MY.UAСтатьи
Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов
Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов

Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов

Бренд мирового масштаба создается десятилетиями, двигаясь от внедрения к спаду. Чтобы между двумя этими этапами он рос, развивался, а тем более лидировал, нужны постоянные коммуникации, пиар, реклама. Технологический прогресс изменил инструменты и тактики маркетинга, но не его классические стратегии. Или нет?

Мировые бренды

Есть бренды, которые достигли мирового охвата за короткий отрезок времени. Не без помощи цифровых технологий. Посмотрим, сколько лет компаниям из топ-10 самых дорогих брендов мира по версии Forbes за 2020 год (указан год создания):

Бренды первой пятерки закономерно связаны с электронными технологиями и интернетом — глобальными трендами последних десятилетий.

И понятно, что они относительно молоды. Но даже на их фоне выделяется Facebook, которому год назад было всего 16 лет.

Причина успеха FB — в точном предвидении потребностей людей. Марк Цукерберг дал им удобную возможность общаться онлайн в правильное время — на фоне смартфонизации и распространения Wi-Fi.

Развитие компании скорее напоминает модель, название для которой придумали только в 2010 году: взлом роста, он же growth hacking.

Этот подход опирается на ценность товарного предложения и совершенствование клиентского опыта:

  • Создание качественного продукта.
  • Определение точек роста (самых сильных метрик), которые нужно развивать.
  • Постоянное и быстрое тестирование новых подходов и тактик, такое же быстрое внедрение успешнейших из них.

Гроуз-хакинг — маркетинг непрерывных и срочных экспериментов. Ему идеально подходит digital-среда, которая обеспечивает специалистам площадки для тестирования и эффективные аналитические инструменты.

Взлом рынка: всегда ли это честно?

Есть мнение, что экспериментальный формат маркетинга пригоден исключительно для стартапов, поскольку они:

  • Предлагают новый продукт.
  • Не обладают ресурсами и влиянием сложившегося бренда
  • Находятся в ситуации максимальной неопределенности.

Показательный пример взрывного роста — социальная сеть TikTok. Ее создатели дали пользователям возможность легко и просто создавать креативные видео: уроки, готовые шаблоны, стикеры и эффекты, библиотека легальной музыки. Нетребовательность приложения к мощности процессора и видеокарты — еще один весомый фактор массового охвата.

С момента появления в 2017 г. TikTok постоянно повышает ценность продукта для пользователей:

  • С помощью ИИ обеспечивает персонализацию.
  • Платит лучшим видеоблогерам.
  • Использует алгоритмы, которые выборочно показывают видео широкой аудитории. Таким образом даже новичок получает возможность приобретать фанатов и получать тысячи просмотров.
  • Предлагает уже не только развлекательные, но и обучающие видео.
  • Тестирует сервис поиска работы с видеорезюме.

Став партнером Евро-2020, соцсеть:

  • Создала специальный раздел для болельщиков с расписанием матчей, контентом от фанатов, прямыми трансляциями, интервью со звездами футбола.
  • Открыла пользователям доступ к разнообразным тематическим спецэффектам: возможности виртуально примерять форму сборных и фотографироваться с кубком, создавать фейерверки, превращать любые объекты в мячи и футболистов.

Все эти подробности привожу, чтобы показать непрерывность процесса, в котором находится компания. Результаты впечатляют: аудитория TikTok в мире составляет порядка 800 млн человек. В Украине это самая быстро растущая социальная сеть, и в октябре 2020 г. она насчитывала уже 5 млн пользователей.

Можно взлететь и иначе: очень убедительно создав видимость инновационной идеи. Стартап «Теранос» во главе с Элизабет Холмс за 10 лет существования достиг стоимости в $10 млрд. 

На образ сработали:

  1. Культивирование архетипа «Маг». Холмс обещала полностью изменить систему тестирования крови. Создавала ассоциации со Стивом Джобсом, одеваясь в его стиле.
  2. Авторитетная команда топ-менеджеров.
  3. Убедительные отчеты о результатах тестирований и финансовых показателях.

Все оказалось ложью. То, что Theranos — гигантская афера, стало вскрываться в 2015 г. Журналисты инициировали расследование, потребовав предъявить уникальное оборудование, разработанное компанией, и объяснить недостоверные результаты тестов. Поскольку технологии не существовало, компанию ждал провал, а бренд — репутация эпохального обманщика.

Не гроуз-хакингом единым

Следующий пример успешного расширения на рынке — о создании иного клиентского опыта.

В 2020 г. аналитики Forbes отметили, что Gillette, которая существует 120 лет, теснят на рынке Harry’s (создан в 2012 г.) и Dollar Shave Club (2011 г.). Эти два стартапа продают лезвия и средства для бритья онлайн. Они культивируют потребительские сообщества, членство в которых дает привилегии в обслуживании.

Анализ самых дорогих брендов в каждой из основных категорий топ-100 Forbes-2020 тоже дает интересную пищу для размышлений (возраст, как и стоимость бренда, указан по состоянию на 2020 г.):

Средний возраст пятерки ведущих брендов, которые аналитики отнесли к IT-технологиям, — 30 лет.

Кроме них, очень молоды две категории: лидерам коммуникационных услуг в среднем по 20 лет, компаниям сферы консалтинга и аудита — в среднем по 24 года. Что объясняется возрастом самих сфер деятельности.

Безусловная категория долгожителей — категория Luxury: шесть брендов от Hermes до Gucci, соответственно от 183 до 99 лет.

Средний возраст самых дорогих ритейлеров — 54 года, при том, что первый супермаркет появился в 30-е годы прошлого века. То есть в этой категории не первопроходцы, а те, кто смог результативно использовать идею.

В разряде потребительских товаров всего 6 брендов. Старший из них — Golgate — насчитывал в 2020 г. 214 лет. Младшим — Frito-Lay и Pampers — было «всего» по 59.

И каждый из этих брендов начинался с оригинального продукта: первый бритвенный станок, первый одноразовый подгузник массового производства, первая синтетическая краска для волос, первая зубная паста в тюбике.

В других традиционных категориях 17 из 18 брендов старше 50 лет (этот возраст считается средней продолжительностью жизни крупной компании). Средний возраст: автомобили — 93 года, общепит — 67,5 лет, одежда — 56 лет, алкоголь и табак — 122 года.

Два молодых бренда, которые явно выбиваются из общего ряда, есть в категориях финансовых услуг и безалкогольных напитков.

В случае с J.P. Morgan рецепт быстрого роста бренда простой, но скорее эксклюзивный: финансовый холдинг образовался слиянием нескольких крупных банков, объединив под новым именем как целевую аудиторию, так и активы.

А вот история с Red Bull заслуживает внимания

Особенно если учесть, что тонизирующие напитки с кофеином существуют почти 100 лет. Но именно маркетологи Red Bull придумали название «энергетический напиток».

Соседи бренда по топовой категории — маститые компании, у каждой из которых не один фирменный продукт. Red Bull, начиная, продавал только один напиток.

Какие крылья он сам себе создал? Талантливый и агрессивный маркетинг:

  • Позиционирование продукта как синонима острых ощущений, адреналина, яркой жизни.
  • Проведение брендированных спортивных состязаний.
  • Использование провокационных слухов.
  • Партизанский маркетинг. Чтобы казалось, что энергетик пьют многие, пустые банки из-под него специально оставляли в людных местах.
  • Дизайн упаковки: сходство с батарейкой и меньший объем (0,25, а не 0,33).
  • Радикальное дистанцирование от обычных напитков — Red Bull выставляли на продажу в других отделах.

Tesla

И самая беспрецедентная история взлета: в рейтинг брендов 2020 г. производитель электромобилей Tesla не попал. Но в середине же года акции компании выросли в цене почти на 300%, компания обошла «Тойота Моторс» и стала самым дорогим автопроизводителем в мире. Возраст Tesla — 18 лет.

Рецепт успеха Илона Маска — мощное позиционирование. Tesla решает сразу три насущных для покупателей проблемы:

  1. Удовлетворяет стремление к инновационным решениям.
  2. Дает возможность заботиться об экологии и противостоять глобальному потеплению, покупая электромобиль.
  3. Устраняет сложности с покупкой машины. У Tesla принципиально иная модель продаж — они продаются в интернете: достаточно выбрать на сайте модель, внести депозит и оформить заказ.

Tesla взламывает рынок и в коммуникациях: компания не платит за рекламу, она создает уникальные информационные поводы. От трансляции тест-драйвов до неожиданных твитов и громких проектов Илона Маска. Его личный бренд постоянно работает на популярность бренда электрокаров.

Пора к выводам

Гроуз-хакеры признают, что в экспериментальном маркетинге 80% экспериментов оказываются неудачными. А собственно «взломам» обязательно должна предшествовать кропотливая работа по анализу рынка и ЦА, подготовке оффера, разработке ценовой стратегии.

Кроме того, гроуз-хакинг не дает готовых рецептов: он строится на знаниях и креативе индивидуально для каждого бизнеса.

И не отменяет важность привлечения клиентов и приобретения их лояльности. Что возвращает нас к примеру брендов со столетней историей.

Быть рядом со своими покупателями, несмотря на социальные и экономические катаклизмы и ожесточенную конкурентную борьбу, как это смогли Coca-Cola, LEGO, Mercedes-Benz — высший пилотаж маркетинга.

Их успешное существование в условиях цифровой реальности подтверждает, что факторы системного брендинга не утратили актуальности. А очередной век дополнил их список.

Теперь оно выглядит так:

Бренды научились становиться глобальными гораздо быстрее — с интернетом и возможностями digital. Но эти же факторы повышают конкуренцию во всех сферах деятельности. Время покажет, как новые лидеры будут удерживать обретенные позиции.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Надто принизлива та сексуалізована: чому в соцмережах критикують обкладинку нового альбому Сабріни Карпентер
Elle
2025-06-15T13:06:42Z
Переможниця "Холостяка-13" Інна Бєлєнь зробила одразу дві пластичні операції
Gloss
2025-06-13T15:36:46Z
Пішов з життя концертний гітарист гурту Океан Ельзи
Ukraine Art News
2025-06-12T20:45:43Z
Помер учасник концертної програми "Океану Ельзи", гітарист Гриша Чайка
Ukraine Art News
2025-06-12T18:34:07Z
Репера Silentó засудили до 30 років за ґратами за вбивство двоюрідного брата
Ukraine Art News
2025-06-12T17:54:59Z
Музикант, автор пісень і продюсер гурту Beach Boys Браян Вілсон помер у віці 82 років
Ukraine Art News
2025-06-12T15:31:05Z
"Трек, який треба дивитися": Jerry Heil презентувала музичний фільм на пісню Love Me Hard
Ukraine Art News
2025-06-12T10:15:45Z
Кінець ідилії Бекхемів: старший син Бруклін розірвав зв’язки із сім’єю — ЗМІ
Elle
2025-06-12T08:39:41Z
На аукціоні Christie’s виставили лист Джона Леннона до майбутньої першої дружини
Ukraine Art News
2025-06-11T22:30:34Z
Танці, історії кохання та літні побачення: нові музичні релізи червня
Elle
2025-06-15T16:33:31Z
9 найцікавіших виставок червня у Києві та Одесі
Ukraine Art News
2025-06-15T11:30:50Z
Капела «Дударик» запрошує львівʼян на благодійний концерт «5 століть духовної музики України»
Photo Lviv
2025-06-15T05:15:27Z
Контракт на довіру: чому ми віримо художній прозі більше, ніж документальній?
Ukraine Art News
2025-06-14T17:00:44Z
Кратохвиля-Відимська – співець настроєвих куточків старого Львова
Photo Lviv
2025-06-14T05:15:28Z
Класика і сучасність при свічках: у Львівській філармонії зазвучать Вівальді та Маккартні
Photo Lviv
2025-06-14T05:10:00Z
Львівський Фотомузей запрошує на вечір пам’яті “українського Карузо” Михайла Голинського
Photo Lviv
2025-06-14T05:03:25Z
У Києві відкрилась виставка, присвячена сквоту "БЖ" – культовій арт-спільноті
Ukraine Art News
2025-06-13T21:45:34Z
Музей історії Києва очолила депутатка Київради Вікторія Муха
Ukraine Art News
2025-06-13T16:15:34Z
Netflix показав фінальний трейлер нового сезону "Гри в кальмара"
Ukraine Art News
2025-06-14T17:15:50Z
«Супермен»: новий трейлер супергеройського блокбастера Джеймса Ґанна
KinoFilms
2025-06-14T11:54:32Z
У Британії на честь дня народження короля відбулося посвяченя у лицарі: хто удостоївся звання
Ukraine Art News
2025-06-14T05:03:42Z
На екрани виходить екранізація роману Куркова – драма «Сірі бджоли»
Ukraine Art News
2025-06-14T02:12:32Z
Одеською кіностудією керуватиме продюсерка Ганна Дочева
Ukraine Art News
2025-06-13T19:15:44Z
Чому Кім Кетролл чотири рази відмовлялася від ролі Саманти в серіалі «Секс і місто»
Elle
2025-06-13T17:09:41Z
Ванесса Кірбі та Себастіан Стен зіграють разом у фільмі «Руїни»
KinoFilms
2025-06-13T12:45:37Z
Леонардо ДіКапріо, Емілі Блант і Двейн Джонсон зіграють у новому фільмі Мартіна Скорсезе
KinoFilms
2025-06-13T12:06:36Z
Фільм «2000 метрів до Андріївки» став тріумфатором на Docudays UA
Cineast
2025-06-13T11:18:58Z
Туреччина, яку ми не знали: чому варто обрати Фетхіє та новий курорт XO Cape Arnna для свого наступного відпочинку
Elle
2025-06-13T08:21:39Z
«ОККО» отримала податкові пільги в обмін на інвестиції у гірськолижний курорт біля Славського
Хмарочос
2025-06-13T08:13:01Z
Підлітковий урбанрух «У міста є Я» втретє провів конкурс міських проєктів
Хмарочос
2025-06-13T06:37:00Z
«Либідь — це метафора української історії» – активісти запропонували нову концепцію відновлення річки
Хмарочос
2025-06-11T07:21:43Z
Небо над Деревачем: Чому найвища вежа Львівщини приваблює сміливців
Photo Lviv
2025-06-11T05:30:22Z
У Житомирі облаштовують безбар’єрний маршрут без проєкту на вулиці, де вже запроєктована велодоріжка
Хмарочос
2025-06-10T07:07:00Z
10 цікавих фактів про Козельники: подорож у минуле та сьогодення
Photo Lviv
2025-06-10T05:12:22Z
Де Полтва оживає: легендарний дигер Андрій Риштун проведе у світ невидимого Львова
Photo Lviv
2025-06-10T05:06:26Z
Околиці Городка на Львівщині на фото 1916 року
Photo Lviv
2025-06-09T05:12:25Z
"Вічне повернення" гуманізму
Ukraine Art News
2025-06-15T13:00:44Z
Як доглядати за шкірою навколо очей без візиту до косметолога: 5 ефективних порад
Krasinfo
2025-06-15T06:54:32Z
На Львівщині відкрито інноваційний навчальний центр для операторів дронів: Зміцнюємо обороноздатність України
Photo Lviv
2025-06-15T05:15:29Z
Кавова гуща: Секрет вашого пишного саду та щедрого врожаю
Photo Lviv
2025-06-15T05:15:25Z
Як правильно харчування може покращити стан шкіри
Krasinfo
2025-06-14T17:51:39Z
Укрзалізниця запустила поїзд з фотовиставкою Говарда Баффетта про незламність українців
Ukraine Art News
2025-06-14T08:15:41Z
Архітектор анонсував старт будівництва футуристичного греко-католицького храму на Оболоні
Хмарочос
2025-06-14T06:42:58Z
Які види масажу найефективніші для краси та здоров’я
Krasinfo
2025-06-13T17:48:41Z
"Суперечить чинному законодавству й Конституції": помічник нардепа Гальчинський про ідею єдиного держзаліку для аспірантів
Ukraine Art News
2025-06-13T16:00:51Z
Disney та Universal подали до суду на Midjourney, звинувативши компанію ШІ у порушенні авторських прав
Ukraine Art News
2025-06-12T15:00:38Z
Apple представила iOS 26 – вперше за 10 років з новим дизайном під назвою «Рідке скло»
Gloss
2025-06-10T15:48:48Z
Компанія Емінема подала до суду на Meta і вимагає $109 млн за порушення авторських прав
Ukraine Art News
2025-06-05T07:00:58Z
Археологи знайшли великий комплекс вілл з унікальною мозаїкою
Ukraine Art News
2025-06-04T14:18:59Z
Ремонт Айфона в столиці: де знайти надійний сервісний центр та полагодити смартфон без проблем
Хмарочос
2025-06-04T05:45:55Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Влад Кіндер ділиться рецептом тунця татакі
Elle
2025-06-06T12:49:01Z
8 найкращих лимонадів у літню спеку
Krasinfo
2025-06-03T07:09:43Z
Весняне меню: детокс-салат із цибулі-порею з креветками
Elle
2025-05-20T19:09:34Z
«ТопШефи х WINETIME. Готуємо разом»: Анастасія Степанова ділиться рецептом лимонного тарту
Elle
2025-05-14T19:03:31Z
Сирники з лекваром: готуємо українську страву за 20 хвилин
Elle
2025-05-12T11:00:56Z
Сезонний рецепт: найсмачніший кіш зі спаржею
Elle
2025-05-09T18:34:08Z
Ідеальні літні сніданки
Krasinfo
2025-05-07T11:50:46Z
Великоднє меню: дуже смачна домашня куряча ковбаска
Elle
2025-04-18T18:10:02Z
Дуже смачна великодня паска з родзинками, в'яленою журавлиною та вишнями за французьким рецептом
Elle
2025-04-18T17:21:41Z