MY.UAСтатьи
«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж
«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж

«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж

Цель отдела продаж – приносить деньги. Но фокус только на этом – главная ошибка руководителя отдела, ведь выручка – это конечный результат. Когда вы поняли, что план не выполнен, делать что-либо уже поздно.

Помогаем
«Купи мне истребитель». Сбор средств для Воздушных Сил ВСУ

Если вы хотите повысить выручку, сосредоточьтесь не на конечном результате, а на бизнес-процессах – на том, что на него влияет. В этой статье разберем шесть таких факторов и что с ними делать, чтобы получить от ваших менеджеров по продажам максимальный результат.

Дмитрий Тимошенко

1. Скрипты

Главное условие роста отдела продаж – найти рабочий скрипт. С ним вы сможете быстро обучать и выводить новичков на один уровень с опытными менеджерами. При этом не новичков-суперзвезд, а обычных людей, отвечающих формальным критериям: адекватный, связно разговаривает.

В скрипте тщательно пропишите критически влияющие на продажи элементы.

Если менеджер отходит от скрипта, наказывайте. Если менеджер продал, но при этом проигнорировал обязательные элементы, – тоже наказывайте.

Сначала это может показаться жестоким, но только такой подход поможет масштабировать и автоматизировать отдел.

Курс
Frontend вечірній
Отримайте навички та знання в ІТ-сфері, не відриваючись від роботи
Реєструйтеся!

Важно: рабочий скрипт в отделе продаж отличается от скрипта для колл-центра. Он должен давать менеджерам определенную гибкость, но включать в себя реплики, которые нельзя пропускать. А что это за элементы, вам придется определить во время А/В тестов метод маркетингового исследования, когда контрольная группа элементов сравнивается с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей изменяются для выяснения, какие изменения улучшают целевой показатель и экспериментов.

В общении с лидами нет ничего нового. Что бы вы ни продавали, каждое соглашение проходит в пять этапов:

  • приветствие и установление контакта;
  • определение потребности клиента;
  • презентация продукта или услуги;
  • отработка возражений;
  • закрытие сделки.

Менеджер должен поздороваться с лидом. Невозможно что-нибудь продать, не поздоровавшись. То же с определением потребностей. Если вы не знаете, зачем клиент оставил заявку, что и как вы будете ему продавать?

Бывает, что менеджеру встречаются только горячие лиды, да еще подряд. Это аномалия, отклонение от нормы. Другой пример: менеджер без очевидных причин демонстрирует существенно более высокую или низкую конверсию, чем коллеги. Каждый подобный случай нужно тщательно изучать.

Когда-то я работал коммерческим директором в онлайн-школе. В команде отдела продаж кроме руководителя был старший менеджер. По неопытности мы перевели на него контроль за командой продаж по переписке. Это ребята, которые общались с клиентами в соцсетях, чат-ботах и ​​по почте. Их KPI – количество лидов, которые они передавали в отдел продаж.

Старший менеджер договорился с ними и получал наиболее заинтересованных клиентов в личном Telegram. Его опережающие показатели поражали: проводит на линии вдвое меньше, чем другие менеджеры, оценка качества плохая. При этом – больше всех продаж. Мы не понимали, как это возможно. А было так:

2. Регламенты

В каждом отделе продаж должен быть набор инструкций и регламентов. Вот как он выглядит у меня:

  • Книга продаж, в которой подробно описана культура и продукты компании, главные предложения и портреты целевой аудитории.
  • Инструкция по работе в CRM-системе.
  • Инструкция по оформлению рассрочек.
  • Инструкция по работе с возвратами.
  • Инструкция по передаче клиента в отделы Customer Support или Customer Success.
  • Система финансовой мотивации: премирование и депремирование.
  • Чек-лист после завершения рабочего дня.
  • Чек-лист по ежедневной отчетности.

Проанализируйте свой бизнес и выделите, какие документы пригодятся именно вам. Путем экспериментов с инструкциями и регламентами вы найдете бизнес-процессы, которые следует автоматизировать в будущем.

3. Дисциплина ведения CRM

Опыт подсказывает, что этот пункт в отделе продаж хромает чаще всего. Бывает, виноваты менеджеры: не пишут комментарии, просрочивают задачи. Бывает, виновата система: кривой UX или она плохо настроена – например, позволяет закрывать сделки по необъективным причинам.

Печальный пример: я увидел в CRM стадию «завершено по непонятным причинам». Прослушал звонки, а там – адекватные лиды. Я спросил у менеджера: «Почему ты закрыл этого лида?». А он ответил: «Да не знаю». Оказалось, менеджеры просто сливали в эту причину всех, с кем было сложно или лень работать.

В таких ситуациях компании теряют деньги, а CRM – смысл существования. Поэтому очень важно тщательно настроить систему, прописать регламенты и научить менеджеров работать за ними.

Когда все нормально работает в ручном режиме, можно начать автоматизацию. Отличный пример – виджет Sensei для amoCRM. Такие виджеты позволяют прописывать и автоматизировать рутинные бизнес-процессы. Например, после разговора у менеджера появляется форма, которую нельзя закрыть, пока не напишешь комментарий. Или когда клиент не берет трубку, виджет автоматически ставит задачу «перезвонить снова через N часов». Таких процессов могут быть десятки и, поверьте, это сильно упрощает менеджерам жизнь.

4. Прослушивание и чек-листы

Возьмите правило регулярно слушать звонки менеджеров. Это увеличивает дисциплину, помогает отыскать зоны роста и оценить качество работы по скрипту. А еще, без прослушивания невозможно проводить А/В тестирование скриптов.

Одна украинская онлайн-школа ввела прослушивание 100% своих звонков. Отдел контроля качества там размером с отдел продаж. Прослушивание определяет, насколько менеджер соблюдал скрипт. А точное и качественное соблюдение скрипта напрямую влияет на зарплату менеджеров. Благодаря этому школа быстро тестирует скрипты и находит удачные. А еще контролирует дисциплину в отделе и получает одинаковые и предполагаемые результаты у менеджеров.

Прежде чем внедрять прослушивание, вам нужно четко понять, что менеджер должен говорить во время звонка, а еще подготовить конкретные чек-листы оценки качества.

Весьма популярна проблема чек-листов – абстрактные критерии типа «менеджер был энергичным». Например, однажды мне попался критерий «менеджер применил вау-эффект при продаже». А что такое «вау-эффект» нигде не было прописано. Таким образом, вы никогда не докажете менеджеру, что он этого не сделал. Менеджер скажет: «Я применил вау-эффект», а вы ему: «Нет, не применил». Он снова: «Применил», вы: «Нет, вау-эффекта не было».

Работник отдела продаж

Решение таково: пропишите фразы, которые менеджер обязан сказать. Это делает прослушивание звонков объективным и помогает автоматизировать процесс.

К примеру, менеджер по контролю качества заполняет анкету в Google Forms и ставит баллы за каждый этап: 1, если менеджер проговорил нужную фразу или 0 – если нет. Оценки попадают в Google-таблицу, и управляющий видит данные в целом по отделу и отдельно по каждому менеджеру.

Следующий шаг – попытайтесь оценивать действия менеджера в зависимости от того, насколько они влияют на продажу. Например, вы знаете, что вопрос «как будете оплачивать: сразу или в рассрочку?» в конце разговора сильно влияет на продажу. Давайте менеджеру +3 балла, когда он проговаривает этот вопрос, и -3 балла, когда забывает.

5. Жесткий контроль закрытия сделок

Чтобы наладить работу с отказавшими льдами, пропишите четкие причины закрытия сделок. Это поможет настроить аналитику и не позволит менеджерам сливать лидов. С четкими критериями закрытия слитого лида будет достаточно легко найти: менеджер закрывает сделку, отдел контроля качества проверяет, и если причина закрытия не соответствует реальной, менеджер получает штраф.

Назову две причины, по которым чаще всего сливают лидов. Во-первых, лидов многовато. Менеджеры закрывают только горячих и сливают тех, кого сложно дожимать: «Все равно будут новые». Чтобы исправить эту ситуацию, нормируйте количество лидов.

Я знаю школу, где был план – менее $100 тыс. на менеджера. При этом менеджеру давали шесть новых валидированных лидов в день (т.е. тех, с которыми уже поговорил колл-центр). Менеджеры были готовы сражаться за тех лидов и дожимали каждого до конца, ведь знали – больше не будет.

Вторая причина слива лидов – менеджеры плохо работают с возражениями. Если лидов закрывают по причине «дорого», этому есть объяснение: либо маркетинг приводит нецелевых лидов, либо менеджеры не умеют грамотно закрывать это возражение. А бывает, что и то, и другое.

Чтобы разобраться, прослушайте все сделки, закрытые по причине «дорого». Поймите, что на самом деле означает это «дорого» и какие у него разновидности: «нет денег в целом», «нет денег в этом месяце», «не могу взять рассрочку», «не успел купить со скидкой», «не донесли ценность». Видим, что за одним возражением могут скрываться десятки других. Поэтому разберитесь, а затем научите менеджеров работать с каждым таким возражением.

Если обнаружили слив лидов, вот что я советую сделать:

  • Тщательно и по критериям опишите возможные причины закрытия.
  • Пропишите регламент закрытия лида и политику штрафов за нарушение регламента. После этого объясните новую политику менеджерам.
  • Настройте прослушивание звонков и аналитику причин закрытия.
  • Научите менеджеров грамотно прорабатывать возражения, которые чаще всего ведут к закрытию.

6. Регулярная реанимация закрытых лидов

Судьба лидов не должна оканчиваться закрытием: старайтесь их реанимировать и возобновить коммуникацию. Для этого следует объединить усилия команд маркетинга и продаж.

Реанимация с помощью маркетинга выглядит так:

  • Переводите закрытые лиды в автоматизированный список SMS и e-mail рассылок. Предлагайте бесплатные продукты, демо-доступы – любой контент, который поможет подогреть и вернуть лида к главной воронке.
  • Если таких контактов накопилось более 1000, сформируйте список ремаркетинга и запускайте рекламу со специальным предложением. К примеру, ведите клиента на промо-страницу с предложением типа «бери со скидкой, только в течение 12 часов».
  • Стройте каскадную коммуникацию. Например, в первую неделю прогревайте контентом, во вторую дайте специальное предложение. Тех, кто не купил, отпустите подумать, а через месяц выходите на связь с новым предложением.

Реанимация с помощью отдела продаж выглядит следующим образом. Распределяйте закрытые лиды между менеджерами. Например, Катя пусть звонит по телефону отказчикам Димы и предлагает специальный офер, а Дима – отказчикам Кати.

Если у вас нет специальных предложений, попробуйте лайфхак с «отделом контроля качества».

Вместо вывода

Не пытайтесь сделать все сразу, лучше начинайте с малого. Попытайтесь каждые два месяца внедрять что-то одно. Постепенно вы начнете налаживать процессы, и каждый последующий этап будет даваться легче предыдущего.

Как только вы пропишете инструкции и регламенты, будет проще отслеживать качество звонков. Действительно сложен только первый шаг. Но эта статья (по меньшей мере!) поможет вам определить, с чего начать и на что ориентироваться.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Победительница "Холостяка-13" Инна Белень сделала сразу две пластические операции
Gloss
2025-06-13T15:39:49Z
Виталий Козловский выплатил долг Кондратюку и громко вернулся на сцену
Gloss
2025-05-12T16:52:12Z
Названы лучшие астрономические фото 2025 года по версии Королевской обсерватории Гринвича
Gloss
2025-07-16T12:28:30Z
Ким Кардашьян и ее 69-летняя мама снялись в рекламе купальников SKIMS x Roberto Cavalli
Gloss
2025-06-30T14:45:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 8 от 19.04.2025
InfoHome
2025-04-27T07:06:58Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 7 от 12.04.2025
InfoHome
2025-04-21T08:30:48Z
Louis Vuitton в Пасхе выпустили шоколадную сумку в форме яйца: цена впечатляет
Gloss
2025-04-04T13:51:43Z
МастерШеф 15 сезон. Выпуск 3 от 15.03.2025
InfoHome
2025-03-24T09:39:51Z
Хроматическая революция Лары Джулиан: Год тихой силы и расколотого великолепия
Ukraine Art News
2025-03-23T19:00:55Z
Любимая музыка короля: Чарльз III поделился своим личным плейлистом
Gloss
2025-03-18T16:15:49Z
Crocs выпустили пушистые и глазастые тапки в коллаборации с «Корпорацией монстров»
Gloss
2025-02-07T17:12:54Z
Лучшие сериалы года: триумфаторы премии Эмми-2025
Gloss
2025-09-15T17:27:39Z
OpenAI представит на Каннском фестивале полнометражный фильм, созданный ИИ
Gloss
2025-09-08T16:24:53Z
Вышел трейлер второй половины второго сезона «Уэнздей»: дата релиза
Gloss
2025-08-15T16:12:40Z
Украинский трейлер комедии «Сплитсвиль. Развод по-взрослому» с Дакотой Джонсон
KinoFilms
2025-08-14T08:15:24Z
Украинский трейлер загадочного хоррора «Шелби Оукс»
KinoFilms
2025-08-14T07:45:25Z
IDLES записали четыре трека для нового фильма Даррена Аронофски «Поймать с поличным»
KinoFilms
2025-08-12T11:57:25Z
Украинский трейлер спортивного хоррора «Легенда» с Марлоном Уайансом
KinoFilms
2025-08-12T10:21:26Z
Украинский трейлер фильма «Свадьба моей мамы» со Скарлетт Йоханссон
KinoFilms
2025-08-11T20:27:23Z
Финальный украинский трейлер хоррора «Одно целое» с Дэйвом Франко и Элисон Бри
KinoFilms
2025-08-11T20:12:24Z
Празднование на природе: идеи для любого времени года
Gloss
2025-05-13T06:40:26Z
Вкусная и дешевая намазка к бутербродам на пасху. Не успевала подавать на стол
InfoHome
2025-04-09T16:54:38Z
5 альтернативных видов спорта
Men's Life
2025-03-31T07:33:45Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Гольф на снегу
Men's Life
2024-12-30T20:57:37Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
Детская стоматология в Киеве: как подготовить ребенка к визиту к стоматологу?
Gloss
2025-09-26T18:51:34Z
Как оставаться здоровым в 30, 40, 50 лет?
Men's Life
2025-09-26T08:30:27Z
Какую закуску подать к рому на семейном ужине
Ukraine Art News
2025-09-25T13:42:34Z
Diamonds without secrets: what truly shapes their value
Elle
2025-09-24T18:45:27Z
Зерносушилки KMZ Industries: особенности и преимущества
Cineast
2025-09-26T16:06:42Z
HBO Max выходит на рынок Украины: сколько будет стоить подписка на стриминговый сервис
Gloss
2025-09-23T12:30:35Z
Как выбрать фрезер для маникюра и педикюра?
Gloss
2025-09-23T07:18:29Z
Aston Martin представил роскошную детскую коляску стоимостью $3000
Gloss
2025-09-22T17:12:39Z
Meta представила умные очки Ray-Ban Display: ИИ-функции, экран в линзе и сенсорный браслет
Gloss
2025-09-18T12:09:32Z
How Ruoyun Dai's journey from architecture to digital design is changing contemporary gallery experiences
Elle
2025-09-12T12:18:54Z
OpenAI представила GPT-5: что нового у самой продвинутой модели ИИ
Gloss
2025-08-11T16:57:34Z
Топ-5 игр Endorphina
Cineast
2025-08-05T21:18:43Z
Типы рулетки
Cineast
2025-08-05T21:15:52Z
Очень вкусный завтрак! Так яйца вы ещё не готовили. Простой и быстрый рецепт на завтрак. Рекомендую!
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Не отличить от мясных: Если рыбные котлеты то только так
InfoHome
2025-05-09T13:09:51Z
Мы съели сердечки быстрее, чем шашлык! Вот это да
InfoHome
2025-05-06T10:45:45Z
Самые вкусные сырники из творога без муки, манки, крахмала
InfoHome
2025-05-03T06:57:59Z
Эти фрикадельки тают во рту! Лучший рецепт Фрикаделек с овсяной кашей в мультиварке
InfoHome
2025-05-03T06:55:06Z
Невероятно вкусный ужин для всей семьи. Так готовлю макароны 3 раза в неделю! Очень вкусно и быстро!
InfoHome
2025-05-03T06:55:05Z
Куриные крылышки на сковороде без фритюра за 30 минут
InfoHome
2025-05-02T06:42:59Z
Капуста с яйцами вкуснее мяса! Я готовлю так капусту каждую неделю! Простой и вкусный рецепт капусты
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z
Пирог Яблочный взрыв вкуснее торта, еще один быстрый рецепт вам в копилочку
InfoHome
2025-05-02T06:42:58Z