Многие компании считают, что маркетинг нужен, когда ты продаешь массовый продукт конечному покупателю. Например, мотоциклы, услуги юридических компаний, беспроводные наушники и тд. В основе слова маркетинг — «маркет» (рынок). Если бизнес работает на каком-то рынке и является монополистом — маркетинг нужен в очень слабом его проявлении. Если же есть хоть один конкурент и выбор на рынке — маркетинг должен быть.
Рассмотрим маркетинг для сложных B2B направлений на примере бетонного завода, где производители находятся в постоянной конкуренции, так как их в каждом городе немного — 2-3 конкурента.
Такая конкуренция более жесткая, чем на рынке, где есть много маленьких конкурентов. Если ты побеждаешь одного конкурента, ты получаешь часть его прибыли.
Причины работы над маркетингом для бетонных заводов
-
Объем заказов на каждого из игроков рынка.
Например, Харьков, в момент написания статьи, занимает 4 место в мире по количеству строительных площадок. Можно себе представить количество денег, которое делят эти компании. -
Мошеннические схемы.
Из-за большого спроса развиты махинации, направленные на частный рынок. Посредники закупают бетон у производителя, разбавляют его водой и продают, как качественный материал, но по цене ниже производителя. Фальсификацию можно определить только со временем.
Какая роль маркетинга в бетонном заводе?
Задачи маркетинга можно разделить по направлениям деятельности, нацеленной на строительные компании — B2B, и нацеленной на частный сектор — B2C.
В B2B продажах длинный цикл сделки и большое количество людей, принимающих решение о выборе подрядчика. Поэтому основная задача маркетинга — быть на слуху и показать, что работа с заводом сделает крутым застройщика или увеличит количество упоминаний о нем в сети. Поэтому работа отдела маркетинга сводится к:
- брендированию техники;
- написанию и размещению PR-материалов с упоминанием завода и застройщика;
- подготовке и производстве подарков для разных лиц принимающих решение минимум дважды в год;
- разработке коммерческих предложений;
- фото и видео-съемке со строительных площадок.
Работа с частным рынком точно подкрепляет направление B2B, но у маркетинга другая задача. Необходимо ценностно выделяться среди конкурентов и косвенно обосновывать цену готового продукта. Тут маркетинговый отдел работает с:
- регулярными публикациями в социальных сетях на темы «Выбора бетона» и «Как не быть обманутым»;
- ведением YouTube канала, несмотря на то, что это не самая простая тема;
- фото и видео съемками с частных объектов;
- источниками трафика на ресурсы компании.
Иногда, отдел маркетинга прослушивает разговоры отдела продажа для поиска дополнительных точек роста: раскрытие какого-то вопроса, запуска новой рекламной кампании или получения живого отзыва.
У нашего бетонного завода стояла задача расшить клиентскую базу за счет В2С рынка. Они обратились за услугами продвижения в агентство.
Чтобы рассказать о продукте, сделали отдельный сайт и запустили рекламную кампанию. Результаты не заставили ждать – за 2 месяца работы мы привлекли 77 заявок, средней стоимостью $7,52, что является очень приятной для компании.
В чем отличие целей В2В и В2С маркетинга?
Сама большая разница в том, что В2В компании работают напрямую с клиентами, очень часто знают их поименно или точное количество, используют CRM и легко поддерживают контакт. В В2С работа в основном происходит через посредников, доступа к потребителю напрямую нет, потому что их миллионы, чаще всего нет CRM систем.
В В2В ставят цели, связанные с клиентами (например, привлечь 10 новых клиентов, продать на 10 тонн больше), в В2С – пенетрация, то есть общее количество пользователей, с которыми работает компания (здесь говорим об увеличении базы потребителей — % от общего населения, которые применяют наш продукт.
В В2В ориентация на удовлетворенность каждого клиента, поэтому сервис имеет большое значение. В В2С – на частоту потребления, как индикатор, что потребитель лояльный к продукту.
Ниже приведена статистика о важности целей для В2В и В2С в диджитал среде. Как видим, В2С – заточен на массовость, увеличение трафика, в В2В – не столько важно количество посетителей, сколько количество и качество лидов.
Вывод
Бизнесу в сложных направлениях необходим маркетинг, однако его задачи и тактические действия могут отличаться в зависимости от подхода бизнеса и текущей ситуации. Рекомендуем это учитывать.