/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6fdb2e214cfd4baa29ca377b649e301b.png)
«Мы восстанавливали сеть после прилета под взрывы». Как война изменила работу интернет-провайдера «Фрегат»
Вячеслав Мишалов – соучредитель интернет-провайдера «Фрегат» – одного из пяти крупнейших в Украине и крупнейшего в Днепре. Когда началась полномасштабная война, компания не уволила ни одного человека, продолжает снабжать интернетом даже должников, а команда возобновляет связь сразу после прилетов.
В партнерском материале с интернет-провайдером «Фрегат» Вячеслав Мишалов рассказал, как сохраняет команду, обеспечивает страну связью и помогает ВСУ. В этом ему помогают пять принципов.
Принцип 1. Вместо увольнений мы заморозили модернизацию и перевели полкоманды на удаленку
За все время войны «Фрегат» не уволил ни одного человека и не собирается делать это в будущем. У нас достаточно большая команда – 500 человек, из них примерно 300 – это монтажники. Война в конце концов закончится, а с командой, которую мы формировали годами, у нас впереди очень много работы – будем отстраивать и модернизировать.
Поэтому мы решили делать оптимизацию не за счет человеческого ресурса, а другими средствами:
- сделали временную паузу в планах модернизации объектов;
- перевели все возможные отделы – например, техподдержки – на удаленную работу.
Ковидная практика в этом смысле нам помогла быть более подготовленными к таким шагам.
Многие наши коллеги также вступили в ВСУ. Мы сохранили их рабочее место и полную зарплату включительно до момента, когда они вернутся после победы.
Наш топ-менеджмент все это время оставался на рабочих местах в Днепре.
Вячеслав Мишалов, соучредитель интернет-провайдера «Фрегат»
Принцип 2. В войну обеспечивать интернет-связью даже должников
С февраля по май мы обеспечивали абонентов с минусом на счете стабильной интернет-связью на скорости 10 Мбит/с. Такой скорости хватит для любой работы.
Простыми словами, даже если несколько лет назад вы были абонентом «Фрегата», а потом перестали, но дома остался кабель, вы могли его подключить и у вас бесплатно біл бы интернет.
Однако мы отправили всем абонентам уведомления с просьбой: «Если можете, пожалуйста, продолжайте платить. Вы даете нам возможность обеспечивать связь для всех, у кого нет этой возможности».
Да, за первые месяцы войны мы потеряли примерно 30% платежей, но это ничто по сравнению с тем, что люди получали бесперебойную связь в критическое время. Сейчас мы уже вышли на уровень 10% потерь.
И даже когда люди начали понемногу снова платить, мы все равно оставили для должников доступ в интернет, но на скорости 2 Мбит/с.
Впервые такую же практику «Фрегат» уже реализовал во время ковида. Люди довольно быстро привыкают к хорошему, поэтому после первых слов благодарности за бесплатный портал начались также комментарии вроде: «А чего так мало? Почему всего 2 Мбит/с?!».
Но мы не обижались, а продолжали делать свое, потому что главной целью было создать новую «гигиену безопасности». То есть даже в непредвиденных обстоятельствах сформировать у абонентов ощущение защищенности: «Вы не способны влиять на то, как мир изменится завтра. Но, что бы ни случилось, у вас будет минимальная связь, чтобы вы продолжали работать из любой точки, могли найти новую работу или связаться с родными».
Принцип 3. Продолжать подключать даже под прилетами
«Фрегат» – крупнейший интернет-провайдер в городе и один из пяти крупнейших в стране. У нас около 200 тыс. абонентов в Днепре, Днепропетровской и Полтавской областях, а также в Киеве, Запорожье, Черкассах.
И мы понимали, что отключение хоть где-нибудь приведет к панике, подобной блокированию кредитных лимитов «Привата» или monobank.
В марте была ситуация, когда рф попали в магистральную оптику направления Европы и захватили территорию, по которой пролегали эти кабели – то же бучанское направление. И однажды у части крупных провайдеров просто пропал доступ к Telegram.
Форумы были заполнены комментариями вроде: «Ну все, началось!» Наши админы тогда сумели восстановить связь за несколько дней: работали почти без сна и перестроили альтернативные маршруты. Это была принципиальная задача, чтобы сохранить эмоциональную целостность пользователей.
Чтобы пользователи чувствовали: что бы ни происходило, связь у них есть. Это как «Банкоматы работают и выдают наличные – значит, все еще не так плохо».
А потом еще был топливный кризис, когда в компании искали талоны «по всем знакомым», чтобы монтажники не останавливали отладочные работы после прилетов. Покрытие «Фрегата» в городах достаточно большое, в результате чего практически после каждого прилета есть поврежденные линии связи или объекты с оборудованием. Наша команда всегда приступает к восстановлению сразу после получения разрешения на работу от ГСЧС.
Так, недавно после попадания снаряда ночью в район завода ЮМЗ в Днепре детонация продолжалась еще несколько часов, а наши монтажники ночью восстанавливали сети на улице Рабочей, которая проходит рядом. У людей шок, паника, они всю ночь на связи с близкими. Нельзя позволить, чтобы в такой момент у них еще и не было интернета. До этого мы восстанавливали разрушенные сети сразу после взрыва в Кременчуге. Так что фактически мы – это четвертая машина, которая приезжает на место обстрела после полиции, ГСЧС и кареты скорой.
Вячеслав Мишалов
Также мы без ограничений подсоединяли ежедневно бомбоубежища, военные объекты, волонтерские штабы, семьи переселенцев.
Принцип 4. Поддерживать ВСУ оснащением и компетенцией
Своим приоритетом мы сделали большой автопарк для защитников, бронежилеты, пули, аптечки и радиосвязь. Ежемесячно отвозили бойцам помощи на 3 млн грн, всего за полгода – на 15 млн, и останавливаться не планируем.
В зоне активных действий срок жизни авто – не больше месяца. А выполняют они там и медицинскую, и логистическую миссию, помогают нашим защитникам быть более оперативными. Мы передали армии два Nissan, три пикапа Ford и четыре Navara, три Renault Kangoo и другие – всего 21 автомобиль.
Кроме того, наши специалисты примкнули к рядам украинских кибервойск. Они и блокировали паблики с пропагандой рф, и возобновляли работу стратегических интернет-ресурсов.
А один из сотрудников «Фрегата», который служит в ВСУ, параллельно настраивает Starlink.
Принцип 5. Быть хабом помощи другим интернет-провайдерам на востоке Украины
У нас много партнеров среди маленьких и крупных интернет-провайдеров в Славянске, Краматорске, Лисичанске. У всех них было две проблемы:
1. Как переместить на запад своих сотрудников и их семьи;
2. Как транспортировать свои мощности, а именно оборудование и автопаркинг: речь шла о ближайшем безопасном месте, откуда они могли вернуться после возвращения городов под контроль Украины для восстановления связи.
На несколько месяцев наш офис стал местом, где все эти провайдеры временно останавливались и жили вместе с женами, детьми, а все доступные нам парковки были заполнены их авто и техникой.