Множество нестыковок и противоречивые показания свидетелей превратили дело об исчезновении нидерландских туристок в одно из самых громких и резонансных — случившийся в 2014 году инцидент до сих пор продолжает изучаться исследователями, местными жителями, журналистами и близкими девушек. Почему расследование так затянулось, какие версии случившегося существуют и что на самом деле произошло с Крис Кремерс и Лисанн Фрон в ту злополучную поездку? Ответы на эти и другие вопросы попытаемся найти в нашем материале.
История совместного путешествия Лисанн Фрон и Крис Кремерс начиналась весьма благополучно — девушки познакомились в одном из ресторанов нидерландского городка Амерсфорт, где обе работали, и с течением времени сблизились, обнаружив массу общих интересов. Осенью 2013 года подруги решили запланировать совместный отпуск и начали откладывать деньги — изначально они намеревались отправиться в Коста-Рику, но позже остановили свой выбор на Панаме. В планах девушек были не только экскурсии и пляжный отдых, но и изучение испанского языка, а также волонтерская работа.
15 марта 2014 года Лисанн Фрон и Крис Кремерс прибыли в Панаму — они планировали провести в стране шесть недель, посещая достопримечательности, работая с детьми и изучая культуру и язык. Первые 14 дней подруги провели в городе Бокас-дель-Торо, где сосредоточились исключительно на пляжном отдыхе, а после перебрались в Бокете — там они сняли комнату у местной жительницы Мириам Герры, записались на курсы испанского в школу «Испанский у реки», а 31 марта должны были начать работу в качестве волонтеров в детском саду «Гуардариа Аура», однако из-за ошибки организаторов старт работы был отложен на неделю. Разочарованные таким поворотом событий, девушки начали думать, чем занять свободное время — после непродолжительного обсуждения подруги решили отправиться в путешествие по туристическому маршруту Эль-Пианиста, пролегающему через национальный парк Бару.
1 апреля Лисанн и Крис покинули съемное жилище и на такси отправились к начальной точке маршрута, при этом не предупредив никого из знакомых о том, куда именно они поехали (в социальной сети Facebook девушки написали, что собрались прогуляться по городу, а хозяйке комнаты они вовсе не сообщили о том, что уходят). Затем подруги позавтракали в ресторане «Эль-Пианиста» у начала тропы (по некоторым данным, компанию Лисанн и Крис составляли двое молодых нидерландцев, однако эта версия не подтверждается персоналом ресторана и полицией), а после отправились по маршруту — без гида, но с хаски по кличке Асуль, принадлежавшей хозяевам заведения (спустя время собака вернулась к ресторану одна).
Точное время начала пути Лисанн и Крис неизвестно — согласно метаданным снимков, обнаруженных позже на их смартфонах и фотоаппарате, туристки отправились по маршруту около 11:00, однако таксист, который привез девушек к локации, а также персонал «Эль-Пианиста» утверждал, что в это время они не могли начать путешествие, поскольку находились в ресторане.
Выбранный Лисанн и Крис маршрут пролегал через степи и джунгли, а конечной точкой являлся мирадор — смотровая площадка, с которой открывается вид на город и океан. Судя по снимкам, сделанным туристками, они успешно прошли тропу и оказались на мирадоре, однако после не стали возвращаться назад, а пошли дальше по дороге, которая уже не относится к маршруту Эль-Пианиста. Уже после исчезновения девушек общественность задавалась вопросом, почему неподготовленные туристки отправились в дикие джунгли, проигнорировав предупредительный знак. Но, как выяснилось позже, табличка, информирующая об окончании маршрута, была установлена на мирадоре лишь в 2016 году, спустя два года после инцидента. К слову, в том же году Илка Агирре, директор Министерства окружающей среды Панамы, сообщила, что маршрут Эль-Пианиста никогда не являлся официальным, а потому его посещение изначально было большим риском.
Судя по всему, в начале путешествия все шло по плану, однако на последних фотографиях, датированных 1 апреля, Крис Кремерс пересекает небольшой каменистый водоем, расположенный за чертой маршрута — на ее одежде и теле видны следы грязи, а выражение ее лица уже не столь радостное, как на предыдущих кадрах. С этого момента девушки перестали выходить на связь, и то, что случилось с ними далее, до сих пор остается одной из самых жутких загадок нашего времени.
Одними из первых забили тревогу родители Крис и Лисанн — по их словам, они выходили на связь с дочерьми по несколько раз в день, а когда их телефоны оказались выключенными, это их насторожило. Кроме того, о факте исчезновения туристок заявил местный гид Фелисиано Гонсалес — он сообщил, что должен был встретиться с ними в языковой школе 2 апреля, а когда они не появились, он вместе с работницей учебного заведения решил отправиться к ним домой и, не обнаружив девушек там, обратился в полицию, а затем в Национальную систему гражданской защиты Панамы (SINAPROC). Впрочем, эта история имеет несколько версий — согласно данным журналиста Джереми Крита, Гонсалес договорился об экскурсии с Крис и Лисанн 31 марта, а по словам самого гида, 1 апреля сотрудники языковой школы сообщили ему о том, что нидерландские туристки ищут местного проводника и хотели бы встретиться с ним 2 апреля. Так или иначе, в назначенный день встреча не состоялась, и благодаря обращению Фелисиано Гонсалеса были инициированы масштабные поиски (примечательно, что первые несколько дней поисками занимались лишь местные гиды, а силы SINAPROC подключились лишь 5 апреля).
Активное исследование местности проводилось вплоть до 14 апреля — власти страны закрыли предполагаемое место исчезновение девушек от туристов, задействовали несколько групп спасателей, вертолеты и специально обученных собак, однако никаких следов Крис и Лисанн обнаружено не было. Новость об исчезновении туристок из Нидерландов молниеносно разлетелась не только по Панаме, но и по всему миру — президент страны Рикардо Мартинелли был вынужден созвать срочную пресс-конференцию, чтобы сообщить о ходе расследования, семьи пропавших, а также ряд СМИ предлагал денежное вознаграждение за любую информацию, а встревоженная общественность организовывала волонтерские группы для помощи в поисках девушек. К сожалению, все усилия были тщетны.
Первый сдвиг в этом загадочном деле произошел лишь два месяца спустя — 11 июня 2014 года местная жительница, отправившаяся к реке Кулебра, чтобы постирать белье, обнаружила там рюкзак, который, как позже выяснилось, принадлежал Лисанн Фрон — в нем находились деньги, телефоны пропавших девушек, несколько предметов одежды и фотоаппарат, благодаря которому и удалось восстановить хронологию событий.
Спасатели, получившие информацию о месте находки рюкзака, а также снимки с фотоаппарата, вновь отправились на поиски и в скором времени обнаружили несколько фрагментов тел девушек — согласно данным судмедэкспертов, все найденные останки принадлежали пропавшим, однако установить причину смерти не представлялось возможным (ввиду недостаточного количества исследуемого материала).
Обнаружение останков никак не прояснило обстоятельств исчезновения и смерти девушек — общественность принялась выдвигать самые разнообразные версии, начиная от нападения диких животных и заканчивая криминальными теориями (среди которых было убийство с целью ограбления, сексуальное насилие и даже ритуальное убийство племенами аборигенов), однако следствие настаивало на том, что с Крис и Лисанн произошел несчастный случай. Изучив телефоны туристок, полиция установила, что девушки несколько раз пытались дозвониться в службу спасения, но из-за того, что за смотровой площадкой не было сотовой связи, им не удалось этого сделать. Затем были подробно изучены фотографии, сделанные на фотоаппарат туристок, но обнаруженные кадры лишь запутали следствие.
Дело в том, что на карте памяти было 133 снимка, сделанных в период с 1 по 8 апреля (последняя попытка связаться со службой спасения была зафиксирована 3 апреля) — первые 33 снимка, обозначенные криминалистами как кадры № 476—508, были сделаны в день начала маршрута (на последних Крис Кремерс переходит водоем). Затем был сделан кадр № 509, однако позже он был удален без возможности восстановления — этот факт вызвал особый интерес, поскольку ни одна другая фотография не была удалена (даже смазанные снимки), а к тому же удаление кадра с фотоаппарата без подключения к компьютеру предполагает возможность его восстановления, что навело полицию и волонтеров на версию о том, что вместе с девушками был кто-то еще, удаливший снимок. Впрочем, позже эта теория была отвергнута представителями власти из-за отсутствия прочих доказательств.
Самой загадочной находкой на карте памяти стала серия из ста снимков, сделанная в ночь на 8 апреля (кадры № 510—609) — на них не запечатлены люди, а видны лишь некоторые очертания местности. То, с какой целью девушки делали эти фотографии, до сих пор остается тайной — некоторые полагают, что таким образом заблудившиеся туристки пытались запомнить дорогу, по которой шли, другие считают, что Крис и Лисанн надеялись привлечь спасателей фотовспышками, третьи уверены, что одна из девушек получила смертельную травму, а другая пыталась запечатлеть место, где осталось тело.
В сентябре 2014 года полиция Панамы официально известила родителей девушек о том, что те погибли в результате несчастного случая — согласно версии следствия, Крис и Лисанн заблудились и якобы упали с обрыва в реку. Заключение правоохранительных органов категорически не устроило родителей погибших, и через год был организован последний поиск останков и улик, который проводился с участием криминалистов и судмедэксперта. После тщательных поисков все участники группы заявили о том, что «любые версии, отличающиеся от официальной, включая убийство с целью ограбления или изнасилования, маловероятны».
Тем не менее версия о том, что девушки могли заблудиться на одной из троп и случайно упасть в реку, многим кажется несостоятельной, и не зря. Родители Крис и Лисанн, прошедшие весь предполагаемый маршрут погибших дочерей, а также следственная группа из Нидерландов, побывавшая на местности, утверждают, что даже самый неопытный турист едва ли может там потеряться. Дело в том, что на всем маршруте (даже после мирадора) есть всего одна тропа — там нет ответвлений, поворотов или развилок, а потому заблудиться в тех местах практически невозможно (по словам представителей ведомств, было всего несколько случаев пропажи людей в тех местах, однако всех потерявшихся туристов находили менее чем за сутки).
К тому же, большинство исследователей беспокоит тот факт, что спасателями были найдены лишь несколько фрагментов тел — по словам криминалистов и судмедэкспертов, жертвы падения с высоты, как правило, остаются целыми, а не распадаются на части, что напрямую указывает на насильственные обстоятельства смерти девушек. В пользу этой теории говорят показания Хосе Моралеса, владельца небольшого отеля у начала маршрута — по его словам, вечером 1 апреля он видел двух уставших девушек, которые интересовались, как им добраться до города, на что он порекомендовал им вызвать такси (что означает, что погибшие все же вернулись к началу маршрута, а не заблудились в джунглях). Впрочем, эти показания не были приняты во внимание, поскольку свидетель не был уверен в дате и том, действительно ли он видел Крис Кремерс и Лисанн Фрон (он говорил с незнакомками лишь несколько минут).
В Сети распространена версия о том, что власти Панамы намеренно игнорировали некоторые факты и улики, чтобы представить дело как несчастный случай — по мнению ряда обозревателей, так они надеялись сохранить поток туристов в страну, приносящий значительный доход, однако доказательств, которые могли бы подтвердить одну из альтернативных версий, так и не было найдено. Сегодня, несмотря на все усилия журналистов, волонтеров, экспертов и представителей некоммерческих организаций, дело об исчезновении Крис Кремерс и Лисанн Фрон так и остается одной из самых животрепещущих загадок нашего времени, однако общественность не теряет надежды найти ответы на главные вопросы: что было изображено на исчезнувшем снимке № 509, зачем девушки сделали серию ночных кадров и что в действительности стало причиной их смерти?
Фото: Getty Images