Украина рассчитывает получить от своих международных союзников две эскадрильи истребителей по 12 самолетов в каждой. Об этом со ссылкой на спикера ВВС Украины Юрия Игната сообщила испанская газета El Pais.
Каждый день в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! 🙂
Новый истребитель для украинских ВВС
Полковник Игнат добавил, что приоритетом ВВС является получение американских F-16, но Киев также рассматривает варианты с французскими Rafale и шведскими JAS 39 Gripen.
Редакция MC.today изучила технические характеристики американского «Сокола», шведского «Грифона» и французского «Шквала», а также разобралась, какой из этих боевых самолетов станет лучшим защитником украинского неба.
General Dynamics F-16 Fighting Falcon
F-16 Fighting Falcon, или «Атакующий сокол» – это легкий одномоторный истребитель четвертого поколения, который поступил на вооружение США в 1978 году. Благодаря удачной конструкции, универсальности и относительно невысокой цене он стал самым массовым истребителем четвертого поколения в мире.
F-16 израильских ВВС с подвесными топливными баками
Разработчики F-16 преследовали цель дополнить тяжелый и дорогой истребитель F-15 более легким и дешевым самолетом для завоевания превосходства в воздухе. Для воплощения этой концепции они выбрали однодвигательную схему со среднерасположенным крылом, плавное сопряжение которого с фюзеляжем позволило обеспечить высокую маневренность.
Интересно, что такую же схему первоначально рассматривали конструкторы фронтового истребителя МиГ-29. Но отсутствие легкого двигателя с достаточной тягой заставило остановиться на схеме с двумя двигателями. В результате второй двигатель «съел» резерв полезной нагрузки. Поэтому МиГ-29 может нести боевую нагрузку 2200 кг, а у F-16 этот показатель доходит до 8 тонн.
F-16 Fighter Falcon ВВС Польши
F-16 также может похвастаться современной электронной «начинкой». На последних версиях установлен многофункциональный бортовой радар AN/APG-83 с дальностью обнаружения целей до 370 км и возможностью отслеживать до 20 целей на земле и в воздухе. Особенностью самолета является монолитный выпуклый купол кабины без переплета, который дает пилоту свободный обзор на 360 градусов.
F-16 десятки лет является основой военно-воздушных сил США. За это время он претерпел 10 модификаций и стал многоцелевой платформой, способной выполнять самые разные миссии: от патрулирования и разведки до перехвата воздушных целей и ударов по наземным объектам.
Истребитель F-16 Fighting Falcon польских ВВС
В версиях F-16 легко запутаться. Они отличаются по поколениям: А, В, С, D и самое современное V. А внутри каждого поколения дополнительно подразделяются на «блоки» – группы с одинаковыми изменениями бортового оборудования, двигателей и авионики
Модификации
- Block 1 – базовая модификация совершила первый полет в августе 1978 года.
- Block 15 (1978 год) – самолет получил новое хвостовое оперение, возможность подвески тяжелых бомб и импульсный радар AN/APG-66 с дальностью до 150 км.
- Block 15OCU (1981 год) – установили новый двигатель, самолет получил возможность использовать дальнобойніые ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. Кстати, именно такие стоят на американских комплексах NASAMS, которые уже защищают украинское небо.
- Block 25 (1984 год) – дальность радара увеличили до 250 км. Реализовали принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация выводится на электронные дисплеи. Это упрощает управление самолетом и позволяет пилоту сконцентрироваться на боевых задачах.
- Block 30/32 (1989 год) – часть конструкций самолета заменили на радиопоглощающие материалы для снижения заметности на радарах.
- Block 40/42 (1995 год) – на вооружение самолета поступили управляемые авиационные бомбы с лазерным наведением.
- Block 50/52+ (производится до нашего времени) – установили более мощный двигатель, дополнительные топливные баки на фюзеляже.
- Block 70/72 – самолет получил новый бортовой компьютер.
Плюсы и минусы F-16 для Украины
Популярность. Если говорить простыми словами, то F-16 – это дверь, через которую Украина может войти в мир авиационного безлимита. Судите сами: сегодня на вооружении 25 стран состоит более 4,5 тыс. этих боевых самолетов. Количество выпущенных Fighting Falcon просто фантастическое. Оно в 17 раз превышает аналогичный показатель для Gripen, и в 26 раз – для французского Rafale.
И это еще не предел. В 2021 году Пентагон и General Dynamics подписали соглашение, согласно которому до 2031 года с конвейера сойдет еще 1100-1400 F-16 последних модификаций. Поэтому, учитывая ситуацию, Украина вполне может рассчитывать на место в очереди за самым популярным в мире истребителем.
Универсальность. Сегодня на вооружении ВВС Украины состоят боевые самолеты четырех типов. Это истребители МиГ-29 и Су-27, штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24. Однако существует программный документ «Видение Воздушных сил ВСУ на период до 2035 года», в котором четко сказано, что мы не можем позволить себе роскошь содержать такое разнообразие самолетов.
Истребитель F-16D Fighting Falcon ВВС Турции
Это обременительно как финансово, та и логистически и не соответствует мировым тенденциям. Ведь в большинстве стран мира парк боевых самолетов сегодня состоит из универсального истребителя и в некоторых случаях учебно-боевых самолетов для решения вспомогательных задач.
В украинских ВВС считают, что переход на единый тип многофункционального боевого самолета облегчит обслуживание техники, упростит поставку запасных частей и сократит накладные расходы. Отсюда вытекает, что перспективный украинский истребитель должен быть максимально универсальным. И F-16 вполне соответствует этим требованиям.
Fighting Falcon может выполнять задачи как истребителя, так и ударного самолета. Он способен нести ракеты для ударов по земле, морским целям и для боев в воздухе. Но особо украинские пилоты выделяют способность F-16 подавлять противовоздушную оборону.
F-16CJ Fighting Falcon
Для выполнения таких миссий специально разработаны модификации CJ и DJ, они несут продвинутые средства радиоэлектронной борьбы, а также ракеты AGM-88 HARM, которые автоматически наводятся на радары противника.
Экономичность. Существенным отличием F-16 от знакомых нам истребителей МиГ-29 и Су-27 является схема с одним двигателем. Это позволяет снизить расход топлива и сократить другие эксплуатационные расходы.
Наглядным отражением данного факта является средняя цена одного часа полета. У F-16 она составляет $7 тыс., у двухдвигательного Rafale – $16,5 тыс., а у современного российского Су-35 и вовсе достигает $40 тыс.
Информационне возможности. Важным достоинством F-16 является способность быстрого получения информации от внешних разведывательных средств. Это, например, могут быть беспилотники или разведывательные самолеты НАТО, которые постоянно дежурят у границ Украины. Если украинские ВВС пополнятся истребителями F-16, то получать оперативную информацию от союзников им станет намного проще технически.
Вооружение. F-16 вооружен встроенной 20-мм авиационной пушкой M61-A-1 Vulcan (511 снарядов) и имеет 11 точек подвески внешнего вооружения, на которых может нести до 8 тонн различного вооружения. Напомним, что боевая нагрузка МиГ-29 – до трех тонн.
Ассортимент подвесного вооружения F-16
Успешный опыт боевого применения. Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, стран НАТО и Израиля превышает 50. Именно истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский Су-24 24 ноября 2015 года.
Политический аспект. В долгосрочной перспективе закупка американских истребителей могла бы еще больше сблизить Украину и США, которые являются нашим основным союзником в войне с россией.
Требования к аэродромам. Нижнее расположение воздухозаборника на F-16 предъявляет повышенные требования к качеству взлетных полос. Во время полномасштабной войны, которая продолжается почти год, добиться этого может стать проблемой. С другой стороны легкие JAS 39 Gripen отличаются очень демократичными требованиями к качеству аэродромного покрытия и по некоторым данным могут взлетать даже с грунтовых полос.
Стоимость. Бюджету США F-16 Fighting Falcon в базовой комплектации обходится в $50–60 млн. Это намного меньше, чем просят за французский Rafale, но всё же больше, чем стоит шведский JAS 39 Gripen, базовая стоимость которого начинается с $30 млн. Для сравнения: стоимость истребителя Су-27 на мировом рынке оценивается в $30-35 млн. Новый МиГ-29 тянет на $22-24 млн.
Истребители F-16 и JAS 39 Gripen (слева) на одной взлетной полосе
Однако нужно понимать, что эти цифры относятся к цене собственно самолета. А при закупке партии истребителей в сумму контракта закладывают множество сопутствующих услуг. Например, стоимость обучения персонала, техническое обслуживание, запасные части и запас боеприпасов, который в некоторых случаях может быть дороже самих самолетов.
Так Словакия в 2019 году заказала 14 истребителей F-16V, или Viper, Block 70/72 за $1,8 млрд. Получается, что цена одного самолета составила около $128 млн. В том же году Болгария заказала 8 самолетов F-16 той же версии с дополнительными услугами по обучению персонала за $1,2 млрд. Таким образом конечная стоимость одного боеготового F-16 Block 70/72 может составлять $130–150 млн.
SAAB JAS 39 Gripen
JAS 39 Gripen – это многоцелевой истребитель четвертого поколения, который разработала и выпускает шведская компания Saab. На вооружение ВВС Швеции JAS 39 поступил в 1997 году, что делает его одной из самых свежих разработок на рынке. Как мы сказали выше, F-16 приняли на вооружение в 1978 году, а МиГ-29 – в 1983.
SAAB JAS 39 Gripen
При создании Gripen стояла задача получить самолет с универсальным набором возможностей. Собственно аббревиатура JAS так и расшифровывается: Jakt (истребитель), Attack (штурмовик), Spaning (разведчик).
Отличительной особенностью шведского истребителя является аэродинамическая схема «утка», в котрой впереди основных крыльев расположены маленькие «крылышки» – органы продольного управления. Это увеличивает подъемную силу на всех режимах полета, но вместе с тем увеличивает радиолокационную заметность самолета.
Компоновка SAAB JAS 39 Gripen / Источник: Википедия
На вооружении JAS 39 стоит встроенная 27-мм пушка Mauser BK-27, которая может делать 1700 выстрелов в минуту, но имеет боезапас всего 120 снарядов против 550 у F-16. На 10 узлах подвески Gripen может нести до 5,3 тонны вооружения, что почти в два раза меньше аналогичных показателей у F-16 (7,8 тонны) и Rafale (9,5 тонны).
Плюсы и минусы Gripen для Украины
Простота пилотирования и обслуживания. Есть информация, что обучение летного состава и технического персонала для JAS 39 займёт по крайней мере в два раза меньше времени, чем нужно для F-16. В условиях, когда авиационная поддержка требуется ВСУ уже сегодня, это очень важный фактор, который может стать решающим.
Цена самолета. При цене от $35 млн. до $55 млн. шведский истребитель четвертого поколения несколько дешевле американских F-16 и в разы дешевле французских Rafale.
Эксплуатационные расходы. В перспективе «Грифоны» могут существенно сэкономить оборонный бюджет. Ведь, по оценке Jane’s defense, стоимость летного часа JAS 39 составляет всего $4,7 тыс. при аналогичном показателе $7 тыс. у F-16. Еще одно важное достоинство шведского истребителя – способность взлетать с не очень качественных полос и автомобильных дорог, что не требует от Украины дополнительной подготовки аэродромов.
JAS 39 Gripen – легкий одномоторный многоцелевой истребитель производства шведской авиакосмической компании Saab
Опыт боевого применения. По состоянию на сегодня JAS 39 состоит на вооружении шести стран: Швеции, ЮАР, Венгрии, Чехии, Таиланда и Великобритании. Однако никакой информации об участии самолета в реальных боях нет. Поэтому остаются сомнения насчет того, как самолет поведет себя в боевой обстановке.
Боевая нагрузка. По максимальному весу боевой нагрузки Gripen существенно уступает своим конкурентам. Это можно считать одним из главных его недостатков.
Dassault Rafale
Французский истребитель Dassault Rafale (Шквал) – это еще один кандидат на пополнение украинских ВВС. О возможности передачи этих французских истребителей в Украину 30 января, на пресс-конференции в Гааге, сообщил президент Франции Эммануэль Макрон.
Истребители Rafale ВВС Катара / Источник: Dassault Aviation
Нужно отметить, что тема поставки Rafale в Украину родилась не сегодня. Ее активно обсуждали еще в 2021 году перед визитом Макрона в Киев. Однако Rafale – один из самых дорогих истребителей в мире, поэтому принять решение тогда не решились даже с учетом кредита на покупку в размере 1,5 млрд евро.
Заметим, что двухдвигательный французский «Шквал» не только самый дорогой, но и самый тяжелый из всех самолетов в нашем обзоре. Его максимальная масса превышает 24 тонны против 14 тонн у Gripen. Из-за разницы в весе летные характеристики тоже несколько уступают конкурентам. Так, максимальная скорость Rafale 1915 км/ч против 2178 км/ч у F-16, а практический потолок 15 240 м против 18 000 м у американского истребителя.
Компоновка истребителя Dassault Rafale / Источник: Википедия
Но есть области, в которых Rafale превосходит обоих конкурентов: это дальность, боевая нагрузка и технологии «стелс»
Плюсы и минусы Rafale для Украины
Вооружение. Все модели истребителя Rafale оснащены 30-мм автоматической пушкой GIAT 30 с темпом стрельбы от 300 до 2500 выстрелов в минуту. Начиная с 2008 года новые Rafale изготовляют по стандарту вооружения F3, который предусматривает возможность одинаково успешно вести бой в режимах перехватчика, штурмовика, бомбардировщика и разведчика.
Подвесное вооружение французского истребителя Rafale
На 14 точках подвески Rafale могут нести до 9,5 тонн вооружения. Это крылатые ракеты большой дальности Storm Shadow, противокорабельные ракеты AM39 Exocet, новейшие ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor и целый ряд управляемых бомб. Кроме того, возможна установка ядерных ракет ASMP-A.
Опыт боевого применения. Французские истребители Rafale неоднократно принимали участие в боевых операциях. Это война в Афганистане (2007–2014), война в Ливии (2011), военная операция против «Исламского государства» (2015–2016). Правда во всех этих случаях самолет использовали в качестве разведчика и бомбардировщика, поэтому о перспективах столкновения с российскими истребителями судить довольно сложно.
Сложность управления и эксплуатации. Французский истребитель отличается высокой сложностью управления и обслуживания. Известно, например, что на обучение пилотов Rafale требуется по крайней мере два года.
Макеты истребителей Rafale на стенде французской компании Dassault Aviation
Стоимость самолета. Rafale, вероятно, является самым дорогим из существующих сегодня боевых самолетов четвертого поколения. Известно, например, что Индия закупила их примерно по $240 млн. Поэтому о массовых поставках Rafale Украине говорить не приходится.
Эксплуатационные расходы. Тут, к сожалению, Rafale – лидер антирейтинга. Средняя цена одного часа полета у него составляет $16,5 тыс. Это в три раза больше, чем у шведского JAS 39 Gripen. Есть о чем задуматься.
Сравнение технических характеристик F-16, Gripen и Rafale
Название | F-16V Block 70/72 | JAS-39 Gripen | Dassault Rafale |
Страна | США | Швеция | Франция |
Длина | 15,03 м | 14,1 м | 15,3 м |
Размах крыла | 10 м | 8,4 м | 10,9 м |
Масса пустого | 9,9 т | 7,1 т | 10 т |
Боевая нагрузка | 7,8 т | 7 т | 9,5 т |
Узлов подвески | 11 | 10 | 14 |
Тяга двигателя | 1 Х 84 кН | 1 х 62 кН | 2 х 50 кН |
Максимальная скорость | 2178 км/ч | 2130 км/ч | 1915 км/ч |
Боевой радиус | 550 км | 800 км | 1389 с ПТБ |
Практический потолок | 18 000 м | 15 240 м | 15 240 м |
Скороподъемность | 254 м/с | 255 м/с | 305 м/с |
Стоимость | $56 млн. | $45 млн. | $85–124 млн. |
* Данные 2011 года из индийского тендера на закупку и организацию лицензионного производства 126 средних многоцелевых истребителей
Получит ли Украина западные истребители
По данным издания Politico, западные союзники Украины обсуждают возможность поставки в Украину реактивных истребителей. При этом издание отмечает, что дебаты вокруг поставки самолетов могут оказаться еще более горячими, чем обсуждение передачи танков.
Авиационная тема станет главной на следующем саммите союзников на авиабазе Рамштайн. А пока ключевые страны делают заявления, чтобы обозначить свою позицию. 19 января о готовности рассмотреть передачу Украине F-16 заявил министр иностранных дел Нидерландов Вопке Гукстра. Украина также получила «позитивные сигналы» от Польши, которая готова передать истребители F-16 по согласованию с НАТО.
Министр обороны Германии Борис Писториус, напротив, считает, что о предоставлении истребителей пока не может быть и речи. А его британские коллеги допускают передачу Украине истребителей уже после того, как российские войска будут вытеснены с украинской территории. В свою очередь президент Байден ответил лаконичным «нет» на вопрос журналистки Юлии Ярмоленко из «Голоса Америки» предоставят ли США истребители F-16 Украине.
Удивление вызывает тот факт, что накануне многие источники сообщали о практической готовности Вашингтона к принятию положительного решения. Но мы помним, что подобная ситуация была с поставками всего тяжелого вооружения от Himars и Patriot до танков Abrams – сначала категорически отрицали, но потом все-таки поставляли.
Напомним, что спикер ВВС Украины Юрий Игнат сообщил, что Министерство обороны уже начало работы по подготовке аэродромной инфраструктуры к приему западных истребителей. А на обучение пилотированию F-16 летчиков, список которых уже сформирован, по его словам, уйдет несколько недель.
Кстати, на финансирование программы подготовки украинских пилотов на американских истребителях Конгресс США еще в июле выделил $100 млн. Возможно часть летчиков уже начала курс обучения, поэтому Игнат и называет такие оптимистичные сроки.
Некоторые эксперты связывают их передачу Украине со сроками получения зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot. По их словам, сначала Patriot должен обеспечить надежный противоракетный зонтик над несколькими аэродромами, где впоследствии смогут базироваться новые боевые самолеты