MY.UAСтатьи
Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов
Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов

Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов

Бренд мирового масштаба создается десятилетиями, двигаясь от внедрения к спаду. Чтобы между двумя этими этапами он рос, развивался, а тем более лидировал, нужны постоянные коммуникации, пиар, реклама. Технологический прогресс изменил инструменты и тактики маркетинга, но не его классические стратегии. Или нет?

Мировые бренды

Есть бренды, которые достигли мирового охвата за короткий отрезок времени. Не без помощи цифровых технологий. Посмотрим, сколько лет компаниям из топ-10 самых дорогих брендов мира по версии Forbes за 2020 год (указан год создания):

Бренды первой пятерки закономерно связаны с электронными технологиями и интернетом — глобальными трендами последних десятилетий.

И понятно, что они относительно молоды. Но даже на их фоне выделяется Facebook, которому год назад было всего 16 лет.

Причина успеха FB — в точном предвидении потребностей людей. Марк Цукерберг дал им удобную возможность общаться онлайн в правильное время — на фоне смартфонизации и распространения Wi-Fi.

Развитие компании скорее напоминает модель, название для которой придумали только в 2010 году: взлом роста, он же growth hacking.

Этот подход опирается на ценность товарного предложения и совершенствование клиентского опыта:

  • Создание качественного продукта.
  • Определение точек роста (самых сильных метрик), которые нужно развивать.
  • Постоянное и быстрое тестирование новых подходов и тактик, такое же быстрое внедрение успешнейших из них.

Гроуз-хакинг — маркетинг непрерывных и срочных экспериментов. Ему идеально подходит digital-среда, которая обеспечивает специалистам площадки для тестирования и эффективные аналитические инструменты.

Взлом рынка: всегда ли это честно?

Есть мнение, что экспериментальный формат маркетинга пригоден исключительно для стартапов, поскольку они:

  • Предлагают новый продукт.
  • Не обладают ресурсами и влиянием сложившегося бренда
  • Находятся в ситуации максимальной неопределенности.

Показательный пример взрывного роста — социальная сеть TikTok. Ее создатели дали пользователям возможность легко и просто создавать креативные видео: уроки, готовые шаблоны, стикеры и эффекты, библиотека легальной музыки. Нетребовательность приложения к мощности процессора и видеокарты — еще один весомый фактор массового охвата.

С момента появления в 2017 г. TikTok постоянно повышает ценность продукта для пользователей:

  • С помощью ИИ обеспечивает персонализацию.
  • Платит лучшим видеоблогерам.
  • Использует алгоритмы, которые выборочно показывают видео широкой аудитории. Таким образом даже новичок получает возможность приобретать фанатов и получать тысячи просмотров.
  • Предлагает уже не только развлекательные, но и обучающие видео.
  • Тестирует сервис поиска работы с видеорезюме.

Став партнером Евро-2020, соцсеть:

  • Создала специальный раздел для болельщиков с расписанием матчей, контентом от фанатов, прямыми трансляциями, интервью со звездами футбола.
  • Открыла пользователям доступ к разнообразным тематическим спецэффектам: возможности виртуально примерять форму сборных и фотографироваться с кубком, создавать фейерверки, превращать любые объекты в мячи и футболистов.

Все эти подробности привожу, чтобы показать непрерывность процесса, в котором находится компания. Результаты впечатляют: аудитория TikTok в мире составляет порядка 800 млн человек. В Украине это самая быстро растущая социальная сеть, и в октябре 2020 г. она насчитывала уже 5 млн пользователей.

Можно взлететь и иначе: очень убедительно создав видимость инновационной идеи. Стартап «Теранос» во главе с Элизабет Холмс за 10 лет существования достиг стоимости в $10 млрд. 

На образ сработали:

  1. Культивирование архетипа «Маг». Холмс обещала полностью изменить систему тестирования крови. Создавала ассоциации со Стивом Джобсом, одеваясь в его стиле.
  2. Авторитетная команда топ-менеджеров.
  3. Убедительные отчеты о результатах тестирований и финансовых показателях.

Все оказалось ложью. То, что Theranos — гигантская афера, стало вскрываться в 2015 г. Журналисты инициировали расследование, потребовав предъявить уникальное оборудование, разработанное компанией, и объяснить недостоверные результаты тестов. Поскольку технологии не существовало, компанию ждал провал, а бренд — репутация эпохального обманщика.

Не гроуз-хакингом единым

Следующий пример успешного расширения на рынке — о создании иного клиентского опыта.

В 2020 г. аналитики Forbes отметили, что Gillette, которая существует 120 лет, теснят на рынке Harry’s (создан в 2012 г.) и Dollar Shave Club (2011 г.). Эти два стартапа продают лезвия и средства для бритья онлайн. Они культивируют потребительские сообщества, членство в которых дает привилегии в обслуживании.

Анализ самых дорогих брендов в каждой из основных категорий топ-100 Forbes-2020 тоже дает интересную пищу для размышлений (возраст, как и стоимость бренда, указан по состоянию на 2020 г.):

Средний возраст пятерки ведущих брендов, которые аналитики отнесли к IT-технологиям, — 30 лет.

Кроме них, очень молоды две категории: лидерам коммуникационных услуг в среднем по 20 лет, компаниям сферы консалтинга и аудита — в среднем по 24 года. Что объясняется возрастом самих сфер деятельности.

Безусловная категория долгожителей — категория Luxury: шесть брендов от Hermes до Gucci, соответственно от 183 до 99 лет.

Средний возраст самых дорогих ритейлеров — 54 года, при том, что первый супермаркет появился в 30-е годы прошлого века. То есть в этой категории не первопроходцы, а те, кто смог результативно использовать идею.

В разряде потребительских товаров всего 6 брендов. Старший из них — Golgate — насчитывал в 2020 г. 214 лет. Младшим — Frito-Lay и Pampers — было «всего» по 59.

И каждый из этих брендов начинался с оригинального продукта: первый бритвенный станок, первый одноразовый подгузник массового производства, первая синтетическая краска для волос, первая зубная паста в тюбике.

В других традиционных категориях 17 из 18 брендов старше 50 лет (этот возраст считается средней продолжительностью жизни крупной компании). Средний возраст: автомобили — 93 года, общепит — 67,5 лет, одежда — 56 лет, алкоголь и табак — 122 года.

Два молодых бренда, которые явно выбиваются из общего ряда, есть в категориях финансовых услуг и безалкогольных напитков.

В случае с J.P. Morgan рецепт быстрого роста бренда простой, но скорее эксклюзивный: финансовый холдинг образовался слиянием нескольких крупных банков, объединив под новым именем как целевую аудиторию, так и активы.

А вот история с Red Bull заслуживает внимания

Особенно если учесть, что тонизирующие напитки с кофеином существуют почти 100 лет. Но именно маркетологи Red Bull придумали название «энергетический напиток».

Соседи бренда по топовой категории — маститые компании, у каждой из которых не один фирменный продукт. Red Bull, начиная, продавал только один напиток.

Какие крылья он сам себе создал? Талантливый и агрессивный маркетинг:

  • Позиционирование продукта как синонима острых ощущений, адреналина, яркой жизни.
  • Проведение брендированных спортивных состязаний.
  • Использование провокационных слухов.
  • Партизанский маркетинг. Чтобы казалось, что энергетик пьют многие, пустые банки из-под него специально оставляли в людных местах.
  • Дизайн упаковки: сходство с батарейкой и меньший объем (0,25, а не 0,33).
  • Радикальное дистанцирование от обычных напитков — Red Bull выставляли на продажу в других отделах.

Tesla

И самая беспрецедентная история взлета: в рейтинг брендов 2020 г. производитель электромобилей Tesla не попал. Но в середине же года акции компании выросли в цене почти на 300%, компания обошла «Тойота Моторс» и стала самым дорогим автопроизводителем в мире. Возраст Tesla — 18 лет.

Рецепт успеха Илона Маска — мощное позиционирование. Tesla решает сразу три насущных для покупателей проблемы:

  1. Удовлетворяет стремление к инновационным решениям.
  2. Дает возможность заботиться об экологии и противостоять глобальному потеплению, покупая электромобиль.
  3. Устраняет сложности с покупкой машины. У Tesla принципиально иная модель продаж — они продаются в интернете: достаточно выбрать на сайте модель, внести депозит и оформить заказ.

Tesla взламывает рынок и в коммуникациях: компания не платит за рекламу, она создает уникальные информационные поводы. От трансляции тест-драйвов до неожиданных твитов и громких проектов Илона Маска. Его личный бренд постоянно работает на популярность бренда электрокаров.

Пора к выводам

Гроуз-хакеры признают, что в экспериментальном маркетинге 80% экспериментов оказываются неудачными. А собственно «взломам» обязательно должна предшествовать кропотливая работа по анализу рынка и ЦА, подготовке оффера, разработке ценовой стратегии.

Кроме того, гроуз-хакинг не дает готовых рецептов: он строится на знаниях и креативе индивидуально для каждого бизнеса.

И не отменяет важность привлечения клиентов и приобретения их лояльности. Что возвращает нас к примеру брендов со столетней историей.

Быть рядом со своими покупателями, несмотря на социальные и экономические катаклизмы и ожесточенную конкурентную борьбу, как это смогли Coca-Cola, LEGO, Mercedes-Benz — высший пилотаж маркетинга.

Их успешное существование в условиях цифровой реальности подтверждает, что факторы системного брендинга не утратили актуальности. А очередной век дополнил их список.

Теперь оно выглядит так:

Бренды научились становиться глобальными гораздо быстрее — с интернетом и возможностями digital. Но эти же факторы повышают конкуренцию во всех сферах деятельности. Время покажет, как новые лидеры будут удерживать обретенные позиции.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Надувная Ким Кардашьян появилась в центре Нью-Йорка на Таймс-сквер
Gloss
2025-03-05T16:12:56Z
Россияне украли песню Златы Огневич и используют ее на пропагандистских мероприятиях
Gloss
2025-02-27T15:25:00Z
Потап дал 3-часовое интервью Дудю: репер утверждает, что помог Украине на 100 миллионов гривен
Gloss
2025-02-10T15:03:53Z
20-летняя модель завоевала титул «Мисс Украина 2024»: она представит страну на конкурсе «Мисс Мира»
Gloss
2024-12-06T16:30:50Z
В сети рассекретили имя мужчины, который должен был стать героем шоу «Холостяк-13» вместо Терена
Gloss
2024-11-29T17:16:39Z
Украинский Щедрик стал частью новогодней рекламы Chanel
Gloss
2024-11-22T16:13:24Z
Украинка стала режиссером нового клипа Леди Гаги
Gloss
2024-10-30T15:28:08Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 7 от 12.04.2025
InfoHome
2025-04-21T08:30:48Z
Louis Vuitton в Пасхе выпустили шоколадную сумку в форме яйца: цена впечатляет
Gloss
2025-04-04T13:51:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 3 от 15.03.2025
InfoHome
2025-03-24T09:39:51Z
Хроматическая революция Лары Джулиан: Год тихой силы и расколотого великолепия
Ukraine Art News
2025-03-23T19:00:55Z
Любимая музыка короля: Чарльз III поделился своим личным плейлистом
Gloss
2025-03-18T16:15:49Z
Crocs выпустили пушистые и глазастые тапки в коллаборации с «Корпорацией монстров»
Gloss
2025-02-07T17:12:54Z
МастерШеф 14 сезон. Випуск 18 від 28.12.2024
InfoHome
2025-01-08T16:45:55Z
Balenciaga представила очень минималистичную обувь The Zero
Gloss
2024-12-04T18:36:54Z
Аукционный дом MacDougall;s проведет перед аукционную выставку 22-23 ноября в Лондоне
Ukraine Art News
2024-11-12T20:18:58Z
Украинский трейлер фильма «Сны с тобой»
KinoFilms
2025-04-18T12:00:37Z
Украинский трейлер хоррор-комедии «Балконетки»
KinoFilms
2025-04-18T11:30:54Z
HBO объявил первых актеров сериала о Гарри Поттере: новые Дамблдор, Снейп, Хагрид и другие
Gloss
2025-04-15T14:16:00Z
Украинский трейлер фильма «Квир» с Дэниелом Крейгом по книге Уильяма С. Берроуза
KinoFilms
2025-04-12T15:06:47Z
Украинский трейлер нового фильма «Серфер» с Николасом Кейджем
KinoFilms
2025-04-11T11:51:55Z
Уиллем Дефо поет песню "Взял бы я бандуру в фильме «Очи: Легенда Карпат»
KinoFilms
2025-04-10T10:51:34Z
Украинский комедийный сериал стал одним из самых популярных на Netflix
Gloss
2025-04-09T16:55:57Z
Украинский трейлер анимации «Самый ценный груз»
KinoFilms
2025-03-24T13:27:51Z
Украинский трейлер фильма «F1» с Брэдом Питтом
KinoFilms
2025-03-14T15:06:38Z
Вкусная и дешевая намазка к бутербродам на пасху. Не успевала подавать на стол
InfoHome
2025-04-09T16:54:38Z
5 альтернативных видов спорта
Men's Life
2025-03-31T07:33:45Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Гольф на снегу
Men's Life
2024-12-30T20:57:37Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
В Китае открыли 24-километровый морской мост, который побил сразу 10 мировых рекордов
Gloss
2024-07-03T12:40:09Z
Как правильно носить подтяжки?
Men's Life
2025-04-21T07:21:52Z
The art of hair styling: in talk with Kenta Koda
Elle
2025-04-18T10:42:59Z
Вкуснейшие бутерброды с авокадо
InfoHome
2025-04-17T08:00:53Z
Воспаление десен свидетельствует о болезнях сердца
Men's Life
2025-04-17T07:03:46Z
Молодые отцы тоже испытывают послеродовую депрессию
Men's Life
2025-04-17T07:00:46Z
Красим яйца на Пасху продуктами из холодильника
Men's Life
2025-04-16T06:54:48Z
Польза свежевыжатых соков
Men's Life
2025-04-15T10:45:58Z
6 продуктов для здоровья мозга
Men's Life
2025-04-14T07:37:07Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 5 от 29.03.2025
InfoHome
2025-04-12T13:45:56Z
Design beyond boundaries: inside the world of Junchao Yang
Elle
2025-04-18T10:42:58Z
Состоялся второй в истории женский полет в космос: Кэти Перри и еще 5 девушек на борту New Shepard
Gloss
2025-04-15T15:52:11Z
Лучшие онлайн казино Европы 2025 года: 10 лучших европейских сайтов казино по оценкам экспертов
Хмарочос
2025-03-25T09:51:56Z
Що слухає Чарльз III: 17 улюблених пісень короля Великої Британії
Elle
2025-03-11T10:21:44Z
Рецепт простых кексов из доступных продуктов за 30 минут. Всё смешал и в духовку
InfoHome
2025-04-21T08:27:37Z
4 варианта глазури для пасхальных куличей + мох и шоколадные гнёзда для украшения!
InfoHome
2025-04-18T14:45:57Z
Даже вымешивать не нужно! Пасхальный кулич без дрожжей! Не рецепт, а сокровище!!!
InfoHome
2025-04-18T14:40:15Z
Невероятно быстрый вкусный ужин для всей семьи! Макароны в сливочном соусе. Готовлю 3 раза в неделю!
InfoHome
2025-04-17T08:03:51Z
Как приготовить картошку в духовке, чтобы просили ещё! Секрет в одной ложке, попробуйте сами! Советую
InfoHome
2025-04-17T08:00:53Z
Вы удивитесь, как легко формировать булочки этим способом!
InfoHome
2025-04-17T07:57:50Z
Куличи на пасху. Идеальное тесто и глазурь для куличей. Самый вкусный рецепт кулича на пасху 2025!
InfoHome
2025-04-17T07:54:42Z
Булочки Лилии. Обязательно пеку их на Пасху - рецепт, проверенный годами
InfoHome
2025-04-16T14:27:52Z
Заварной кулич, рецепт 2025! Такие куличи долго остаются мягкими!
InfoHome
2025-04-16T14:24:56Z