MY.UAСтатьи
Паулина Андреева: «Я почувствовала несвободу, когда людям стала неадекватно интересна моя личная жизнь»
Паулина Андреева: «Я почувствовала несвободу, когда людям стала неадекватно интересна моя личная жизнь»

Паулина Андреева: «Я почувствовала несвободу, когда людям стала неадекватно интересна моя личная жизнь»

Евгений Сангаджиев и Паулина Андреева

ПАУЛИНА: Помнишь первый сбор курса в «Индустрии» (Школы кино и телевидения, где учились Андреева и Сангаджиев — прим.ред.)? Мы с тобой тогда были знакомы на уровне «привет-привет», но я подсознательно двигалась на стуле поближе к тебе, как к брату, потому что ты тоже актер. Тогда тема «актеры, которые хотят чего-то еще — писать или снимать» только начиналась.

ЕВГЕНИЙ: Да, посыл был такой: «Чувак, ну ты же артист, зачем тебе это нужно?!» — в смысле учиться, «переобу­ваться» в профессии. У нас были разные факультеты, но первые полгода весь поток, человек 50, операторы, режиссеры, сценаристы, все делали вместе, у нас была программа — filmmaking, потом началась специализация. Смешно, что мы должны были заниматься актерским мастерством. Я, как честный человек, ходил на эти занятия, при том что в другой группе вел эти занятия. А тебя, Поля, на актерском мастерстве я не видел…

ПАУЛИНА: Одну минуту! Вообще-то мне тоже есть что про тебя вспомнить (смеется). Расскажешь? Или не станешь?

ЕВГЕНИЙ: Расскажу, конечно. Моя крестная мама в кино, я считаю, — Анна Никитична Михалкова (даже если она так не считает), с которой я как режиссер сделал свой первый «короткий метр», и он никогда не увидит мир. Это история про то, как начинающий режиссер Сангаджиев решил зайти с козырей, замахнулся на большой жанр — на мюзикл, а в итоге… обжегся. И это слишком мягкое слово. Уговорил Анну Никитичну, она поверила в идею, месяц занималась хореографией, честно, как большой профессионал и артист. В кадре она танцевала, Сережа Епишев пел, все происходило в морге, в общем, я старался себя не ограничивать. Сил и своих денег вложил много. Снимался в сомнительных проектах, лишь бы заработать на эту идею. И вот отсняли. Монтаж. Я долго надеялся, что из этого что-то внятное выйдет, тысячу раз перемонтировал, но фильм, по моему мнению, не получился. И это только моя ошибка! Которая меня многому научила. После этого опыта все поняли в «Индустрии», что надо «детей» ограничивать, потому что они иногда ерундой занимаются, начали ужесточать съемочные условия.

ПАУЛИНА: Послушай, но потом был и хороший опыт — это важнее. Помнишь, как делали вместе этюды: я пишу, ты режиссируешь, Гриша Векслер с нашего курса снимает как оператор. Горжусь, между прочим, что наш «короткий метр» для благотворительного аукциона Action продали за 10 500  000 рублей.

ЕВГЕНИЙ: Отличные, кстати, были упражнения — за час сочинить историю.

ПАУЛИНА: Дается тема и жанр — например, «инопланетяне, драма» или «женская дружба, комедия». И ты можешь как угодно ее придумывать. Через час читаешь вслух.

ЕВГЕНИЙ: Твою работу сразу анализируют, дают фидбэк, и это дико неудобно, потому что кто-то за час может написать всего четыре предложения, а кто-то роман. Ты, кстати, строчила нормально. Я наблюдал тебя в сценарных ситуациях, было очень хорошо. Помню твою историю про библиотекаршу и цветы — «Праздник садоводства»!

ПАУЛИНА: Спасибо, Женя. Я всегда первой выходила читать, потому что мне было страшнее всех. Хотела отмучиться, понять ситуацию и отступить подумать. В целом «Индустрия» кардинально поменяла мой взгляд на профессию и на себя. Он стал значительно шире, в мою жизнь пришли новые люди, друзья. Ты в их числе. Именно в школе состоялся мой дебют не только как автора, но и как режиссера. Сама написала и сняла короткий метр «Плачу с вами». В сентябре его можно будет увидеть на платформе ivi.

ЕВГЕНИЙ: Нас попросили обсудить «свободу–несвободу» в digital. И я вот даже не знаю, с чего начать. Ты как относишься к соцсетям?

ПАУЛИНА: Как к большому супермаркету вещей и чужих жизней преимущественно. В моем аккаунте в инстаграме хранится контент, связанный с моей работой или проектами моих друзей. И конечно, проекты брендов, с которыми я работаю и дружу. Но у меня на странице ты не увидишь, где я сегодня обедала и с кем, какие витамины приняла утром, например. Не потому, что это плохо, а потому, что я не блогер. А по поводу «свободы–несвободы». Интернет-пространство меня заметило, посыпались оценки и определения в публичном поле. Нам всем хочется, чтобы нас любили, но очень опасно начать по этому поводу стараться. Мне знакомы и желание быть хорошей, понравиться, и страх произвести неправильное впечатление. Маленький страх, который рождает большой ужас. Если ты боишься, ты несвободен, потому что внутренняя свобода в том, чтобы быть собой.

Я, например, почувствовала несвободу, когда людям стала неадекватно интересна моя личная жизнь.

ЕВГЕНИЙ: Для меня соцсети, с одной стороны, — убийство. Убийство офлайн-пространства. С другой стороны, наверное, возможность коммуницировать с внешним миром со своей позиции — как ты выстраиваешь свой взгляд и ракурс для аудитории и все остальное. Я в основном выкладываю что-либо в инстаграм, только если нужно с профессиональной точки зрения как автору. Какое-то событие. Редко личное. В остальном мне неудобно себя выставлять напоказ, пытаться произвести на кого-то впечатление.

ПАУЛИНА: Соцсети рождают зависимость. Люди подсаживаются на инстаграм, потому что там ты можешь придумать себя. Это не про «быть», а про «казаться» лучше других: показать, что твой завтрак вкуснее, одежда моднее, мужчина круче. А в жизни нужно прилагать огромные усилия, чтобы стать тем, кем хочешь. Но я, кстати, не отделяю себя от пользователей соцсетей — только недавно отказалась от привычки смотреть по утрам ленту. Это еще один вид зависимости. Получается, я почти ничего не выкладываю, меня там вроде бы нет, но мой глаз там есть! Эту штуку, подглядывание свое, надо контролировать. Слишком много информации, зачем она?

ЕВГЕНИЙ: Да, это ужасно! На карантине я дошел до дна, понял, что что-то не так, когда увидел надпись в инстаграме — «вы посмотрели всю ленту» или как-то так.

ПАУЛИНА: Я думала, просмотреть все обновления невозможно (улыбается). Но желание быть в контексте — объяснимо. Мы же постоянно получаем из соцсетей какие-то микроэмоции, что-то новое, что может понравиться, ты захочешь быть, как тот или иной человек, иметь вещь, как у него. Это классно спроектированный нативный магазин. Но знаешь, о чем я иногда думаю: разве не травматично, когда взрослые выкладывают в инстаграм маленьких детей, которые еще не имеют своего мнения и не понимают, что происходит? Огромное количество людей наблюдает их с рождения. Мне кажется, придет время, когда инстадети предъявят родителям за отсутствие выбора и дикое нарушение личных границ. Интернет помнит все — и тебя, лежащего в памперсе, тоже запомнит.

ЕВГЕНИЙ: У меня в любом случае сейчас неосознанный digital-детокс — подготовка к большому проекту, снимаем сериал «Балет», времени очень мало. Иногда вечером понимаю, что вообще не смотрел в инстаграм сегодня. И это меня очень радует.

ПАУЛИНА: Я тоже делаю перерывы, могу не заходить в соцсети месяц. Провожу чистку сознания. Женя, давай вернемся к твоим словам о том, что Интернет дает возможность показывать себя миру со своей позиции. Скажи, когда ты подбираешь актеров в проект, смотришь их инстаграмы?

ЕВГЕНИЙ: Да. Соцсети многое говорят о человеке. Раньше были портфолио, актерские визитки, видеопрезентации, так называемые «рилы». Люди тратились на это и финансово, и душевно. Сейчас быстрее в инстаграме посмотреть, что актер собой представляет, о чем говорит, чем живет.

Иногда становится не по себе от глупости беспросветной, иногда — наоборот. Но куда больший ад, когда некоторые продакшны судят об актере по тому, сколько у него подписчиков.

ПАУЛИНА: Но ты же так не судишь.

ЕВГЕНИЙ: Нет, конечно. Например, рил Лены Трониной (главная героиня сериала «Хэппи-энд». — МС) я увидел года за три до съемок. Он был на английском, очень яркий, и меня зацепило — наконец-то прикольный живой человек. У меня появилось классное ощущение, но я тогда не занимался режиссурой. Когда Тронина понадобилась, ее нашли в Казахстане. Представляешь, она из-за пандемии пешком переходила границу, чтобы попасть на живые пробы, потому что пытаться понять что-то по пробам в Zoom — бесполезная история. И в целом на моей планете актеру не нужно уметь нравиться, но он должен уметь запомниться. И уж если мы говорим о свободе и несвободе, замечу, что артист — зависимая профессия. И с точки зрения ментального движения мой путь в режиссуру — не столько поиск свободы, сколько побег от несвободы.

ПАУЛИНА: В этой индустрии мы все зависим от решений разных людей — актеры, режиссеры, даже самые высокие продюсеры. Сценарист, на мой взгляд, чуть-чуть более свободен, потому что он создает историю, без него не будет кино. Актер создает образ, роль. Здорово обладать двумя профессиями. Чувствуешь себя менее уязвимым, зная, что не держишь все яйца в одной корзине.

ЕВГЕНИЙ: Ты же думала, что скажет общественность, когда поступала на сценарное отделение в «Индустрию»?

ПАУЛИНА: Общественность всегда что-то скажет, даже если ты просто дома сидишь. Не всегда сердцем, но умом я твердо понимаю, что никогда моя жизнь и мои поступки не будут определяться общественным мнением. Тем более такие созидательные, как пойти учиться. Могу переживать сколько угодно, обижаться, но все равно буду делать.

Я ценю время, и оно так быстро-быстро бежит, я не хочу тратить его на диалог с общественным мнением. А ты?

ЕВГЕНИЙ: Я достаточно философски оцениваю и свою внешность, и свой талант. По паспорту мне 35, по ощущениям внутри мне лет 50, пришла уже мудрость какая-то, поэтому я спокоен насчет мнений и переживаний по поводу себя в искусстве. Все приходит, как только отпускаешь ненужные мысли и просто делаешь свое дело.

ПАУЛИНА: Мне близко высказывание Хаяо Миядзаки: «Обретение внутренней свободы — самая большая радость, доступная человеку». Правда, я не знаю, верю ли в возможность достижения полноты этой свободы. Такой, как в раннем детстве. С другой стороны, мы все ее хотим, ждем, когда наступит момент без обязательств, границ, ждем отпуска, чтоб наконец выдохнуть. И вот ты приезжаешь куда-нибудь, а выдохнуть не можешь, не получается в этой благости найти себе место. Внутри бурлит Москва. И это буквально ломка городского человека на песчаном пляже.

ЕВГЕНИЙ: Мне кажется, считать себя абсолютно свободным человеком невозможно, ты в определенном смысле теряешь свободу, уже когда получаешь паспорт какой-либо страны. Становишься гражданином. Некую степень свободы дают деньги, в которые упираются и творчество, и производство. Наверное, никогда не будет проектов с открытым бюджетом. Это сдерживает тебя, когда ты хочешь показать свои миры. Круто, конечно, иметь возможность выдумывать, сочинять, но в воплощении мы почти всегда несвободны, согласись.

ПАУЛИНА: Если ты про деньги и свободу, соглашусь, они дают чувство независимости во всех областях. Ты никому не должен, не обязан, ни у кого не просишь. Для меня это важно, мне нравится рассчитывать на себя. Наверное, когда деньги начинают управлять тобой, ты становишься мешком без дна, тебе все мало, тогда они тоже становятся клеткой. Я ценю блага материального мира, но не хочу, чтобы только они составляли мою жизнь. Ни машина, ни квартира, ни вещи не сделают тебя счастливым. Более уверенным и защищенным социально — да. Счастливым — нет. В итоге это все превратится в хлам, который после твоего ухода будут разгребать родственники.

ЕВГЕНИЙ: Ты когда сценарий «Психа» писала, в какой степени свободы находилась? Чувствовала ее?

ПАУЛИНА: Да, потому что работала одна. Все, что написано, полностью моя воля и желание. Не было директив, намеков и идейных пожеланий, ничего, кроме творческих обсуждений. Мне повезло, что на первом большом проекте я не чувствовала никакого давления, кроме своего собственного. Все страхи, что я ошиблась, что это никому не нужно и не интересно, присутствовали. Я в этом отношении не супермен, бесстрашный и уверенный в себе. Способность смотреть на свое творение со стороны максимально жестко и цинично автору необходима, но я стараюсь у своего внутреннего критика слишком большую плетку отобрать.

ЕВГЕНИЙ: Что выберешь между ответственностью и здоровым пофигизмом?

ПАУЛИНА: В сегодняшней жизни, посвященной многозадачности, я бы делала упор на пофигизм, конечно. Я это понимаю не только как снижение контроля и ожиданий от себя. Но и как состояние легкости, когда ты не смотришь на все происходящее вокруг как на что-то жизненно важное, любишь себя и бережешь себя. Не живешь по принципу «я в стрессе — значит я живой». Короче, я за пофигизм порядочного человека.

Фото: Владимир Васильчиков

Раиса Мурашкина
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Музикант-воїн Олександр Положинський випустив трек "Де ідуть бої"
Ukraine Art News
2025-03-08T16:45:48Z
Король Чарльз ІІІ поділиться улюбленою музикою на радіо в Apple Music
Ukraine Art News
2025-03-08T05:45:52Z
«Додайте світла» та кольорів. Розглядаємо два сміливих образи DOROFEEVA з нового кліпу
Elle
2025-03-07T19:00:47Z
Леді Гага додає ще більше хаосу в життя в новому альбомі Mayhem
Elle
2025-03-07T15:18:43Z
5 українських музичних релізів, які ви могли пропустити
Elle
2025-03-07T13:48:42Z
У Бродах руйнується могила сина Михайла Вербицького
Photo Lviv
2025-03-07T06:24:36Z
Мила Моя: TVORCHI на весільному торті переспівали трек Івасюка
Photo Lviv
2025-03-07T06:06:37Z
Кеті Перрі обрала для концертного образу каблучки від українського бренду
Elle
2025-03-06T20:09:47Z
12 березня Тарас Петриненко виступить у Львові в межах концертного туру
Photo Lviv
2025-03-06T06:06:36Z
Галицькі десантники декламують вірші Шевченка з нагоди його уродин
Ukraine Art News
2025-03-09T17:45:47Z
Шевченківська премія 2025 оголосила імена переможців
Ukraine Art News
2025-03-09T16:30:52Z
У Пекіні відзначили 211-ту річницю від дня народження Тараса Шевченка
Ukraine Art News
2025-03-09T14:18:58Z
Стали відомі лавреати Шевченківської премії-2025
Ukraine Art News
2025-03-09T13:13:17Z
Лист-зізнання в любові до травневого Києва: нова колекція Anna October
Elle
2025-03-09T09:00:47Z
У Львові біля пам’ятника Федоровичу замість книжкової «блошки» відкриють ярмарок
Хмарочос
2025-03-08T17:06:54Z
У Києві відкрили виставку, присвячену українському авангарду
Ukraine Art News
2025-03-08T13:27:49Z
Українська поезія “оживе” у музиці: вечір прем’єр від “Дударика”
Photo Lviv
2025-03-08T06:06:36Z
Чому потрібно відвідати Львівський Фотомузей
Photo Lviv
2025-03-08T06:03:31Z
Топ-5 фільмів з Тенді Ньютон
Ukraine Art News
2025-03-09T19:45:57Z
Фільми про гори, альпінізм та сходження. Топ-5
Ukraine Art News
2025-03-09T18:21:52Z
«Проста послуга 2»: трейлер продовження хітової стрічки з Блейк Лайвлі та Анною Кендрік
KinoFilms
2025-03-09T18:18:37Z
У Львові пройде відкритий показ фільму “Срібна земля. Хроніка Карпатської України 1919—1939”
Photo Lviv
2025-03-09T06:06:31Z
«Гаррі Поттер»: Паапа Ессьєду зіграє Снейпа у серіалі за мотивами романів Дж.К. Ролінґ
KinoFilms
2025-03-08T20:30:39Z
10 фільмів українських режисерок про війну, дорослішання та материнство
Elle
2025-03-07T19:33:43Z
Зірка серіалу "Рятувальники Малібу" Памела Бах вчинила суїцид
Ukraine Art News
2025-03-07T19:06:45Z
Вийшов трейлер нового трилера «Голланд» за участю Ніколь Кідман
KinoFilms
2025-03-07T18:57:36Z
Він Дизель знову зіграє Ґрута у фільмі «Планета Ікс» від Marvel Studios
KinoFilms
2025-03-07T18:27:32Z
З куполу храму у Києво-Печерській лаврі впав хрест
Ukraine Art News
2025-03-09T15:30:51Z
Київ боротиметься з безладним паркуванням за допомогою нових вуличних меблів з рослинами
Хмарочос
2025-03-08T17:03:56Z
Кияни збирають підписи за смугу для громадського транспорту на Хрещатику
Хмарочос
2025-03-07T06:46:00Z
Як перебудовували вулицю Івана Франка у Львові 1936 року
Photo Lviv
2025-03-06T06:12:36Z
Японська пара знову відкриває заклад у Львові. Раніше їм довелося зачинитись, бо не давали візу
Хмарочос
2025-03-05T14:19:04Z
На Київщині продають історичний «палац» за 20 тисяч доларів
Хмарочос
2025-03-05T12:04:00Z
У Люксембурзі відродили трамвай за пів століття після його знищення
Хмарочос
2025-03-05T09:57:58Z
В Англії відкрили денний клуб для «літніх емо»
Хмарочос
2025-03-05T09:51:54Z
Екорайони: американський архітектор описує ідеальне планування міських кварталів
Хмарочос
2025-03-04T16:30:58Z
"Вашинґтон став двором Нерона..."
Ukraine Art News
2025-03-09T20:00:54Z
На війні РФ проти України загинув поет та кардіолог вищої категорії Володимир Скіф Воліков
Ukraine Art News
2025-03-09T11:00:57Z
Які рослини обожнюють кавову гущу, а які її ненавидять?
Photo Lviv
2025-03-09T06:12:33Z
Раду Поклітару та Kyiv Modern Ballet представлять у Львові сучасну постановку балету “Вій”
Photo Lviv
2025-03-09T06:00:35Z
Маша Єфросиніна, Надя Дорофєєва, Ольга Сумська, Аліна Михайлова знялися в соціальному ролику про стереотипи щодо жінок
Elle
2025-03-08T19:36:47Z
Американські "культурні війни" і путінізм
Ukraine Art News
2025-03-08T12:03:56Z
У Копенгагені вшанують Тараса Шевченка у 211-ту річницю з дня його народження
Ukraine Art News
2025-03-08T11:48:44Z
«Сойка» в театрі «Актор»: тонкий психоаналіз на перетині драми, фантастики та хоррору
Ukraine Art News
2025-03-08T09:10:04Z
«Бездумне використання Оземпіка та його аналогів — частина розладу харчової поведінки», — Ольга Майко
Elle
2025-03-08T07:42:45Z
Як жінки освоюють криптовалюту: 3 захопливі історії про шлях до фінансової свободи
Elle
2025-03-08T18:30:44Z
Uklon запустив жіноче таксі слідом за Bolt. Воно працює в чотирьох містах
Хмарочос
2025-03-07T09:16:11Z
Про пристрасть до лижного спорту, співпрацю з Bukovel та фінансову свободу: інтерв’ю з глобальною директоркою з маркетингу Binance Рейчел Конлан
Elle
2025-03-06T10:00:51Z
Аудиторія S.T.A.L.K.E.R. 2 перевищила 6 млн гравців
Ukraine Art News
2025-03-05T19:00:40Z
Будинок на колесах майбутнього: Chery показали фургон для тривалих подорожей
Gloss
2025-03-04T17:54:51Z
На Місяць доставили відцифрований прапор України
Ukraine Art News
2025-03-04T07:16:00Z
Instagram несподівано почав завалювати користувачів відео жахливих смертей
Хмарочос
2025-03-01T13:49:02Z
Робот-пилососи – автоматизація прибирання високоїякості
Cineast
2025-03-01T11:33:53Z
Тільки для жінок – Bolt представив нову категорію поїздок
Хмарочос
2025-02-27T16:45:59Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z