В сентябре 2020 года архитектор и дизайнер Женя Засуцкий вместе с командой представил публике приложение Obimy. С его помощью можно виртуально выражать чувства – обниматься, посылать поцелуи и прикосновения.
Только за последние пять месяцев приложение скачали более 5 млн человек. Это позволило Obimy возглавить топ американского App Store в категории Lifestyle. Приложение обогнало даже Tinder, Pinterest и Netflix.
Редакция MC.today расспросила основателя Женю Засуцкого о том, почему приложение так полюбили на Западе, в чем его секрет и сколько денег потратили на разработку.
Женя Засуцкий. Источник: Facebook Жени Засуцкого
Как родилась идея
Около трех лет назад киевский архитектор и дизайнер Женя Засуцкий открыл телефон и потратил несколько минут, чтобы в россыпи деловых чатов и переписок найти последнее сообщение от жены. Тогда он осознал, что завален контентом, а среди вороха уведомлений и постов затерялись его близкие.
Так родилась идея приложения, которое бы отличалось от мессенджеров и соцсетей тем, что позволяет сохранить эмоциональную связь с родными людьми.
Опыта создания подобных стартапов у Жени не было. А вот стремления улучшать и делать жизнь комфортнее – хоть отбавляй. Так, например, он приходил в рабочий офис, где для прохода в здание, лифт или кабинет использовали карточку. Каждый раз нужно было доставать ее и много раз в день повторять монотонные движения.
Такое «несовершенство системы» раздражало Засуцкого: он решил заказать себе кольцо с чипом, который запрограммировали подобно карточкам для входа. Затем он пошел еще дальше: заказал на 3D-принтере печать нового кольца, на которое поместили не только чип для системы безопасности в здании, но и датчик с банковской карты.
Как-то раз Женя пришел в офис к друзьям. У них был стенд, к которому можно было приложить банковскую карту и сделать донат. Засуцкий приложил свое «волшебное кольцо» и всех этим поразил.
«Суть комфорта – это простота в использовании, – говорит Женя. – Чем проще, тем лучше».
Такой принцип для него стал основополагающим при разработке приложения Obimy. А позже его мнение поддержали миллионы людей из десятков стран. На сегодня уже более 8,5 млн пользователей приобщились к сервису виртуальных объятий и прикосновений.
С чего начали работу над приложением
В биографии приложения Obimy датой рождения значится 15 сентября 2020 года. Именно в этот день архитектор Засуцкий и ІТ-компания Empat представили публике свое детище. Но, как водится, зарождение продукта произошло девятью месяцами ранее, а именно в декабре 2019 года.
«Все началось с анализа рынка», – говорит автор проекта. Он привлек команду разработчиков, которые провели исследования. Оказалось, что у потенциальных пользователей был запрос на то, чтобы делиться с близкими биометрическими данными – пульсом, эмоциональным состоянием, сердечным ритмом. Таким образом можно было поддерживать родных и друзей, следить за их переживаниями.
«Мы решили дать людям инструмент, который позволил бы немного глубже разобраться в других, – говорит Засуцкий. – Ведь наши эмоции могут иногда сказать о нас больше, чем слова».
Тогда подобные продукты были у нескольких компаний. Так, Apple Health тоже отслеживало сердечный ритм, но помимо медицинских характеристик эти данные никак не использовали.
Для разработки приложения продал дом
Основной производственной площадкой Obimy изначально стал Empat – сервисная компания и студия стартапов во главе с Назаром Гуликом. Позднее ребята перешли с аутсорсинга на in-house-команду
Команда проекта собиралась постепенно, сейчас она состоит из 18 человек. Один из главных разработчиков, Константин Медведев, занимается написанием приложения для Android и iOS, а нишу маркетинга закрывает Анастасия Авраменко. Она продвигает продукт, который стал особенно популярным в TikTok.
Первоначальная разработка продукта обошлась в $40 тыс. – эти деньги вложил Засуцкий. Затем еще $20 тыс. добавили друзья. Но и эта сумма не смогла покрыть все нужды для создания приложения.
Он признается: сам процесс разработки был не очень сложным. Каждую неделю команда проводила стратегические сессии, на которых определяли, куда двигаться. Когда видели, что на разработку какой-то функции придется потратить много времени, а качество результата не гарантировано, то не брались за эту идею.
Приложение Obimy
Такой пример – функция «Время вместе». Она должна была отслеживать, когда люди находятся рядом, считать это время и показывать итог. Но из-за погрешностей в определении геопозиции этот алгоритм работал некорректно и нивелировал важность фичи. В итоге от нее решили отказаться.
«Куда катится мир, что объятия становятся виртуальными?»
Весной 2020 года Obimy тестово запустили среди знакомых. Оказалось, люди охотно делятся настроением и пульсом, но при этом запрашивают больше функций.
В команде придумали ввести в приложение персонажа Obi – визуализацию пользователя. У разработчиков появилась идея, как «материализовать» эмоции: они создали биометрическую карточку человека, при прикосновении к которой выпадал список действий. Так, пользователя можно было обнять, поцеловать или прикоснуться к нему.
Засуцкий поясняет: это был ключевой момент переформатирования из просто биометрического «шеринга»
«Мы были удивлены тем, насколько тепло аудитория восприняла “объятия”. Наверное, повлияла еще и пандемия: люди теперь могли прикасаться, обнимать друг друга на расстоянии», – говорит Засуцкий.
Но среди отзывов были и недовольные: мол, куда катится мир, что объятия становятся виртуальными? Автор проекта отвечает: роль приложения – не заменить живые отношения, а дать возможность людям вспомнить о близких и послать знак внимания. Obimy – это один из инструментов проявления заботы.
О запуске приложения написали украинские издания, для продвижения использовали соцсети – создавали анимационные ролики о работе Obimy. Но самый большой эффект дала контекстная реклама в App Store.
Obimy в App Store
«Механика стартапа зависит больше от грамотного таргетирования, чем от математики потенциального рынка сбыта, – говорит Засуцкий. – Вопрос успешности проекта состоит из довольно незатейливых вещей – сумеете ли вы найти своего пользователя или нет».
О планах
Когда проект стал популярным, в него стали инвестировать – к примеру, Goodwater Capital, который помогает и консультациями. Общая сумма затрат на разработку и развитие приложения составила больше $350 тыс.
Как часто бывает, стартап сначала не приносил большого дохода создателям. Женя вспоминает, что как ребенок радовался первым $200–400 дохода. Позитивная динамика в разделе «затраты – доходы» началась, когда количество пользователей перешло отметку в несколько миллионов.
Сейчас главный источник дохода – продажа подписок, благодаря которым пользователи получают новые цвета и возможность создавать собственные действия. Стоимость подписки на месяц – $3,49, на полгода – $15,49, на год – $17,99.
Фото со страницы Obimy в Facebook
По словам основателя, сейчас Obimy приносит доход в $200 тыс. в месяц. Но планы у команды еще более амбициозные. Каждую неделю Женя просматривает 200–300 отзывов пользователей, чтобы понять, как еще можно усовершенствовать продукт.
Интересно, что первоначально градация аудитории, по задумке создателей, должна была охватывать от молодых семей и до людей среднего возраста. Но оказалось, возраст 90% пользователей приложения – от 15 до 20 лет.
Говоря о будущем, Засуцкий называет цифру в 100 млн. Именно такую планку количества пользователей создатели проекта собираются взять в следующем году. Вместе с этим он называет и причину, почему считает такие показатели реальными:
«Самая большая ценность проекта – команда. Как сказал мне один хороший товарищ: “Идея ничего не стоит, ценна работа над ней”. Сама по себе идея объединить мир с помощью чувств не стоила бы и ломаного гроша, если бы не было людей, которые смогли воплотить задуманное в жизнь».