Алексей Асанов. Фото предоставлено спикером
Алексей Асанов – продакт-менеджер IT-компании Lalafo. В марте ему с друзьями-айтишниками пришла идея – разработать систему, которая бы с дронов сбрасывала взрывчатку на оккупантов и делала бы русских «хорошими».
Сначала проект назвали Sky Delivery, а когда к команде присоединились другие разработчики, сменили название на «Кажан Sky». Сейчас в команде 16 человек, которые производят 300 систем в месяц и передают их Армии.
Каждый день в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! 🙂
Редакция MC.today расспросила Алексея, из каких деталей состоял первый прототип, как в нем оказались ушная палочка и иголка от шприца, и почему способность дрона перенести балалайку тоже может пригодиться на фронте.
«До войны осталось 8 дней»
Мы с двумя друзьями вместе еще с университета Шевченко, после которого все пошли в IT. Алексей Фурдило сейчас работает в GlobalLogic бэкенд-разработчиком, а Саша Таланов – фронтенд в SoftServe.
Мы не очень верили в возможность войны. Но 16 февраля мне позвонил друг и сказал, что она начнется через восемь дней. Этот человек владеет определенной информацией, и я доверился ему. На следующий день вывез жену, маму и дочь на запад Украины. А ровно через восемь дней действительно началась полномасштабная война.
Когда родные были в безопасности, мы с Лешей и Сашей собрались во Львове и поселились втроем. В первые дни начали волонтерить: я занимался организацией логистики из-за границы. Также собирали деньги и закупали все, что нужно на фронт – дроны, тепловизоры и так далее. Искали за границей гуманитарку для освобожденных городов и везли в Украину.
Из-за отсутствия опыта в волонтерстве попадали в истории.
Однажды мы должны были принять из Португалии несколько тонн гуманитарки для Ирпеня. За 12 часов до прибытия машины оказалось, что у португальского водителя нет техпаспорта, и он не сможет заехать в Украину.
Мы договорились, что он оставит груз в Перемышле, вблизи границы. За несколько часов нашли там дедушку с бабушкой, которые разрешили выложить «гуманитарку» прямо у них во дворе. А разгрузить все это согласились 12 учеников католической семинарии, которые нашлись через «сарафанное» радио. Приехали прямо в рясах и разгрузили всю гуманитарку.
Со временем мы стали размышлять, чем еще можем быть полезны фронту.
В мирное время системы сбросов доставляли кольца невестам
Однажды мы сидели на кухне и смотрели видео с фронта. Начали фантазировать, что бы мы могли разработать полезного, и заговорили о системах сбросов взрывчатки для дронов. Выяснилось, что такие устройства есть даже на AliExpress. Там их предназначение – доставлять кольца невестам.
Системы сбросов, которые продают на AliExpress. Скрин-шот
У нас был дрон Mavic Pro, который мы вскоре должны были передать военным. И мы решили сделать систему сброса под него.
Лёша Фурдило, хорошо разбирающийся в электронике, сказал, что нам нужно для сбора системы сброса. Следующие два дня мы искали во Львове детали для первого прототипа. Еще нужно было напечатать из пластика модель, которую эта электроника «оживит». Ее мы нашли в интернете и сразу отдали на 3D печать.
Днем мы работали в IT-компаниях, а ночью – конструировали. Саша Таланов писал код для прошивки, Леша паял и учил нас паять, а я делал все понемногу: собирал, перерабатывал модели для 3D печати, искал военных, которым такая система будет полезна.
Первый прототип состоял из Arduino
Первые испытания системы мы делали прямо дома. Держали дрон Mavic Pro в руках и сбрасывали с него пакет, потом бутылку – все работало. Мы решили дорабатывать систему и параллельно предлагать ее военным.
Но нас ждала неожиданность: оказалось, что Mavic Pro на фронте почти не используется. Самые распространенные дроны там – Mavic 3. Они иной формы, и на них наша система не вставала. Мы стали думать, что делать дальше.
Нас подозревали в том, что мы в ДРГ
Чтобы переработать нашу систему под Mavic 3, нам нужно было узнать его размеры. В интернете об этом не было почти ничего, мы начали спрашивать волонтеров, на что слышали только: «Вы что ДРГ? Мы ничего не скажем».
Когда мы опубликовали в соцсетях наш первый прототип системы сброса, с нами стали делиться контактами людей, тоже конструирующих их. Так мы нашли парня, который поделился моделью сброса для Mavic 3.
Мы написали для нее свою прошивку, поменяли электросхему. Для того, чтобы удешевить производство, начали использовать аккумуляторы из одноразовых электронных сигарет.
В начале их было сложно найти. Тогда я попросил жену сделать пост в InstAgram, что мы ищем такие сигареты. Наши люди невероятны: на следующий день у нас уже было около тысячи аккумуляторов.
За первый месяц мы собрали три системы сброса. Назвали проект Sky Delivery. На второй месяц мы поставили цель – сделать 100 систем. Собрали 30 и поняли, что нужно расширять команду, потому что втроем мы не достигнем больших объемов.
Знакомство с «кажанами»
В Telegram есть группа, где объединились гражданские производители систем сбросов со всей Украины. У нас была офлайн встреча с ее участниками, на которую все принесли свои модели.
Мы смогли рассмотреть их и, проанализировав другие системы, поняли свои ошибки. К примеру, что корпус системы, которую мы изготовляли, перекрывает радиатор дрона и он перегревается. Следовательно, так время полета сокращается.
Нам очень понравилась одна из моделей, и мы познакомились с ее разработчиками. Это были братья Виталий и Игорь, которые в мирное время занимались освещением на концертах. Сейчас у них собственная мастерская с генератором и 3D принтерами – для работы над системами сбросов. Мы предложили наладить совместное производство систем по их прототипу.
Братья рассказали нам об инженере Олеге Беличенко, который разработал модель сброса «кажан». Она похожа на летучих мышей, отсюда и название. Он производил их своими силами небольшими партиями, потому что никакого финансирования не имел. Даже платы производил в домашних условиях.
Мы познакомились и увидели, что его система превосходит те, которые мы собирались производить – она была простой и универсальной. Мы предложили братьям и Олегу объединиться, чтобы делать общий проект и увеличивать объемы производства. Все согласились, и Sky Delivery превратился в «Кажан Sky».
Прототип сделали с использованием ушной палочки и иголки от шприца. Айтишники разработали систему сброса взрывчатки с дронов
Можем создать собственную IT-компанию
Сейчас у нас в команде 16 человек. Я шучу, что мы уже можем образовать отдельную IT-компанию: в «Кажан Sky» есть СТО Антон Линевич, Senior DevOps Сергей Матвеев, есть фронтенд, бэкенд-разработчик, продакт-менеджер и тестировщик.
Антон и Сергей отвечают за 3D печать – они печатают модели наших инженеров. Наш R&D Олег Беличенко постоянно что-то меняет и улучшает. Виталий и Игорь делают системы на новые дроны. Я занимаюсь фандрейзингом и масштабированием проекта.
Команда проекта
Кроме того, у нас есть инженеры, которые занимаются исключительно сборкой готовых деталей. Мы закупаем и передаем им электронику, а те, у кого есть доступ к 3D печати – передают модели. Инженеры собирают готовые изделия – 25-30 систем в неделю.
Мы все находимся в разных уголках страны – в Кривом Роге, на Закарпатье, в Киеве. И это хорошо, потому что мы меньше зависим от света в одном регионе, а значит, производство не встает. За седьмой месяц работы мы изготовили 327 систем. Планируем производить до 500.
«Кажаны» на фронте
Многие, наверное, смотрели видео, «как москаль учится танцевать гопак в окопе». Это работа нашей системы. Или, как на русских солдат сбросили с дрона балалайку с тротилом – тоже работа «кажанів». Уничтожение БТРов и вывод из строя членов российской армии – это уже классика работы наших систем.
Полгода работы мы отдавали системы на фронт бесплатно. Наконец, сами военные сказали, что хотят за них платить. Мы установили условную стоимость 1 тыс. грн. Но есть много затрат и рисков, которые мы не закладываем сюда.
Наконец, для военных мы организовали две очереди на приобретение систем: одна за донат в 1 тыс. грн, вторая – бесплатная. За донат двигается немного быстрее – 1–3 дня ожидания, без доната – обычно до недели. По этим очередям мы уже передали на фронт более 600 систем.
В основном «Кажан Sky» существует благодаря гражданским донатам. На днях мне позвонил знакомый и спросил, сколько сейчас в очереди заказов – было 28. Он перечислил нам 22 тыс. грн: «Отметьте, как донат и передавайте военным». Кто-то сбрасывает 10 грн, кто-то 50 грн – каждый вклад важен. Потому что 10 грн – это, например, пять фоторезисторов.
Сейчас все наши усилия и время должны быть сконцентрированы на помощи ВСУ. Поэтому после работы я собираю системы сброса, а моя двухлетняя дочь подходит и говорит: «Папа очень любит системочки». Но после победы я мечтаю полностью вернуться к привычной работе и после рабочего дня отвозить дочь в детскую комнату, где есть батуты и мороженое.