MY.UAСтатьи
Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов
Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов

Непрерывные и срочные эксперименты. Почему RedBull, TikTok, Tesla и другие «захватили» весь мир: 9 факторов

Бренд мирового масштаба создается десятилетиями, двигаясь от внедрения к спаду. Чтобы между двумя этими этапами он рос, развивался, а тем более лидировал, нужны постоянные коммуникации, пиар, реклама. Технологический прогресс изменил инструменты и тактики маркетинга, но не его классические стратегии. Или нет?

Мировые бренды

Есть бренды, которые достигли мирового охвата за короткий отрезок времени. Не без помощи цифровых технологий. Посмотрим, сколько лет компаниям из топ-10 самых дорогих брендов мира по версии Forbes за 2020 год (указан год создания):

Бренды первой пятерки закономерно связаны с электронными технологиями и интернетом — глобальными трендами последних десятилетий.

И понятно, что они относительно молоды. Но даже на их фоне выделяется Facebook, которому год назад было всего 16 лет.

Причина успеха FB — в точном предвидении потребностей людей. Марк Цукерберг дал им удобную возможность общаться онлайн в правильное время — на фоне смартфонизации и распространения Wi-Fi.

Развитие компании скорее напоминает модель, название для которой придумали только в 2010 году: взлом роста, он же growth hacking.

Этот подход опирается на ценность товарного предложения и совершенствование клиентского опыта:

  • Создание качественного продукта.
  • Определение точек роста (самых сильных метрик), которые нужно развивать.
  • Постоянное и быстрое тестирование новых подходов и тактик, такое же быстрое внедрение успешнейших из них.

Гроуз-хакинг — маркетинг непрерывных и срочных экспериментов. Ему идеально подходит digital-среда, которая обеспечивает специалистам площадки для тестирования и эффективные аналитические инструменты.

Взлом рынка: всегда ли это честно?

Есть мнение, что экспериментальный формат маркетинга пригоден исключительно для стартапов, поскольку они:

  • Предлагают новый продукт.
  • Не обладают ресурсами и влиянием сложившегося бренда
  • Находятся в ситуации максимальной неопределенности.

Показательный пример взрывного роста — социальная сеть TikTok. Ее создатели дали пользователям возможность легко и просто создавать креативные видео: уроки, готовые шаблоны, стикеры и эффекты, библиотека легальной музыки. Нетребовательность приложения к мощности процессора и видеокарты — еще один весомый фактор массового охвата.

С момента появления в 2017 г. TikTok постоянно повышает ценность продукта для пользователей:

  • С помощью ИИ обеспечивает персонализацию.
  • Платит лучшим видеоблогерам.
  • Использует алгоритмы, которые выборочно показывают видео широкой аудитории. Таким образом даже новичок получает возможность приобретать фанатов и получать тысячи просмотров.
  • Предлагает уже не только развлекательные, но и обучающие видео.
  • Тестирует сервис поиска работы с видеорезюме.

Став партнером Евро-2020, соцсеть:

  • Создала специальный раздел для болельщиков с расписанием матчей, контентом от фанатов, прямыми трансляциями, интервью со звездами футбола.
  • Открыла пользователям доступ к разнообразным тематическим спецэффектам: возможности виртуально примерять форму сборных и фотографироваться с кубком, создавать фейерверки, превращать любые объекты в мячи и футболистов.

Все эти подробности привожу, чтобы показать непрерывность процесса, в котором находится компания. Результаты впечатляют: аудитория TikTok в мире составляет порядка 800 млн человек. В Украине это самая быстро растущая социальная сеть, и в октябре 2020 г. она насчитывала уже 5 млн пользователей.

Можно взлететь и иначе: очень убедительно создав видимость инновационной идеи. Стартап «Теранос» во главе с Элизабет Холмс за 10 лет существования достиг стоимости в $10 млрд. 

На образ сработали:

  1. Культивирование архетипа «Маг». Холмс обещала полностью изменить систему тестирования крови. Создавала ассоциации со Стивом Джобсом, одеваясь в его стиле.
  2. Авторитетная команда топ-менеджеров.
  3. Убедительные отчеты о результатах тестирований и финансовых показателях.

Все оказалось ложью. То, что Theranos — гигантская афера, стало вскрываться в 2015 г. Журналисты инициировали расследование, потребовав предъявить уникальное оборудование, разработанное компанией, и объяснить недостоверные результаты тестов. Поскольку технологии не существовало, компанию ждал провал, а бренд — репутация эпохального обманщика.

Не гроуз-хакингом единым

Следующий пример успешного расширения на рынке — о создании иного клиентского опыта.

В 2020 г. аналитики Forbes отметили, что Gillette, которая существует 120 лет, теснят на рынке Harry’s (создан в 2012 г.) и Dollar Shave Club (2011 г.). Эти два стартапа продают лезвия и средства для бритья онлайн. Они культивируют потребительские сообщества, членство в которых дает привилегии в обслуживании.

Анализ самых дорогих брендов в каждой из основных категорий топ-100 Forbes-2020 тоже дает интересную пищу для размышлений (возраст, как и стоимость бренда, указан по состоянию на 2020 г.):

Средний возраст пятерки ведущих брендов, которые аналитики отнесли к IT-технологиям, — 30 лет.

Кроме них, очень молоды две категории: лидерам коммуникационных услуг в среднем по 20 лет, компаниям сферы консалтинга и аудита — в среднем по 24 года. Что объясняется возрастом самих сфер деятельности.

Безусловная категория долгожителей — категория Luxury: шесть брендов от Hermes до Gucci, соответственно от 183 до 99 лет.

Средний возраст самых дорогих ритейлеров — 54 года, при том, что первый супермаркет появился в 30-е годы прошлого века. То есть в этой категории не первопроходцы, а те, кто смог результативно использовать идею.

В разряде потребительских товаров всего 6 брендов. Старший из них — Golgate — насчитывал в 2020 г. 214 лет. Младшим — Frito-Lay и Pampers — было «всего» по 59.

И каждый из этих брендов начинался с оригинального продукта: первый бритвенный станок, первый одноразовый подгузник массового производства, первая синтетическая краска для волос, первая зубная паста в тюбике.

В других традиционных категориях 17 из 18 брендов старше 50 лет (этот возраст считается средней продолжительностью жизни крупной компании). Средний возраст: автомобили — 93 года, общепит — 67,5 лет, одежда — 56 лет, алкоголь и табак — 122 года.

Два молодых бренда, которые явно выбиваются из общего ряда, есть в категориях финансовых услуг и безалкогольных напитков.

В случае с J.P. Morgan рецепт быстрого роста бренда простой, но скорее эксклюзивный: финансовый холдинг образовался слиянием нескольких крупных банков, объединив под новым именем как целевую аудиторию, так и активы.

А вот история с Red Bull заслуживает внимания

Особенно если учесть, что тонизирующие напитки с кофеином существуют почти 100 лет. Но именно маркетологи Red Bull придумали название «энергетический напиток».

Соседи бренда по топовой категории — маститые компании, у каждой из которых не один фирменный продукт. Red Bull, начиная, продавал только один напиток.

Какие крылья он сам себе создал? Талантливый и агрессивный маркетинг:

  • Позиционирование продукта как синонима острых ощущений, адреналина, яркой жизни.
  • Проведение брендированных спортивных состязаний.
  • Использование провокационных слухов.
  • Партизанский маркетинг. Чтобы казалось, что энергетик пьют многие, пустые банки из-под него специально оставляли в людных местах.
  • Дизайн упаковки: сходство с батарейкой и меньший объем (0,25, а не 0,33).
  • Радикальное дистанцирование от обычных напитков — Red Bull выставляли на продажу в других отделах.

Tesla

И самая беспрецедентная история взлета: в рейтинг брендов 2020 г. производитель электромобилей Tesla не попал. Но в середине же года акции компании выросли в цене почти на 300%, компания обошла «Тойота Моторс» и стала самым дорогим автопроизводителем в мире. Возраст Tesla — 18 лет.

Рецепт успеха Илона Маска — мощное позиционирование. Tesla решает сразу три насущных для покупателей проблемы:

  1. Удовлетворяет стремление к инновационным решениям.
  2. Дает возможность заботиться об экологии и противостоять глобальному потеплению, покупая электромобиль.
  3. Устраняет сложности с покупкой машины. У Tesla принципиально иная модель продаж — они продаются в интернете: достаточно выбрать на сайте модель, внести депозит и оформить заказ.

Tesla взламывает рынок и в коммуникациях: компания не платит за рекламу, она создает уникальные информационные поводы. От трансляции тест-драйвов до неожиданных твитов и громких проектов Илона Маска. Его личный бренд постоянно работает на популярность бренда электрокаров.

Пора к выводам

Гроуз-хакеры признают, что в экспериментальном маркетинге 80% экспериментов оказываются неудачными. А собственно «взломам» обязательно должна предшествовать кропотливая работа по анализу рынка и ЦА, подготовке оффера, разработке ценовой стратегии.

Кроме того, гроуз-хакинг не дает готовых рецептов: он строится на знаниях и креативе индивидуально для каждого бизнеса.

И не отменяет важность привлечения клиентов и приобретения их лояльности. Что возвращает нас к примеру брендов со столетней историей.

Быть рядом со своими покупателями, несмотря на социальные и экономические катаклизмы и ожесточенную конкурентную борьбу, как это смогли Coca-Cola, LEGO, Mercedes-Benz — высший пилотаж маркетинга.

Их успешное существование в условиях цифровой реальности подтверждает, что факторы системного брендинга не утратили актуальности. А очередной век дополнил их список.

Теперь оно выглядит так:

Бренды научились становиться глобальными гораздо быстрее — с интернетом и возможностями digital. Но эти же факторы повышают конкуренцию во всех сферах деятельности. Время покажет, как новые лидеры будут удерживать обретенные позиции.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
«У моєму житті немає місця для випадковостей». Ельвіра Гаврилова про роботу в Голлівуді, продюсування та благодійність
Elle
2024-12-27T13:18:53Z
"З Євробаченням не склалося": Оля Полякова прокоментувала чутки про участь у конкурсі з піснею шведського композитора
Ukraine Art News
2024-12-27T12:46:26Z
У Чернівцях померла Марія Марчук, якій Володимир Івасюк присвятив "Червону руту"
Ukraine Art News
2024-12-26T16:30:54Z
Empowering Year: Наталія Яроменко в ексклюзивному інтерв’ю для ELLE.UA
Elle
2024-12-26T11:30:59Z
Образ дня: Кейт Міддлтон завітала на різдвяну службу у вишуканому смарагдовому вбранні
Elle
2024-12-25T17:06:44Z
У 17 країнах світу відтворили "Щедрик", до проєкту долучились Віра Фарміґа і Барбра Стрейзанд
Ukraine Art News
2024-12-25T12:39:42Z
Раптова смерть обірвала життя Ігоря Данилихи
Photo Lviv
2024-12-25T12:15:29Z
"Урок я засвоїв": Enleo прокоментував скандал із прослуховуванням російської музики
Ukraine Art News
2024-12-25T11:42:52Z
Святковий wishlist популярних українських візажисток
Elle
2024-12-23T15:03:48Z
У мережі з’явилася пісня, написана колишнім головою СБУ Ігорем Дріжчаним
Ukraine Art News
2024-12-28T16:48:55Z
У Берліні проходить виставка робіт дітей з Харкова «Підземний сад»
Ukraine Art News
2024-12-28T13:54:36Z
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
Ukraine Art News
2024-12-28T11:00:50Z
"Різдвяна молитва": у Львові діти-переселенці та театр "Воскресіння" розповіли біблійну історію
Ukraine Art News
2024-12-28T08:00:56Z
Слухаємо відьомське переосмислення безсмертного «Щедрика» Миколи Леонтовича
Elle
2024-12-27T20:27:35Z
У Бангкоку відбудеться фотовиставка «Портрети українців»
Ukraine Art News
2024-12-27T17:45:44Z
Фестиваль музики Бориса Лятошинського: в Києві пройдуть концерти та інтелектуальні дискусії
Ukraine Art News
2024-12-27T17:15:42Z
Будівництво Музею Революції Гідності призупинять до кінця дії воєнного стану
Ukraine Art News
2024-12-27T17:00:43Z
Різдвяна колаборація оркестру та етнобренду
Photo Lviv
2024-12-27T16:36:33Z
10 найприбутковіших фільмів усіх часів, куди увійшов один мультфільм 2024 року
KinoFilms
2024-12-28T17:06:26Z
Дивіться тизер комедії «Песики» з Лесею Нікітюк у головні ролі
KinoFilms
2024-12-28T16:39:31Z
У віці 73 років померла зірка фільму "Ромео і Джульєтта" Олівія Хассі
Ukraine Art News
2024-12-28T15:45:41Z
Блейк Лайвлі подала до суду на режисера фільму «Покинь, якщо кохаєш» Джастіна Бальдоні за домагання
KinoFilms
2024-12-28T13:30:30Z
Український фільм «Редакція» вийшов онлайн на Netflix
Cineast
2024-12-28T09:18:42Z
6 нових серіалів січня
Elle
2024-12-27T22:51:34Z
ЗМІ: Акції компаній дотичних до серіалу "Гра в кальмара" впали через розчарування в новому сезоні
Ukraine Art News
2024-12-27T20:36:59Z
Борис Джонсон знявся в українській новорічній комедії "Потяг у 31 грудня"
Ukraine Art News
2024-12-27T18:54:56Z
У 16-річному віці помер зірка "На драйві" Гадсон Мік, випавши з автомобіля на ходу
Ukraine Art News
2024-12-27T18:09:49Z
Нікосія: як живе остання у світі розділена столиця
Хмарочос
2024-12-28T07:24:50Z
Львів за дідуся цісаря
Photo Lviv
2024-12-28T06:12:28Z
Вже сьогодні і завтра у Домівці врятованих тварин відбудеться «Різдвяний Базар Добра»
Photo Lviv
2024-12-28T06:06:25Z
Як відзначити зимові свята смачно та затишно: новорічна пропозиція від KFC
Elle
2024-12-27T16:00:37Z
Острів, де зупиняється час: моя подорож до Занзібару
Elle
2024-12-26T11:36:50Z
Протиалкогольний Львів, або назагал спокійні Різдвяні свята 1936 року
Photo Lviv
2024-12-26T06:12:25Z
«Дача Дарта Вейдера» та сила місцевих грибів: 9 зразків бруталізму в Японії
Хмарочос
2024-12-25T08:48:53Z
Лісовий будинок із вініловим програвачем і бібліотека з гамаками: під Києвом будують глемпінг на 100 номерів
Хмарочос
2024-12-23T09:46:55Z
Реконструкція Орбана: Будапешт зводить репліки на місці втрачених історичних будівель
Хмарочос
2024-12-23T06:34:01Z
9 причин обрати для пологів ISIDA clinic: особистий досвід редактора
Elle
2024-12-28T11:00:50Z
На Одещині понад 200 років проводять обряд чоловічої коляди «Мошул»
Ukraine Art News
2024-12-28T10:00:40Z
Литовські волонтери доправили на Львівщину ще понад 30 автомобілів для ЗСУ
Photo Lviv
2024-12-28T06:03:26Z
У Києві демонтували радянські символи на Алеї міст-героїв
Ukraine Art News
2024-12-27T20:30:38Z
В Україні запровадили нове державне свято
Ukraine Art News
2024-12-27T20:15:39Z
Євгенія Кузнєцова: "Вівці цілі" – це, як і попередні мої дві книжки, іронічний текст, але з гірким присмаком
Ukraine Art News
2024-12-27T17:45:40Z
9 beauty-подарунків на Новий рік — 2025, які можна купити на вихідних
Elle
2024-12-27T17:42:37Z
13 українців купили новий Rolls-Royce Spectre вартістю понад €600 тисяч: хто вони
Gloss
2024-12-27T16:54:49Z
Співак TESLENKO зняв свою кандидатуру з Нацвідбору-2025: на його місце претендують 10 виконавців
Ukraine Art News
2024-12-27T16:04:05Z
Як квантово зростати в бізнесі: досвід ІТ-рекрутингової агенції EvoTalents
Elle
2024-12-27T10:13:32Z
Revolut вперше тестує мобільний застосунок в Україні
Хмарочос
2024-12-27T08:51:59Z
Огляд слота Tiki Reward
Cineast
2024-12-25T00:47:46Z
Чого старше покоління може повчитися в «тупих дітей»
Ukraine Art News
2024-12-22T17:00:53Z
«Еталон» зробив перший електробус на основі дизельної моделі
Хмарочос
2024-12-21T08:48:59Z
Ілон Маск заявив, що може сполучити США та Британію тунелем під океаном
Хмарочос
2024-12-20T10:25:09Z
Де купувати книжки: сервіс MEGOGO запускає онлайн-книгарню
Elle
2024-12-17T13:33:50Z
«Укрзалізниця» відремонтує два «Тарпани» за 245 мільйони гривень
Хмарочос
2024-12-17T08:40:09Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z