MY.UAСтатьи
Украинский туроператор открыл стартап без вложений, выжил в пандемию, а сейчас продает франшизы по $10 тыс. История Eurotrips
Украинский туроператор открыл стартап без вложений, выжил в пандемию, а сейчас продает франшизы по $10 тыс. История Eurotrips

Украинский туроператор открыл стартап без вложений, выжил в пандемию, а сейчас продает франшизы по $10 тыс. История Eurotrips

В 2013 году Владимир Оляницкий и Алексей Ильяш основали Eurotrips, молодежный туроператор путешествий по Европе со средним чеком в €250. Вскоре они отошли от дел, а проектом занялся Дмитрий Яремкович. Спустя семь лет на мир обрушилась пандемия, а количество международных прибытий сократилось на 1 млрд из-за падения спроса и ограничений на поездки. В Украине одно за другим закрывались турагентства.

В этих условиях Eurotrips открывает новые направления, запускает стартап для ресторанов Choice и начинает продавать франшизы по $10 тыс. Заявки на них поступают со всего мира: от Сан-Франциско до Варшавы. Дмитрий рассказал MC.today, как им это удалось.


Не знали, как работает рынок, поэтому делали как для себя   

Владимир Оляницкий и Алексей Ильяш – друзья детства из Житомира. После школы разъехались в разные города. Алексей работал в Праге, продавал типичные «экскурсии по храмам и на Карлов мост». Друзья созванивались и часто обсуждали, что такие экскурсии скучны и неинтересны для туристов и было бы круто сделать иначе. В одном из разговоров родилась идея создать тур в Европу для большой молодежной группы, где парни и девушки, которые хорошо знают город, будут показывать туристам его фишки.

С этой идеей ребята обзвонили всех друзей и знакомых и собрали группу в 20 человек. В тур взяли хорошего фотографа, который сделал качественный контент для будущего сайта.

Путешествие полностью организовали за деньги туристов, а после возвращения первую прибыль в €2,5 тыс. реинвестировали в рекламу и организацию второго тура. На него очень быстро пришли желающие – сработало сарафанное радио. Получилось, что личных денег они не вложили совсем. Так появился Eurotrips.

У ребят не было понимания, как работает рынок, поэтому решили делать как для себя. Они покупали рекламу в соцсетях и на молодежных радиостанциях. В 2013-м очень популярен был ресурс с фоторепортажами Geometria. В туры по Европе они брали фотографа, который потом рекламировал компанию на сайте.

Вскоре после создания Eurotrips Алексей продал свою долю, Владимир со временем тоже отошел от дел, управлением занялся я с партнерами. Клиенты изначально приходили возраста Вовы и Леши. В 2013 году средний возраст туриста был 18–25 лет, а сегодня – 30–33 года. Так что заказчик взрослеет вместе с нами.

Мы возили людей в Европу от €99 и на концерт Beyonce и Jay Z 

Сначала мы отказались от пакетных туров – очень сложная система подрядчиков. Чтобы отправить туриста в Египет, нужно пройти длинную цепочку согласований с отелем, трансферной компанией и авиаперевозчиком. Если из цепочки выходит что-то одно, под угрозой весь тур – выходит дорого и рискованно. Потом мы все же вернулись к «пакетке», но это было позже.

Поэтому мы остановились на групповых автобусных путешествиях в Европу с чеком от €99 до €450. В стоимость каждого тура входил проезд на автобусе, проживание в отелях, завтраки, обзорные экскурсии по городам и крутой фотоотчет.

Туристы сами оплачивали страховку, обеды и ужины и дополнительные экскурсии. Нам удавалось сделать туры недорого, потому что мы платили перевозчикам за километраж, а в отелях искали дисконты. Со временем они сами стали предоставлять нам большие скидки за счет большого количества клиентов.

Еще мы сделали акцент на эмоциях клиента в путешествии. Организовывали тур и параллельно мониторили, какие события, концерты планируются по маршруту в эти даты – выкупали билеты и туда. Так появились тематические туры.

Наши туристы были на концерте Beyonce и Jay Z в Париже, на Хэллоуин – в замке с привидениями в Трансильвании.

Тур в в Трансильванию.

Как мы чуть не закрылись и чему нас это научило

В 2019 году мы получили важный бизнес-урок. Весной мы много инвестировали в рекламу в соцсетях. Тогда еще не знали, что идти в Facebook с продвижением бренда во время президентских выборов нельзя – невозможно конкурировать по бюджетам на рекламу с кандидатами в президенты. Тогда же мы заметили: у нас упали продажи. Это с учетом того, что команда была уже больше 40 человек. К июню мы насчитали €40 тыс. убытков и начали решать этот вопрос.

Пришлось сократить почти два десятка сотрудников, осталось 26 человек. Мы проанализировали показатели эффективности каждого из них. Стали платить менеджерам по продажам процент от оборота компании.

На оптимизацию ушло целое лето, дальше надо было покрывать убытки. Осенью рассчитывать на большие заработки не приходится – это всегда «мертвый» сезон для турбизнеса. Поэтому все силы, рекламу и продвижение сразу бросили на сезон зимы 2019-2020.

Все это время мы жили за счет оборотных средств и овердрафтов (кредитование банком расчетного счета клиента. Прим. ред.). В итоге за зиму продали более 40 туров для 2 тыс. человек и за 2019 год вышли на оборот в €2,5 млн. Если бы локдаун пришел на полгода раньше, мы, скорее всего, не выжили бы.

Офис Eurotrips

В пандемию приходилось работать «психологами» и платить клиентам из своего кармана

В марте 2020 мы активно продавали туры на майские. Все деньги отправляли на счета отелей и перевозчиков, чтобы забронировать хорошие места. И тут закрылись границы.

Я помню первое утро после речи президента о начале пандемии. Офисный телефон разрывался, потому что клиенты кинулись требовать возврата средств. А мы просто не могли этого сделать – у нас на руках не было денег. Мы уже вложили их все в бронь отелей и оплату перевозчиков.

Несколько дней пришлось работать «психологами». Мы объясняли каждому клиенту – а их было 700 человек – как работает туристический рынок. Гарантировали, что деньги не пропадут и их можно будет использовать, когда откроются границы. Кстати, на данный момент уже 80% туристов воспользовались этой возможностью.

Большинство людей относились с пониманием. Думаю, потому что мы были честны. Но были и те, кто скандалил и все равно требовал денег.

Чтобы не навредить репутации компании, им мы заплатили из своего кармана. А потом стали думать, как жить дальше, ведь пандемия обещала быть долгой. В следующие месяцы мы предприняли несколько шагов, которые позволили нам выжить.

1. Резко сократили расходы 

Мы купили более дешевый сервер, договорились с арендодателем временно не платить за офис, отправили часть команды в неоплачиваемый отпуск. Последнее было самым сложным, потому что нам хотелось сохранить основных сотрудников. Так как у нас не было возможности им платить, мы обзвонили друзей-предпринимателей с просьбой взять наших ребят на работу.  

Маркетолог и таргетолог временно перешли к нашему партнеру Deinde, который продает туры по Украине. Несколько ребят из отдела продаж привлекли к стартапу Choice. Его мы тоже создали в пандемию, ориентируясь на новые условия, в которых ресторанам приходилось работать. Сервис позволяет заведению создать сайт на своей платформе, разрабатывает QR-меню. В пандемию он оказался очень популярным.

В карантин мы потеряли 12 сотрудников. Но часть из них спустя полтора года снова с нами.

2. Стали продавать денежные сертификаты

Нам нужны были хоть какие-то средства на счетах. После закрытия границ первой попыткой их заработать стали денежные сертификаты с номинальной стоимостью выше фактической. Мы предлагали купить сертификат на сумму €300 за 200. За два месяца продали их на €3 тыс., что было очень мало. Но все же это было плюс €3 тыс. на счете.

3. Открыли продажу пакетных туров

Пакетные туры – это 90% туррынка в Украине, автобусные – всего 5%. Чтобы организовать пакетные туры, мы нашли очень крутого менеджера по туризму. Она подписала необходимые договоры и наладила все процессы под «пакетку». На это понадобилось полтора месяца и $2 тыс.

17 июля мы открыли направление «Eurotrips Полетіли», а уже через месяц получили прибыль €5 тыс. Когда мы увидели цифры за август, не поверили глазам и попросили бухгалтера перепроверить.

Чем наш Египет отличается от Египта другого туроператора? Во-первых, кроме индивидуальных мы создаем групповые туры. С нами можно поехать во «все включено» в составе молодежной тусовки в 15–20 человек. Но если человек хочет путешествовать один – мы также сделаем ему тур, в который бы поехали сами.

Во-вторых, мы предлагаем человеколюбивый сервис: все сделки ведутся в электронном виде. Сейчас мы доделываем систему, которая поможет сократить процесс подбора тура в три раза.

И в-третьих, не набрасываем клиенту двадцать вариантов отелей. Мы тщательно изучаем запрос и предлагаем всего три-четыре варианта, но наиболее релевантных. Туристу не нужен огромный выбор, ему нужны гарантии, что реальность совпадает с ожиданиями.

4. Возродили корпоративные туры

Во время пандемии к нам вернулся наш старый корпоративный клиент. Нужно было организовать поездку в Хорватию на 120 человек. Мы придумали тур с игровой тематикой, где участники на протяжении семи дней соревновались между собой и участвовали в 27 активностях. И это за неделю! Чтобы попробовать столько всего, у человека обычно уходит лет пять.

Туристы прыгали со скал, ездили на квадроциклах, летали с крыши стадиона на тросах, стреляли из лука. За каждое соревнование получали баллы, а главным призом были наушники AirPods. В итоге их получила девушка, которая за семь дней не пропустила ни одной активности. Мы и подумать не могли, что можно бороться за победу с таким задором. 

После возвращения туристы благодарили нас за насыщенную программу и отличную организацию. По их рекомендации мы сделали еще шесть корпоративных туров для разных IT-компаний.

Корпоративные путешествия очень сложны в организации, ведь цикл сделки обычно длится от двух до четырех месяцев. Однако они и самые доходные. Мы посчитали: в Украине 50 компаний, которые могут позволить себе тратить от $1 тыс. на сотрудника на путешествия. Наша задача – сделать так, чтобы каждая из этих пятидесяти компаний покупала у нас тур один раз в год.

Корпоративный тур для Headway

5. Открыли продажу франшиз

До карантина мы примерно раз в месяц получали запросы на продажу франшизы от туристов и владельцев агентств. Все время было не до этого, а когда грянула пандемия, мы за три месяца проанализировали рынок, созвонились с партнерами и в марте 2021 года запустились.

Сразу пришло пятьдесят заявок, но многим претендентам пришлось отказать. Мы решили продавать эксклюзив на город. Мы хотим не просто открыть франшизу, а найти своих людей и построить сильный бренд. 

Мы продаем франшизу человеку, если он:

  • Понимает процессы туррынка, имеет опыт работы в этой нише.
  • Разделяет наши ценности.
  • Заинтересован в развитии бренда и будет сам этим заниматься. Мы не продаем франшизу инвесторам.

Иногда отказываем в партнерстве, опираясь только на интуицию. У нас есть негласное правило: если во время общения с партнером понимаешь, что сходил бы с ним в бар, то человек твой. А если неинтересно общаться вне работы, то и бизнес вместе начинать не стоит.

Сейчас франшиза Eurotrips стоит от $3 тыс. в маленьких городах до $10 тыс. в миллионниках. Это единовременный платеж за выход на рынок под нашим брендом.

Мы получаем запросы из Дубая, Тбилиси, Стамбула, Варшавы, Сан-Франциско, но сейчас наш фокус на внутреннем рынке. Я пишу этот текст, когда мы подписали франшизы в Одессе, Ивано-Франковске и Черкассах. В каждом из этих городов – уже около 200 предварительных заявок на бронирования туров. На очереди Винница, Запорожье и Херсон.

В первую очередь мы хотим открыться во всех украинских городах-миллионниках и областных центрах, обучить партнеров. Когда продадим 25 франшиз, будем двигаться в города поменьше, а затем на зарубежный рынок. Научимся делать хорошо в Украине – сделаем хорошо и за границей.

Франчайзи Eurotrips в Ивано-Франковске

В Украине сегодня очень низкая культура ведения бизнеса

Много лет наш партнер – туроператор Deinde, который занимается путешествиями по Украине. Я восхищаюсь тем, как ребята это делают. Внутренний рынок – это проблемный туризм, на котором сложно зарабатывать. Летом мы организовали четыре заезда Eurotrips Camp в Карпатах. Продукт хороший, но он приносил по €1 тыс. прибыли с заезда.

Главная проблема заключается в следующем: мы принимаем от туристов безналичный расчет, а потом должны эти деньги перевести отелям, перевозчикам и подрядчикам. И тут сталкиваемся с тем, что 99% из них не принимают деньги официально, только наличные. Мы в таком случае не можем списать расходы на организацию тура и вынуждены идти на двойное налогообложение и терять часть прибыли.

На внутреннем рынке сегодня очень низкая культура ведения бизнеса. Частному отелю «У Степана» проще принять деньги наличкой, закупить продукты, отдать сотрудникам на зарплаты и часть оставить себе. Нет доверия к государству, все стараются уйти от налогов. Но мы продолжаем продавать внутренние туры. В пандемию их стало чуть больше, появилось разнообразие, и это немного помогает покрывать наши расходы.

Владимир и Дмитрий, партнеры Eurotrips

Мировой туризм восстановится через два-три года

Мы уверены, что «масочный» туризм закончится и все вернется в норму. На восстановление глобального туррынка потребуется не меньше двух-трех лет.

А пока идет пандемия, расти за счет увеличения рынка не получится. Значит, надо расти за счет увеличения доли этого рынка, отвоевывая ее у других игроков. Основными нашими конкурентами сегодня остаются сетевые туристические компании и сервисы самостоятельных путешествий.

Мы лучше первых тем, что выступаем как туроператор. То есть сами формируем продукт, контролируем его и отвечаем за качество с момента вылета и до того, как клиент переступает порог своей квартиры.

Вторые – сервисы вроде Booking.com, Airbnb и прочие – наши главные конкуренты. Но и их пользователей мы привлекаем к себе. Для этого просто доказываем людям, что способны организовать путешествие лучше, чем они сами. И это правда.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Святковий wishlist популярних українських візажисток
Elle
2024-12-23T15:03:48Z
Образ дня: Мадонна показує, як носити трендову шубу від українського бренду
Elle
2024-12-23T14:51:58Z
Таню Муіньо підкорює світ
Elle
2024-12-23T12:36:41Z
Хто такий Рафал Лемкін та чому його імʼям назвали вулицю у Львові
Photo Lviv
2024-12-23T06:04:06Z
Чому варто завітати до київського ресторану БАВОВНА
Elle
2024-12-22T10:01:04Z
Валерій Залужний написав свою першу книгу мемуарів - видання вже побачило світ
Ukraine Art News
2024-12-20T19:09:38Z
Директорку музичного лейбла підозрюють у несплаті 1,5 млн грн роялті. За даними ЗМІ, потерпіла - вдова Кузьми Скрябіна
Ukraine Art News
2024-12-20T14:09:41Z
Нові обрії: «ELLE Україна» презентує новий номер з Таню Муіньо на обкладинці
Elle
2024-12-18T09:48:45Z
СолоХа обурилась, що не пройшла на Нацвідбір, і заявила, що треба заборонити артистам брати участь удруге
Ukraine Art News
2024-12-16T11:45:51Z
Виставка Сипняка відкрилась у Львівській філармонії
Photo Lviv
2024-12-25T06:07:03Z
Вибір ELLE: небанальні подарунки для оселі й дозвілля
Elle
2024-12-24T11:51:53Z
Різдво та Новий рік 2025 в Києві: гід найцікавішими заходами
Хмарочос
2024-12-24T11:31:12Z
У Києві проведуть благодійну Маланку
Хмарочос
2024-12-24T11:25:02Z
Українські книжки передали Національній бібліотеці Азербайджану
Ukraine Art News
2024-12-24T11:22:06Z
Подорож у минуле: історія металевої сумки Paco Rabanne 1969
Elle
2024-12-24T10:12:59Z
В Івано-Франківську провели конкурс на найкращий підлітковий урбан-проєкт. Перемогли школярі з Вінниці
Хмарочос
2024-12-24T10:10:36Z
Харківський оркестр Prime Orchestra розпочав турне Туреччиною
Ukraine Art News
2024-12-24T10:10:20Z
Фонд Нормана Фостера оголосив результати конкурсу на відновлення будівлі Харківської ОДА. Що з ними не так?
Хмарочос
2024-12-24T09:37:12Z
Твій watch-list на канікули, подарунки на Титрі і добра справа на свята
Cineast
2024-12-25T00:40:10Z
Як ми осмислювали «10 років триденної війни, яка триває три сторіччя»: підсумки 21 Мандрівного Docudays UA
Cineast
2024-12-25T00:32:25Z
Доктор, леді Віслдаун та динозаври зустрічаються у фрагменті різдвяної серії «Доктора Кто»
KinoFilms
2024-12-24T12:42:29Z
Вийшов трейлер серіалу "Нульовий день", в якому Роберт Де Ніро грає експрезидента США
Ukraine Art News
2024-12-24T12:30:47Z
Убивство українки Гатчінс: прокуратура припинила кримінальну справу Алека Болдвіна
Ukraine Art News
2024-12-24T11:45:56Z
Universal Pictures розкрила подробиці про новий фільм Нолана
Ukraine Art News
2024-12-24T10:30:48Z
🌟RIBBON та Decentralized Pictures оголошують Повний Короткий: конкурс проєктів короткометражних фільмів для підтримки українських кінематографістів!
Cineast
2024-12-24T00:42:51Z
Режисерка фільму «Все, що ми уявляємо як світло» Паял Кападія задонатила свій грошовий приз на потреби організації «Бульдозер», що доправляє загиблих військових додому
Cineast
2024-12-24T00:31:19Z
Пітчинг Української Кіношколи: молоді кінематографісти представили відомим продюсерам свої проєкти
Cineast
2024-12-24T00:28:05Z
Лісовий будинок із вініловим програвачем і бібліотека з гамаками: під Києвом будують глемпінг на 100 номерів
Хмарочос
2024-12-23T09:46:55Z
Реконструкція Орбана: Будапешт зводить репліки на місці втрачених історичних будівель
Хмарочос
2024-12-23T06:34:01Z
На ВДНГ відкрили теплу спортивну локацію
Хмарочос
2024-12-22T10:51:44Z
В Парижі зменшили швидкість на кільцевій з 70 до 50 км/год. Тепер в місті менше аварій, заторів, шуму та забруднення
Хмарочос
2024-12-19T13:57:49Z
Як саудівський мегапроєкт у пустелі витісняє місцевих жителів: їх виганяють під дулами автоматів
Хмарочос
2024-12-19T07:04:38Z
Місто, засноване попри логіку
Photo Lviv
2024-12-19T06:12:26Z
У Канаді відкрили нову «Українську книжкову поличку»
Ukraine Art News
2024-12-18T11:54:53Z
Польща допоможе з відновленням унікальної вілли у Львові після вересневого обстрілу
Хмарочос
2024-12-18T08:21:48Z
Площа у місті Лодзь отримала звання кращого громадського простору Польщі 2024 року
Хмарочос
2024-12-17T12:39:50Z
До студії каналу Еспресо принесли Вифлеємський вогонь миру
Ukraine Art News
2024-12-25T06:15:58Z
Як святкували Різдво у Львові з часів заснування міста
Photo Lviv
2024-12-25T06:12:45Z
В області вшановували пам’ять членів ОУН Василя Біласа та Дмитра Данилишина
Photo Lviv
2024-12-25T06:00:46Z
Чому сонцезахисний крем необхідний щодня?
Photo Lviv
2024-12-25T05:57:31Z
Уряд пропонує позбавити державного захисту російську та білоруську мови
Ukraine Art News
2024-12-24T20:31:00Z
15 beauty-подарунків на будь-який бюджет до Нового року — 2025
Elle
2024-12-24T20:15:44Z
Неформат, або "Дєвочкі на культурку"
Ukraine Art News
2024-12-24T19:01:04Z
Із ходою й колядою: у Львові встановили традиційний чотириметровий дідух
Ukraine Art News
2024-12-24T17:15:41Z
Різдвяно-новорічний wishlist українських захисниць
Elle
2024-12-24T17:15:40Z
Огляд слота Tiki Reward
Cineast
2024-12-25T00:47:46Z
Чого старше покоління може повчитися в «тупих дітей»
Ukraine Art News
2024-12-22T17:00:53Z
«Еталон» зробив перший електробус на основі дизельної моделі
Хмарочос
2024-12-21T08:48:59Z
Ілон Маск заявив, що може сполучити США та Британію тунелем під океаном
Хмарочос
2024-12-20T10:25:09Z
Де купувати книжки: сервіс MEGOGO запускає онлайн-книгарню
Elle
2024-12-17T13:33:50Z
«Укрзалізниця» відремонтує два «Тарпани» за 245 мільйони гривень
Хмарочос
2024-12-17T08:40:09Z
В Україні створять національну мережу зарядних станцій для електромобілів
Хмарочос
2024-12-15T10:24:53Z
Одещина отримала новий візуальний стиль. Депутати спершу нічого не зрозуміли
Хмарочос
2024-12-14T07:13:05Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z