Одесская художница стала известна благодаря портрету котика с бутылкой из-под шампанского. Но владелец торговой марки Odessa обвинил ее в неправомерном использовании изображения. Разбираемся, что случилось.
Боевые котики
Одесситка Юлия Подмогина застала начало полномасштабного вторжения россии в Мексике, где она отдыхала с парнем. Вернуться на родину сразу у них не получалось, потому Юля поддерживала Украину как могла: ходила на акции протеста и рисовала плакаты, пока ее парень помогал армии и волонтерам.
Девушка скучала по своему коту, который остался в Одессе. Тогда в городе добровольцы создавали отряды теробороны, потому она нарисовала кота с «Бандера–смузи» в лапе и надписью Odessa на бутылке.
Рисунок стал вирусным в сети, потому Юля решила продолжить серию портретами боевых котиков. И ей предложили монетизировать рисунки – печатать футболки с изображениями котов. Все вырученные деньги она направляла на помощь волонтерам и ВСУ.
Постепенно серия разрасталась: ее котики становились все более популярными. После освобождения острова Змеиный рисунок Юли даже опубликовал спикер Одесской военной администрации Сергей Братчук.
Но разного рода бизнесмены начали печатать котиков на своей продукции без разрешения автора. Юля пыталась с ними бороться, доказывая авторские права, но поток уже было не остановить.
Поддельную футболку с котиком даже подарили генералу Марченко. Юля пообещала передать ему футболку с более качественным принтом.
Претензия от правообладателя
А теперь саму художницу обвинили в нарушении авторских прав. В сентябре ей пришло письмо от владельца торговой марки Odessa. Юристам не понравилось, что на рисунке с котом используется изображение бутылки из-под игристого вина с этикеткой.
Претензия пришла даже не от завода шампанских вин, который не выпускает вино под этой маркой с 2017 года, а от фермерского хозяйства «Кулевче». Именно оно владеет правами на название Odessa. Юристы потребовали убрать из продажи продукцию с одесским котиком.
Юлия написала об этом случае в соцсети, и реакция пользователей оказалась очень интересной. Юристы предлагали свою помощь, а известный одесский ресторатор Александр Гацко даже заявил, что убирает из меню и прилавков всю продукцию завода шампанских вин. Но потом выяснилось, что сам завод не имеет отношения к скандалу.
Как объяснила эксперт по авторскому праву Алина Сероштан-Татаринова, никто не может зарегистрировать название города как торговую марку. Также права на бутылку с игристым вином не могут быть применены к рисунку, а только к изготовлению бутылок с этикеткой и их продаже. И самый главный аргумент – логотип, который зарегистрирован «Кулевче», вообще не похож на тот, который изображен на рисунке с котом.
Сама художница решила изменить рисунок, чтобы правообладатель больше не имел к ней претензий. И вместо Odessa на бутылке написан украинский вариант с одной «с» – Odesa.
Напомним, ранее в Украине запустили NFT-коллекцию c котиками. Проект PurrForrUkraine собирает средства для нужд вооруженных сил Украины.