Артур Лупашко
Украинский гостиничный бизнес в этом году пережил больше всего испытаний за годы существования. Приостановка заработка в первые месяцы войны, отсутствие летнего курортного сезона, нехватка туристов из-за границы, обстрелы и российская оккупация. Эта реальность для многих отельеров стала настоящим вызовом.
Сейчас же мы видим положительные тенденции восстановления рынка, в частности, открытие новых объектов и возобновление внутренних поездок на отдых и в командировки. Наибольшие показатели загрузки стабильно демонстрируют объекты в западном регионе страны. По прогнозам экспертов, они будут пользоваться наибольшей популярностью у туристов в ближайшие годы.
2022 в цифрах и фактах
В начале полномасштабной войны в центральной, южной и восточной частях Украины показатель отказов от бронирования гостиниц увеличился до 85-98%.
Люди массово переезжали на запад страны, что спровоцировало 100% загрузку местных гостиниц. Некоторые заведения предоставляли номера бесплатно, а некоторые – наоборот, значительно поднимали цены. Зато гостиницы в других регионах либо работали в убыток, либо вообще закрылись.
Отсутствие свободных мест в гостиницах на западе Украины в первые месяцы войны повлекло за собой существенное повышение туристического сбора. Так, согласно данным Государственного агентства развития туризма, за первое полугодие 2022 года он составил 89,4 млн. грн., что почти на 28,8% больше аналогичного периода 2021 года – 69,4 млн. грн. Уровень загруженности гостиниц в западном регионе начал спадать только в конце весны.
Следует отметить, что летний курортный сезон в Украине в этом году не состоялся. Не открылось более 2 тыс. объектов гостиничной недвижимости на юге и востоке Украины.
Также ряд объектов подвергся обстрелам. Точной информации о количестве поврежденных гостиниц в Украине нет, известно о некоторых. Среди них есть и объекты, которые находятся в управлении нашей компании Ribas Hotels Group.
Так, был разрушен глемпинг Mandra Shato Trubetskogo под Новой Каховкой (Херсонская область), а отель Play Hotel долгое время оставался в оккупированном Херсоне и был разрушен на 80%.
Также повредили объект сети Reikartz в Николаеве. Кроме того, по данным проекта RebuildUA, в Ирпене Киевской области, который месяц находился под оккупацией, было разрушено 28 отелей.
Сейчас ситуация на гостиничном рынке стабилизируется с каждым месяцем. Трудно сказать, когда отрасль сможет окончательно вернуться к довоенным показателям. Прежде всего, это зависит от интенсивности обстрелов, продолжительности войны и уровня миграции украинцев за границу.
Так сейчас 99% гостей – украинцы, еще 1% – иностранцы. Это волонтеры, журналисты, военные, представители международных организаций, миссий и так далее. Однако положительные тенденции, ускоряющие восстановление, мы видим уже сейчас. За этот год открылся ряд отелей.
Как наша компания переживает военное время
Еще во время пандемии мы поняли, что нужно минимизировать постоянные затраты – переводить их в переменные. Эта тенденция в целом наблюдается в нашей компании с марта 2020 года.
Так, например, в отеле Ribas Karpaty горничные получают почасовую оплату. Это обеспечивает гибкость и им, и нам. У менеджеров основная часть зарплаты – в процентах от прибыли.
Кроме того, мы стараемся меньше тратить на то, что не дает денег. Перед запуском каждого процесса анализируем, принесет ли это реальные средства.
Относительно изменений в постоянном составе компании, он значительно сократился. Если до начала полномасштабной войны во всех гостиницах, которыми мы руководили, работало 650 человек, то сейчас осталось около 70.
Что за время войны осталось неизменным, это наша цель – развитие туристической культуры в Украине. И сейчас мы продолжаем работать над будущими проектами.
Отель в Карпатах
Наша компания хочет изменить культуру туризма в Украине, вывести гостеприимство на новый уровень, оказывать влияние на развитие туристической отрасли, создавать современные продукты, сотрудничать с другими брендами, развивать новые туристические направления.
Также нашей целью было стать мировой сетью, но раньше это были амбиции, а ныне – потребность. К примеру, сейчас мы проектируем гостиницу в Ереване.
Инвестировать или подождать
Несмотря на войну, отельеры и эксперты рынка отмечают, что сейчас происходит формирование отложенного спроса на внутренний туризм. Именно это должно стимулировать инвесторов вкладываться в недвижимость заранее.
С 24 февраля доходность на вложенные средства в среднем по стране уменьшилась с 11% до 8-9%. Однако из-за удорожания себестоимости строительства и увеличения спроса, капитализация будет постепенно демонстрировать рост.
Так многие наши партнеры, планировавшие строить объекты на востоке страны, изменили вектор на западную часть и уже занимаются реализацией проектов.
В частности, гостиничная ветвь остается привлекательным направлением инвестирования. Если вложить деньги в такую недвижимость сейчас, доходность будет составлять 10-15% годовых. Окупаемость проекта в среднем будет занимать до 8 лет, при загрузке отеля на уровне 55-65%.
Чаще всего инвестиционные риски связаны с безопасностью в регионе. Поэтому я советую инвестировать в гостиничную недвижимость на западе страны. Многие украинские курорты еще долгое время будут оставаться заминированными или разрушенными. На ближайшие 5-10 лет наибольшей популярностью для отдыха будут пользоваться Карпаты, в частности Буковель.
Остальные угрозы можно решить с помощью команды – профессиональных проект-менеджеров, надежных подрядчиков и опытного гостиничного оператора, что гарантирует объекту успех.