Конец 2018 года. Путешественник Артемий Сурин выезжает из Украины на авто и начинает кругосветку без перелетов. Его радушно встречают все европейские страны, кроме Андорры. Артемий въезжает туда на летней резине и попадает в снегопад. Хотя накануне утром он купался на испанском пляже.
По Андорре Артемию в итоге пришлось ехать неуклюже и медленно. Все окончилось благополучно, но он навсегда сделал вывод – к путешествию на авто надо особенно тщательно готовиться.
В партнерском материале с «Люксоптикой» Артемий Сурин рассказал MC.today, какие вещи теперь всегда есть в его машине, как он однажды обманул американскую систему проката авто и как рисковал жизнью в Долине Смерти.
Проехал на машине почти 1 млн км
Когда 10 лет назад я сначала пришел к идее, а затем и основал сообщество путешественников One Life, то стал много ездить по миру – проехал на автомобиле почти 1 млн км. Почти в каждом путешествии случались ситуации, когда я понимал – не все продумал, не все взял с собой. Как в Андорре, когда я забыл посмотреть прогноз погоды, узнать градус подъема на местных серпантинах и позаботиться о зимней резине.
Или была история в Штатах. Мы собирались туда командой из четырех человек – снимать телепроект о пересечении страны на авто. Перед вылетом один из ребят потерял паспорт и буквально в последний момент отменил свое участие. Мы прилетели в Америку. Для съемок нужно было взять в аренду два авто, а нам давали только одно. По закону США, чтобы взять машину напрокат, надо иметь две вещи – международные права и кредитную карту. А они были только у меня и того парня, что отменил поездку.
Пришлось идти на хитрость. Я показал свои права и карту в одной прокатной конторе и быстро побежал в другую – пока информация не ушла в общую базу. В итоге мы ехали по Америке на двух авто, но на одном из них – нелегально. С тех пор я всегда накануне путешествия готовлю подробный список вещей для себя и попутчиков – продумываю мельчайшие детали и советую, что нужно взять с собой.
Какие вещи всегда есть в моей машине
Этот список отличается от поездки к поездке, но есть шесть главных вещей, с которыми я всегда путешествую на автомобиле.
1Два паспорта
Однажды в Милане я пошел на концерт группы Coldplay и оставил машину на парковке. Пока веселился, ее вскрыли и украли документы и банковские карты. Хорошо, что карты я раскладываю в разные места – в поясную сумку, рюкзак, карманы. Их можно быстро заблокировать.
С документами сложнее: тогда у меня был один загранпаспорт, а на следующий день я должен был лететь в Киев. После этой истории я сделал два паспорта. Украина – одна из немногих стран мира, граждане которой могут одновременно пользоваться двумя такими документами. Путешественники из других стран немного завидуют нам из-за этого. Один паспорт теперь лежит у меня в машине, второй – всегда в кармане или сумке. Кроме того, один можно сдавать на визу, а по второму – путешествовать.
2Телефон с зарядкой в машине
Как-то в путешествии по Азии, в глубокой провинции в Мьянме, я разбил телефон. Это место с не очень развитой инфраструктурой, и быстро купить новый смартфон там невозможно. Тогда я почувствовал, как это – жить без связи.
Ты словно возвращаешься на несколько десятилетий назад. Приходится предпринимать гораздо больше действий, чем всегда – например, пользоваться обычными географическими картами, а при вождении в одиночку это неудобно.
Смартфон с интернетом – это вообще самый эффективный помощник в путешествиях. В детстве я любил романы Жюля Верна, и в одном из них у главного героя был помощник – чудаковатый француз Паспарту. Вот современный смартфон и есть самый эффективный «Паспарту» для путешественника. Кроме телефона я еще советую иметь зарядное устройство в машине и несколько портативных про запас. Так вы даже в пустыне или глухом лесу не окажетесь без связи.
3Мультинож
Мы путешествовали по озеру в районе Сакраменто в Северной Америке. На волнах мой приятель ударился коленом о ключ в замке зажигания, ключ сломался и остался внутри. Наш катер заглох. Выручило то, что еще на берегу я догадался взять из машины мультинож – складной инструмент, в котором «спрятаны» разные ножи, шило, пила, отвертка и ножницы.
Несколько часов мы пытались завести катер мультиножом – посреди огромного озера и в сумерках. К тому же поднимался ветер. Все это могло закончиться не очень хорошо, но в итоге мы завелись и благополучно доплыли до берега.
4Солнцезащитные очки
В Непале мы поднимались в Гималаи на высоту выше 6 км. Там очень резкий подъем, и в пути нужно все время смотреть вверх. Но в самом начале штурмового дня мои очки упали и полетели вниз, возвращаться было неудобно. В итоге я шел без них. Глаза болели, их разъедал белый слепящий свет. Я боялся получить ожог: всю дорогу закрывал глаза и каждые несколько шагов приоткрывал их. С тех пор я вожу с собой несколько пар очков: две – в машине, еще две – в сумке. У меня есть очки для гор, яхтинга, езды на машине ночью и днем. Признаюсь, постоянно менять их – не очень удобно.
По приглашению MC.today я обратился в один из магазинов «Люксоптики», чтобы проверить зрение и подобрать универсальные линзы в очки для путешествий. Там меня встретила врач-офтальмолог, которая с помощью специального оборудования оценила здоровье глаз. Я даже немного волновался – не проверял зрение 25 лет. Оказалось, оно 100%-е, но есть легкий астигматизм на правом глазу.
Потом мне показали фотохромные линзы Nikon. Их «фишка» том, что они меняют цвет от прозрачного до темного в зависимости от интенсивности солнечного света. Это позволяет сделать специальная молекулярная формула. Такие линзы защищают глаза и от солнечного излучения, и от компьютерного. А еще они устойчивы к царапинам и устраняют блики от встречных фар во время ночной езды.
Я поразился тому, как это работает: когда молекулы находятся в обычном состоянии, линза остается прозрачной. Но стоит направить на них ультрафиолет, как молекулы становятся плоскими – и линза темнеет. Технология похожа на то, как закрываются жалюзи в солнечный день – планки одна за другой поворачиваются и блокируют свет.
Если я буду работать в помещении за компьютером, очки останутся прозрачными, а если я выйду на киевскую улицу – немного потемнеют. В пустыне степень затемнения будет 70%, в горах – до 90%. Постоянно менять очки будет просто не нужно.
Эти линзы безопасны – они из пластика, их вставляют в любую оправу. В «Люксоптике» это делают за 14 дней и по цене от 9 тыс. грн. И можно выезжать в путешествие.
5Газовая горелка для разведения огня
Спички и зажигалки не надежны: первые могут промокнуть, вторые – сломаться. С газовой горелкой всегда можно быстро развести огонь. Однажды в Аргентине во время восхождения на Аконкагуа мы с группой попали в страшный сон всех альпинистов – белый ветер. Это такой сильный циклон, который буквально сносит все вокруг.
Он застал нас, когда мы разбили палатку на высоте в 5 тыс. м. В тот день горелка очень выручила нас – мы черпали снег, отбивали лед и кипятили воду на огне, готовили простую еду. В таких суровых условиях отношение к горелке особенно теплое и трепетное, она буквально спасает жизнь.
6Ящики с водой и аптечка
В моей машине всегда есть минимум два ящика воды. Мне хватило одного путешествия по Долине Смерти в Северной Америке, чтобы убедиться – она сильно выручает. Мы тогда застряли в пустыне, воды с собой было немного. В таких условиях обезвоживание происходит быстро, и это очень опасно. Из Долины Смерти мы в итоге выбрались, но теперь, куда бы я ни приехал, сразу запасаюсь водой.
Розовые дельфины и джунгли Амазонии
Впереди и у меня, и One Life много разных путешествий – на машине и не только. Сейчас мы собираемся в сафари на джипах по Намибии, будем наблюдать за дикими животными. Перед Новым годом поедем в Рио-де-Жанейро – к розовым дельфинам на пляже Копакабана, а оттуда отправимся по джунглям Амазонии.
Я счастлив оттого, что One Life – это не просто тревел-компания. Ключевое – это идея: жизнь одна и мы хотим прожить ее активно. Эта идея объединила многих людей по миру со схожими ценностями, и One Life превратилась в международное сообщество. Кроме путешествий мы дружим, общаемся, строим новые проекты. У нас даже создаются семьи. Но главное – мы всегда поддерживаем друг друга.
Недавно в нашей поездке одна из участниц потеряла весь чемодан с вещами. А впереди была интенсивная горная экспедиция. В итоге все по очереди делились с ней одеждой, обувью и другим. Она была даже рада, что так вышло, – чувствовала столько заботы о себе и поддержки. В такие моменты понимаешь, что вещи, безусловно, важны, но еще важнее люди, которые рядом с вами и ценности, которыми они живут.
Фотограф: Максим Люков
Видеооператор: Александр Козаченко
Монтажер: Влад Воробьев