MY.UAСтатьи
«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж
«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж

«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж

Цель отдела продаж – приносить деньги. Но фокус только на этом – главная ошибка руководителя отдела, ведь выручка – это конечный результат. Когда вы поняли, что план не выполнен, делать что-либо уже поздно.

Помогаем
«Купи мне истребитель». Сбор средств для Воздушных Сил ВСУ

Если вы хотите повысить выручку, сосредоточьтесь не на конечном результате, а на бизнес-процессах – на том, что на него влияет. В этой статье разберем шесть таких факторов и что с ними делать, чтобы получить от ваших менеджеров по продажам максимальный результат.

Дмитрий Тимошенко

1. Скрипты

Главное условие роста отдела продаж – найти рабочий скрипт. С ним вы сможете быстро обучать и выводить новичков на один уровень с опытными менеджерами. При этом не новичков-суперзвезд, а обычных людей, отвечающих формальным критериям: адекватный, связно разговаривает.

В скрипте тщательно пропишите критически влияющие на продажи элементы.

Если менеджер отходит от скрипта, наказывайте. Если менеджер продал, но при этом проигнорировал обязательные элементы, – тоже наказывайте.

Сначала это может показаться жестоким, но только такой подход поможет масштабировать и автоматизировать отдел.

Курс
Frontend вечірній
Отримайте навички та знання в ІТ-сфері, не відриваючись від роботи
Реєструйтеся!

Важно: рабочий скрипт в отделе продаж отличается от скрипта для колл-центра. Он должен давать менеджерам определенную гибкость, но включать в себя реплики, которые нельзя пропускать. А что это за элементы, вам придется определить во время А/В тестов метод маркетингового исследования, когда контрольная группа элементов сравнивается с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей изменяются для выяснения, какие изменения улучшают целевой показатель и экспериментов.

В общении с лидами нет ничего нового. Что бы вы ни продавали, каждое соглашение проходит в пять этапов:

  • приветствие и установление контакта;
  • определение потребности клиента;
  • презентация продукта или услуги;
  • отработка возражений;
  • закрытие сделки.

Менеджер должен поздороваться с лидом. Невозможно что-нибудь продать, не поздоровавшись. То же с определением потребностей. Если вы не знаете, зачем клиент оставил заявку, что и как вы будете ему продавать?

Бывает, что менеджеру встречаются только горячие лиды, да еще подряд. Это аномалия, отклонение от нормы. Другой пример: менеджер без очевидных причин демонстрирует существенно более высокую или низкую конверсию, чем коллеги. Каждый подобный случай нужно тщательно изучать.

Когда-то я работал коммерческим директором в онлайн-школе. В команде отдела продаж кроме руководителя был старший менеджер. По неопытности мы перевели на него контроль за командой продаж по переписке. Это ребята, которые общались с клиентами в соцсетях, чат-ботах и ​​по почте. Их KPI – количество лидов, которые они передавали в отдел продаж.

Старший менеджер договорился с ними и получал наиболее заинтересованных клиентов в личном Telegram. Его опережающие показатели поражали: проводит на линии вдвое меньше, чем другие менеджеры, оценка качества плохая. При этом – больше всех продаж. Мы не понимали, как это возможно. А было так:

2. Регламенты

В каждом отделе продаж должен быть набор инструкций и регламентов. Вот как он выглядит у меня:

  • Книга продаж, в которой подробно описана культура и продукты компании, главные предложения и портреты целевой аудитории.
  • Инструкция по работе в CRM-системе.
  • Инструкция по оформлению рассрочек.
  • Инструкция по работе с возвратами.
  • Инструкция по передаче клиента в отделы Customer Support или Customer Success.
  • Система финансовой мотивации: премирование и депремирование.
  • Чек-лист после завершения рабочего дня.
  • Чек-лист по ежедневной отчетности.

Проанализируйте свой бизнес и выделите, какие документы пригодятся именно вам. Путем экспериментов с инструкциями и регламентами вы найдете бизнес-процессы, которые следует автоматизировать в будущем.

3. Дисциплина ведения CRM

Опыт подсказывает, что этот пункт в отделе продаж хромает чаще всего. Бывает, виноваты менеджеры: не пишут комментарии, просрочивают задачи. Бывает, виновата система: кривой UX или она плохо настроена – например, позволяет закрывать сделки по необъективным причинам.

Печальный пример: я увидел в CRM стадию «завершено по непонятным причинам». Прослушал звонки, а там – адекватные лиды. Я спросил у менеджера: «Почему ты закрыл этого лида?». А он ответил: «Да не знаю». Оказалось, менеджеры просто сливали в эту причину всех, с кем было сложно или лень работать.

В таких ситуациях компании теряют деньги, а CRM – смысл существования. Поэтому очень важно тщательно настроить систему, прописать регламенты и научить менеджеров работать за ними.

Когда все нормально работает в ручном режиме, можно начать автоматизацию. Отличный пример – виджет Sensei для amoCRM. Такие виджеты позволяют прописывать и автоматизировать рутинные бизнес-процессы. Например, после разговора у менеджера появляется форма, которую нельзя закрыть, пока не напишешь комментарий. Или когда клиент не берет трубку, виджет автоматически ставит задачу «перезвонить снова через N часов». Таких процессов могут быть десятки и, поверьте, это сильно упрощает менеджерам жизнь.

4. Прослушивание и чек-листы

Возьмите правило регулярно слушать звонки менеджеров. Это увеличивает дисциплину, помогает отыскать зоны роста и оценить качество работы по скрипту. А еще, без прослушивания невозможно проводить А/В тестирование скриптов.

Одна украинская онлайн-школа ввела прослушивание 100% своих звонков. Отдел контроля качества там размером с отдел продаж. Прослушивание определяет, насколько менеджер соблюдал скрипт. А точное и качественное соблюдение скрипта напрямую влияет на зарплату менеджеров. Благодаря этому школа быстро тестирует скрипты и находит удачные. А еще контролирует дисциплину в отделе и получает одинаковые и предполагаемые результаты у менеджеров.

Прежде чем внедрять прослушивание, вам нужно четко понять, что менеджер должен говорить во время звонка, а еще подготовить конкретные чек-листы оценки качества.

Весьма популярна проблема чек-листов – абстрактные критерии типа «менеджер был энергичным». Например, однажды мне попался критерий «менеджер применил вау-эффект при продаже». А что такое «вау-эффект» нигде не было прописано. Таким образом, вы никогда не докажете менеджеру, что он этого не сделал. Менеджер скажет: «Я применил вау-эффект», а вы ему: «Нет, не применил». Он снова: «Применил», вы: «Нет, вау-эффекта не было».

Работник отдела продаж

Решение таково: пропишите фразы, которые менеджер обязан сказать. Это делает прослушивание звонков объективным и помогает автоматизировать процесс.

К примеру, менеджер по контролю качества заполняет анкету в Google Forms и ставит баллы за каждый этап: 1, если менеджер проговорил нужную фразу или 0 – если нет. Оценки попадают в Google-таблицу, и управляющий видит данные в целом по отделу и отдельно по каждому менеджеру.

Следующий шаг – попытайтесь оценивать действия менеджера в зависимости от того, насколько они влияют на продажу. Например, вы знаете, что вопрос «как будете оплачивать: сразу или в рассрочку?» в конце разговора сильно влияет на продажу. Давайте менеджеру +3 балла, когда он проговаривает этот вопрос, и -3 балла, когда забывает.

5. Жесткий контроль закрытия сделок

Чтобы наладить работу с отказавшими льдами, пропишите четкие причины закрытия сделок. Это поможет настроить аналитику и не позволит менеджерам сливать лидов. С четкими критериями закрытия слитого лида будет достаточно легко найти: менеджер закрывает сделку, отдел контроля качества проверяет, и если причина закрытия не соответствует реальной, менеджер получает штраф.

Назову две причины, по которым чаще всего сливают лидов. Во-первых, лидов многовато. Менеджеры закрывают только горячих и сливают тех, кого сложно дожимать: «Все равно будут новые». Чтобы исправить эту ситуацию, нормируйте количество лидов.

Я знаю школу, где был план – менее $100 тыс. на менеджера. При этом менеджеру давали шесть новых валидированных лидов в день (т.е. тех, с которыми уже поговорил колл-центр). Менеджеры были готовы сражаться за тех лидов и дожимали каждого до конца, ведь знали – больше не будет.

Вторая причина слива лидов – менеджеры плохо работают с возражениями. Если лидов закрывают по причине «дорого», этому есть объяснение: либо маркетинг приводит нецелевых лидов, либо менеджеры не умеют грамотно закрывать это возражение. А бывает, что и то, и другое.

Чтобы разобраться, прослушайте все сделки, закрытые по причине «дорого». Поймите, что на самом деле означает это «дорого» и какие у него разновидности: «нет денег в целом», «нет денег в этом месяце», «не могу взять рассрочку», «не успел купить со скидкой», «не донесли ценность». Видим, что за одним возражением могут скрываться десятки других. Поэтому разберитесь, а затем научите менеджеров работать с каждым таким возражением.

Если обнаружили слив лидов, вот что я советую сделать:

  • Тщательно и по критериям опишите возможные причины закрытия.
  • Пропишите регламент закрытия лида и политику штрафов за нарушение регламента. После этого объясните новую политику менеджерам.
  • Настройте прослушивание звонков и аналитику причин закрытия.
  • Научите менеджеров грамотно прорабатывать возражения, которые чаще всего ведут к закрытию.

6. Регулярная реанимация закрытых лидов

Судьба лидов не должна оканчиваться закрытием: старайтесь их реанимировать и возобновить коммуникацию. Для этого следует объединить усилия команд маркетинга и продаж.

Реанимация с помощью маркетинга выглядит так:

  • Переводите закрытые лиды в автоматизированный список SMS и e-mail рассылок. Предлагайте бесплатные продукты, демо-доступы – любой контент, который поможет подогреть и вернуть лида к главной воронке.
  • Если таких контактов накопилось более 1000, сформируйте список ремаркетинга и запускайте рекламу со специальным предложением. К примеру, ведите клиента на промо-страницу с предложением типа «бери со скидкой, только в течение 12 часов».
  • Стройте каскадную коммуникацию. Например, в первую неделю прогревайте контентом, во вторую дайте специальное предложение. Тех, кто не купил, отпустите подумать, а через месяц выходите на связь с новым предложением.

Реанимация с помощью отдела продаж выглядит следующим образом. Распределяйте закрытые лиды между менеджерами. Например, Катя пусть звонит по телефону отказчикам Димы и предлагает специальный офер, а Дима – отказчикам Кати.

Если у вас нет специальных предложений, попробуйте лайфхак с «отделом контроля качества».

Вместо вывода

Не пытайтесь сделать все сразу, лучше начинайте с малого. Попытайтесь каждые два месяца внедрять что-то одно. Постепенно вы начнете налаживать процессы, и каждый последующий этап будет даваться легче предыдущего.

Как только вы пропишете инструкции и регламенты, будет проще отслеживать качество звонков. Действительно сложен только первый шаг. Но эта статья (по меньшей мере!) поможет вам определить, с чего начать и на что ориентироваться.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Автопортрет Фріди Кало продано за рекордні 54,7 мільйона доларів
Ukraine Art News
2025-11-21T14:00:25Z
Міс Всесвіт 2025 стала Фатіма Бош Фернандес з Мексики
Ukraine Art News
2025-11-21T11:45:32Z
Квітковий світ Олени Онуфрів: інтерв’ю з львівською художницею
Elle
2025-11-20T16:15:22Z
Двоє суддів покинули “Міс Всесвіт” за кілька днів до конкурсу
Ukraine Art News
2025-11-20T08:30:50Z
Трек, згенерований штучним інтелектом, очолив Billboard США
Ukraine Art News
2025-11-18T08:12:25Z
Мером Нью-Йорка став Зохран Мамдані — один із найбільш обговорюваних політиків року
Хмарочос
2025-11-05T08:34:40Z
Відтепер «сер»: Девід Бекхем отримав титул лицаря від короля Чарльза у Віндзорі
Elle
2025-11-04T21:20:54Z
Демі Мур повертає до трендів культову джинсову сукню з 90-х
Elle
2025-11-04T12:15:28Z
У рейтинг Billboard США вперше потрапила ШІ-артистка
Ukraine Art News
2025-11-04T08:24:28Z
Baking Bread: в України виходить книга про крафтовий хліб із рецептами
Хмарочос
2025-11-24T15:00:40Z
BEVZA зняла з продажу ялинкові прикраси “П’ять колосків” після хвилі критики
Ukraine Art News
2025-11-24T13:12:45Z
Відкриття Музею Авангарду: Нове місце України на світовій культурній мапі
Ukraine Art News
2025-11-24T13:00:28Z
Палац Ходкевичів у Млинові: гетьман, винахідник і Біла пані
Ukraine Art News
2025-11-24T06:15:28Z
Погляд з високого неба: якого нам ще мистецтва треба?
Ukraine Art News
2025-11-23T16:00:29Z
У Києві відкрили виставку «Діти - Дерево життя»
Ukraine Art News
2025-11-23T11:33:30Z
Guzema Fine Jewelry перетворили свої вітрини на казкові 3D-ілюстрації
Elle
2025-11-23T08:00:30Z
Степан Гайдучок: Відкриття банерної виставки, присвяченої піонеру українського тіловиховання
Photo Lviv
2025-11-23T06:06:16Z
«Майдан Інферно»: у Києві ожила містерія про кохання й боротьбу під час Революції Гідності
Ukraine Art News
2025-11-22T19:54:32Z
Біллі Айліш і Джеймс Кемерон представлять концертний фільм Hit Me Hard and Soft
Ukraine Art News
2025-11-24T13:42:42Z
Раян Ґослінґ має врятувати Землю в новому трейлері фантастичного фільму «Проєкт "Аве Марія"»
KinoFilms
2025-11-24T12:24:17Z
«Ховаючи колишню»: вийшов офіційний трейлер нового серіалу SWEET.TV
Cineast
2025-11-24T11:06:37Z
Вийшов український трейлер анімації «Губка Боб у кіно: У пошуках Квадратних Штанів»
KinoFilms
2025-11-24T11:06:17Z
Реліз сиквела блокбастера «Майнкрафт» планується у 2027 році
KinoFilms
2025-11-23T15:27:15Z
Став найдорожчим коміксом у світі: рідкісний примірник про Супермена продали на аукціоні за $9,12 млн
Ukraine Art News
2025-11-23T05:30:27Z
Стартував кінопрокат фільму Павла Острікова «Ти – космос»
Cineast
2025-11-22T04:57:33Z
МакКенна Ґрейс зіграє у фільмах жахів «П'ять ночей у Фредді 2» та «Крик 7»
KinoFilms
2025-11-21T18:12:26Z
Секрети створення костюмів для «Wicked: Чародійка. Частина 2»
Elle
2025-11-21T17:36:57Z
У Братиславі будують все більше хмарочосів
Хмарочос
2025-11-24T10:39:38Z
У пішохідній зоні в центрі Брюсселя заборонять велосипеди
Хмарочос
2025-11-24T08:15:41Z
Львів на майже невідомих столітніх світлинах
Photo Lviv
2025-11-24T06:12:20Z
Різанина на Високому Замку 1648 року очима очевидців
Photo Lviv
2025-11-22T06:12:14Z
Архітектори нового готелю у Львові обурені яскравим світлом від аптечної вивіски
Хмарочос
2025-11-21T11:00:51Z
В аварійному «Будинку з хлібною лавкою» планують відкрити ветеранський ресторан
Хмарочос
2025-11-21T10:33:36Z
Струм історії: Як великі аварії формували енергетичну стійкість Львова
Photo Lviv
2025-11-21T06:12:16Z
Як футбольний стадіон у Тайвані перетворили на міський город
Хмарочос
2025-11-20T14:33:47Z
Колишній радянський меморіал у Львові перетворять на цвинтар для військових
Хмарочос
2025-11-20T14:33:46Z
У моду повертаються давно забуті чоботи: як їх носити сьогодні — показує Джіджі Хадід
Elle
2025-11-24T14:48:40Z
На Оболоні кухарі ночують у школах через відсутність генераторів
Хмарочос
2025-11-24T14:30:44Z
Кіностудія "Мосфільм" постачає військову техніку російській армії
Ukraine Art News
2025-11-24T14:15:43Z
Вечір української культури та пам’яті в Меці: Французам розповіли про Голодомор та витоки війни Росії проти України
Ukraine Art News
2025-11-24T13:36:37Z
Карнівор дієта: чим шкідливе «харчування хижаків»
Elle
2025-11-24T11:57:40Z
В Україні випустили урбаністичний дроп футболок на підтримку захисників
Хмарочос
2025-11-24T11:50:11Z
Це пальто в кольорі бургунді — нове захоплення дизайнерів та модниць у 2026 році
Elle
2025-11-24T11:50:04Z
Майндфулнес: що це таке та як по-справжньому повернути собі себе
Elle
2025-11-24T11:06:30Z
Майже 90% світлофорів Львова обладнані блоками безперебійного живлення
Хмарочос
2025-11-24T10:37:15Z
Мапа Реновації запускає подкаст про «елементи, з яких складається місто»
Хмарочос
2025-11-24T10:42:38Z
Подивіться на антидронові сітки вздовж траси, які монтує Autostrada
Хмарочос
2025-11-20T06:09:40Z
Спортивний бренд Decathlon створив модель скафандра для європейських космонавтів
Хмарочос
2025-11-20T06:06:33Z
Hyundai Tucson 2024: кросовер, який знаходить баланс між стилем і розумом
Photo Lviv
2025-11-15T05:57:14Z
Словник Collins назвав слово 2025 року
Ukraine Art News
2025-11-06T16:12:34Z
Тустань: Код Карпатської Скелі, або Як 4000 Пазів Відтворили Неіснуючу Фортецю
Photo Lviv
2025-11-05T06:18:53Z
Тютюн 420: універсальність для широкої аудиторії
Cineast
2025-11-03T18:12:47Z
Monobank запустив спільний доступ до вашої картки
Хмарочос
2025-11-03T15:51:37Z
Еволюція кофеїну: Аналіз Найгарячіших Трендових Коктейлів 2025 — Тільки Факти та Інновації
Photo Lviv
2025-11-02T06:12:23Z
Мигдальний тарт зі сливами: покроковий рецепт найніжнішого осіннього десерту
Elle
2025-11-18T18:30:23Z
Готуємо швидку смачну та ефектну страву на Гелловін
Elle
2025-10-31T11:15:32Z
Простий рецепт найсмачнішого гарбузового чизкейка
Elle
2025-10-23T14:36:33Z
Гарбузовий крем-суп: покроковий рецепт топ-страви осені
Elle
2025-10-21T21:33:27Z
Гарячі страви із м’яса для обіду восени
Photo Lviv
2025-10-21T04:57:26Z
Найкорисніший сніданок для краси волосся і шкіри
Elle
2025-09-15T14:39:26Z
Сицилійські роли з баклажанів з рикотою і томатним соусом
Elle
2025-08-19T14:03:36Z
Раціон для довголіття, краси шкіри, здоров'я серця: що таке гарвардський альтернативний індекс здорового харчування
Elle
2025-08-18T13:42:35Z
Смачне детокс-меню для спекотних днів від відомої української нутриціологині
Elle
2025-07-23T11:45:38Z