В кафе «Кантин» в Киеве около кассы стоят два квадратных портала с камерами, в которые гости ставят подносы с едой. За две секунды искусственный интеллект в рамке отличает куриную котлету от индюшиной, понимает, где суп, компот, пюре или каша. Технология работает в десять раз быстрее кассира.
В партнерском материале с Fozzy Group MC.today рассказывает, зачем крупные компании тратят миллионы гривен на инновации и как делают технологичными привычные вещи.
Как в Fozzy посадили за кассу искусственный интеллект
Айк Мгерян, техлид, TemaBit Fozzy Group
Офис Fozzy Group находится в киевском бизнес-центре Silver Breeze. Там есть кафе «Кантин», в котором часто бывают очереди. Чтобы исправить это, мы решили создать инновационную систему Kissa AI. Мы хотели, чтобы она с помощью нейросети различала еду на тарелках. Проектом занимался я, специалист по компьютерному зрению, и Андрей Янбухтин, руководитель R&D-центра «Лаборатория Зи» TemaBit Fozzy Group.
Айк Мгерян, техлид
Чтобы научить нейросеть отличать блюда, мы установили возле кассы камеру и начали фотографировать еду. Но в кадр попадала то половина подноса, то тарелки следующего человека. К тому же оказалось, что в жизни повара накладывают котлету на рис, еще подливочку сверху – и все это выглядит как абстрактное произведение искусства.
Все снова провалилось – даже появилась призрачная мысль: «Ничего не выйдет».
Мы уже несколько месяцев работали над проектом, когда решили, что Kissa AI должна фотографировать еду в реальных условиях. Выставили портал в зал и, чтобы гости шли к нему, а не к кассе, сделали скидку 50%.
Кафе «Кантин»
Когда первые фото еды попадали в систему, мы вручную указывали, где котлета, суп или салат. Потом Kissa AI обучалась сама. Когда ей показали 50 разных котлет, нейросеть начала узнавать их с точностью 80%. А после 200 фотографий уже не ошибалась.
Сейчас в системе Kissa AI десятки тысяч фотографий. Гости ставят подносы с блюдами внутрь портала, и через две секунды на экране рядом появляется фото с названиями блюд и суммой к оплате.
Над проектом работает команда из талантливых ребят, им нравятся сложные задачи. Сейчас мы добавляем в Kissa AI алгоритмы распознавания, которые используют для роботов и систем автономного вождения. Это позволит распознавать вес порции.
Когда ваш телефон – касса
Сергей Тышкевич, лидер центра компетенций проектного менеджмента, TemaBit Fozzy Group
В приложении «Сільпо» есть опция «Вільнокаса». С ее помощью в супермаркете можно просканировать штрихкод товара. Все, что вы отсканировали, попадет в чек в приложении. Чтобы оплатить покупки, QR-код чека на телефоне нужно показать кассиру или отсканировать его на кассе самообслуживания.
«Вільнокаса» особенно нравится мамам с детьми – они могут пролетать мимо касс так быстро, что ребенок не успевает ухватить шоколадку.
Сергей Тышкевич, лидер центра компетенций проектного менеджмента
Сервис мы создали в 2020 году за два месяца. Помучаться пришлось с телефонами на Android. Если в сканерах iPhone все параметры одинаковые, то в разных моделях Android камеры и параметры разные. Из-за этого сканирование не везде срабатывало. Нам везло, если кто-то из сотрудников покупал редкий смартфон и говорил: «Ой, у меня не работает». Тогда мы шли к разработчикам и добавляли решение в нашу коллекцию.
Сейчас покупаем такие модели – у команды уже около 15 нестандартных смартфонов с разным числом камер и настройками резкости. Обычно это китайские телефоны неизвестных брендов.
Следующим вызовом стали штрихкоды. Мы не представляли, что они бывают настолько разными: цветные, с рисунками, черно-белые, бело-черные. IT-команде вместе с коллегами из офиса Fozzy Group пришлось выискивать в торговых залах особенные упаковки, к примеру, жвачки с цветными штрихкодами. Повезло, что такого товара оказалось немного.
Сервис доступен во всех супермаркетах «Сільпо». В некоторых уже появились тележки с держателями и зарядкой для телефонов – это освобождает руки, когда вы выбираете товар.
В 2021 году наши гости купили товары с помощью «Вільнокаси» 130 тыс. раз. Это немного, потому что пока мы особо не рекламировали сервис. Запускать маркетинговую кампанию планируем в этом году.
Главный герой фильма – зритель
Ольга Дудник, эксперт Academy DTEK по разработке инновационных форматов обучения
В Academy DTEK мы учим менеджеров управлять бизнесом и быть эффективными. С началом пандемии обучение перешло в онлайн, и вскоре стало понятно, что «говорящая голова» на экране всем надоела.
Тогда мы решили сделать обучающее интерактивное кино. Это фильм-игра, в котором зритель решает, какого человека взять на работу, с кем сотрудничать, как вести проект и так далее. Так зритель учится управлять бизнесом.
Ольга Дудник, эксперт Academy DTEK по разработке инновационных форматов обучения
Фильм мы назвали «Со скоростью света» и построили его сюжет на истории строительства Покровской солнечной электростанции. После каждой серии на мониторе у зрителя появляются короткие видео, в которых эксперты анализируют решения человека. За каждый выбор зритель получает баллы – это оценка его бизнес-навыков. По ним в конце фильма человеку дают рекомендации. В зависимости от решений фильм длится от 40 минут до часа.
В интерактивном фильме мы объединили развлечение, образование и IT-технологии. Над проектом работали методологи, программные архитекторы, специалисты по кинопроизводству, бизнес-эксперты и другие специалисты.
Сложнее всего было сверстать интерактивные переходы – это варианты того, как будет развиваться сюжет. Стандартные образовательные платформы
На создание фильма «Со скоростью света» ушло восемь месяцев.
Зрители были в восторге. Им было проще воспринимать и запоминать информацию, фильм держал внимание.
В прошлом году мы создали еще четыре интерактивных фильма: «Выбор», «Мир коммуникации», «Миссия: клиент», To the Moon. Каждый из них учит работать в команде, учитывать желания клиента и развивает другие навыки.
Посмотреть интерактивные фильмы можно на нашем сайте после регистрации.
Приложение Feedback Cloud от ДТЭК
Татьяна Шерман, руководитель департамента маркетинга и коммуникаций в Academy DTEK
Офисы ДТЭК есть по всей Украине, в компании работает 60 тыс. человек. Каждый год менеджеры оценивают работу команд и, исходя из результатов, делят людей на четыре уровня:
- мастерство (очень высокий уровень);
- компетентность (высокий уровень);
- развитие (средний уровень);
- потенциал (низкий уровень).
Если человек два года подряд попадает в категорию «Потенциал», его увольняют. Были случаи, когда сотрудники в конце года удивлялись: если их работой были недовольны, почему об этом не говорили сразу?
Татьяна Шерман, руководитель департамента маркетинга и коммуникаций в Academy DTEK
Мы в Academy DTEK опросили людей и выяснили, что около 40% из них хотят получать обратную связь не только от менеджеров, но и от других сотрудников. Остальные хотели бы видеть, как развиваются их навыки в течение года. 42% всех людей в команде сказали, что хотели бы получать обратную связь чаще одного раза в год.
Тогда мы разработали приложение Feedback Cloud, которое помогает оценивать команду. В нем люди могут оставлять друг другу отзывы. К примеру, мы с другим сотрудником идем на встречу с клиентом. После встречи я напишу в Feedback Cloud комментарий, могу поставить баллы за качество общения, командную работу или инновации.
Это не анонимные отзывы, оставлять их можно по желанию.
Мы пользуемся Feedback Cloud полтора года, и за это время отзывы в приложении оставили около 3 тыс. человек. Первые полгода все писали друг другу только хорошие отзывы и радовались, как дети. Сейчас около 70% пишут в отзывах, что можно было бы улучшить.
Менеджеры на замечания сначала реагировали довольно бурно: как это так – те, у кого позиция ниже, указывают им на недостатки. Мы объяснили, что в культуре открытости это нормально. Но сотрудники и сами не всегда готовы писать негативные отзывы менеджерам. Чтобы убрать этот барьер, мы обучаем команду, разъясняем на тренингах, в колонках на портале, в видеоуроках, зачем это нужно.
В 2021 году мы опросили 5,5 тыс. человек в компании, около 60% из них считают Feedback Cloud полезным. Сейчас мы готовим приложение для продажи – две компании уже его тестируют.
Как IT-специалисты улучшили работу восьми заводов Kernel
Сергей Стакалюк, менеджер группы разработки качественно-количественного учета Kernel
Компания Kernel – лидер по производству подсолнечного масла в Украине. У нас восемь заводов, масло мы поставляем в 80 стран. Чтобы предприятия такого масштаба работали без перебоев, производство, бухгалтерия, отдел логистики и другие должны легко взаимодействовать между собой.
Для этого в 2017 году менеджеры поставили нашему IT-отделу задачу: разработать систему, которая ускорит прием и выгрузку продукции на каждом из заводов. Но у всех предприятий разная территория, процессы и так далее – одна система просто не подошла бы. Тогда мы разработали решение MES
Сергей Стакалюк, менеджер группы разработки качественно-количественного учета Kernel
Такой проект нельзя запустить из офиса. Поэтому командой из семи человек IT-отдела мы выезжали на производство: изучали, как передвигаются грузовики, какие проблемы у тех, кто взвешивает товар, у кладовщиков. Однажды мы заметили, что золовоз – грузовик, который возит золу – из-за своих размеров не мог нормально развернуться, выехать или въехать на завод. Он постоянно создавал на территории пробку, из-за чего водители фур злились и ссорились в очередях.
В MES мы прописали все передвижения золовоза до минуты – даже когда водитель переодевался. Сейчас этот грузовик проскакивает мимо всех очередей. Только эта функция вполовину ускорила прием и отгрузку семечки. А нам теперь приятно встречать на заводе благодарного водителя золовоза.
В MES мы добавили сервис «Светофор», который помогает водителям фур передать семечку без очередей. Система анализирует, загружена ли территория, есть ли место в блоке, где хранят сырье. Потом отправляет водителю SMS или сообщение в Telegram, куда нужно ехать.
Еще мы придумали алгоритм, который может прислать директору завода сообщение и запросить его решение. Например, на завод приехала влажная семечка, которую нужно высушить. На это нужно потратить время и ресурсы, иначе сырье не пройдет контроль. Но если директор понимает, что сейчас мы можем это сделать, он одобряет такое решение.
В MES есть виртуальный аудитор, который сверяет остатки с цифрами производства и показателями человека, который взвешивает товар. Можно увидеть, кто сколько масла выпустил, какую часть отправили на фасовку, сколько – в магазины и так далее. Это позволяет вести учет товара и устранять проблемы, если они есть в отчетах.
MES – сложная, но интересная разработка. Она уменьшила простои, сырье мы теперь взвешиваем автоматически. А сотрудникам не надо тратить время на таблицы Excel и переписки. Сейчас система работает на всех наших заводах – это редкость для таких больших компаний. Под каждый завод мы настроили MES отдельно. Система перевернула логику производства Kernel, которая казалась нам канонической.