Признанный критиками фильм «Побег из курятника» (2000) компании Aardman Animations — это классическая анимация, популярная как у взрослых, так и у детей.
Сейчас, когда ему уже более 20 лет, он остаётся самым кассовым анимационным фильмом всех времён, что свидетельствует о его захватывающей и эмоциональной истории, основанной на действиях, и запоминающихся персонажах.
«Побег из курятника» имеет стиль фильма о побеге военнопленных, в котором главную роль играют цыплята.
Они бросают вызов своим жадным до прибыли владельцам, мистеру и миссис Твиди.
С непогрешимой Джинджер у руля цыплята пытаются уклониться от попыток миссис Твиди получить прибыль с помощью её механизированной машины для приготовления куриных пирогов, в конечном итоге убегая в эгалитарную утопию.
В то время как фильм развлекает всю семью моментами лёгкого юмора и захватывающими экшн-сценами, именно дух революции движет фильмом.
Куриный побег представляет собой острую политическую аллегорию, которая принимает форму антикапиталистической позиции против частной собственности на средства производства и эксплуатации рабочих для получения прибыли.
Миссис Твиди — воплощение капиталистической жадности.
Миссис Твиди — запоминающийся злодей этой истории, где она жаждет всё большей прибыли от своей птицефермы и отрицает утверждения своего мужа о том, что цыплята и сами «организованы».
Как жадный начальник, который не ценит свою рабочую силу, миссис Твиди отказывается верить, что цыплята умны, пока не становится слишком поздно.
Её планы стать ещё богаче мотивированы популярным журналом для птицеводов, заголовок которого гласит: «Устали получать мизерную прибыль?» Издание зловеще предлагает фермерам перейти на механизированное производство и превратить своих яйцекладущих рабочих в пироги.
Аллегорически говоря, этот зловещий заговор представляет собой капиталистическую эксплуатацию тела рабочего с целью получения прибыли.
Утверждение мистера Твиди о том, что цыплята «организованы», не находит отклика у его жены, пока побег не приближается к своей кульминации, и его заявление не превращается в драматическое заявление о том, что «куры восстают!» В конечном счёте именно способность миссис Твиди недооценивать силу коллективных действий позволяет плану побега Джинджер увенчаться успехом.
Куры мечтают о новом доме, где их жизнь не будет зависеть от их способности производить яйца.
В начале фильма было показано, что те цыплята, которые отстают от своей нормы по количеству производимых яиц, буквально превращаются отбивную.
И когда открывается зловещая машина для пирогов миссис Твиди, необходимость побега приобретает новую остроту.
Прибытие петуха по имени Рокки подпитывает их надежду научиться летать, облегчая стремление к свободе.
Но сам Рокки — жертва капиталистической лживой рекламы — он может летать только в том случае, если его выбросят из цирковой пушки.
В конечном счёте, коллективные действия цыплят позволяют кооперативу построить спасательный самолёт.
Бэбс и её постоянное вязание — шутка на протяжении всего фильма, но её труд становится жизненно важным элементом финального побега, олицетворяющего расширение прав и возможностей женщин.
Это становится свидетельством важности всего труда, когда он направлен на достижение коллективной цели, которая не связана исключительно с прибылью.
Джинджер берёт на себя инициативу по защите коллективного труда.
План побега Джинджер противоречит индивидуальной жадности миссис Твиди.
Джинджер говорит Рокки, что один или два цыпленка потенциально могут относительно легко сбежать, но это просто не вариант.
Курятник — это коллектив, и план побега обязательно позволяет каждой курице быть на свободе.
Ни одна курица не должна быть забыта.
Джинджер пытается объяснить своим собратьям-цыплятам, что действительно существует место без заборов и без фермеров, где они будут нести ответственность за своё выживание.
Конечная утопия, к которой она стремится, определяется свободой и бегством от собственности: «Мы либо умрём свободными цыплятами, либо умрём, пытаясь стать таковыми» — её мантра.
Заключительные сцены фильма изображают побег в «Птичий заповедник», где над словом «Птица» нацарапано «Цыплёнок».
В конце показано потомство цыплят Джинджер и Рокки, что невозможно на ферме, где все яйца собираются неоплодотворенными, что наводит на мысль о новой жизни, свободной от вмешательства человека в естественный жизненный цикл.
Большинство анимационных фильмов содержат то, что может быть интересно и для взрослых, и создатели таких фильмов ценят, если их работу часто просматривает взрослый зритель.
Это оправдывает включение как юмора для взрослых, так и политических комментариев, которые в значительной степени будут проигнорированы более молодой аудиторией.
В «Побеге из курятника» характеристика Рокки как привлекательной мужской звезды цирка вдохновляет на серию ироничных острот.
Но в фильме юмор сочетается с искренностью.
Параллели с военнопленными добавляют семейному фильму слой мрака, а визуальные подсказки напоминают о концентрационном лагере времен Второй мировой войны.
Это одна из многих скрытых глубин «Побега из курятника», которая предлагает взрослой аудитории вникать в тонкости подтекста.
Такая сложность в фильмах, в первую очередь предназначенных для детей, позволяет представить политическую аллегорию, которая казалась бы слишком откровенной или проповеднической в неанимационном фильме для взрослых.
Изображение собственности, эксплуататорского труда и коллективного стремления к свободе создаёт очень увлекательный и успешный анимационный фильм, гениальность которого понравится людям всех возрастов.
Успех «Побега из курятника» уже давно вызывает разговоры о продолжении, и подтверждено, что премьера фильма «Побег из курятника» состоится на Netflix в 2023 году.
Стремление Джинджер помогать всем цыплятам как коллективу явно по-прежнему остаётся её приоритетом в сиквеле.