VauBoo — это система бронирования отелей, где гость может торговаться за стоимость номера. Перед бронированием вы можете указать свою цену, за которую готовы забронировать номер, и отель даст вам скидку 10–15%, а иногда даже 50%. В результате вы получаете тот же номер, что и на сервисах-гигантах Booking или Airbnb, но за меньшую цену, а отель — дополнительную загрузку номеров.
Основатель сервиса Максим Колесник в партнёрском материале с MC.Today рассказал, как они отыскали нишу среди Booking и Airbnb, почему вышли на рынок в период коронавируса и что ждёт туризм в будущем.
На сайтах бронирования не было подходящей функции. Пришлось сделать свой стартап
Я в бизнесе с 1999 года. У нас есть семейное предприятие в сфере энергетики: строим воздушные линии электропередач и подстанции. Работаем стабильно и системно.
Идея нового бизнеса появилась из личной потребности. У нас дружная компания коллег, друзей и мы любим вместе путешествовать. Однажды мы хотели арендовать апартаменты в Мюнхене через Airbnb. Цена была немного завышена, и я хотел договориться с хозяином о скидке. Сам процесс общения с владельцем до бронирования очень сложный: нужно долго самостоятельно искать его контакты, чтобы связаться напрямую.
В итоге хозяин был согласен дать скидку, но чисто технически не мог этого сделать на Airbnb. И тут я подумал, что можно сделать сервис, где мы позволим гостям и владельцам/отельерам общаться напрямую и договариваться о цене. Ведь многие готовы делать скидки. Кроме того у них часто бывают свои программы лояльности, но ни одна платформа не позволяет этим пользоваться.
Почему не стоило в лоб конкурировать с Booking и Airbnb
У нас не было ни опыта, ни понимания онлайн-бизнеса. Поэтому мы сразу начали искать нужных людей.
Взяли в команду IT-специалиста и человека, который разбирается в продажах и много лет работает в туристическом бизнесе.
Мы делали MVP (продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) где-то 9 месяцев. Но в нашей нише высокий порог входа: чтобы сделать первый функционал, нужно сразу вложить $80-100 тыс. При этом быстро тестировать разный функционал не получалось, так как рынок стоял.
Было почти невозможно понять, успешно ли развивается проект. Деньги мы не привлекали — вкладывали собственные. Суммы вложений оказались намного больше, чем мы планировали потратить в MVP.
Сначала мы пытались сделать систему аукциона. Гость мог сформировать запрос на отель, а отели делали ему разные предложения: скидку, бесплатный трансфер, позднее выселение, бесплатный завтрак и так далее. Но скоро идея трансформировалась в то, что гость предлагал свою цену: такой опыт более понятен пользователям и его намного легче реализовать технически.
Максим Колесник
На рынке основновные игроки — Booking, Expedia и Airbnb. Это огромные компании с неисчерпаемым ресурсом.
Мы пытались заходить в конкуренцию с ними: давали рекламу в лоб, работали с блогерами, разыгрывали ночи в отелях, тратили деньги на перформанс-маркетинг. И это было нашей самой главной ошибкой.
Booking входит в топ-10 плательщиков по рекламным бюджетам Google и Facebook. Конкурировать с ними почти невозможно. Поэтому нам нужно было лучше изучить клиентский опыт.
Как коронавирус пошатнул доверие отелей
Мы не знали, сколько продлится пандемия, и очень хотели работать на глобальных рынках. Первые два месяца мы пытались подключать отели в Италии, Испании, Эстонии, Латвии и других Европейских странах. Думали, за 3-4 месяца подключим много отелей, чтобы начать привлекать пользователей на платформу. Но вышло совсем не так.
Большинство отелей были заняты своими проблемами и не были готовы подключаться к новым платформам. Рынка не было и многие закрылись. В декабре 2020 года, спустя череду попыток мы решили сконцентрироваться на украинском рынке, который начал расти. За 4 месяца мы подключили более 1500 отелей и начали получать первые бронирования.
Мы научились работать с владельцами. Когда рынок тебя не воспринимает и не готов с тобой работать, нужно найти early adopters (первопроходцы в использовании чего-либо нового), которые всегда готовы пробовать новое. Мы поняли, что нам нужна хотя бы одна сеть отелей, которая поверит в нас.
После подключения одной сети, остальные автоматически пошли к нам. Сейчас уже многие отельеры пишут нам сами, чтобы подключиться.
Планируем выйти на 5 тыс бронирований в месяц
Недавно мы отказались от инвестиций испанского венчурного фонда. OTA — Online Travel Agencies. Это очень емкий рынок – тут много денег и большие перспективы. Фонд предложил нам стандартные условия с минимальной оценкой. У нас нет такой сейчас потребности в деньгах, чтобы продать 30% компании за $60 тыс. Это было бы глупо.
Пока будем существовать на своих деньгах. Мы знаем, как дойти до оценки в миллионы, и уже там можно будет привлекать инвестиции.
Как раз сейчас делаем монетизацию на платформе. Когда отель подключается к нам, у него есть месяц на тестирование платформы. После первого бронирования он начинает платить 10% от суммы брони. Позже мы хотим протестировать модель абонентской платы: отель будет вносить только ежемесячный платеж за использование без комиссии.
Статистика и динамика развития сервиса
Ежемесячно мы получаем более 20 тысяч трафика и он растет. 20% начинают торги с отелем, из них 25% — бронируют. Каждый месяц выходит 500 бронирований.
В туризме нас ожидает бум. На данный момент мы активно работаем на украинского туриста, которому предлагаем отдых не только на Родине, но и в Турции, Италии и на Кипре. Ещё ждем открытия Европы, чтобы предложить украинцам европейские отели. Когда все зашевелиться, планируем масштабироваться по Европе и на европейцев.
Сейчас нам нужно наладить процессы внутри и подготовиться к росту на зарубежных рынках. Мы ставим задачу выйти на 5000 бронирований в месяц и тогда мы будем готовы мультиплицировать успехи в Украине и на других рынках. К концу 2021 уже планируем быть окупаемыми.