыс. человек. Это получилось, потому что мы улучшили качество мобильных приложений и запуска веб-версии сервиса.
Основания аудитория платформы находится в США, Британии и Западной Европе. Однако за счет встроенного сервиса перевода рецензий на фильмы платформа имеет глобальную географию, которая на данный момент включает 170 стран мира.
Что дальше?
Средства, полученные на Seed раунде, мы потратим на развитие платформы, привлечение новых пользователей и на патентирование рекомендательного алгоритма, который используется в приложении.
А уже в конце 2021 года команда Raters планирует закрыть Series A раунд инвестирования.