MY.UAСтатьи
От мелких стартапов до McDonald’s. Как мы привлекли крупных клиентов: советы для IT-компаний
От мелких стартапов до McDonald’s. Как мы привлекли крупных клиентов: советы для IT-компаний

От мелких стартапов до McDonald’s. Как мы привлекли крупных клиентов: советы для IT-компаний

За 12 лет на рынке IT мы сотрудничали с разными клиентами, в том числе, – всемирно известными компаниями: делали приложение с программой лояльности для McDonald’s и изучали новые способы доставки контента для спортивного телеканала ESPN с 86 млн зрителей.

А американский сервис по доставке продуктов за полчаса, для которого мы создавали продукт с нуля, взорвал рынок: стал «единорогом», и его стоимость сейчас оценивают в $15 млрд. 

На нашем опыте мы сформировали свои принципы по работе с крупными клиентами и хотим поделиться как они помогают развивать бизнес.

От мелких стартапов до «крупной рыбы»

MLSDev – украинская IT-компания по разработке мобильных и веб-приложений для клиентов из США, стран Ближнего Востока и ЕС. В основном, мы работаем с проектами в сферах электронной коммерции и здравоохранения.

Первые пять лет мы сотрудничали только со стартапами. Мы сами были еще маленькой компанией и понимали, что вряд ли будем интересны большим клиентам.

Все основатели стартапов верят, что создадут «единорога» и покорят мир – на практике 99% проектов проваливается.

Так было и с нашими заказчиками: из сотни продуктов, которые мы разрабатывали, «выстрелил» один. Постепенно этот стартап превратился в полноценную компанию, а мы получили первый опыт работы с крупным клиентом.

После этого мы решили, что и нам пора расти. Стали ориентироваться на средний бизнес – компании со стоимостью проектов от сотен тысяч долларов до нескольких миллионов.

Что мы делали

Чтобы привлечь таких клиентов, мы полностью изменили стратегию маркетинга. Как правило, клиенты обращаются к нам по рекомендациям или переходят на наш сайт с площадок по поиску IT-подрядчиков.

Раньше они видели на нашей главной странице текст в духе: «Работаем со стартапами, сделаем проект не за все деньги мира». Это актуально для маленьких компаний, которые впервые выводят на рынок продукт и у них нет больших бюджетов на разработку.

Тогда как у состоявшихся компаний обычно есть продукт, пользователи, своя доля рынка. От IT-партнера они ожидают не столько «десяток умных голов по привлекательной цене», сколько понимание их ниши, долгосрочных задач и «болей», которые нужно закрыть с помощью технологического решения. 

Сейчас у нас на сайте написано, что наша компания «в первую очередь фокусируется на привнесении добавочной стоимости вашему бизнесу, что приводит к более высокой прибыльности». А наша цель – «создавать решения, которые точно соответствуют вашим потребностям и рыночным условиям»

Такое позиционирование помогает привлечь внимание крупных клиентов.

Предлагаем не разработчиков, а стабильность

В ходе переговоров мы всегда показываем, что у нас есть все ресурсы, чтобы реализовать проект крупного клиента. В первую очередь, это касается команды: клиенты часто интересуются уровнем текучки в компании.

Крупные компании планируют проекты на годы вперед, а потому им важно, чтобы IT-подрядчик мог гарантировать стабильность. 

IT- специалистам нравится, что мы предлагаем им разрабатывать реальные продукты, у которых уже есть реальная аудитория. Ребята создают новые функции – и сразу видят результат своей работы, получают отзывы от пользователей.

Это помогает поддерживать их мотивацию.

Фундаментальные подходы

Двое из сооснователей компании – технари, и это во многом сразу определило наш подход к разработке продуктов.

Даже когда мы только начинали и сотрудничали со стартапами, все равно использовали фундаментальные подходы: разработка через тестирование, рефакторинг, непрерывная интеграция, резервное копирование данных.

Все это помогло нам не только сформировать базу для привлечения крупных клиентов и вырасти, но и выработать свой подход к найму сотрудников. 

Сооснователи MLSDev

Как формируем команду

Вот три основных критерия, на которые мы смотрим при подборе технических специалистов:

  1. Фундаментальные знания компьютерных наук. Это самое важное: технологии постоянно меняются, а теория остается неизменной. Если у человека есть сильная база, но не хватает практического опыта – он разберется уже в процессе работы.
  2. Знания по специализации. Мы ищем человека на конкретный проект и не можем не оценивать владение ключевыми технологиями, которые понадобятся именно в этой работе.
  3. Личные качества и навыки.Если первые два пункта необходимы, чтобы человек в принципе подошел на вакансию, то совпадение по личным качествам – это то, что позволяет ему остаться с нами надолго.

При оценке личных качеств мы ориентируемся на список, который предложил Джоэль Спольски, создатель программ StackOverflow и Trello. За годы работы он показал свою эффективность.

Важный момент: если бы мы просто набирали в команду хороших и умных ребят, то у нас ничего не получилось бы – этого мало.

Крайне важно, чтобы каждый сотрудник стремился понимать и понимал бизнес, на который он работает.

Никогда не понижаем планку при подборе

Например, если программист создает приложение для водителей службы доставки, то он должен знать, как устроена вся цепочка – от формирования заказа до его непосредственной доставки клиенту. Так он сможет более качественно решить задачу бизнеса, а это и есть главная цель его работы.

Если говорить в целом о первых двух пунктах, то мы не снижаем планку во время подбора, что бы ни происходило на рынке труда, как бы сложно ни было находить людей. Ведь те, кого мы берем в команду, напрямую влияют на качество нашей работы. 

Чтобы нанимать бизнес-ориентированных сотрудников, во время интервью мы обязательно оцениваем их кругозор, в частности, профессиональный.

К примеру, мы рассчитываем, что Backend-разработчик (программист, который отвечает за внутреннюю логику сайта/приложения – Прим.ред.) знает или хотя бы хочет знать, что происходит у его DevOps-коллег (программисты, которые отвечают за любую автоматизацию задач – Прим.ред.).

Фразы вроде «моя работа – код писать» или «меня это не интересует» – означают автоматический отказ в трудоустройстве.

На своем опыте убедились: лучше подождать полтора-два месяца и все-таки найти нужного специалиста, чем взять того, кто не полностью соответствует нашим требованиям.

Да, так можно выиграть в краткосрочной перспективе (например, закрыть нехватку рук на проекте), но в долгосрочной – есть риск потерять большого клиента.

Несколько раз мы делали исключения, но в итоге это всегда приводило к убыткам и расставанию с сотрудником.

Я лично уделяю вопросу подбора немало времени и внимания: в свое время сам проводил технические интервью с кандидатами, регулярно объяснял команде по найму, как важно не отклоняться от утвержденного «курса».

Также обучал и обучаю технических специалистов правильно проводить собеседования: сначала рассказываю, на что нужно обращать внимание, затем помогаю все отработать на практике – вместе с ними несколько раз интервьюирую кандидатов и направляю их общение.

Убираем бюрократию, но следим за дисциплиной

Один из главных вызовов в работе с крупными клиентами – это коммуникация по проекту. Часто в нем могут быть задействованы десятки людей. 

С одной стороны, нужно убирать лишнюю бюрократию и барьеры, чтобы вопросы решались быстрее.

С другой стороны, важно понимать и принимать риски такого подхода.

Прежде всего, это скрытые конфликты между сотрудниками, которые могут приводить к негативным последствиям – вплоть до увольнений. Потому стоит все же сохранять определенную долю формальности и дисциплины.

Ограничиваем количество звонков

Мы еще в 2016 году стали нанимать людей на удаленную работу. Это было нужно, чтобы не ограничиваться только локальными специалистами и быстро расширять команду, если этого требует проект. 

Поэтому еще до локдауна 2020 года мы усвоили главное: залог успешной дистанционной работы – регулярная, прозрачная и эффективная коммуникация по текущим задачам.Общения должно быть максимально много, но все же не чрезмерно.

Чтобы работа не превратилась в бесконечные созвоны, мы ограничиваем количество звонков.

Как правило, ориентируемся на четыре основные встречи из методологии SCRUM: планирование спринта (промежуток времени, необходимый для выполнения запланированной совокупности операций – Прим.ред.), ежедневные 15-минутные «летучки», обзор итогов спринта и ретроспективное совещание (предложения по совершенствованию – Прим.ред.). 

За каждой встречей закрепляется модератор, обычно это менеджер проекта. Он следит, чтобы обсуждение шло по плану и не превращалось в демагогию.

На ежедневной 15-минутной встрече по планированию задач на день модератор задает всем участникам команды три вопроса: что человек делал вчера, что будет делать сегодня и есть ли какие-то препятствия, которые могут помешать достичь цели проекта?

Как мы обжигались

Раньше мы уже несколько раз «обжигались» из-за недостаточной дисциплины. Например, модератор задавал разработчикам два первых вопроса и пропускал третий – полагал, что если есть трудности, то человек и так о них расскажет.

Однажды это привело к тому, что менеджер проекта все же узнал о проблеме слишком поздно – компания потеряла десятки тысяч долларов прибыли. 

Дело было в том, что топ-разработчик долго никому не рассказывал о низком качестве кода, который написал новичок. В итоге проект дошел до состояния, когда проще переписать с нуля, чем исправить.

Переписывали, конечно, за счет компании. А если бы узнали о проблеме раньше, то могли бы вовремя заменить разработчика на более опытного. 

Не замалчиваем проблему

Крупные клиенты любят прозрачное и предсказуемое сотрудничество. При этом, никогда не выйдет свести все риски к нулю: всегда есть вероятность, что ключевой член команды заболеет или решит покинуть компанию.

Самое плохое, что можно сделать в таком случае – замалчать проблему. Клиент начнет переживать и может задуматься о разрыве контракта. Мы действуем по-другому: сами идем к клиенту и обо всем рассказываем.

При этом важно не только честно сказать о проблеме, но и объяснить, что мы делаем для ее решения.

Возможно, это повлечет задержку по срокам – такое бывает, это рабочий момент. Скорее всего, клиент воспримет это нормально, если вы предупреждаете заранее.

Однажды благодаря честности мы сохранили клиента

Как я уже упоминал, нашим первым крупным заказчиком стала компания, которая начинала свой путь как стартап и вместе с нами превратилась в состоявшийся бизнес. После того как их продукт «выстрелил», они сверхбыстро росли. И мы не успевали делать свою работу на той скорости, которую от нас ожидал клиент.

Нам не говорили прямо, что планируют отказаться от наших услуг, но мы чувствовали – к этому идет.

Тогда мы решили, что нужно развиваться вслед за клиентом. Для этого мы привлекли внешних консультантов: они помогли нам составить список проблем и план по их устранению.

Чтобы быстрее разрабатывать новые функции, мы решили разбить нашу команду на три: каждая сможет работать с разной частью продукта независимо от других. Также внедрили сервис круглосуточного мониторинга и поддержки облачной инфраструктуры, чтобы разработчики смогли сосредоточиться на создании нового функционала. Улучшили процессы коммуникации.

Этот план мы показали клиенту и попросили дать нам время. Заказчик нам поверил – и мы работаем вместе уже более восьми лет.

Благодаря этому случаю мы поняли, как адаптировать свою команду к проектам для крупных компаний, а также убедились, как важна честность и прозрачность.

Поддерживаем отношения с клиентами

Начинающим предпринимателям может показаться, что если они подписали контракт с большим клиентом, то поймали Бога за бороду – теперь все будет хорошо, можно почивать на лаврах.

Но это не так: отношения с клиентом нельзя пускать на самотек. Их нужно поддерживать –  это задача уже не программистов и даже не менеджеров проектов, а топ-менеджеров компании.

Лучший способ поддерживать отношения – живое неформальное общение.

После личной встречи клиент и команда осознают, что работают с реальными людьми, а не с «портретами» в мессенджерах. Между ними возникает совершенно новый уровень вовлеченности и доверия. В итоге, клиенты готовы отдать нам больше работы. 

Однажды мы посчитали, сколько зарабатываем в проектах с онлайн-заказчиками, и сколько с теми, с кем виделись лично. Разница нас поразила: цифры отличались на сотни тысяч долларов в год.

Личные встречи с клиентами

Мы стараемся минимум дважды в год устраивать личные встречи с клиентом. Причем коммуникация должна происходить на всех уровнях: руководителя с руководителем, менеджеров с менеджерами, разработчиков с разработчиками. 

Однажды мы год работали с клиентом и пригласили его команду приехать к нам в гости. При личной встрече нам на пальцах объяснили некоторые термины и специфические проблемы.

С помощью обычной доски и маркера это оказалось проще и быстрее, чем онлайн.

Так мы смогли глубже понять бизнес компании. Как я уже говорил, очень важно, чтобы все сотрудники постоянно держали в голове потребности клиента, а не «закапывались» в рутине, забывали о глобальной цели своих действий. 

Еще мы на собственном опыте поняли, как важно постоянно задавать клиентам вопросы (как при первом знакомстве, так и на следующих этапах работы).

У нас есть клиент – владелец кафе в арабской стране. На одном из первых созвонов он пожаловался, что платит комиссию 30% сервису по доставке еды. Мы подумали, что это его «боль», и стали готовить предложение по разработке собственного сервиса доставки. 

А потом еще в одном разговоре выяснилось, что он рассказал о высокой комиссии на эмоциях. Тогда как реальная проблема в том, что пользователи уходят из-за «кривого» мобильного приложения с меню, которое тормозит и не выполняет своих функций.

До потерь из-за высокой комиссии дело не доходило, потому что клиент в принципе ничего не зарабатывал.

Тогда мы расставили приоритеты по-другому: предложили сначала доработать основной продукт, а потом заняться доставкой.

Этот случай помог нам осознать, что всегда лучше задать даже глупый вопрос, чем молча кивать. Чревато сделать продукт, который не принесет ценности. 

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Образ дня: Кейт Міддлтон завітала на різдвяну службу у вишуканому смарагдовому вбранні
Elle
2024-12-25T17:06:44Z
У 17 країнах світу відтворили "Щедрик", до проєкту долучились Віра Фарміґа і Барбра Стрейзанд
Ukraine Art News
2024-12-25T12:39:42Z
Раптова смерть обірвала життя Ігоря Данилихи
Photo Lviv
2024-12-25T12:15:29Z
"Урок я засвоїв": Enleo прокоментував скандал із прослуховуванням російської музики
Ukraine Art News
2024-12-25T11:42:52Z
Святковий wishlist популярних українських візажисток
Elle
2024-12-23T15:03:48Z
Образ дня: Мадонна показує, як носити трендову шубу від українського бренду
Elle
2024-12-23T14:51:58Z
Таню Муіньо підкорює світ
Elle
2024-12-23T12:36:41Z
Хто такий Рафал Лемкін та чому його імʼям назвали вулицю у Львові
Photo Lviv
2024-12-23T06:04:06Z
Чому варто завітати до київського ресторану БАВОВНА
Elle
2024-12-22T10:01:04Z
В Естонії провели вечір «Українська коляда»
Ukraine Art News
2024-12-25T14:22:05Z
У Львові відреставрували Палац Потоцьких
Хмарочос
2024-12-25T08:51:48Z
Виставка Сипняка відкрилась у Львівській філармонії
Photo Lviv
2024-12-25T06:07:03Z
Вибір ELLE: небанальні подарунки для оселі й дозвілля
Elle
2024-12-24T11:51:53Z
Різдво та Новий рік 2025 в Києві: гід найцікавішими заходами
Хмарочос
2024-12-24T11:31:12Z
У Києві проведуть благодійну Маланку
Хмарочос
2024-12-24T11:25:02Z
Українські книжки передали Національній бібліотеці Азербайджану
Ukraine Art News
2024-12-24T11:22:06Z
Подорож у минуле: історія металевої сумки Paco Rabanne 1969
Elle
2024-12-24T10:12:59Z
В Івано-Франківську провели конкурс на найкращий підлітковий урбан-проєкт. Перемогли школярі з Вінниці
Хмарочос
2024-12-24T10:10:36Z
Індійська режисерка Паял Кападія передала грошовий приз МКФ "Молодість" на гуманітарні потреби України
Ukraine Art News
2024-12-25T13:45:56Z
Найочікуваніші фільми 2025 року - чекаємо
Ukraine Art News
2024-12-25T13:16:23Z
Безглузде Різдво з Сабріною Карпентер - дивимось у грудні
Ukraine Art News
2024-12-25T10:46:12Z
Топ-5 фільмів, які виходять на екрани в грудні
Ukraine Art News
2024-12-25T09:45:41Z
Твій watch-list на канікули, подарунки на Титрі і добра справа на свята
Cineast
2024-12-25T00:40:10Z
Як ми осмислювали «10 років триденної війни, яка триває три сторіччя»: підсумки 21 Мандрівного Docudays UA
Cineast
2024-12-25T00:32:25Z
Доктор, леді Віслдаун та динозаври зустрічаються у фрагменті різдвяної серії «Доктора Кто»
KinoFilms
2024-12-24T12:42:29Z
Вийшов трейлер серіалу "Нульовий день", в якому Роберт Де Ніро грає експрезидента США
Ukraine Art News
2024-12-24T12:30:47Z
Убивство українки Гатчінс: прокуратура припинила кримінальну справу Алека Болдвіна
Ukraine Art News
2024-12-24T11:45:56Z
«Дача Дарта Вейдера» та сила місцевих грибів: 9 зразків бруталізму в Японії
Хмарочос
2024-12-25T08:48:53Z
Лісовий будинок із вініловим програвачем і бібліотека з гамаками: під Києвом будують глемпінг на 100 номерів
Хмарочос
2024-12-23T09:46:55Z
Реконструкція Орбана: Будапешт зводить репліки на місці втрачених історичних будівель
Хмарочос
2024-12-23T06:34:01Z
На ВДНГ відкрили теплу спортивну локацію
Хмарочос
2024-12-22T10:51:44Z
В Парижі зменшили швидкість на кільцевій з 70 до 50 км/год. Тепер в місті менше аварій, заторів, шуму та забруднення
Хмарочос
2024-12-19T13:57:49Z
Як саудівський мегапроєкт у пустелі витісняє місцевих жителів: їх виганяють під дулами автоматів
Хмарочос
2024-12-19T07:04:38Z
Місто, засноване попри логіку
Photo Lviv
2024-12-19T06:12:26Z
У Канаді відкрили нову «Українську книжкову поличку»
Ukraine Art News
2024-12-18T11:54:53Z
Польща допоможе з відновленням унікальної вілли у Львові після вересневого обстрілу
Хмарочос
2024-12-18T08:21:48Z
Вчені виявили істот, інтелект яких перевершив людський
Gloss
2024-12-25T18:15:48Z
Свідчення незламності традицій: у Києві розпочався різдвяний хід
Ukraine Art News
2024-12-25T18:15:42Z
Харківські театри в Києві: продовження мандрівної традиції вертепних вистав
Elle
2024-12-25T15:07:10Z
У Гельсінкі відбувся благодійний різдвяний концерт
Ukraine Art News
2024-12-25T15:03:51Z
Monatik утретє став батьком
Ukraine Art News
2024-12-25T14:09:41Z
До студії каналу Еспресо принесли Вифлеємський вогонь миру
Ukraine Art News
2024-12-25T06:15:58Z
Як святкували Різдво у Львові з часів заснування міста
Photo Lviv
2024-12-25T06:12:45Z
В області вшановували пам’ять членів ОУН Василя Біласа та Дмитра Данилишина
Photo Lviv
2024-12-25T06:00:46Z
Чому сонцезахисний крем необхідний щодня?
Photo Lviv
2024-12-25T05:57:31Z
Огляд слота Tiki Reward
Cineast
2024-12-25T00:47:46Z
Чого старше покоління може повчитися в «тупих дітей»
Ukraine Art News
2024-12-22T17:00:53Z
«Еталон» зробив перший електробус на основі дизельної моделі
Хмарочос
2024-12-21T08:48:59Z
Ілон Маск заявив, що може сполучити США та Британію тунелем під океаном
Хмарочос
2024-12-20T10:25:09Z
Де купувати книжки: сервіс MEGOGO запускає онлайн-книгарню
Elle
2024-12-17T13:33:50Z
«Укрзалізниця» відремонтує два «Тарпани» за 245 мільйони гривень
Хмарочос
2024-12-17T08:40:09Z
В Україні створять національну мережу зарядних станцій для електромобілів
Хмарочос
2024-12-15T10:24:53Z
Одещина отримала новий візуальний стиль. Депутати спершу нічого не зрозуміли
Хмарочос
2024-12-14T07:13:05Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z