MY.UAСтатьи
«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж
«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж

«Если менеджер продал, но не учел скрипты – наказывайте». 6 способов повысить показатели в отделе продаж

Цель отдела продаж – приносить деньги. Но фокус только на этом – главная ошибка руководителя отдела, ведь выручка – это конечный результат. Когда вы поняли, что план не выполнен, делать что-либо уже поздно.

Помогаем
«Купи мне истребитель». Сбор средств для Воздушных Сил ВСУ

Если вы хотите повысить выручку, сосредоточьтесь не на конечном результате, а на бизнес-процессах – на том, что на него влияет. В этой статье разберем шесть таких факторов и что с ними делать, чтобы получить от ваших менеджеров по продажам максимальный результат.

Дмитрий Тимошенко

1. Скрипты

Главное условие роста отдела продаж – найти рабочий скрипт. С ним вы сможете быстро обучать и выводить новичков на один уровень с опытными менеджерами. При этом не новичков-суперзвезд, а обычных людей, отвечающих формальным критериям: адекватный, связно разговаривает.

В скрипте тщательно пропишите критически влияющие на продажи элементы.

Если менеджер отходит от скрипта, наказывайте. Если менеджер продал, но при этом проигнорировал обязательные элементы, – тоже наказывайте.

Сначала это может показаться жестоким, но только такой подход поможет масштабировать и автоматизировать отдел.

Курс
Frontend вечірній
Отримайте навички та знання в ІТ-сфері, не відриваючись від роботи
Реєструйтеся!

Важно: рабочий скрипт в отделе продаж отличается от скрипта для колл-центра. Он должен давать менеджерам определенную гибкость, но включать в себя реплики, которые нельзя пропускать. А что это за элементы, вам придется определить во время А/В тестов метод маркетингового исследования, когда контрольная группа элементов сравнивается с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей изменяются для выяснения, какие изменения улучшают целевой показатель и экспериментов.

В общении с лидами нет ничего нового. Что бы вы ни продавали, каждое соглашение проходит в пять этапов:

  • приветствие и установление контакта;
  • определение потребности клиента;
  • презентация продукта или услуги;
  • отработка возражений;
  • закрытие сделки.

Менеджер должен поздороваться с лидом. Невозможно что-нибудь продать, не поздоровавшись. То же с определением потребностей. Если вы не знаете, зачем клиент оставил заявку, что и как вы будете ему продавать?

Бывает, что менеджеру встречаются только горячие лиды, да еще подряд. Это аномалия, отклонение от нормы. Другой пример: менеджер без очевидных причин демонстрирует существенно более высокую или низкую конверсию, чем коллеги. Каждый подобный случай нужно тщательно изучать.

Когда-то я работал коммерческим директором в онлайн-школе. В команде отдела продаж кроме руководителя был старший менеджер. По неопытности мы перевели на него контроль за командой продаж по переписке. Это ребята, которые общались с клиентами в соцсетях, чат-ботах и ​​по почте. Их KPI – количество лидов, которые они передавали в отдел продаж.

Старший менеджер договорился с ними и получал наиболее заинтересованных клиентов в личном Telegram. Его опережающие показатели поражали: проводит на линии вдвое меньше, чем другие менеджеры, оценка качества плохая. При этом – больше всех продаж. Мы не понимали, как это возможно. А было так:

2. Регламенты

В каждом отделе продаж должен быть набор инструкций и регламентов. Вот как он выглядит у меня:

  • Книга продаж, в которой подробно описана культура и продукты компании, главные предложения и портреты целевой аудитории.
  • Инструкция по работе в CRM-системе.
  • Инструкция по оформлению рассрочек.
  • Инструкция по работе с возвратами.
  • Инструкция по передаче клиента в отделы Customer Support или Customer Success.
  • Система финансовой мотивации: премирование и депремирование.
  • Чек-лист после завершения рабочего дня.
  • Чек-лист по ежедневной отчетности.

Проанализируйте свой бизнес и выделите, какие документы пригодятся именно вам. Путем экспериментов с инструкциями и регламентами вы найдете бизнес-процессы, которые следует автоматизировать в будущем.

3. Дисциплина ведения CRM

Опыт подсказывает, что этот пункт в отделе продаж хромает чаще всего. Бывает, виноваты менеджеры: не пишут комментарии, просрочивают задачи. Бывает, виновата система: кривой UX или она плохо настроена – например, позволяет закрывать сделки по необъективным причинам.

Печальный пример: я увидел в CRM стадию «завершено по непонятным причинам». Прослушал звонки, а там – адекватные лиды. Я спросил у менеджера: «Почему ты закрыл этого лида?». А он ответил: «Да не знаю». Оказалось, менеджеры просто сливали в эту причину всех, с кем было сложно или лень работать.

В таких ситуациях компании теряют деньги, а CRM – смысл существования. Поэтому очень важно тщательно настроить систему, прописать регламенты и научить менеджеров работать за ними.

Когда все нормально работает в ручном режиме, можно начать автоматизацию. Отличный пример – виджет Sensei для amoCRM. Такие виджеты позволяют прописывать и автоматизировать рутинные бизнес-процессы. Например, после разговора у менеджера появляется форма, которую нельзя закрыть, пока не напишешь комментарий. Или когда клиент не берет трубку, виджет автоматически ставит задачу «перезвонить снова через N часов». Таких процессов могут быть десятки и, поверьте, это сильно упрощает менеджерам жизнь.

4. Прослушивание и чек-листы

Возьмите правило регулярно слушать звонки менеджеров. Это увеличивает дисциплину, помогает отыскать зоны роста и оценить качество работы по скрипту. А еще, без прослушивания невозможно проводить А/В тестирование скриптов.

Одна украинская онлайн-школа ввела прослушивание 100% своих звонков. Отдел контроля качества там размером с отдел продаж. Прослушивание определяет, насколько менеджер соблюдал скрипт. А точное и качественное соблюдение скрипта напрямую влияет на зарплату менеджеров. Благодаря этому школа быстро тестирует скрипты и находит удачные. А еще контролирует дисциплину в отделе и получает одинаковые и предполагаемые результаты у менеджеров.

Прежде чем внедрять прослушивание, вам нужно четко понять, что менеджер должен говорить во время звонка, а еще подготовить конкретные чек-листы оценки качества.

Весьма популярна проблема чек-листов – абстрактные критерии типа «менеджер был энергичным». Например, однажды мне попался критерий «менеджер применил вау-эффект при продаже». А что такое «вау-эффект» нигде не было прописано. Таким образом, вы никогда не докажете менеджеру, что он этого не сделал. Менеджер скажет: «Я применил вау-эффект», а вы ему: «Нет, не применил». Он снова: «Применил», вы: «Нет, вау-эффекта не было».

Работник отдела продаж

Решение таково: пропишите фразы, которые менеджер обязан сказать. Это делает прослушивание звонков объективным и помогает автоматизировать процесс.

К примеру, менеджер по контролю качества заполняет анкету в Google Forms и ставит баллы за каждый этап: 1, если менеджер проговорил нужную фразу или 0 – если нет. Оценки попадают в Google-таблицу, и управляющий видит данные в целом по отделу и отдельно по каждому менеджеру.

Следующий шаг – попытайтесь оценивать действия менеджера в зависимости от того, насколько они влияют на продажу. Например, вы знаете, что вопрос «как будете оплачивать: сразу или в рассрочку?» в конце разговора сильно влияет на продажу. Давайте менеджеру +3 балла, когда он проговаривает этот вопрос, и -3 балла, когда забывает.

5. Жесткий контроль закрытия сделок

Чтобы наладить работу с отказавшими льдами, пропишите четкие причины закрытия сделок. Это поможет настроить аналитику и не позволит менеджерам сливать лидов. С четкими критериями закрытия слитого лида будет достаточно легко найти: менеджер закрывает сделку, отдел контроля качества проверяет, и если причина закрытия не соответствует реальной, менеджер получает штраф.

Назову две причины, по которым чаще всего сливают лидов. Во-первых, лидов многовато. Менеджеры закрывают только горячих и сливают тех, кого сложно дожимать: «Все равно будут новые». Чтобы исправить эту ситуацию, нормируйте количество лидов.

Я знаю школу, где был план – менее $100 тыс. на менеджера. При этом менеджеру давали шесть новых валидированных лидов в день (т.е. тех, с которыми уже поговорил колл-центр). Менеджеры были готовы сражаться за тех лидов и дожимали каждого до конца, ведь знали – больше не будет.

Вторая причина слива лидов – менеджеры плохо работают с возражениями. Если лидов закрывают по причине «дорого», этому есть объяснение: либо маркетинг приводит нецелевых лидов, либо менеджеры не умеют грамотно закрывать это возражение. А бывает, что и то, и другое.

Чтобы разобраться, прослушайте все сделки, закрытые по причине «дорого». Поймите, что на самом деле означает это «дорого» и какие у него разновидности: «нет денег в целом», «нет денег в этом месяце», «не могу взять рассрочку», «не успел купить со скидкой», «не донесли ценность». Видим, что за одним возражением могут скрываться десятки других. Поэтому разберитесь, а затем научите менеджеров работать с каждым таким возражением.

Если обнаружили слив лидов, вот что я советую сделать:

  • Тщательно и по критериям опишите возможные причины закрытия.
  • Пропишите регламент закрытия лида и политику штрафов за нарушение регламента. После этого объясните новую политику менеджерам.
  • Настройте прослушивание звонков и аналитику причин закрытия.
  • Научите менеджеров грамотно прорабатывать возражения, которые чаще всего ведут к закрытию.

6. Регулярная реанимация закрытых лидов

Судьба лидов не должна оканчиваться закрытием: старайтесь их реанимировать и возобновить коммуникацию. Для этого следует объединить усилия команд маркетинга и продаж.

Реанимация с помощью маркетинга выглядит так:

  • Переводите закрытые лиды в автоматизированный список SMS и e-mail рассылок. Предлагайте бесплатные продукты, демо-доступы – любой контент, который поможет подогреть и вернуть лида к главной воронке.
  • Если таких контактов накопилось более 1000, сформируйте список ремаркетинга и запускайте рекламу со специальным предложением. К примеру, ведите клиента на промо-страницу с предложением типа «бери со скидкой, только в течение 12 часов».
  • Стройте каскадную коммуникацию. Например, в первую неделю прогревайте контентом, во вторую дайте специальное предложение. Тех, кто не купил, отпустите подумать, а через месяц выходите на связь с новым предложением.

Реанимация с помощью отдела продаж выглядит следующим образом. Распределяйте закрытые лиды между менеджерами. Например, Катя пусть звонит по телефону отказчикам Димы и предлагает специальный офер, а Дима – отказчикам Кати.

Если у вас нет специальных предложений, попробуйте лайфхак с «отделом контроля качества».

Вместо вывода

Не пытайтесь сделать все сразу, лучше начинайте с малого. Попытайтесь каждые два месяца внедрять что-то одно. Постепенно вы начнете налаживать процессы, и каждый последующий этап будет даваться легче предыдущего.

Как только вы пропишете инструкции и регламенты, будет проще отслеживать качество звонков. Действительно сложен только первый шаг. Но эта статья (по меньшей мере!) поможет вам определить, с чего начать и на что ориентироваться.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
"Нормально": львівський гурт "Бетон" презентував новий сингл
Ukraine Art News
2025-02-23T14:00:47Z
Про спадщину лемківського генія попарту: 38 років тому не стало Енді Воргола
Ukraine Art News
2025-02-22T09:15:46Z
Співачка YAGODA презентує пісню «Я не я», яка є продовженням легендарного хіта «Я ніколи нікому тебе не віддам»
Photo Lviv
2025-02-22T06:06:36Z
Марина Круть у свій день народження презентувала пісню, присвячену загиблим героям
Ukraine Art News
2025-02-21T16:45:50Z
Український комік Ігор Ласточкін долучився до лав ЗСУ
Ukraine Art News
2025-02-20T14:00:46Z
Загрожувало 24 роки увʼязнення: репера A$AP Rocky визнали невинуватим у справі про стрілянину з репером A$AP Relli
Ukraine Art News
2025-02-20T12:30:48Z
Даша Астафʼєва про силу читання, відновлення української культури та літературний проєкт про Софію Яблонську
Elle
2025-02-19T18:30:39Z
Жінка, яка стверджувала, що була зґвалтована Jay-Z та P.Deddy у 13 років, відкликала позов проти обох реперів
Ukraine Art News
2025-02-16T05:30:47Z
Демі Мур поділилася приголомшливою фотосесією для The Wrap
KinoFilms
2025-02-15T17:15:44Z
Натхнення дня: Дарія Вербова стала обличчям нового кампейну Alaïa
Elle
2025-02-23T11:24:52Z
Рух крізь час і простір у кампейні LITKOVSKA весна-літо — 2025
Elle
2025-02-23T10:36:55Z
У Києві відкриють виставку старовинних світлин Криму
Ukraine Art News
2025-02-23T09:27:45Z
У Львові пройдуть Десяті наукові читання імені Івана Боберського на тему «Степан Бандера – громадський діяч »
Photo Lviv
2025-02-23T06:06:30Z
Тарас Шевченко: Музика і Поезія. Капела “Дударик” запрошує у шевченківські дні на унікальний мистецький проєкт
Photo Lviv
2025-02-23T06:00:36Z
Померла відома волинська художниця Валентина Михальська
Ukraine Art News
2025-02-23T05:30:48Z
«Війна впритул»: в Анкарі відкрилася VR-виставка, яка демонструє наслідки злочинів Росії в Україні
Ukraine Art News
2025-02-22T19:24:45Z
В Японії номінували на культурну премію мангу про війну в Україні
Ukraine Art News
2025-02-22T18:30:45Z
Художник Нікіта Тітов відкрив виставку у Франківську
Ukraine Art News
2025-02-22T11:45:53Z
Топ-5 фільмів з Ентоні Гопкінсом
Ukraine Art News
2025-02-23T14:06:59Z
Селена Гомес підкорила своєю фотосесією у червоному
KinoFilms
2025-02-23T13:30:37Z
У Європі презентували стрічку "Люди" про війну в Україні за участі юного актора зі Львова
Ukraine Art News
2025-02-23T13:03:50Z
15 фільмів про війну, зняті українцями після повномасштабного вторгнення
Ukraine Art News
2025-02-23T12:39:44Z
"10 років війни" в "колисці" польської Солідарності: фільм Еспресо показали в Ґданську
Ukraine Art News
2025-02-23T11:15:48Z
Британська академія кіно- та телевізійних мистецтв оголосила лауреатів своєї щорічної премії
Ukraine Art News
2025-02-22T14:15:44Z
У віці 82 років помер режисер Джордж Армітедж, відомий за фільмами "Хітмен" та "Маямі Блюз"
Ukraine Art News
2025-02-22T13:00:52Z
Світова прем’єра української "Стрічки часу" зірвала 10-хвилинні овації на Берлінале
Ukraine Art News
2025-02-22T05:30:40Z
Смерть трейлерів? Думка
Cineast
2025-02-22T00:51:52Z
В Bukovel звікдрився аквапарк Mavka
Хмарочос
2025-02-21T10:43:11Z
Прогулька до Медової Печери 1925 року
Photo Lviv
2025-02-20T06:12:30Z
100-річні млини у Чехії переробили у картинну галерею
Хмарочос
2025-02-19T13:31:01Z
ЖК Sвій Dім 3 – найбільший комплекс таунхаусів в Україні
Хмарочос
2025-02-19T08:48:58Z
Який вигляд має відновлений фунікулер у Лісабоні, який не працював 120 років
Хмарочос
2025-02-18T10:21:58Z
Парк біля Йорданського озера: оприлюднено ескізи
Хмарочос
2025-02-17T14:54:57Z
Яким може бути парк у Луцьку, на який ЄС виділив 50 млн. гривень
Хмарочос
2025-02-17T10:30:55Z
Мешканці Львівщини на неймовірних столітніх листівках
Photo Lviv
2025-02-17T06:12:30Z
В Литві відкривається вже третя «П’яна вишня»
Хмарочос
2025-02-16T08:57:56Z
У київському нічному клубі співали російських пісень: Нацполіція звертатиметься до уповноваженого із захисту державної мови
Ukraine Art News
2025-02-23T13:30:49Z
Кава з морозивом «Джелато»: напій чи десерт?
Photo Lviv
2025-02-23T06:12:39Z
Артеріальна гіпертензія: коли тиск стає небезпечним
Photo Lviv
2025-02-23T05:57:28Z
Американська письменниця Сент-Клер хоче через суд визнати Маска батьком своєї дитини та отримати одноосібну опіку над сином
Ukraine Art News
2025-02-22T21:15:57Z
ТОП-15 книг про війну, написаних після повномасштабного вторгнення
Ukraine Art News
2025-02-22T10:36:48Z
Могили січових стрільців під асфальтом
Photo Lviv
2025-02-22T06:12:37Z
7 правил догляду за шкірою рук у морозну та вітряну погоду
Elle
2025-02-21T16:21:44Z
Керівники метро Києва отримували мільйони в «подарунок» від родичів-пенсіонерів, — Bihus Info
Хмарочос
2025-02-21T16:07:23Z
Кияни просять відновити маршрут автобуса з Троєщини який був популярний 10 років тому
Хмарочос
2025-02-21T12:37:06Z
iPhone 16e: що може запропонувати новий смартфон від Apple?
Photo Lviv
2025-02-22T05:57:35Z
Співзасновник monobank запустив застосунок, який мотивує більше гуляти
Хмарочос
2025-02-21T08:48:58Z
Apple представила iPhone 16E - найдоступніший смартфон у лінійці компанії
Gloss
2025-02-19T18:54:47Z
3 помилки під час купівлі холодильного обладнання
Хмарочос
2025-02-19T15:24:52Z
GTA 6 офіційно виходить у 2025 році: що відомо про найочікуванішу гру у світі
Gloss
2025-02-17T16:09:54Z
Російський дрон влучив у Чорнобильський саркофаг
Хмарочос
2025-02-14T08:37:02Z
Розлучення в один клік — в «Дії» планують запустити нову послугу
Хмарочос
2025-02-13T14:49:06Z
Магазин побутової техніки та електроніки Фокстрот – якість та успіх крізь роки
Хмарочос
2025-02-13T12:58:12Z
Рецепт ідеального узвару: корисний для імунітету напій, без якого неможливо уявити різдвяну вечерю
Elle
2024-12-24T10:45:44Z
Різдвяне меню: штолен, який виходить у всіх
Elle
2024-12-20T20:24:35Z
Королівський пляцок-пиріг: смачно через віки
Ukraine Art News
2024-11-15T09:30:48Z
Секрети приготування смачного бургера в домашніх умовах
Photo Lviv
2024-10-24T04:57:29Z
Дуже смачна лазанья з козячим сиром
Elle
2024-09-23T13:39:47Z
Сезонний десерт: хрустка та ароматна сливова галета
Elle
2024-09-19T07:32:19Z
Ідеальний соус до будь-яких страв: чатні з помідорів
Elle
2024-09-17T16:04:06Z
Від Бенедикта до шакшуки: 7 смачних способів приготування яєць
Elle
2024-09-13T11:13:30Z
Фетучіні зі шпинатом і сиром горгондзола
Elle
2024-08-30T13:09:44Z