MY.UAСтатьи
Преодолели три кризиса и не терпят убытков в войну: история агентства 4press
Преодолели три кризиса и не терпят убытков в войну: история агентства 4press

Преодолели три кризиса и не терпят убытков в войну: история агентства 4press

Креативное агентство 4press появилось в 2000 году. За 22 года существования оно реализовало более тысячи проектов, пережило три кризиса, а в условиях широкомасштабной войны потеряло всего одного клиента.

Об истории агентства, самых сложных и интересных проектах и выживании в кризис в партнерском материале рассказывают Катерина Вершинина и Андрей Саламатов, управляющие 4press.

 О том, как открыли агентство

Катерина: До появления агентства я работала дизайнером в нескольких компаниях, была редактором журнала «Техномания», где делала почти все: писала статьи, редактировала, верстала, рисовала иллюстрации. Часто случались подработки: просили написать, нарисовать, сделать плакат, серию иллюстраций в детский журнал и так далее.

Запросов становилось все больше, а после того как мы реализовали большой проект литературного альманаха, я поняла, что могу уйти в свободное плавание.

Катерина Вершинина, соуправляющая агенства 4press

Так в 2000 году в Одессе открылся офис агентства 4press. Мы основали компанию вместе с еще одним партнером, но затем он отошел от дел, а я стала идеологом и главным «двигателем» компании. Андрей присоединился к нам в 2014 году.

Сначала в компании работало четверо людей: два основателя и два дизайнера. Отсюда и четверка в названии. Наши первые дизайнеры сейчас живут в США, так что от первоначальной команды осталась только я.

Потом в разное время у нас работало от шести до одиннадцати человек. Штат дизайнеров увеличивался за счет моей преподавательской работы: у нас часто стажировались студенты. Самые заинтересованные и трудоспособные оставались работать в компании.

Часто мы подключаем людей под конкретные проекты – тогда работников становится вдвое больше. Обычно у нас в среднем работает 15–20 человек.

О первых проектах

Катерина: Наши первые большие проекты были связаны с виноделием: в начале 2000-х годов разрешили приватизировать винодельческие предприятия, а до этого вино буквально разливали ковшиками в бутылки, клеили этикетку и продавали из-под полы. После легализации отрасли винодельням стала нужна качественная реклама. И мы ее для них делали.

В Одессе мы тогда находились всего пару недель в месяц, остальное время проводили в рабочих командировках по Украине: ездили на производство, говорили с владельцами, искали преимущества, которые можно было использовать в рекламе. Для них мы разрабатывали айдентику, упаковку, этикетки. В том же 2000 году мы начали работать с винным брендом «Коблево».

Если говорить о необычных проектах, вспоминаю 2008 год. В Одессе тогда открыли отель Maristella Marine Residence. Мы сопровождали проект от стадии «котлована» до дня, когда в отель зашел первый посетитель. И вот однажды собственник попросил нас сделать вывеску, но не простую, а золотую. Длиной 3,5 м и высотой около 80 см. Покрыть такую площадь золотом было очень сложно. Мы нашли компанию, которая может это сделать, аж в Японии. Пришлось везти вывеску туда и обратно.

Вывеска и сейчас там, но мало кто знает ее настоящую ценность – возможно, именно это и помогло ей сохраниться.

О том, что отличает 4press от других агентств

Андрей: Бывает, что клиент обращается к нам, например, по поводу продвижения или построения команды, а оказывается, что у него с финансовой моделью беда или бизнес-модель нерабочая. Поэтому занимаемся всем – по факту, выходит управленческий консалтинг.

Андрей Саламатов, соуправляющий 4press

Лучше всего нашу деятельность описывает понятие «глокал» – «глобальное + локальное», от общего к частному. Это значит, что у нас есть глобальная экспертиза – мы постоянно общаемся с мировым бизнес-сообществом, практически все наши менторы и партнеры живут и работают за рубежом. И мы применяем ее на локальном рынке.

Мировые тренды доходят до нашей страны с опозданием в 3–5 лет. А благодаря нашим связям и направленной на это работе мы эту экспертизу получаем раньше. Отсюда и наше позиционирование – глобальные решения на локальном рынке. Мы постоянно мониторим тренды, подхватываем новые алгоритмы, методики, связанные с аналитикой, стратегическим маркетингом, креативом, менеджментом, дизайном, коммуникациями.

Например, как-то мы помогали проектировать франшизу жилых домов в Украине. Обычно застройщики рассказывают о материалах и качестве строительства, но это уже всем приелось. Нам нужна была оригинальная концепция. Я напрямую участвовал в сборе материала: брал интервью «в полях», делал аналитику, общался с мировыми архитекторами. Я узнал, что в одной европейской стране жителей привлекают к проектированию домов. В случае нашего клиента это выглядело так: приходите вы в отдел продаж, а вас спрашивают, каким бы вы хотели видеть пространство в доме и рядом с ним. Это называется партисипативным проектированием.

Конечно, у него есть рамки, технические и архитектурные ограничения, но будущие жильцы могут влиять на «наполнение» и вид жилищного комплекса.

Также представители клиента ходили по микрорайону будущей застройки. Это был частный сектор, которому почти 200 лет. Они изучали историю района, общались с жителями, спрашивали, чего им не хватает. Идея была в том, чтобы сделать пространство интересным, понятным и органичным не только для тех, кто купил квартиру, а и для тех, кто живет рядом.

 

О самых сложных и запоминающихся проектах

Андрей: Очень сложно выбрать пару примеров из более чем тысячи проектов, но как-то мы делали предпроектное исследование для социальной сети, которая платит в криптовалюте пользователям за публикацию контента.

Поначалу не была до конца понятна география пользователей, монетизация, отличия от конкурентов. Идею нужно было отшлифовать до состояния, чтобы в нее готовы были инвестировать. Мы связывались с иностранными экспертами, работали с сервисами по опросу жителей различных стран (США, ОАЭ, Южная Корея, Австралия, Германия, Индия и так далее), чтобы понять, с какой страны начинать. В ОАЭ даже попали под санкции: местные чиновники не пропускали наш опросник, хотя мы работали с ним во многих странах. Пришлось провести небольшие переговоры с сотрудниками МВД Эмиратов, чтобы нам разрешили опросить тамошних людей.

Наше исследование компания потом использовала, чтобы скорректировать бизнес-модель и получить инвестиции. В эту бизнес-модель поверили, потому что мы собрали определенные данные: почему должно быть именно так, на чем это основывается. В итоге в проект в первом раунде вложили несколько миллионов долларов.

Второй запоминающийся пример – проект для судоходной компании. Традиционно в этой отрасли все происходит очень медленно, платежи и согласования могут длиться неделями. Поэтому компания клиента наняла разработчиков и поручила им создать платформу, где бы заключали контракты по аренде судов, а расчеты бы производились в криптовалюте.

Забавная история получилась с названием. Руководитель компании увлекался китайской культурой, поэтому хотел, чтобы название соответствовало правилам фэншуй. Мы поговорили с мастером фэншуй и узнали, что название должно состоять из семи букв.

Мы даже получили перечень этих букв и также тех, которых в названии быть не должно. Дополнительная сложность была еще и в том, что будущий домен с названием сайта должен быть свободным по всему миру, включая Китай. Было крайне нелегко и благодаря этому интересно.

После этого проекта я сам стал интересоваться восточной философией и культурой, и многие управленческие принципы мы внедрили у себя в агентстве.

О том, как формировали сообщество вокруг агентства

Андрей: В 2018 году мы стали анализировать, в какую сторону будут меняться креативная и образовательная сферы. Мы прогнозировали, что крупные компании будут создавать креатив внутри, а это значит, что частично рынок наших услуг может сузиться. Тогда мы решили, что нужно формировать вокруг себя сообщество.

Стали проводить различные воркшопы по креативному мышлению. Когда начался ковид, запустили эфиры «Прямой кефир» о том, как бизнесу реагировать на пандемию. А рассказать нам было что: наше агентство до ковида параллельно могло вести порядка 40–45 проектов на разных рынках и из разных сфер, соответственно, мы владели большим количеством данных. Мы мониторили западные издания, мировые консалтинговые компании, искали мнение экспертов, интервьюировали наших клиентов и партнеров, знакомились с историей кризисного менеджмента – проштудировали безумный объем информации. В эфире рассказывали о том, как компании меняют свою деятельность, подстраиваются под новую реальность

Из этого формата родилось «Утиное кафе» – зум-кафе, куда люди приходят с вопросами по бизнесу и получают экспресс-консультации. Последние мы даем на волонтерских началах. Например, к нам обратился бизнесмен. Он переправлял контейнер с химическими веществами, которые используются в сельскохозяйственной и текстильной промышленности. Пока груз плыл в Турцию, покупатель передумал его брать. Нужно было продать это химическое соединение, но потенциальных клиентов для такого товара очень мало. Мы пообщались с партнерами из логистической сферы, они посоветовали связаться с турецкими логистическими компаниями – у тех часто есть выходы на покупателей. Сбросили им презентацию, и они забрали контейнер. Случилось все довольно оперативно.

Катерина: Самому «кафе» 2,5 года. Встреч мы уже не посчитаем, потому что были периоды, когда могли проводить их каждую неделю, а бывало, что через неделю. Атмосфера всегда получалась удивительная: слушатели в чате обменивались идеями, говорили, чем могут друг другу помочь, моментально появлялись совместные проекты.

Во время пандемии мы привлекали экспертов, которые занимались психологическими ресурсными техниками, помогали оставаться людям в нормальном состоянии. В военное время провели несколько встреч с экспертами и бизнес-консультантами из Нидерландов, Польши, Германии, Чехии. Акцент делали на практических ответах: как релоцировать бизнес, какие возникают юридические тонкости и прочее. Обычно на встречах было от 30 до 50 человек.

 

О кризисах 2008, 2014 и 2020 годов

Андрей: Я уже говорил, что увлекся китайской культурой, потому обращусь к «Книге перемен» – лучшему учебнику по менеджменту из когда-либо написанных. Там прямо прописано, как выходить из кризиса. Также из нее можно узнать, что кризис – это никакое не «время возможностей», как это принято считать. На самом деле иероглиф «кризис» можно буквально перевести как «двойная опасность». Если правильно себя поведешь – выплывешь, если нет – потонешь. Но «правильно» – это как?

  • Первое, что нужно сделать во время кризиса – это замедлиться. Не паниковать, дать себе некоторое время для того, чтобы осознать, что происходит. В одном из переводов «Книги перемен» буквально написано: «Затормози свои колеса». Именно так поступил, например, американский летчик Чесли Салленбергер: когда у его самолета отказали двигатели, он примерно минуту ничего не делал, сидел и размышлял, как спасти жизнь экипажа и пассажиров. И он смог посадить огромный пассажирский лайнер на реку Гудзон.
  • Второе правило – оптимизировать все, что можно оптимизировать. Скажем, договориться, чтобы вам уменьшили арендную плату за офис или отсрочили задолженность.
  • Третье – оптимизировать процессы в компании, чтобы сохранить ядро, благодаря которому можно дальше развиваться. В кризис не нужно думать о прибыли в первую очередь, нужно думать о людях. Ведь, когда кризис закончится, у вас останутся сэкономленные деньги, но команду вы будете собирать с нуля. Поэтому максимум внимания людям: коммуникация, психологическая обстановка, забота о них.

К примеру, у нашего студента был бизнес, связанный с мероприятиями – его компания предоставляла персонал: стюардов, официантов, охрану, технических специалистов. В штате было порядка 1,5 тыс. человек. Во время пандемии заказов не было, но компания позаботилась о команде. Кого могли – трудоустроили, кому-то выплатили зарплату с бонусом. Штат сократился с 1,5 тыс. до 30 человек.

Вместе они придумали, чем бы могли заниматься – стали проводить субботники для ОСМД, концерты во дворах, фитнес-вечеринки и так далее. В итоге смогли содержать себя и команду. Уверен, когда сфера оживет, они быстро вернутся к работе. В отличие от тех бизнесменов, которые запаниковали, не выходили на связь и «морозились» от сотрудников и партнеров. Когда они вернутся на рынок, им придется начинать все сначала.

 

О том, как агентство переживает войну

Андрей: Первым делом мы привели в порядок все текущие проекты – связались с клиентами, уточнили, планируют ли они продолжать работу или приостанавливают сотрудничество. Потом мы проговорили с командой дальнейшие условия работы и успокоили ее: сказали, что компания продолжит работу, это не первый наш кризис, у нас есть запас финансовой прочности. И все время даем понять, что будет происходить дальше.

Чтобы поддерживать людей эмоционально, ввели специальные еженедельные сеансы неформального общения – перед каждой планеркой обсуждаем, у кого что произошло. Если кто-то хотел пойти учиться или найти подработку – мы тоже помогали.

В итоге мы потеряли только одного человека, и то только потому, что он переехал в другую страну.

Катерина: В работе мы сосредоточились на быстрых услугах – экспресс-консалтинге и быстрых исследованиях. Например, к нам обратилась компания, которой уже завтра нужно было что-то показать немецкому инвестору, а маркетолог, который две недели готовил материалы, пропал вместе с авансом. За восемь часов мы подготовили исследование, и собственник получил инвестиции.

Также появилась опция менторинга – когда с заказчиком проходим какой-то путь.

Сейчас компании трансформируются и просто проконсультировать человека не всегда достаточно. Иногда это пошаговые вещи, где важно все: от личного комфорта и самочувствия собственника до каких-то контактов, которыми мы готовы поделиться.

Еще мы ввели у себя более строгую калькуляцию по человеко-часам. Появилась отдельная табличка, по которой рассчитываем стоимость услуг, и в зависимости от расходов можем четко просчитать до копейки, сколько должны инвестировать в проект.

Изменились сроки ответа на запросы от клиентов. Скорость работы внутри коллектива увеличилась в два раза. Если раньше на подготовку простой коммуникационной модели уходила неделя, то теперь справляемся за пару дней. Вернулись старые клиенты – из 11 проектов, незавершенных с начала войны, не возобновился только один. Конечно, появляются и новые проекты.

Прибыль агентства упала, но убытков у нас не было.

О том, как украинский бизнес переживает войну

Андрей: Мне кажется, сейчас лучшее время, чтобы открывать бизнес. Рынок очистится, и многие конкуренты уйдут, откроются новые возможности, упадет стоимость рекламы. Всем клиентам, которые к нам обращаются, мы советуем наращивать рекламные бюджеты, а не сокращать их. У украинцев есть какая-то финансовая подушка, запас прочности, появляются новые потребности.

Конечно, какие-то рыночные ниши замедлятся в плане спроса, но там можно предложить дополнительные услуги, разработать дополнительные продукты.

К примеру, наши клиенты в Броварах открывали крафтовую пекарню. Они добавляют различные травяные добавки, поэтому хлеб может быть малинового, фиолетового и других необычных цветов. Ребята заказали оборудование, хотели развивать производство, продавать свою продукцию в больших сетевых магазинах, но началась война.

Мы провели исследование, и оказалось, что покупатели настроены позитивно. Потом мы сделали брендинг, зарегистрировали их компанию, помогли решить вопрос по подключению к электросетям, разрешили кадровые вопросы. Сейчас они набирают персонал и вскоре откроются.

Или крупный дистрибьютор керамической плитки и сантехники. Казалось, что на время войны стройка остановилась, ремонты в квартирах прекратились. Что делать? Заморозить бизнес? Перевезти в другое место?

Мы разработали маркетинговую стратегию, запустили рекламную кампанию, программу лояльности, внедрили акционные предложения. Настроили внутреннюю работу по коммуникации, вплоть до отдела маркетинга, с которым им помогаем. И потихоньку обороты у них растут, выходят на нужный уровень.

О планах

Катерина: Мы уверены, что в Украине будет интересно вести бизнес. Знаем, что вскоре все изменится до неузнаваемости в положительную сторону.

Из-за того, что некоторые украинцы уехали, мы подкорректировали стратегию агентства в сторону экспорта. Поэтому у нас есть прирост зарубежных компаний, но это происходит естественным путем, без революционных изменений, потому что мы делали это и раньше. У нас всегда были зарубежные клиенты, которым интересны либо наша компетенция, либо украинский рынок.

Наш сознательный выбор – остаться в Украине. Это не только патриотизм, рациональный расчет или экономический фактор. Наша позиция отражает глубокую веру в будущее для украинцев, которые оказались не только стойкими, но и показали, что такое настоящие человеческие ценности.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Потап дал 3-часовое интервью Дудю: репер утверждает, что помог Украине на 100 миллионов гривен
Gloss
2025-02-10T15:03:53Z
20-летняя модель завоевала титул «Мисс Украина 2024»: она представит страну на конкурсе «Мисс Мира»
Gloss
2024-12-06T16:30:50Z
В сети рассекретили имя мужчины, который должен был стать героем шоу «Холостяк-13» вместо Терена
Gloss
2024-11-29T17:16:39Z
Украинский Щедрик стал частью новогодней рекламы Chanel
Gloss
2024-11-22T16:13:24Z
Украинка стала режиссером нового клипа Леди Гаги
Gloss
2024-10-30T15:28:08Z
Рэпер Эминем впервые станет дедушкой: видео его реакции на новость
Gloss
2024-10-04T16:48:49Z
Linkin Park возвращается с новой вокалисткой спустя 7 лет после смерти фронтмена
Gloss
2024-09-06T15:22:47Z
Мадонна отметила свой 66-й день рождения в шляпе от украинского бренда
Gloss
2024-08-28T12:00:55Z
Анонимная певица Klavdia Petrivna впервые показала свое лицо в новом клипе с группой Tvorchi
Gloss
2024-08-23T15:52:15Z
Crocs выпустили пушистые и глазастые тапки в коллаборации с «Корпорацией монстров»
Gloss
2025-02-07T17:12:54Z
МастерШеф 14 сезон. Випуск 18 від 28.12.2024
InfoHome
2025-01-08T16:45:55Z
Balenciaga представила очень минималистичную обувь The Zero
Gloss
2024-12-04T18:36:54Z
Аукционный дом MacDougall;s проведет перед аукционную выставку 22-23 ноября в Лондоне
Ukraine Art News
2024-11-12T20:18:58Z
Самые смешные фотографии дикой природы: финалисты конкурса Nikon Comedy Wildlife Awards 2024
Gloss
2024-09-30T13:13:29Z
Надя Дорофеева презентовала клип на новую песню «Нитроглицерин»
Gloss
2024-08-07T15:40:50Z
Balenciaga выпустили самую дорогую в мире авоську за 7 тысяч долларов
Gloss
2024-07-17T16:30:55Z
В Steam стартовал фестиваль файтингов
Overclockers
2024-07-16T06:52:19Z
ЗНАКОМСТВО С ЛОНДОНСКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ЛАРОЙ ДЖУЛИАН
Ukraine Art News
2024-06-08T15:42:56Z
Официальный трейлер комедии «Песики» с Лесей Никитюк
KinoFilms
2025-02-12T12:45:30Z
Украинский трейлер аниме «Кот-призрак Анзу»
KinoFilms
2025-02-07T13:03:39Z
Украинский трейлер мультфильма «Динозаврик»
KinoFilms
2025-02-07T12:03:38Z
Вышел трейлер фильма «Мир Юрского периода: Возрождение»: звездный состав и динозавры
Gloss
2025-02-05T19:18:55Z
Второй украинский трейлер боевика «Опасный рейс» с Марком Уолбергом
KinoFilms
2025-01-31T13:48:33Z
Украинский трейлер криминального экшна «Хочу сейчас»
KinoFilms
2025-01-30T07:36:46Z
Украинский трейлер фильма «Канадец» с Ричардом Гиром и Умой Турман
KinoFilms
2025-01-30T07:12:35Z
«Проклятые»
KinoFilms
2025-01-21T12:42:38Z
Второй украинский трейлер фильма «Обезьяна» по книге Стивена Кинга
KinoFilms
2025-01-20T15:54:36Z
16 удивительных мест, которые стоит увидеть своими глазами
Men's Life
2025-02-04T10:24:53Z
Гольф на снегу
Men's Life
2024-12-30T20:57:37Z
Стала известна судьба собаки, которую заметили на вершине 140-метровой пирамиды Египта
Gloss
2024-10-24T17:16:12Z
В Берлине открыли самые высокие качели в Европе – видео
Gloss
2024-10-14T15:15:49Z
Доступ к реке: 6 идей, как киевляне могут получить комфортные набережные
Хмарочос
2024-09-30T13:23:52Z
ТОП-8 экстремальных видов спорта
Men's Life
2024-08-19T07:57:54Z
В Китае открыли 24-километровый морской мост, который побил сразу 10 мировых рекордов
Gloss
2024-07-03T12:40:09Z
Самый большой в мире круизный лайнер Icon of the Seas отправился в свой первый рейс
Gloss
2024-01-29T17:51:45Z
Самые комфортные места для жизни уже в недалеком будущем
Men's Life
2024-01-24T08:33:40Z
Первая прогулка с собакой: как к ней подготовиться
Ukraine Art News
2025-02-21T07:15:48Z
Мужские тайны: в каких случаях стоит держать язык за зубами?
Men's Life
2025-02-19T09:51:44Z
40 тонн секс-товаров украинцы заказали в 2024 году: инфографика заказов по городам и товарам
Gloss
2025-02-17T18:12:50Z
Огромный горбатый кит проглотил и выплюнул человека у берегов Чили
Gloss
2025-02-17T16:57:55Z
Как вылечить ринит?
Men's Life
2025-02-17T08:30:50Z
Apple представила iPhone 16E — самый доступный смартфон в линейке компании
Gloss
2025-02-19T18:57:53Z
GTA 6 официально выходит в 2025 году: что известно о самой ожидаемой игре в мире
Gloss
2025-02-17T16:06:57Z
В России выпустили настольную игру по мотивам захвата территорий Украины
Gloss
2025-02-06T15:51:53Z
Где выгодно купить запчасти для телефонов оптом: советы для мастеров и сервисных центров
Gloss
2025-01-27T16:49:10Z
Канадец собрал дома ядерный реактор, потратив всего 3 000 долларов
Gloss
2025-01-23T17:51:55Z
На выставке CES 2025 представили первый в мире летающий мотоцикл
Gloss
2025-01-21T18:06:50Z
Яблоки вкуснее, чем пирог за 5 минут! Простой рецепт! Быстрая яблочная запеканка к чаю на сковороде
InfoHome
2025-02-21T07:24:38Z
Подсели всей семьей на эту вкуснятину! 10 минут и готово! Лучший рецепт котлет из куриной грудки
InfoHome
2025-02-19T06:09:38Z
Эта вкуснятина для души! Все смешал и в духовку! С таким пирогом и торта не нужно!
InfoHome
2025-02-17T11:33:54Z
Никогда не ел капусту с мясом так вкусно! Быстрое блюдо на ужин – тушеная капуста на сковороде!!!
InfoHome
2025-02-16T10:18:49Z
Вкуснее гречки не ел! Как приготовить гречку, чтобы было очень вкусно. Самый вкусный рецепт гречки
InfoHome
2025-02-16T10:15:43Z
Всего три ингредиента, а готовится пять минут! Салат Египетский шок как просто и полезно!
InfoHome
2025-02-14T07:57:46Z
Больше не жарю рыбу! Готовлю с секретным ингредиентом. Это не просто вкусно, а бесподобно вкусно!
InfoHome
2025-02-13T10:03:55Z
Курица по-индийски. Это бесподобно вкусный рецепт из курицы! Слов нет, так вкусно!
InfoHome
2025-02-13T10:00:55Z
Пирог из лаваша с фаршем за 10 минут. Сытный вкусный ужин. Проще не бывает
InfoHome
2025-02-13T10:00:54Z